Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задачи к теме «гипотеза»




I. Определите вид гипотезы: общая, частная или единичная.

1. Есть много гипотез, объясняющих загадку Тунгусского метео­рита. Вот еще одна. По мнению Н. Домбковского, в районе эпицентра, где совсем недавно геологи нашли богатое месторождение газоконден­сата, из разломов вытекло огромное облако взрывоопасных газов. Рано утром, когда царил штиль и лучи восходящего солнца еще не тронули газ, в это облако влетел раскаленный болид. Он сыграл роль своего рода спускового крючка, горящей спички, поднесенной к бочке с бен­зином. Мощнейший взрыв превратил в пар сам метеорит, уничтожил вокруг все живое...

2. НЛО посланы к нам разными внеземными цивилизациями, оттого-то и конструкции у них такие разные. Это и пилотируемые ко­рабли, и автоматические зонды. Возможно, не всегда они материаль­ны. Кто знает, вдруг и инопланетяне научились отправлять в экспеди­ции своего рода голографические образы, а не сами корабли? Не этим ля объясняются их внезапные появления и исчезновения?

3. «Дик Сэнд предполагал, что такая река найдется, и вот почем он так думал.

Река, впадавшая в Атлантический океан в том самом месте, гд произошло крушение „Пилигрима", не могла течь издалека ни с севе ра, ни с востока, так как горизонт с этих сторон замыкала довольн близкая горная цепь, - та самая, которую вполне можно было приня i за Анды. Следовательно, или река текла с этих высот, или русло е загибалось к югу; в обоих случаях она была где-то недалеко» (Верн М Пятнадцатилетний капитан).

II. Определите, какие гипотезы выдвигались в процессе анализа следующего события.

В повести «Задиг, или Судьба» французский философ-про­светитель Вольтер (1694—1778) иронически описывает следующее событие. Задиг прогуливался возле рощи, когда его спросил конюх, не видел ли он царского коня.

«Это конь, — отвечал Задиг, — у которого превосходнейший галоп; он пяти футов ростом, копыта у него очень маленькие, хвост в три с по­ловиной фута длиной, бляхи его удил сделаны из золота в двадцать три карата, и подковы из серебра... » «По какой дороге побежал он? Где он? » — спросил конюх еще раз. «Я его не видел, — отвечал Задиг, — я даже никогда не слыхал о нем».

Задига, разумеется, обвинили в краже лошади царя, и он еще легко отделался, уплатив огромный штраф. Только после этого Задигу дали слово для оправдания. Он сказал: «Просушиваясь по дорогам этой рощи, я заметил следы лошадиных подков, которые все были на равномерном расстоянии друг от друга. Вот, — сказал я, — лошадь с превосходным гало­ном. Пыль с деревьев вдоль узкой дорога шириной не более семи футов была немного сбита справа и слева, в трех с половиной футах от середины дороги. У этой лошади, — сказал я, — хвост в три с половиной фута дли­ной, который в своем движении направо и налево смел эту пыль. Я сидел под деревьями, образующими свод в пять футов высотой, и видел листья, только что опавшие с ветвей; из этого я узнал, что лошадь дотрагивалась до них и, следовательно, была пяти футов ростом. Что касается ее удил, то они должны быть из золота в двадцать три карата достоинством, пото­му что она потерлась бляхами о камень кремневой породы, который я по­том исследовал. Наконец, по следам подков, оставленным на камнях дру­гой породы, я решил, что ее подковы из серебра... »

III. Проанализируйте два отрывка из рассказов А. Конан Дойля «Пять зернышек апельсина» и «Человек с рассеченной губой». Назо­вите вид гипотезы, о которой в них идет речь.

1. «Теперь обсудим все обстоятельства и посмотрим, какой мож­но сделать из них вывод. Прежде всего мы должны начать с предполо­жения, что у полковника Опеншо были весьма серьезные причины, заставившие его покинуть Америку. В его годы люди не склонны на­рушать свои привычки и добровольно отказываться от прелестного климата Флориды ради уединенной жизни в английском провин­циальном городке. Его крайнее пристрастие к уединению в Англии под­сказывает мысль, что он боялся кого-то или чего-то. Поэтому мы мо­жем принять как рабочую гипотезу, что то был страх перед кем-то или чем-то, что заставило его покинуть Америку, О том, чего именно он бо-


ялся, мы можем судить только на основании зловещих писем, которые получали он и его наследники».

