дисциплина. Взаимоотношение между реальным миром, культурой и языком. 1 Понятие «культура». Компоненты, функции и виды культуры
дисциплина Тема 1. 1 Теоретические основы лингвокультурологии. Взаимоотношение между реальным миром, культурой и языком Понятие «культура». Компоненты и функции культуры. Виды культуры. Понятие «лингвокультурология». Задачи и цели лингвокультурологии. Объект и предмет исследования лингвокультурологии. Функции культуры и их реализация в различных лингвокультурах. Проблема соотношения языка, мышления и реального мира. Понятие языковой и культурной картины мира. Ключевые термины: культура, лингвокультурология, компоненты культуры, функции культуры, виды культуры, языковая и культурная картины мира.
1 Понятие «культура». Компоненты, функции и виды культуры
«Культура» – 1) совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни (материальная культура); 2) просвещенность, образованность, начитанность [1]. Culture is the way of life, especially general customs and beliefs of a particular group of people at a particular time. Youth / working-class / Russian / Roman / mass culture [CIDE]. Culture is the customs, beliefs, art, music and all the other products of human thought made by a particular group of people at a particular time (ancient Greek culture, a tribal culture, pop culture) [DELC]. Таким образом, культура – это совокупность практических навыков, идей, обычаев, традиций, верований, достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни, образ жизни народа, система ценностей, обусловливающих нормы и правила поведения людей конкретного общества. Компоненты культуры– знания, ценности, нормы, обряд, обычай, ритуал, традиции, повседневное поведение человека. Функции культуры: 1 Познавательная функциязаключается в том, что культура накапливает и сохраняет знания, полученные в ходе исторического развития общества, тем самым создавая благоприятные возможности для познания и освоения человеком окружающего мира.
2 Функция исторической преемственности (или информационная) – это передача (трансляция) социальной наследственности из поколения в поколение, учет опыта прошлых поколений, традиций, их использование. 3 Семиотическая, или знаковая (от др. -греч. sema – «знак»), функция исходит из того, что культура – это знаковая система, без овладения знаками которой невозможно постижение данной культуры. 4 Регулятивно-нормативная функция проявляется в том, что культура в той или иной степени влияет на поведение людей и определяет их поступки, действия и выбор тех или иных духовных и материальных ценностей. 5 Ценностная, или аксиологическая, функциязаключается в том, что культура как система ценностей формирует у человека определенные потребности и ориентиры. 6 Коммуникативная функция состоит в том, что культура формирует условия и средства человеческого общения. 7 Гуманистическая, или человекотворческая, функция состоит в том, что культура – это совершенствование способностей человека, его натуры, способствует его самореализации в обществе [2, с. 13]. Виды культуры: материальная культура – орудия труда, жилища, предметы обихода, одежда, средства транспорта и т. п.; духовная культура – познание, нравственность, воспитание и просвещение: право, философия, этика, наука, искусство, литература, язык, мифология, религия. Материальная и духовная культуру неразрывно связаны между собой: материальные явления, с одной стороны, являются основой духовного, а с другой, духовность культуры во многом реализуется в материальной сфере, опирается на нее, объясняется ею. Формы существования и проявления культуры различны, и в связи с этим выделяют этническую, соционормативную, художественную, мировоззренческую культуру.
Этническая культура – компоненты материальной культуры, как поселение, жилище, одежда, пища; народное художественное творчество, фольклор; а также обычаи, ритуалы, обряды, праздники, что все вместе взятое характеризует этнос, этническую общность. Соционормативная культура – совокупность правил и норм речевого и неречевого поведения членов общества, как представителей конкретных социальных страт (групп). Художественная культура – предметы материальнойи духовной культуры в таких проявлениях, как искусство и литература. Понятие мировоззренческой культуры связано с понятием «ценности», которая интерпретируется как положительная или отрицательная значимость предмета, общественного явления для человеческого субъекта, поскольку мировоззрение есть результат взаимодействия системы ценностей личности с ее жизненными условиями, поведенческими мотивами и установками [3]. Таким образом, культура представляет собой сочетание разных субкультур и проявляется в различных формах.
2 Понятие «лингвокультурология». Задачи и цели
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|