Софистика и софизмы
Преднамеренная ошибка, совершаемая с целью запутать противника и выдать ложное суждение за истинное, называется софизмом (от греческого sofisma — измышление, хитрость). Первые софизмы были созданы софистами, представителями софистики — логического гечения в Древней Греции. Софисты за плату обучали искусству вести полемику, причем в стремлении привести необходимые доказательства они не гнушались заведомым нарушением логических законов. Афинский комедиограф Аристофан в комедии «Облака» дал убийственную характеристику софистам, которые, пытаясь разными уловками научить «кривым речам», вполне серьезно решают: «На сколько стоп блошиных блохи прыгают? », «Того, кто денег даст им, пред судом они обучают кривду делать речью правою». Эта точка зрения древнегреческого гражданина в целом совпадает с позицией логиков: так, согласно Аристотелю софистика — это «искусство наживы с помощью мнимой мудрости, а потому софисты стремятся к мнимым доказательствам». Аристотель обстоятельно рассмотрел излюбленные приемы софистов: использо вание слов, имеющих разный смысл; смешение многих вопросов в один; смешение абсолютного и относительного; подмена тезиса; предвосхиспоры — эти бескровные турниры, где столько же грации, сколько силы — были молодеческим гарцеванием на строгой арене философии; это — удалая юность науки... »
Но в дальнейшем софистика уже абсолютно вырождается в попытки выдать ложь за истину путем различных ухищрений. Недаром немецкий писатель Георг Кристоф Лихтенберг в своих «Афоризмах» подчеркивал: «Человек становится софистом и прибегает к ухищрениям там, где ему недостает знаний». По мнению Виктора Гюго, софисты — ядовитая поросль, присосавшаяся к здоровым растениям, «цикута в девственном лесу». В своем романе «Человек, который смеется»» он в самых резких выражениях характеризует софистические уловки: «Существует всякого рода гимнастика лжи. Софист — фальсификатор: в случае нужды он насилует здравый смысл. Определенная логика, чрезвычайно гибкая, беспощадная и искусная, всегда готова к услугам зла: она изощреннейшим образом побивает скрытую в тени истину». И далее Гюго делает вывод: «Ложная наука — отброс науки подлинной, и ею пользуются для того, чтобы губить философов. Философы, создавая софистов, сами роют себе яму. На помете певчего дрозда вырастает омела, которой ловят дроздов». Примером использования софизмов является ситуация, которую описывает Л. Соболев в «Повести о Ходже Насреддине». . Ходжа Насреддин (оказавшись при дворе бухарского эмира в облике придворного мудреца) выходит из трудного положения при помощи следующего софизма: «Эмир спросил: — Если мы, великий эмир бухарский, согласно вашим утверждениям могуч и непобедим, то почему государи сопредельных мусульманских стран до сих пор не прислали к нам своих послов с богатыми подарками и с изъявлениями своей полной покорности нашему непреоборимому владычеству? Мы ждем ваших ответов на этот вопрос. Полная растерянность охватила придворных. Они бормотали итого невнятное, всячески стараясь уклониться от прямого ответа. Один только Ходжа Насреддин сохранял уверенное спокойствие. Когда очередь дошла до него, он сказал:
богата, и, соблазнившись, придет со своим войском и заберет нашу землю. Если же, наоборот, мы пошлем ему подарки беднее, то он оскорбится и все равно двинет на нас свое войско. Он, эмир бухарский, велик, славен и могуч, и лучше всего не напоминать ему о нашем существовании". Вот как рассуждают государи, и причину того, что они не присылают в Бухару послов с богатыми подарками, нужно искать в их беспрерывном трепете перед всемогуществом нашего владыки».
