§ 5. Понятие о софизмах и логических парадоксах
в мяч, катались на санках. Оба с 7 лет пошли в школу. Семенов обладает признаком р, значит, можно предполагать, что и Николаев обладает этим признаком.
Семенов и Николаев родились в сельской местности в одном районе. Тот и другой удмурты. Оба хорошо играют в футбол и волейбол. В детстве любили механические заводные игрушки и подводные игры. Окончили школу в 19 лет. Семенов обладает признаком р. Следовательно, Николаев тоже обладает признаком р.
XXVI. Какого рода умозаключение привело к умозрительному открытию Берингова пролива? Проанализируйте его и дайте оценку его правомерности.
«Известно, что еще задолго до путешествий Дежнева и Беринга на венецианских картах изображался пролив между Азией и Америкой. Откуда венецианские картографы об этом узнали? Над этим вопросом долгое время думали многие историки и географы. Было написано немало книг, в которых высказывались самые разнообразные предположения. Убедительнее всего об этом писал известный ученый Лев Семенович Берг. Как известно, в начале XVI столетия Магеллан совершил свое первое кругосветное плавание и открыл пролив, соединяющий Атлантический океан с Тихим. Это было важное открытие, подтверждающее шарообразность Земли.
После этого некоторые мореплаватели и ученые стали высказывать предположение, что, если на юге американского материка есть пролив, подобный ему пролив должен быть и на севере. Их доводы напоминали гипотезу древних греков и римлян о большой суше в Южном полушарии, которая должна уравновешивать огромные материковые массы Северного полушария» (Узин С. В. Загадки материков и океанов). 1
XXVII. Определите, какие из следующих пословиц основаны на аналогии?
1. Кто изучает прошлое, знает настоящее.
2. Зажат между двумя бревнами.
3. Как цветок, цветет и, как цветок, облетает.
4. Тесно так, что и сверло некуда вставить.
5. Это нужно как змее ноги.
6. Перейти — все равно, что не дойти.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
1. Что такое умозаключение? Какова его структура?
2. Каким образом связаны между собой правильность умозаключения и истинность полученного с его помощью следствия, заключения?
3. Какие умозаключения называют дедуктивными?
4. Что такое категорический силлогизм?
5. Назовите термины категорического силлогизма.
6. Зависит ли правильность категорического силлогизма от местоположения среднего термина в его посылках? Что такое фигура силлогизма?
7. Каким образом связаны модус и фигура силлогизма друг с другом?
8. Что такое «учетверение терминов»?
9. В каких случаях вывод категорического силлогизма может быть только отрицательным (только частным)?
10. Можно ли сделать вывод из двух отрицательных посылок?
11. Возможен ли вывод, если обе посылки — частные суждения?
12. Что такое «энтимема»? Приведите пример энтимемы, в которой пропущена одна из посылок.
13. Чем отличаются сорит и полисиллогизм друг от друга? Как получить сорит из полисиллогизма? Можно ли получить полисиллогизм из сорита?
14. Какие виды условных умозаключений вы знаете?
15. Приведите примеры правильных, но различных по своей структуре условно-категорических умозаключений.
16. В каких случаях разделительно-категорическое умозаключение дает достоверный вывод, а в каких — вероятностный?
17. Чем отличаются друг от друга по своей структуре конструктивная и деструктивная дилеммы?
18. Приведите примеры трилемм, наиболее часто встречающихся в русских народных сказках.
19. В чем вы видите роль и значение дедуктивных умозаключений в общении, обучении, научном познании?
20. Что такое индуктивное умозаключение? Чем оно отличается от дедуктивного?
21. В чем суть полной индукции и какова ее роль в познании?
22. Попробуйте привести пример, когда математическая индукция «не работает», когда ее применение приводит к парадоксам.
23. Дайте определение индукции через простое перечисление. Приведите примеры ее использования.
24. Какие методы установления причинной связи вы знаете?
25. Какие ошибки могут, по вашему мнению, возникнуть при использовании индуктивных умозаключений? Приведите примеры таких ошибок.
26. Каким образом строится умозаключение по аналогии?
27. Какие виды умозаключений по аналогии вы знаете?
28. Назовите условия, способствующие повышению степени вероятности выводов по аналогии.
29. Приведите примеры использования моделирования. Можете ли вы обосновать утверждение: «Моделирование есть аналогия»?
30. Что такое математическое моделирование?