2. «Нельзя терять ни минуты... Он выбрасывает пиджак и хочет выбросить остальные вещи, но слышит шум шагов на лестнице и пе­ред появлением полиции едва успевает захлопнуть окно.

— Это правдоподобно.

— Примем это как рабочую гипотезу, за неимением лучшего... Бун, как я вам уже говорил, был арестован и приведен в участок. Прежняя его жизнь, в сущности, безупречна. Правда, в продолжение многих лет он был известен как профессиональный нищий, но жил спокойно и ни в чем дурном замечен не был».

IV. К какому виду относятся гипотезы, выдвигавшиеся по пово­ду картины Рафаэля (1483—1520) «Портрет женщины под покрыва­лом (Донна Велата)», написанный около 1515—1516 гг.? Неизвестно, кто послужил моделью этого знаменитого портрета. Еще в XVI в. ро­дилась легенда, согласно которой «Женщина под покрывалом» — воз­любленная художника, прекрасная булочница Форнарина. Назывались и другие имена: Лукреция Делла Ровере, внучка папы Юлия II; племянница кардинала Бибиены — Мария, ее прочили Рафаэлю в же­ны. В «Донне Велате» видели аллегорию земной любви, парную к люб­ви небесной. Судя по великолепному одеянию, Рафаэлю позировала знатная особа. Покрывало (il velo), спускавшееся с головы на грудь, — знак замужнего положения дамы, а правая рука, прижатая к груди, — жест, выражающий супружескую верность. Неоднократно отмечалось сходство «Донны Велаты» с «Сикстинской мадонной», «Мадонной Делла Седиа», «Фригийской Сивиллой».

V. Пример какой гипотезы можно найти в книге Стефана Цвейга «Подвиг Магеллана»?

В 1519—1521 гг., обогнув Южную Америку, Магеллан между Heii и архипелагом Огненная Земля открыл пролив, названный Магелла­новым, и вышел из Атлантического в Тихий океан. Эта экспедиция совершила первое кругосветное путешествие.

Но дело в том, что Магеллан верил в существование пролива бла годаря географической карте, оказавшейся ошибочной, ибо на ней про­лив был отмечен на сороковом градусе южной широты, а он находился! на пятьдесят втором.

Какова же роль этой гипотезы? Об этом Стефан Цвейг пишет так: «Заблуждение, в которое он честно уверовал, — вот что в конечном счете и составляло тайну Магеллана.

Но не надо презирать заблуждений! Из безрассуднейшего заблуж-.; дения, если гений коснется его, если случай будет руководить им, мо­жет произрасти величайшая истина. Сотнями, тысячами насчитыва­ются во всех областях знаний великие открытия, возникшие из ложных гипотез. Никогда Колумб не отважился бы выйти в океан, не будь на свете карты Тосканелли, до абсурда неверно определившей контур земного шара и обманчиво твердившей ему, что он в кратчайший срок достигнет восточного побережья Индии. Никогда Магеллан не сумел бы уговорить монарха предоставить ему флотилию, если бы не верил с таким безрассудным упорством ошибочной карте... Только всем серд­цем отдавшись преходящему заблуждению, он открыл непреходящую истину. Магеллан выдвигает новую гипотезу: если этот пролив вооб­ще существует, то он должен быть расположен южнее. И плавание про­должается на юг. Все труднее, все медленнее становится плавание. Магеллан неуклонно держит курс вдоль берегов. Он обследует каж­дую, даже самую малую бухту и везде производит замеры глубин. Прав­да, таинственной карте, заманившей его в плавание и затем в пути его предавшей, он давно уже перестал верить... Когда 24 февраля флоти­лия снова приблизилась к какому-то необъятному широкому заливу, Магеллан опять посылает вперед небольшие суда... дабы установить, не здесь ли откроется проход к Молуккским островам. И опять ниче­го! Опять только закрытая бухта. Так же тщетно обследуют они и два других залива... »

Мы подробно привели эти места из книги С. Цвейга «Подвиг Магеллана» потому, что с их помощью предлагаем учащимся решить ряд проблем, а именно: во-первых, проиллюстрировать, что собой пред­ставляет ложная гипотеза; во-вторых, показать суть логической ошиб­ки, называемой «основное заблуждение», т. е. ложность оснований (ошибочность карты); в-третьих, показать, каким образом опроверга­ются гипотезы; в-четвертых, проиллюстрировать построение Магел­ланом новых гипотез, т. е. гипотез о возможном существовании проли­ва южнее сороковой широты и последующих опровержениях этих ложных гипотез.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Охарактеризуйте гипотезу как форму развития знания.