О многочисленных софистических уловках английских колонизаторов писал Джавахарлал Неру в своих письмах из тюрьмы (куда он был брошен за борьбу против британского владычества в Индии) юной дочери Индире. Неру подчеркивал, что, разорив индийскую ткацкую промышленность с помощью пошлин, бойкота и запретов, английское правительство стало разглагольствовать о политике свободной коммерческой деятельности и невмешательства в частную инициативу. Но Неру столь же критично характеризует софистические уловки деятелей Индийского национального конгресса, который первоначально был организацией крупной индийской буржуазии и индийских помещиков: «Конгресс не обращал внимания на изнурительную бедность масс и на их нужды. Он требовал „индианизации", т. е. предоставления большего числа мест на государственной службе индийцам вместо англичан. Он не замечал, что несправедливость в Индии заключается в самой машине, которая эксплуатирует народ, а кто управляет ею, индус или иностранец, — это не столь существенно». Понятие о логических парадоксах Парадокс — это рассуждение, доказывающее как истинность, так и ложность некоторого суждения, иными словами, доказывающее как это суждение, так и его отрицание. Парадоксы были известны еще в древности. Например, парадокс «лжец» или «лгущий критянин (т. е. житель острова Крит)», сформулированный древнегреческим философом Эвбулидом из Милета (IV в. до н. э. ). Суть парадокса такова: «Критянин Эпименид сказал: «Я сейчас лгу». Анализ этого высказывания дает ошеломляющий результат: критянин сказал правду тогда и только тогда, когда он солгал, и наоборот. Разрешить этот парадокс логики пытались уже в древности, причем Диодор Кронос умер от огорчения, убедившись в неудаче своих попыток, а Филет Косский покончил с собой. Парадокс «куча» также был обнаружен уже в Древней Греции. Суть его такова: одно зерно кучи не составляет; если прибавить к нему еще одно зерно, то кучи также не получится; не создаст кучи и третье, и четвертое зерно; не создаст кучи и каждое вновь прибавленное зерно. Но когда же можно говорить о куче? Аналогичен ход рассуждений в парадоксе «лысый»: если у человека с пышной шевелюрой выпадает один волос, то лысина не появится; с выпадением второго, третьего и т. д. волоса — тоже; спрашивается: с выпадением какого числа волос образуется лысина?
Парадоксы теории множеств Рассел в письме Готтлобу Фреге от 16 июня 1902 г. сообщал о том, что он обнаружил парадокс множества всех нормальных множеств (нормальным множеством называется множество, не содержащее себя в качестве элемента). Рассел популяризировал свой парадокс в следующих вариантах: «деревенский брадобрей» и «мэр города». Обозначим через В выражение «житель деревни, который бреет всех тех и только тех жителей этой деревни, которые не бреются сами». Затем зададим вопрос: кто бреет самого этого В? Оказывается, что если он хочет сам себя брить, то он не может этого сделать, так как он может брить только тех жителей, которые себя не бреют; если же он не будет себя брить, то, как и все жители, не бреющие себя, он должен бриться только у одного специального брадобрея, т. е. у себя. Итак, он не может ни брить себя, ни не брить себя. Другими словами, В бреет В в том и только том случае, когда В не бреет В. Аналогично проводятся рассуждения и в случае парадокса «мэр города». § 6. АРГУМЕНТАЦИЯ И ДИСКУССИЯ Роль доказательства в научном познании и дискуссиях сводится к подбору достаточных оснований (аргументов) и к показу того, что из них с логической необходимостью следует тезис доказательства. Аргументация — способ рассуждения, включающий доказательство и опровержение, в процессе которого создается убеждение в истинности тезиса и ложности антитезиса как у самого доказывающего, так и у оппонентов; обосновывается целесообразность принятия тезиса с целью реализации определенных программ действий, вытекающих из доказываемого положения. Понятие «аргументация» богаче по содержанию, чем понятие «доказательство»: целью доказательства является установление истинности тезиса, а целью аргументации — еще и обоснование целесообразности принятия этого тезиса, показ его важного значения в данной жизненной ситуации и т. д. В теории аргументации «аргумент» также понимается шире, чем в теории доказа- тельства, ибо первый включает не только аргументы, подтверждающие истинность тезиса, но и аргументы, обосновывающие целесообразность его принятия, демонстрирующие его преимущества по сравнению с другими подобными утверждениями (предложениями).