ГЛАВА VI
ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ АРГУМЕНТАЦИИ
§ 1. ПОНЯТИЕ АРГУМЕНТАЦИИ
Важным качеством правильного мышления является его убедительность, обоснованность, доказательность.
В абстрактном мышлении результаты процесса познания проверяются главным образом путем их сопоставления с какими-либо положениями, истинность которых была установлена ранее. Эта проверка не производится путем непосредственного сравнения, полученного в ходе рассуждения, заключения о реальном положении дел: она имеет опосредованный характер и проводится с помощью специальной процедуры, называемой в логике доказательством.
Теория доказательства и опровержения является в современных условиях средством формирования научно обоснованных убеждений. В науке ученым приходится доказывать самые различные суждения. Это принципиальное по значимости требование, так как в наш век все большей дифференциации научного знания уже нельзя ограничиваться очевидностью тех или иных суждений, сколь бы интуитивно убедительными они ни казались. В самом деле, у интуиции есть весьма существенный недостаток: его истоки — в специфике человеческого восприятия. Дело в том, что интуитивные представления могут вырабатываться под воздействием тех или иных научных результатов и восприниматься как нечто очевидное, хотя на самом деле таковыми не являются.
Логическая доказательность очень важна и для опровержения ложных, ошибочных (преднамеренно и невольно) суждений. Недаром еще в XVIII в. известный французский автор афоризмов Люк де Кла- пье де Вовенарг (1715—1747) чеканно сформулировал: «Вырази ложную мысль ясно и она сама себя опровергнет».
Доказательство— это совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений.
Доказательство связано с убеждением, но не тождественно ему: доказательства должны основываться на данных науки и общественно-исторической практики, убеждения же могут быть основаны, например, на предрассудках, на неосведомленности людей в вопросах экономики и политики, на видимости доказательности, на различного рода софизмах. Не случайно уже упоминавшийся Вовенарг подчеркивал: «Мы многому верим без доказательства, и это естественно, но мы сомневаемся во многом, что доказано, и это тоже естественно».
Но взаимосвязь доказательства и убеждения имеет еще один, причем принципиально важный, аспект. В математике возникла реальная проблема — все более возрастающая громоздкость доказательств. Академик В. М. Глушков приводил пример, когда доказательство одной только теоремы заняло 280 страниц! Вполне понятно, что эту работу немногие дочитали до конца, но и те, которые дочитали, не могли с уверенностью сказать, что там нет ошибок и что теорема действительно доказана. «Угроза, что не все, чем мы пользуемся при обосновании, скажем, теорем, доказано, является сегодня в математике вполне реальной. Можно хорошо ощущать математическую идею, ее можно понять, ею можно восхищаться, однако техника доказательства может подвести... »
Большинству специалистов становится ясно, что для математического доказательства все большее значение приобретают такие сугубо «человеческие» характеристики, как убедительность, понимание и т. д. Весьма тонкие наблюдения в отношении взаимосвязи доказательства с пониманием высказывает известный специалист в области математической логики В. А. Успенский. В результате тщательного анализа природы доказательства в современной математике он приходит к выводу о возрастании (с усложнением доказательства) его субъективности.
В. А. Успенский отмечает, что доказательство, играя в математике центральную роль, самой математике не принадлежит: «Оно принадлежит логике и больше всего — психологии».
Итак, термин «доказательство» — один из самых главных в математике — не имеет точного определения. А приблизительное его определение таково: доказательство — это убедительное рассуждение, убеждающее нас настолько, что с его помощью мы способны убеждать других.
Восприняв доказательство, мы делаемся в известной степени активными, приобретая готовность убеждать других с помощью этого воспринятого нами рассуждения. Если же мы не приобретаем такой готовности, это значит, что мы еще не восприняли предъявленное нам рассуждение как доказательство и если даже признали его доказатель- < гвом, то просто, чтобы отмахнуться.
Заметим, что понятия, присутствующие в нашем определении доказательства, либо логико-лингвистические («рассуждение»), либо психологические («убеждающая сила», «готовность»). Это полностью отвечает сути дела: само представление о доказательстве неразрывно связано с языковыми средствами и с социальной психологией человеческого общества.
Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация
Тезис — это суждение, истинность которого надо доказать. Аргументы — это те истинные суждения, которыми пользуются при доказательстве тезиса. Формой доказательства, или демонстрацией, называется способ логической связи между тезисом и аргументами.