2. Какие виды гипотез вы знаете?

3. Какова структура гипотезы?

4. Каким образом можно подтвердить гипотезу?

5. Можно ли считать гипотезу опровергнутой, если некоторое след­ствие, логически из нее вытекающее, не соответствует действитель­ности?


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

ЛОГИЧЕСКИЕ КРОССВОРДЫ [XIX]

1. Разгадайте предложенные кроссворды.

 

По горизонтали: 1. Знаковая информационная система. 2. Фор ма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдела ного предмета или класса однородных предметов. 3. Логическая one рация перехода от родового понятия к видовому путем добавлений видообразующих признаков. 4. Совокупность логических приемо! обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других ис­тинных суждений. 5. Материальный предмет (явление, событие), вы­ступающий в качестве представителя некоторого другого предмета. 6. Мысленное соединение в единое целое частей предмета или его при­знаков, полученных в процессе анализа. 7. Тип совместимости поня­тий. 8. Форма мышления, в которой что-либо утверждается или отри­цается о существовании предметов, связях между предметом и его свойствами или об отношениях между предметами. 9. Тип имени. 10. Истинное суждение, которым пользуются для доказательства те­зиса. 11. Вид умозаключения, в котором одна или несколько посылок — разделительные суждения.

По вертикали: 1. Один из законов логики. 2. Функция чело­веческого мозга. 3. Формы силлогизма, различаемые по положению среднего термина (М) в посылках. 4. Иное название отношения про­тивоположности понятий (изображаемых в кругах Эйлера). 5. Обозна­чаемый именем предмет или класс предметов. 6. Тип признаков. 7. Логическое действие, посредством которого объем понятия распре­деляется на ряд подмножеств. 8. Суждение, принимаемое в качестве аргумента без доказательства. 9. Одна из логических связок, пример­но соответствующая союзу «или». 10. Суждение, истинность которого надо доказать. И. То, в чем предметы сходны друг с другом или от­личаются друг от друга.

Ответы на кроссворд

По горизонтали: 1. Язык. 2. Понятие. 3. Ограничение. 4. Доказа­тельство. 5. Знак. 6. Синтез. 7. Тождественные. 8. Суждение. 9. Общее. 10. Аргумент. И. Разделительное.

По вертикали: 1. Непротиворечия. 2. Мышление. 3. Фигура. 4. Контрарность. 5. Значение. 6. Существенные. 7. Деление. 8. Аксио­ма. 9. Дизъюнкция. 10. Тезис. И. Признак.


 

По горизонтали: 1. Вид дилеммы. 2. Суждения, в которых утверж­дается или отрицается существование предмета в действительности. 3. Определение, когда определяющее понятие по объему уже, чем опре­деляемое понятие. 4. Разновидность определения. 5. Форма абстракт­ного мышления. 6. Закон логики. 7. Тип суждения.

По вертикали: 3. Вид категорического суждения. 8. Классифика­ция, благодаря которой происходит распределение предметов по груп­пам на основании их несущественных признаков. 9. Отношение меж­ду объемами двух или нескольких понятий, исключающих друг друга, но принадлежащих некоторому, более общему родовому понятию. 10. Умозаключение, в котором одна или несколько посылок - разде­лительные суждения. 11. Перечисление внешних черт предмета с целью нестрогого отличения его от сходных с ним предметов. 12. Логическое действие, посредством которого объем делимого понятия распределя­ется на ряд подмножеств с помощью избранного деления. 13. Распре­деление предметов по группам, где каждый класс имеет свое постоян­ное и определенное место. 14. Мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным призна­кам. 15. Мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии. 16. Вид индукции, которая доказывает математическое утверждение, основанное на принципе математической индукции. 17. Умозаключение, в котором вывод расширяет сферу знания, выра­женного в посылках. 18. Логическая операция перехода от родового понятия к видовому путем добавления к содержанию данного родово­го понятия видообразующих признаков.