Аргументы в процессе аргументации гораздо разнообразнее, чем в процессе доказательства. Форма аргументации и форма доказательства также не совпадают полностью. Форма аргументации так же, как и форма доказательства, включает в себя различные виды умозаключений (дедуктивные, индуктивные, по аналогии) или их цепь, но, кроме того, сочетая доказательство и опровержение, предусматривает обоснование. Форма аргументации чаще всего носит характер диалога, ибо аргументатор не только доказывает свой тезис, но и опровергает антитезис оппонента, убеждая его или являющуюся свидетелем дискуссии аудиторию в правильности своего тезиса, он стремится сделать их своими единомышленниками. Диалог как наиболее аргументированная форма ведения беседы пришел к нам из древности (так, Древняя Греция — родина диалогов Платона, техники спора в форме вопросов и ответов Сократа и т. д. ). Но диалог — это внешняя форма аргументации: оппонент (что особенно наглядно проявляется в письменной форме аргументации) может только мыслиться. Внутренняя форма аргументации представляет цепь доказательств и опровержений аргументатора в процессе доказательства им тезиса и убеждения собеседника. В процессе аргументации выработка убеждений у собеседника или аудитории часто связана с их переубеждением. Поэтому в аргументации велика роль риторики в ее традиционном понимании как искусства красноречия. В этом смысле до сих пор представляет интерес «Риторика» Аристотеля, в которой наука о красноречии рассматривается как теория и практика убеждения в процессе доказательства истинности тезиса. «Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх изгнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить», — писал древнегреческий ученый Горгий об искусстве аргументации. Не было периода в истории, когда бы люди не пользовались аргументацией. Без аргументации высказываний невозможно интеллектуальное общение. Аргументация — необходимый инструмент человеческого познания истины. Искусство ведения спора называют эристикой-(от греческого ерюпка — спор), так же называется и раздел логики, изучающий приемы спора. Для того чтобы дискуссия, спор были плодотворными, т. е. могли достигнуть своей цели, требуется соблюдение определенных условий. Прежде всего должен существовать предмет спора — некоторая проблема, тема, к которой относятся утверждения участников дискуссии. Если такой темы нет, спор оказывается беспредметным, он вырождается в бессодержательный разговор. Относительно предмета спора должна существовать реальная противоположность спорящих сторон, т. е. стороны должны придерживаться противоположных убеждений относительно предмета спора. Если нет реального расхождения позиций, то спор вырождается в разговор о словах, т. е. оппоненты говорят об одном и том же, но используют при этом разные слова, что и создает видимость расхождения. Необходима также некоторая общая основа спора, т. е. какие-то принципы, положения, убеждения, которые признаются обеими сторонами. Если нет ни одного положения, с которым согласились бы обе стороны, то спор оказывается невозможным. Требуется некоторое знание о предмете спора: бессмысленно вступать в спор о том, о чем ты не имеешь ни малейшего представления. К условиям плодотворного спора относятся также способность быть внимательным к своему противнику, умение выслушивать и желание понимать его рассуждения, готовность признать свою ошибку и правоту собеседника. Только при соблюдении перечисленных условий дискуссия или спор могут оказаться плодотворными, т. е. могут привести к обнаружению истины или выявлению ложности, к согласию или к победе истинного мнения. Спор — это не только столкновение противоположных мнений, но и борьба характеров, поэтому общие приемы и методы успешной борьбы широко применяются в споре. Приемы, используемые в споре, разделяются на допустимые и недопустимые, лояльные и нелояльные. Когда противники стремятся установить истину или достигнуть общего согласия, они используют только лояльные приемы. Если же один из оппонентов прибегает к нелояльным приемам, то это свидетельствует о том, что его интересует только победа, — победа любой ценой. С таким человеком не следует вступать в спор. Однако знание нелояльных приемов спора необходимо: оно помогает нам разоблачать их применение в конкретном споре. Иногда их используют бессознательно или в запальчивости; в таких случаях указание на использование нелояльного приема служит дополнительным аргументом, свидетельствующим о слабости позиции противника. Лояльные (допустимые) приемы спора просты и немногочисленны. Важно