В логике принято выделять следующие виды аргументов: 1) удостоверенные единичные факты; 2) определения; 3) аксиомы и постулаты; 4) законы науки и ранее доказанные теоремы.
1. Удостоверенные единичные факты. К ним относится так называемый фактический материал, т. е. статистические данные о населении, территории государства, выполнении плана, количестве вооружения, свидетельские показания, подписи лица на документе, научные данные, научные факты. Роль фактов в обосновании выдвинутых положений, в том числе научных, очень велика.
Но роль фактов нельзя и абсолютизировать. Не случайно академик И. П. Павлов предупреждал многих молодых ученых: «Изучайте, сопоставляйте, накапливайте факты.
Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять ее ввысь, не опираясь на воздух.
Факты — воздух ученого. Без них вы никогда не сможете взлететь. Без них ваши „теории" — пустые потуги.
Но, изучая, экспериментируя, наблюдая, старайтесь не оставаться у поверхности фактов. Не превращайтесь в архивариусов фактов. Пытайтесь проникнуть в тайну их возникновения. Настойчиво ищите законы, ими управляющие».
2. Определения как аргументы доказательства. Определения понятий формулируются в каждой науке. Правила и виды определений были рассмотрены в теме «Понятие»; там же были даны многочисленные примеры определений из различных наук: математики, химии, биологии, географии и др.
3. Аксиомы и постулаты. В математике, механике, теоретической физике, математической логике и других науках, кроме определений,
вводят аксиомы и постулаты — суждения, честве аргументов без доказательства.
4. Законы науки и ранее доказанные теоремы как аргументы доказательства. В качестве аргументов доказательства могут выступать законы физики, химии, биологии и других наук; ранее доказанные теоремы математики.
Следует иметь в виду, что в ходе доказательства тезиса мажет использоваться не один, а несколько из перечисленных видов аргументов.
§ 2. ПРЯМОЕ И НЕПРЯМОЕ (КОСВЕННОЕ) ДОКАЗАТЕЛЬСТВО
По форме доказательства делятся на прямые и непрямые (косвенные). Прямое доказательство — это доказательство, при котором истинность тезиса непосредственно обосновывается аргументами, т. е. тезис является логическим следствием аргументов. Ход доказательства таков: из данных аргументов (а, Ь, с... ) необходимо следуют истинные суждения (k, т, п, ... ), а из последних следует доказываемый тезис р.
По этому типу строятся доказательства в судебной практике, науке, полемике, в сочинениях школьников, при изложении материала учителем и т. д.
Известный писатель Михаил Булгаков (1891—1940) в своем «Театральном романе» обосновывает тезис о том, что заведующий внутренним распорядком Независимого Театра Филипп Филиппович Тулумбасов (у которого вся страна выпрашивала билеты на спектакли) мог одновременно делать больше дел, чем знаменитый Гай Юлий Цезарь.
Вот аргументы Булгакова. Филипп Филиппович успевал делать пометки в четырех календарях и пяти блокнотах, лежавших на его письменном столе. Кроме того, «три телефона звенели, не умолкая никогда, и иногда оглашали грохотом кабинет сразу все три. Филиппа Филипповича это нисколько не смущало. Правой рукой он брал трубку правого телефона, клал ее на плечо и прижимал щекою, в левую брал другую трубку и прижимал ее к левому уху, а освободив правую, ею брал одну из протягиваемых ему записок, начиная говорить сразу с тремя — в левый, в правый телефон, потом с посетителем.
Сразу сбрасывал обе трубки на рычаги, и так как освобождались обе руки, то брал две записки. Отклонив одну из них, он снимал трубку с желтого телефона, слушал мгновение, говорил: «Позвоните завтра в три», вешал трубку, посетителю говорил: «Ничего не могу».
Но очень часто аргументы для прямого доказательства трудно или даже невозможно отыскать. Тогда приходится отыскивать обходные пути, прибегая к косвенному доказательству.
Косвенное доказательство есть такое доказательство, когда истинность тезиса обосновывается с помощью доказательства ложности антитезиса. Антитезис бывает двух видов: 1) когда антитезис а (не-а) представляет собой отрицание тезиса а, т. е. является суждением, противоречащим тезису; 2) когда приходится иметь дело в косвенном доказательстве с суждениями а, Ь, с, которые образуют строгую дизъюнкцию (или их удается в нее преобразовать) a v b v с, то антитезисом для тезиса а в суждении a v b v с служат суждение b и суждение с.
