Задачи к теме «гипотеза»
I. Определите вид гипотезы: общая, частная или единичная. 1. Есть много гипотез, объясняющих загадку Тунгусского метеорита. Вот еще одна. По мнению Н. Домбковского, в районе эпицентра, где совсем недавно геологи нашли богатое месторождение газоконденсата, из разломов вытекло огромное облако взрывоопасных газов. Рано утром, когда царил штиль и лучи восходящего солнца еще не тронули газ, в это облако влетел раскаленный болид. Он сыграл роль своего рода спускового крючка, горящей спички, поднесенной к бочке с бензином. Мощнейший взрыв превратил в пар сам метеорит, уничтожил вокруг все живое... 2. НЛО посланы к нам разными внеземными цивилизациями, оттого-то и конструкции у них такие разные. Это и пилотируемые корабли, и автоматические зонды. Возможно, не всегда они материальны. Кто знает, вдруг и инопланетяне научились отправлять в экспедиции своего рода голографические образы, а не сами корабли? Не этим ля объясняются их внезапные появления и исчезновения? 3. «Дик Сэнд предполагал, что такая река найдется, и вот почем он так думал. Река, впадавшая в Атлантический океан в том самом месте, гд произошло крушение „Пилигрима", не могла течь издалека ни с севе ра, ни с востока, так как горизонт с этих сторон замыкала довольн близкая горная цепь, - та самая, которую вполне можно было приня i за Анды. Следовательно, или река текла с этих высот, или русло е загибалось к югу; в обоих случаях она была где-то недалеко» (Верн М Пятнадцатилетний капитан). II. Определите, какие гипотезы выдвигались в процессе анализа следующего события. В повести «Задиг, или Судьба» французский философ-просветитель Вольтер (1694—1778) иронически описывает следующее событие. Задиг прогуливался возле рощи, когда его спросил конюх, не видел ли он царского коня.
«Это конь, — отвечал Задиг, — у которого превосходнейший галоп; он пяти футов ростом, копыта у него очень маленькие, хвост в три с половиной фута длиной, бляхи его удил сделаны из золота в двадцать три карата, и подковы из серебра... » «По какой дороге побежал он? Где он? » — спросил конюх еще раз. «Я его не видел, — отвечал Задиг, — я даже никогда не слыхал о нем». Задига, разумеется, обвинили в краже лошади царя, и он еще легко отделался, уплатив огромный штраф. Только после этого Задигу дали слово для оправдания. Он сказал: «Просушиваясь по дорогам этой рощи, я заметил следы лошадиных подков, которые все были на равномерном расстоянии друг от друга. Вот, — сказал я, — лошадь с превосходным галоном. Пыль с деревьев вдоль узкой дорога шириной не более семи футов была немного сбита справа и слева, в трех с половиной футах от середины дороги. У этой лошади, — сказал я, — хвост в три с половиной фута длиной, который в своем движении направо и налево смел эту пыль. Я сидел под деревьями, образующими свод в пять футов высотой, и видел листья, только что опавшие с ветвей; из этого я узнал, что лошадь дотрагивалась до них и, следовательно, была пяти футов ростом. Что касается ее удил, то они должны быть из золота в двадцать три карата достоинством, потому что она потерлась бляхами о камень кремневой породы, который я потом исследовал. Наконец, по следам подков, оставленным на камнях другой породы, я решил, что ее подковы из серебра... » III. Проанализируйте два отрывка из рассказов А. Конан Дойля «Пять зернышек апельсина» и «Человек с рассеченной губой». Назовите вид гипотезы, о которой в них идет речь. 1. «Теперь обсудим все обстоятельства и посмотрим, какой можно сделать из них вывод. Прежде всего мы должны начать с предположения, что у полковника Опеншо были весьма серьезные причины, заставившие его покинуть Америку. В его годы люди не склонны нарушать свои привычки и добровольно отказываться от прелестного климата Флориды ради уединенной жизни в английском провинциальном городке. Его крайнее пристрастие к уединению в Англии подсказывает мысль, что он боялся кого-то или чего-то. Поэтому мы можем принять как рабочую гипотезу, что то был страх перед кем-то или чем-то, что заставило его покинуть Америку, О том, чего именно он бо-