с самого начала захватить инициативу: предложить свою формулировку предмета спора, план обсуждения, направлять ход полемики в нужном для вас направлении. В споре важно не обороняться, а наступать. Следует с самого начала вести спор так, чтобы в положение обороняющегося попал противник: чтобы он опровергал ваши аргументы, отвечал на возражения и т. п. Предвидя возможные аргументы противника, следует высказать их самому — и тут же ответить на них. Важное преимущество в споре получает тот, кому удается возложить бремя доказывания на противника; нужно повернуть дело так, чтобы доказывать или опровергать пришлось не вам, а вашему оппоненту. Часто этого простого приема оказывается достаточно для победы: человек, плохо владеющий приемами доказательства, может запутаться в своих рассуждениях и будет вынужден признать себя побежденным. Рекомендуется концентрировать внимание и действия на наиболее слабом звене в аргументации противника, а не стремиться к опровержению всех ее элементов. К лояльным приемам относится также использование эффекта внезапности: например, наиболее важные аргументы можно приберечь до конца дискуссии. Высказав их в конце, когда противник уже исчерпал свои аргументы, можно привести его в замешательство и одержать победу. К лояльным приемам относится и стремление взять последнее слово в дискуссии: подводя итоги спора, можно представить его результаты в выгодном для вас свете. Некорректные, нелояльные приемы используются в тех случаях, когда нет уверенности в истинности защищаемой позиции или даже осознается ее ложность, но тем не менее есть желание одержать победу в споре. Для этого приходится ложь выдавать за истину, недостоверное — за проверенное и заслуживающее доверия. Большая часть нелояльных приемов связана с сознательным нарушением правил доказательства. Сюда относится «подмена тезиса*: вместо того чтобы доказывать или опровергать одно положение, доказывают или опровергают другое положение, лишь по видимости сходное с первым. В процессе спора часто стараются тезис противника сформулировать как можно более широко, а свой — максимально сузить. Более общее положение труднее доказать, чем положение меньшей степени общности. Иногда один из оппонентов начинает задавать своему противнику множество вопросов, часто даже не относящихся к делу, с целью отвлечь его внимание и утопить спор в пространных разговорах. Если один из оппонентов соглашается с одним-двумя частными примерами, то его противник может с торжеством провозгласить общее положение, которое еще отнюдь не обосновано приведенными частными случаями. «Подмена тезиса» может стать средством для достижения победы в споре. О таком случае рассказывает В. В. Вересаев в «Воспомииа- 168 ниях»: «... Печерников легко переиначивал мои слова, чуть-чуть сдвигал мои возражения в другую плоскость и победительно опровергал их, а я не умел уследить, где он мои мысли передвинул. Сплошная была софистика, а я был против нее бессилен... » Одним из наиболее распространенных нелояльных приемов является использование в споре понятий с хвалебным или уничижительным оттенком, например вместо «военные» — «военщина», вместо «молодые люди» — «мальчишки» и т. п. Разновидностью этого приема является «навешивание ярлыков» на противника, его утверждения, его позицию. В спорах и дискуссиях используют и прием, в основе которого лежит ошибка, называемая «переходом в другой род». Она имеет две разновидности: 1) «Кто слишком много доказывает, тот ничего не доказывает»; 2) «Кто слишком мало доказывает, тот ничего не доказывает». В первом случае суть ошибки заключается в том, что вместо высказанного положения пытаются доказать более «сильное», которое может оказаться к тому же и ложным. Например, если вместо утверждения «Все ромбы имеют две оси симметрии» мы будем доказывать тезис «Все параллелограммы имеют две оси симметрии», то окажется, что это сделать невозможно. Последний тезис не является истинным. Однако вполне возможно и достаточно просто доказать, что первое утверждение является истинным. Во втором случае ошибка связана с тем, что вместо общего утверждения или утверждения, имеющего отношение к некоторой области знания, доказывают утверждение частное или имеющее отношение к некоторому подмножеству исходного множества, лишь к части указанной области знания. Например, доказав, что положение «Диагонали всякого квадрата в точке пересечения делятся пополам» является истинным, мы не можем считать доказанным более общее утверждение «Диагонали всякого ромба в точке их пересечения делятся пополам» только на том основании, что