В зависимости от этого различия в структуре антитезиса косвенные доказательства делятся на два вида: «от противного» (апагогическое) и разделительное (методом исключения).
Апагогическое косвенное доказательство (или доказательство «от противного») осуществляется путем установления ложности противоречащего тезису суждения. В основе этого вида косвенного доказательства лежит использование закона исключенного третьего (a v а). Этот метод часто используют в математике.
Пусть а — тезис (или теорема), который надо доказать. Предполагаем от противного, что а ложно, т. е. истинно не-а (или а).
Из допущения а выводим следствия, которые противоречат действительности или ранее известным теоремам. Имеем я v а, при этом а ложно, значит, истинно его отрицание, т. е. а, которое по закону двузначной классической логики (а а) дает а. Значит, истинно а, что и требовалось доказать.
Разделительные доказательства (методом исключения). Антитезис является одним из членов разделительного суждения, в котором должны быть обязательно перечислены все возможные альтернативы. Истинность тезиса устанавливается путем последовательного доказательства ложности всех членов разделительного суждения, кроме одного.
Здесь применяется структура отрицающе-утверждающего модуса разделительно-категорического силлогизма. Заключение будет истинным, если в разделительном суждении предусмотрены все возможные случаи (альтернативы), т. е. если оно является полным дизъюнктивным суждением:
avfcvcvJ, aa/jac d ’
Как ранее отмечалось, в этом модусе союз «или» может употребляться как строгая дизъюнкция (v) и как нестрогая дизъюнкция (v), поэтому ему соответствуют две логические схемы (1 и 2):
a< /b< /cvd; a/\b/\c d
Блестящие примеры разделительного доказательства содержатся в произведениях Артура Конан Дойля. Вот Шерлок Холмс демонстрирует разницу между умением наблюдать и умением делать выводы доктору Уотсону, считавшему, что это почти одно и то же (повесть «Знак четырех»):
«Нет, это разные вещи, — ответил Шерлок Холмс. — Вот, например, наблюдение показало мне, что утром вы были на почте на Уиг- мор-стрит, а умение логически мыслить позволило сделать вывод, что вы ходили туда посылать телеграмму.
— Поразительно! — воскликнул я (Уотсон. — Авт. ). — Вы правы. Но, должен признаться, я не понимаю, как вы догадались. Я зашел на почту случайно и не помню, чтобы кому-нибудь говорил об этом.
— Проще простого, — улыбнулся Шерлок Холмс. — Хотя, пожалуй, на этом примере я смог бы показать вам разницу между умением наблюдать и умением строить умозаключения. Наблюдение показало мне, что подошвы ваших ботинок испачканы красноватой глиной. А у самой почты на Уигмор-стрит как раз ведутся земляные работы. Земля вся разрыта, и войти на почту, не испачкав ног, невозможно. Глина там особого, красного цвета, какой поблизости нигде больше нет. Вот что дало наблюдение. Остальное я вывел логическим путем.
— А как вы узнали, что я посылал телеграмму?
— Тоже просто. Мне известно, что утром вы не писали никаких писем, ведь я все утро сидел напротив вас. А в открытом ящике вашего бюро я заметил толстую пачку почтовых открыток и целый лист марок. Для чего же тогда идти на почту, как не затем, чтобы послать телеграмму? Отбросьте все, что не могло иметь места, и останется один единственный факт, который и есть истина».
Другими словами, Холмс при доказательстве следует схеме
ачЬ< /с; алЬ
с
где а — суждение «купить открытки»; Ь — «купить марки»; с — «отправить телеграмму».
Но, к сожалению, возможности косвенного доказательства (при всей его простоте и даже изяществе) очень часто оказываются ограниченными даже в том случае, когда перед нами строгая дизъюнкция, т. е. нее ее члены исключают друг друга.
Косвенное доказательство нередко служит источником тяжелых судебных ошибок, причем таких, которые уже нельзя исправить. Не случайно Артур Конан Дойль устами своего любимого героя предупреждал: «Косвенные доказательства обманчивы, — задумчиво проговорил Холмс. — Они могут совершенно ясно указывать в одном направлении, но в то же время уводить в противоположную от истины сторону».
Почему это происходит? Чаше всего потому, что: 1) в качестве антитезиса используется суждение, не являющееся по своему содержанию противоречащим тезису; 2) либо же в дизъюнкции не рассмотрены все варианты, не исчерпаны все возможности.