ялся, мы можем судить только на основании зловещих писем, которые получали он и его наследники». 2. «Нельзя терять ни минуты... Он выбрасывает пиджак и хочет выбросить остальные вещи, но слышит шум шагов на лестнице и перед появлением полиции едва успевает захлопнуть окно. — Это правдоподобно. — Примем это как рабочую гипотезу, за неимением лучшего... Бун, как я вам уже говорил, был арестован и приведен в участок. Прежняя его жизнь, в сущности, безупречна. Правда, в продолжение многих лет он был известен как профессиональный нищий, но жил спокойно и ни в чем дурном замечен не был». IV. К какому виду относятся гипотезы, выдвигавшиеся по поводу картины Рафаэля (1483—1520) «Портрет женщины под покрывалом (Донна Велата)», написанный около 1515—1516 гг.? Неизвестно, кто послужил моделью этого знаменитого портрета. Еще в XVI в. родилась легенда, согласно которой «Женщина под покрывалом» — возлюбленная художника, прекрасная булочница Форнарина. Назывались и другие имена: Лукреция Делла Ровере, внучка папы Юлия II; племянница кардинала Бибиены — Мария, ее прочили Рафаэлю в жены. В «Донне Велате» видели аллегорию земной любви, парную к любви небесной. Судя по великолепному одеянию, Рафаэлю позировала знатная особа. Покрывало (il velo), спускавшееся с головы на грудь, — знак замужнего положения дамы, а правая рука, прижатая к груди, — жест, выражающий супружескую верность. Неоднократно отмечалось сходство «Донны Велаты» с «Сикстинской мадонной», «Мадонной Делла Седиа», «Фригийской Сивиллой». V. Пример какой гипотезы можно найти в книге Стефана Цвейга «Подвиг Магеллана»? В 1519—1521 гг., обогнув Южную Америку, Магеллан между Heii и архипелагом Огненная Земля открыл пролив, названный Магеллановым, и вышел из Атлантического в Тихий океан. Эта экспедиция совершила первое кругосветное путешествие.
Но дело в том, что Магеллан верил в существование пролива бла годаря географической карте, оказавшейся ошибочной, ибо на ней пролив был отмечен на сороковом градусе южной широты, а он находился! на пятьдесят втором. Какова же роль этой гипотезы? Об этом Стефан Цвейг пишет так: «Заблуждение, в которое он честно уверовал, — вот что в конечном счете и составляло тайну Магеллана. Но не надо презирать заблуждений! Из безрассуднейшего заблуж-.; дения, если гений коснется его, если случай будет руководить им, может произрасти величайшая истина. Сотнями, тысячами насчитываются во всех областях знаний великие открытия, возникшие из ложных гипотез. Никогда Колумб не отважился бы выйти в океан, не будь на свете карты Тосканелли, до абсурда неверно определившей контур земного шара и обманчиво твердившей ему, что он в кратчайший срок достигнет восточного побережья Индии. Никогда Магеллан не сумел бы уговорить монарха предоставить ему флотилию, если бы не верил с таким безрассудным упорством ошибочной карте... Только всем сердцем отдавшись преходящему заблуждению, он открыл непреходящую истину. Магеллан выдвигает новую гипотезу: если этот пролив вообще существует, то он должен быть расположен южнее. И плавание продолжается на юг. Все труднее, все медленнее становится плавание. Магеллан неуклонно держит курс вдоль берегов. Он обследует каждую, даже самую малую бухту и везде производит замеры глубин. Правда, таинственной карте, заманившей его в плавание и затем в пути его предавшей, он давно уже перестал верить... Когда 24 февраля флотилия снова приблизилась к какому-то необъятному широкому заливу, Магеллан опять посылает вперед небольшие суда... дабы установить, не здесь ли откроется проход к Молуккским островам. И опять ничего! Опять только закрытая бухта. Так же тщетно обследуют они и два других залива... » Мы подробно привели эти места из книги С. Цвейга «Подвиг Магеллана» потому, что с их помощью предлагаем учащимся решить ряд проблем, а именно: во-первых, проиллюстрировать, что собой представляет ложная гипотеза; во-вторых, показать суть логической ошибки, называемой «основное заблуждение», т. е. ложность оснований (ошибочность карты); в-третьих, показать, каким образом опровергаются гипотезы; в-четвертых, проиллюстрировать построение Магелланом новых гипотез, т. е. гипотез о возможном существовании пролива южнее сороковой широты и последующих опровержениях этих ложных гипотез.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ 1. Охарактеризуйте гипотезу как форму развития знания. 2. Какие виды гипотез вы знаете? 3. Какова структура гипотезы? 4. Каким образом можно подтвердить гипотезу? 5. Можно ли считать гипотезу опровергнутой, если некоторое следствие, логически из нее вытекающее, не соответствует действительности? ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ЛОГИЧЕСКИЕ КРОССВОРДЫ [XIX] 1. Разгадайте предложенные кроссворды.