любой квадрат является ромбом. Ведь обратное утверждение будет неверным. Однако большая часть нелояльных приемов и уловок в споре связана с использованием недопустимых аргументов. Аргументы, используемые в дискуссии, споре, могут быть разделены на два вида: аргументы ad rem (к делу, по существу дела) и аргументы ad hominem (к человеку). Аргументы первого вида имеют отношение к обсуждаемому вопросу и направлены на обоснование истинности доказываемого положения. В качестве таких аргументов могут использоваться: основоположения или принципы некоторой теории; определения по- нятии, принятые в науке; суждения, описывающие установленные факты; ранее доказанные положения и т. п. Если аргументы данного вида удовлетворяют требованиям логики, то опирающееся на них доказательство будет корректным. Аргументы второго вида относятся не к существу дела, направлены не на обоснование истинности выдвинутого положения, а используются лишь для того, чтобы одержать победу в споре. Они затрагивают личность оппонента, его убеждения, апеллируют к мнениям аудитории и т. п. С точки зрения логики все аргументы ad hominem некорректны и не могут быть использованы в дискуссии, участники которой стремятся к выяснению и обоснованию истины. Наиболее распространенными разновидностями аргументов ad hominem являются следующие. Аргумент к авторитету — ссылка на высказывания или мнения великих ученых, общественных деятелей, писателей и т. п. в поддержку своего тезиса. Такая ссылка может показаться вполне допустимой, однако она некорректна. Дело в том, что человек, получивший признание благодаря своей успешной деятельности в некоторой одной области, не может быть столь же авторитетен во всех других областях. Поэтому его мнение, выходящее за пределы той области, в которой он работал, вполне может оказаться ошибочным. Кроме того, даже в той области, в которой творил великий человек, далеко не все его высказывания или мнения безусловно верны. Поэтому ссылка на то, что какой-то великий человек придерживается такого-то мнения, ничего не говорит об истинности этого мнения. Аргумент к авторитету имеет множество разнообразных форм. Апеллируют к авторитету общественного мнения, к авторитету аудитории, к авторитету противника и даже к собственному авторитету. Иногда изобретают вымышленные авторитеты или приписывают реальным авторитетам такие суждения, которых они никогда не высказывали. Аргумент к публике — ссылка на мнения, настроения, чувства слушателей. Человек, пользующийся таким аргументом, обращается уже не к своему оппоненту, а к присутствующим или даже случайным слушателям, стремясь привлечь их на свою сторону и с их помощью оказать психологическое давление на противника. Одна из наиболее эффективных разновидностей аргумента к публике — ссылка на материальные интересы присутствующих. Если одному из оппонентов удастся показать, что отстаиваемый его противником тезис затрагивает материальное положение, доходы и т. п. присутствующих, то их сочувствие будет, несомненно, на стороне первого. Аргумент к личности — ссылка на личные особенности оппонента, его убеждения, вкусы, внешность, достоинства или недостатки. Использование этого аргумента ведет к тому, что предмет спора остается в стороне и предметом обсуждения оказывается личность оппонента, причем обычно в негативном освещении. Встречается аргумент к личности и с противоположной направленностью, т. е. ссылающийся не на недостатки, а напротив, на достоинства человека. Такой аргумент часто используется в юридической практике защитниками обвиняемых. Яркий пример аргумента к личности можно найти в «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н. В. Гоголя. Иван Иванович в своей жалобе на соседа обвиняет его в разрушении хлева и посягательстве на свою жизнь, приводя такие «убедительные», с его точки зрения, аргументы: «При том же оный, часто поминаемый, неистовый дворянин и разбойник, Иван, Иванов сын, Перерепенко, и происхождения весьма поносного: его сестра была известная всему свету потаскуха и ушла за егерскою ротою, стоявшею назад тому пять лет в Миргороде; а мужа своего записала в крестьяне. Отец и мать его тоже были пребеззаконные люди, и оба были невообразимые пьяницы». Аргумент к тщеславию — расточение неумеренных похвал противнику в надежде на то, что, растроганный комплиментами, он станет мягче и покладистее. Как только в дискуссии начинают встречаться обороты типа «не подлежит сомнению глубокая эрудиция оппонента», «как человек выдающихся достоинств, оппонент... » и т. д., можно предполагать завуалированный аргумент к