Вот описание подлинного факта, когда в США был осужден на основании косвенного доказательства и казнен невиновный подросток по имени Кид. Об этом ужасном случае поведал в своих воспоминаниях полковник Эл Дженнингс, отбывавший наказание в каторжной тюрьме Огайо вместе с оказавшимся там по ложному обвинению Билли Портером (впоследствии — знаменитым американским писателем О. Генри). Полковник Дженнингс писал: «Я был знаком с обстоятельствами этого дела. Против Кида имелись тяжелые улики. Раз в воскресенье он отправился с товарищем купаться на реку Сиото. Кид вернулся домой один — товарищ его пропал. Три недели спустя его тело нашли недалеко, в низовьях реки... Родители пропавшего заявили, что это и есть их сын. Кида арестовали. На суд вызвали свидетелей. Те показали, что видели в день исчезновения юноши на берегу Сиото двух мальчиков и один из них был Кид. Мальчики ссорились. Вдруг Кид схватил своего товарища за руку и потащил к реке с криком: „Вот погоди, я утоплю тебя за это! " Эту угрозу слышали двое мужчин и одна женщина. Кид был осужден на основании косвенных улик». Однако впоследствии выяснилось, что он был невиновен, а его товарищ жив.
§ 3 ПОНЯТИЕ ОПРОВЕРЖЕНИЯ
Искусство аргументации наряду с умением доказывать предполагает также умение правильно вести критику и опровергать неверные утверждения, разрушать ранее построенные неправильный доказательства. Опровержение как особый прием доказательства несостоятельности того или иного положения имеет особенно важное значение в спорах, дискуссиях, полемике.
Опровержение — это логическая операция, с помощью которой устанавливается ложность или необоснованность некоторого суждения.
Как и доказательство, опровержение имеет в своей структуре тезис (положение, которое необходимо опровергнуть), аргументы (высказывания, с помощью которых этот тезис опровергается), демонстрацию (форму логической связи аргументов и тезиса).
В зависимости от целей, которые ставит перед собой выступающий, опровержение может относиться к тезису, аргументам или демонстрации. Наиболее эффективным и важным по своему значению является опровержение тезиса, в процессе которого показывается несостоятельность выдвинутого исходного положения.
К этому действенному средству полемики довольно часто прибегают в публичных лекциях, выступлениях на митингах и собраниях, его широко используют участники диспутов и дискуссий.
Опровержение тезиса может проводиться тремя способами: опровержение фактами, опровержение путем установления ложности следствий, вытекающих из тезиса, а также опровержение с помощью доказательства истинности антитезиса.
Опровержение фактами — наиболее простой способ, который сводится к тому, что приводится достоверный факт, который противоречит предложенному тезису.
Примером такого опровержения может служить следующий.
Как известно, сверление отверстий сопровождается значительным выделением тепла. В XVIII в. сторонники теории теплорода объясняли процесс нагревания сверл и пушечных болванок при их сверлении тем, что стружки имеют меньшую удельную теплоемкость и, как следствие, выделяют излишний теплород. Этот их вывод был опровергнут измерением: оказалось, что и стружки, и сплошной кусок металла одной и той же массы выделяют одинаковое количество теплоты, т. е. имеют одну и ту же теплоемкость.
Опровержение путем установления ложности следствий, вытекающих из тезиса (опровержение путем «приведения к абсурду»), проводится следующим образом.
Предполагая истинность тезиса, из него выводят следствия, которые затем сопоставляют с реальной действительностью или с какими-либо истинными высказываниями (выводимыми, доказуемыми формулами). Если при этом оказывается, что выведенные следствия не соответствуют действительности или противоречат друг другу или каким-то истинным положениям, то признается их несостоятельность, что ведет к признанию несостоятельности и выдвинутого тезиса.
Блестяще использовал этот прием в одном из своих выступлений в суде известный адвокат Ф. Н. Плевако. Выступая в защиту старушки, укравшей жестяной чайник стоимостью 50 копеек, он убедительно
опроверг тезис прокурора, считавшего, что, хотя кража незначительна и на преступление старушку толкнула ее бедность, да и сама старушка вызывает только жалость, а не возмущение и негодование, все же она должна быть осуждена, ибо посягнула на самое священное в государстве — на собственность, на которой зиждется все благоустройство российское, без которого страна погибнет.