По горизонтали: 1. Знаковая информационная система. 2. Фор ма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдела ного предмета или класса однородных предметов. 3. Логическая one рация перехода от родового понятия к видовому путем добавлений видообразующих признаков. 4. Совокупность логических приемо! обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных суждений. 5. Материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета. 6. Мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа. 7. Тип совместимости понятий. 8. Форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов, связях между предметом и его свойствами или об отношениях между предметами. 9. Тип имени. 10. Истинное суждение, которым пользуются для доказательства тезиса. 11. Вид умозаключения, в котором одна или несколько посылок — разделительные суждения. По вертикали: 1. Один из законов логики. 2. Функция человеческого мозга. 3. Формы силлогизма, различаемые по положению среднего термина (М) в посылках. 4. Иное название отношения противоположности понятий (изображаемых в кругах Эйлера). 5. Обозначаемый именем предмет или класс предметов. 6. Тип признаков. 7. Логическое действие, посредством которого объем понятия распределяется на ряд подмножеств. 8. Суждение, принимаемое в качестве аргумента без доказательства. 9. Одна из логических связок, примерно соответствующая союзу «или». 10. Суждение, истинность которого надо доказать. И. То, в чем предметы сходны друг с другом или отличаются друг от друга.
Ответы на кроссворд По горизонтали: 1. Язык. 2. Понятие. 3. Ограничение. 4. Доказательство. 5. Знак. 6. Синтез. 7. Тождественные. 8. Суждение. 9. Общее. 10. Аргумент. И. Разделительное. По вертикали: 1. Непротиворечия. 2. Мышление. 3. Фигура. 4. Контрарность. 5. Значение. 6. Существенные. 7. Деление. 8. Аксиома. 9. Дизъюнкция. 10. Тезис. И. Признак.
По горизонтали: 1. Вид дилеммы. 2. Суждения, в которых утверждается или отрицается существование предмета в действительности. 3. Определение, когда определяющее понятие по объему уже, чем определяемое понятие. 4. Разновидность определения. 5. Форма абстрактного мышления. 6. Закон логики. 7. Тип суждения. По вертикали: 3. Вид категорического суждения. 8. Классификация, благодаря которой происходит распределение предметов по группам на основании их несущественных признаков. 9. Отношение между объемами двух или нескольких понятий, исключающих друг друга, но принадлежащих некоторому, более общему родовому понятию. 10. Умозаключение, в котором одна или несколько посылок - разделительные суждения. 11. Перечисление внешних черт предмета с целью нестрогого отличения его от сходных с ним предметов. 12. Логическое действие, посредством которого объем делимого понятия распределяется на ряд подмножеств с помощью избранного деления. 13. Распределение предметов по группам, где каждый класс имеет свое постоянное и определенное место. 14. Мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам. 15. Мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии. 16. Вид индукции, которая доказывает математическое утверждение, основанное на принципе математической индукции. 17. Умозаключение, в котором вывод расширяет сферу знания, выраженного в посылках. 18. Логическая операция перехода от родового понятия к видовому путем добавления к содержанию данного родового понятия видообразующих признаков. Ответы на кроссворд По горизонтали: 1. Конструктивная. 2. Экзистенциальные. 3. Узкое. 4. Номинальное. 5. Суждение. 6. Непротиворечие. 7. Общеутвердительное. По вертикали: 3. Утвердительное. 8. Вспомогательная. 9. Соподчинение. 10. Разделительное. И. Описание. 12. Деление. 13. Классификация. 14. Сравнение. 15. Обобщение. 16. Математическая. 17. Индукция. 18. Ограничение. 2. Правильно ли составлены эти два кроссворда?