тщеславию. Аргумент к силе — угроза неприятными последствиями и, в частности, угроза применения насилия или прямое применение каких-либо средств принуждения. У всякого человека, наделенного властью, физической силой или вооруженного, всегда велико искушение прибегнуть к угрозам в споре с интеллектуально превосходящим его противником. Однако следует помнить о том, что согласие, вырванное под угрозой насилия, ничего не стоит и ни к чему не обязывает согласившегося. Аргумент к жалости — возбуждение в другой стороне жалости и сочувствия. Этот аргумент бессознательно используется многими людьми, которые усвоили себе манеру постоянно жаловаться на тяготы жизни, на трудности, болезни, неудачи и т. п. в надежде пробудить в слушателях сочувствие и желание уступить, помочь чем-то. Это влияние может оказаться таким, что в результате возникнет совершенно неожиданная ситуация. Вот что рассказывает, например, А. П. Чехов в «Случае из судебной практики». С защитой Сидора Шельмецова, который обвинялся в краже со взломом, мошенничестве и проживании по чужому паспорту, выступал опытный адвокат. Его выступление и есть не что иное, как «довод к публике». В нем адвокат, не останавливаясь на конкретных фактах, пытается разжалобить публику и присяжных заседателей. «Мы — люди, господа присяжные заседатели, будем же и судить по-человечески! — сказал между прочим защитник. — Прежде чем предстать перед вами, этот человек выстрадал шестимесячное предварительное заключение. В продолжение шести месяцев жена была лишена горячо любимого супруга, глаза детей не высыхали от слез при мысли, что около них нет дорогого отца! О, если бы вы посмотрели на этих детей! Они голодны, потому что их некому кормить, они плачут, потому что они глубоко несчастны... Да поглядите же! Они протягивают к вам свои ручонки, прося вас возвратить им их отца!.. » После такого пассажа, который, конечно же, не мог не вызвать трогательных чувств у присутствующих, адвокат перешел к личности обвиняемого, вновь не обращаясь совершенно к каким-либо фактам. «Взгляните на его глаза!.. Неужели эти кроткие, нежные глаза могут равнодушно глядеть на преступление? О нет! Они, эти глаза, плачут! Под этими калмыцкими скулами скрываются тонкие нервы! Под этой грубой, уродливой грудью бьется далеко не преступное сердце! И вы, люди, дерзнете сказать, что он виноват?! Тут не вынес и сам подсудимый. Пришла и его пора заплакать. Он замигал глазами, заплакал и беспокойно задвигался... — Виноват! — заговорил он... » После признания Сидора Шельмецова вся психологическая обработка присяжных заседателей и присутствующей на судебном заседании публики, которую проводил адвокат, оказалась бессмысленной. Шельмецова осудили. Аргумент к невежеству — использование таких фактов и положений, о которых противник ничего не знает, ссылка на сочинения, которых противник заведомо не читал. Люди часто боятся признаться в том, что они чего-то не знают, им представляется, что этим они роняют свое достоинство. В споре с такими людьми аргумент к невежеству действует безотказно. Однако, если не бояться признать, что чего-то не знаешь, и попросить противника рассказать подробнее о том, на что он ссылается, может выясниться, что его ссылка не имеет никакого отношения к предмету спора. Все перечисленные аргументы являются некорректными и не должны использоваться в строго логичном споре. Заметив аргумент подобного рода, следует указать противнику на то, что он прибегает к некорректным способам ведения спора, следовательно, не уверен в прочности своих позиций. Добросовестный человек в этом случае должен будет признать, что ошибся. С недобросовестным человеком лучше вообще не вступать в спор. , Известный педагог В. А. Сухомлинский писал о большой силе слова, о необходимости пользоваться им тактично, ибо необдуманно сказанное слово может причинить много вреда: «Знай, что твое неразумное, холодное, равнодушное слово может обидеть, уязвить, огорчить, вызвать смятение, потрясти, ошеломить». О бестактности некоторых людей, проявляющейся в их речи, писал французский писатель, мастер афористической публицистики Ж. Лабрюйер: «Для иных людей говорить — значит обижать: они колючи и едки, их речь — смесь желчи с полынной настойкой; насмешки, издевательства, оскорбления текут с их уст, как слюна». И наоборот, о роли положительных эмоций, вызванных добрыми словами, известный просветитель XVIII в. Т. Пэн сказал так: «Если одно-два приветливых слова могут сделать человека счастливым, надо быть негодяем, чтобы отказать ему в этом».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|