В своем выступлении Ф. Н. Плевако сказал: «Много бед и испытаний пришлось претерпеть России за ее более чем тысячелетнее существование. Печенеги терзали ее, половцы, татары, поляки... Двуна- десять языков обрушилось на нее, взяли Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь... старушка украла старый чайник ценою в пятьдесят копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно». Суд оправдал старушку.
Опровержение с помощью доказательства истинности антитезиса проводится на основании использования закона исключенного третьего. Предположив истинность антитезиса и доказав это предположение, делают вывод о том, что ложным является исходное положение, т. е. тезис, так как указанный-закон утверждает истинность лишь одного из двух противоречащих друг другу высказываний. Вот пример такого опровержения.
На математической викторине в одной из школ присутствовало около сотни школьников. Ведущий, предложив задумать всем участникам какое-либо двузначное число, высказал утверждение, что среди задуманных чисел не будет двух одинаковых. Второй ведущий не согласился с этим утверждением, предложив сравнить записанные на листочках, переданных всем участникам викторины, числа. Однако один из школьников сказал, что может опровергнуть утверждение первого ведущего, не прибегая к фактической проверке. «Так как нас здесь более 90 человек, — заявил он, — то и чисел, написанных на этих листочках, тоже более 90. Но двузначных чисел не может быть больше 90, это легко установить. Следовательно, среди чисел, которые написали участники викторины, обязательно встретятся одинаковые. По меньшей мере их будет два».
Опровержение используется с целью показать несостоятельность или недостаточность доводов, которые применяются для обоснования истинности тезиса. При этом возможны такие способы, как доказательство ложности аргументов или их неубедительности.
В случае установления ложности аргументов (хотя бы одного из тех, которыми пользуются для доказательства или обоснования тезиса) тезис безоговорочно признается несостоятельным и нуждается в ином, более убедительном'подтверждении.
Предположим, что в качестве аргументов для подтверждения тезиса «Все квадраты имеют равные диагонали» были взяты следующие суждения: «Все квадраты — ромбы» и «Все ромбы имеют равные диагонали». Тогда для опровержения аргументов достаточно доказать, что суждение «Все ромбы имеют равные диагонали» является ложным. А так как это суждение используется в качестве одной из посылок, лежащих в основании доказательства ложности тезиса, то последний должен быть признан необоснованным.
В случае установления недостаточности аргументов или их сомнительности делается вывод о необоснованности тезиса. Здесь, как и в предыдущем случае, необходимо найти дополнительные аргументы либо заменить их на такие, которые уже не будут вызывать никаких сомнений.
Легко показать, что используемые для доказательства истинности общего суждения отдельные факты или частные случаи (частные суждения) не могут служить для этого достаточным основанием. Здесь можно вспомнить и о правилах посылок категорического силлогизма, и об ошибках неполной индукции («поспешное обобщение»), и о законе достаточного основания.
Пусть, например, для обоснования тезиса «Петров виноват» был использован аргумент: «Петров был на месте происшествия». Ясно видно, что этот аргумент недостаточен для признания тезиса истинным. Петров мог быть на месте происшествия и чуть раньше, и чуть позже того времени, когда это происшествие произошло. Он мог оказаться там ио любой причине, совершенно не связанной с произошедшим. Здесь допускается типичная ошибка: «После этого, значит, по причине этого».
Опровержение демонстрации — последний из указанных нами способов опровержения — состоит в том, что показывается неправильность используемого для обоснования некоторого тезиса доказательства, ошибочность, нарушение его структуры, отсутствие необходимой связи между аргументами и тезисом.
Вот как, например, «доказывает» магистр Ионатус из известного произведения французского писателя Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», что Гаргантюа должен вернуть колокола, снятые им с башен собора.
«Вот я вам сейчас докажу, что вы должны мне вернуть их! Я рассуждаю следующим образом: всякий колокол колокольный, на колокольне колокольствующий, колоколя колоколительно, колоколение вызывает у колокольствующих колокольственное. В Париже имеются колокола. Что и требовалось доказать».
Совершенно очевидно, что такое «доказательство» ничего общего не имеет с настоящим доказательством. Это рассуждение никоим образом не связывает тезис ни с посылками, ни с выводом.
А вот еще один «образчик» доказательства, которое мы находим у Д. И. Фонвизина в его и поныне актуальной комедии «Недоросль»:
Скотинин. Да коль доказывать, что ученье — вздор, так возьмем дядю Вавилу Фалалеевича. О грамоте от него никто и не слыхивал, ни он ни от кого слышать не хотел; а какова была головушка!