По горизонтали: 1. Наука, изучающая абстрактное мышление, основными формами которого являются понятия, суждения, умозаключения. 2. То, в чем предметы сходны друг с другом или отличны друг от друга. 3. Мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение в них признаков. 4. Отношение между объемами двух или нескольких понятий, исключающих друг друга, но принадлежащих некоторому, более общему родовому понятию. 5. Логическое действие, посредством которого объем делимого понятия распределяется на ряд подмножеств с помощью избранного основания деления. 6. Распределение предметов по группам (классам), где каждый класс имеет свое постоянное, определенное место. 7. Логическая связка, которая выражается союзами: и, а, но, да, хотя, который и др. 8. Форма мышления, в которой из одного или нескольких истинных суждений на основании определенных правил вывода получается новое суждение, с необходимостью или определенной степенью вероятности следующее из них. 9. Суждение, истинность которого надо доказать. 10. Способ рассуждения, включающий доказательство и опровержение, в процессе которого создается убеждение в истинности тезиса и ложности антитезиса как у самого доказывающего, так и у его оппонентов. По вертикали: 1. Знаковая информационная система. 2. Мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии. 3. Логическая операция перехода от родового понятия к видовому путем добавления к содержанию данного родового понятия видообразующих признаков. 4. Умозаключение, в котором одна или несколько посылок — дизъюнктивные суждения. 5. Совокупность логических приемов истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ними суждений. 6. Преднамеренная ошибка, совершенная с целью запутать противника и выдать ложное суждение за истинное.
По горизонтали: 1. Вид определения, при котором определяется предмет. 2. Распределение предметов по группам (классам), где каждый класс имеет свое постоянное, определенное место. 3. Силлогизм — дедуктивное умозаключение из двух истинных категорических суждений, в которых 5 и Р связаны средним термином и при соблюдении правил необходимо следует заключение. 4. Мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение в них признаков. 5. Мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии. 6. Логическая операция перехода от родового понятия к видовому путем добавления к содержанию данного родового понятия видообразующих признаков. 7. Умозаключения, -в которых вывод расширяет сферу знания, выраженного в посылках. 8. Мысленное выделение одних признаков предмета и отвлечение от других. 9. Вид умозаключения, в котором одна или несколько посылок — разделительные (дизъюнктивные) суждения. По вертикали: 1. Два или несколько простых категорических силлогизмов, связанных друг с другом таким образом, что заключение одного из них становится посылкой другого. 2. Форма мышления, в которой из одного или нескольких истинных суждений на основании определенных правил вывода получается новое суждение. 3. Совокупность (класс) предметов, которая мыслится в понятии. 4. Модус условно-категорического умозаключения. 5. Условно-разделительное умозаключение, разделительная посылка которого содержит три члена. 6. Перенос информации с одного предмета (модели) на другой (прототип). 7. Вид сорита. 8. Силлогизм, в котором пропущена одна из посылок или заключение. 9. Мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа. 10. Вид полисиллогизма. И. Признак, указывающий на тот круг предметов, из числа которых нужно выделить определяемое множество предметов. 12. Признак, при помощи которого выделяется определяемое множество предметов из числа предметов, соответствующих родовому понятию. 13. Мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам. 14. Вид условно-разделительного умозаключения. 15. Вид трилеммы. 16. Вид дилеммы. 3. Составьте свои логические кроссворды
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|