Ответы на кроссворд

По горизонтали: 1. Конструктивная. 2. Экзистенциальные. 3. Уз­кое. 4. Номинальное. 5. Суждение. 6. Непротиворечие. 7. Общеутвер­дительное.

По вертикали: 3. Утвердительное. 8. Вспомогательная. 9. Сопод­чинение. 10. Разделительное. И. Описание. 12. Деление. 13. Класси­фикация. 14. Сравнение. 15. Обобщение. 16. Математическая. 17. Ин­дукция. 18. Ограничение.


2. Правильно ли составлены эти два кроссворда?

 

По горизонтали: 1. Наука, изучающая абстрактное мышление, основными формами которого являются понятия, суждения, умоза­ключения. 2. То, в чем предметы сходны друг с другом или отличны друг от друга. 3. Мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение в них признаков. 4. Отношение между объемами двух или нескольких понятий, исключающих друг друга, но принадлежащих некоторому, более общему родовому понятию. 5. Логическое действие, посредством которого объем делимого поня­тия распределяется на ряд подмножеств с помощью избранного осно­вания деления. 6. Распределение предметов по группам (классам), где каждый класс имеет свое постоянное, определенное место. 7. Логиче­ская связка, которая выражается союзами: и, а, но, да, хотя, который и др. 8. Форма мышления, в которой из одного или нескольких истин­ных суждений на основании определенных правил вывода получается новое суждение, с необходимостью или определенной степенью веро­ятности следующее из них. 9. Суждение, истинность которого надо до­казать. 10. Способ рассуждения, включающий доказательство и опро­вержение, в процессе которого создается убеждение в истинности тезиса и ложности антитезиса как у самого доказывающего, так и у его оппонентов.

По вертикали: 1. Знаковая информационная система. 2. Мыслен­ное объединение отдельных предметов в некотором понятии. 3. Логи­ческая операция перехода от родового понятия к видовому путем до­бавления к содержанию данного родового понятия видообразующих признаков. 4. Умозаключение, в котором одна или несколько посы­лок — дизъюнктивные суждения. 5. Совокупность логических приемов истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и свя­занных с ними суждений. 6. Преднамеренная ошибка, совершенная с целью запутать противника и выдать ложное суждение за истинное.


 

По горизонтали: 1. Вид определения, при котором определяется предмет. 2. Распределение предметов по группам (классам), где каж­дый класс имеет свое постоянное, определенное место. 3. Силлогизм — дедуктивное умозаключение из двух истинных категорических суж­дений, в которых 5 и Р связаны средним термином и при соблюдении правил необходимо следует заключение. 4. Мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение в них призна­ков. 5. Мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии. 6. Логическая операция перехода от родового понятия к ви­довому путем добавления к содержанию данного родового понятия видообразующих признаков. 7. Умозаключения, -в которых вывод рас­ширяет сферу знания, выраженного в посылках. 8. Мысленное выде­ление одних признаков предмета и отвлечение от других. 9. Вид умо­заключения, в котором одна или несколько посылок — разделительные (дизъюнктивные) суждения.

По вертикали: 1. Два или несколько простых категорических сил­логизмов, связанных друг с другом таким образом, что заключение од­ного из них становится посылкой другого. 2. Форма мышления, в ко­торой из одного или нескольких истинных суждений на основании определенных правил вывода получается новое суждение. 3. Совокуп­ность (класс) предметов, которая мыслится в понятии. 4. Модус услов­но-категорического умозаключения. 5. Условно-разделительное умозаключение, разделительная посылка которого содержит три чле­на. 6. Перенос информации с одного предмета (модели) на другой (про­тотип). 7. Вид сорита. 8. Силлогизм, в котором пропущена одна из по­сылок или заключение. 9. Мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа. 10. Вид полисиллогизма. И. Признак, указывающий на тот круг предметов, из числа которых нужно выделить определяемое множество предметов. 12. Признак, при помощи которого выделяется определяемое множест­во предметов из числа предметов, соответствующих родовому понятию. 13. Мысленное установление сходства или различия предметов по су­щественным или несущественным признакам. 14. Вид условно-разде­лительного умозаключения. 15. Вид трилеммы. 16. Вид дилеммы.


3. Составьте свои логические кроссворды

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...