Правдин. Что ж такое?
Скотинин. Да с ним на роду вот что случилось. Верхом на борзом иноходце разбежался он хмельной в каменные ворота. Мужик был рослый, ворота низки, забыл наклониться. Как хватит себя лбом о притолоку, индо пригнуло дядю к похвям потылицею, и борзый конь вынес его из ворот к крыльцу навзничь. Я хотел бы знать, есть ли на свете ученый лоб, который от такого тумака не развалился; а дядя, вечная ему память, протрезвись, спросил только, целы ли ворота.
В качестве последнего примера приведем «доказательство», где ошибка далеко не очевидна.
Пусть а = Ь+с, тогда верно, что а(а-Ь) = (а-Ь)(Ь+с). или: a2-ab = = ab-b2+ac-bc.
После переноса ас в левую часть равенства получим, что a2-ab- - ас = ab-b2-bc.
Вынося за скобки общий множитель в каждой части равенства, имеем; a(a-b-c) = b(a-b-c).
Разделив теперь обе части полученного выражения на (а-Ь-с), получим, что а = Ь.
Таким образом, из этого «доказательства» вытекает, что а = Ь+с и одновременно а = Ь, что в общем случае конечно же неверно.
В чем же причина противоречия, к которому мы пришли? На каком этапе доказательства допущена ошибка? Проанализировав все шаги, сделанные в ходе этого рассуждения, можно увидеть, что ошибка допущена на этапе деления, так как выражение (a-b-с) при условии, что а = Ь+с, равно нулю, т. е. не может быть делителем, потому что деление на ноль не допускается.
При опровержении следует учитывать, что критика аргументов или демонстрации не дает оснований считать тезис ложным. Оба рассмотренных способа опровержения разрушают доказательство, показывая несостоятельность средств, использованных для обоснования тезиса, что ставит под сомнение содержание тезиса, приводит к необходимости подобрать более убедительные аргументы или новую форму доказательства.
Приступая к критике позиции оппонента, желательно четко опре делить для себя предмет критики, а исходя из этого выбрать тот ИЛ1 иной способ опровержения. В ходе подготовки к опровержению еле дует всесторонне проанализировать рассуждение оппонента, выяви и в них слабости: наличие противоречий или неоднозначных понятий терминов, суждений; использование сомнительных примеров, фактов которые требуют подтверждения, слухов и т. п.; наличие различною рода логических ошибок и несообразностей и т. д.
Все указанные способы опровержения могут применяться не толь ко по отдельности друг от друга, но и в том или ином сочетании. Опровер жение тезиса может сопровождаться показом несостоятельности аргумеп тов или критикой демонстрации; наряду с ложностью аргументов может быть показана и ложность следствий, вытекающих из тезиса, и т. д.
§ 4 ПРАВИЛА ДОКАЗАТЕЛЬСТВА И ОПРОВЕРЖЕНИЯ. ОШИБКИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ИХ НАРУШЕНИИ
Для того чтобы аргументация была убедительной, чтобы то или иное рассуждение, доказательство или опровержение не вызывало со мнений, необходимо соблюдать выработанные логикой правила, от носящиеся к тезису, аргументам или демонстрации. Нарушение лю бого из этих правил является логической ошибкой, что связано либо с недостаточно высоким уровнем логической культуры или культуры мышления в целом, либо со стремлением любым способом оказаться победителем в споре, дискуссии, полемике.
Логические правила и ошибки, относящиеся к тезису
Всякое доказательство или опровержение требует прежде всего определенности тезиса (антитезиса), точности и ясности его формулировки. Лишь убедившись в правильном понимании тезиса или ан- гитезиса участниками дискуссии, полемики или слушателями, можно проводить его доказательство или опровержение.
Необходимо четко представлять не только смысл, содержание тезиса, но и его структуру, другие его характеристики. Тезис может быть простым или сложным суждением. Он может представлять собой общее или частное, утвердительное или отрицательное суждения, а по своей модальности быть достоверным или проблематичным (вероятностным) суждением, суждением возможности, необходимости или действительности.
В случае, когда тезис представляет собой сложное суждение, имее г смысл разделить его на относительно самостоятельные части, выде-
лив наиболее существенные для данного случая, те, которые могут стать 1 центром дискуссии, обсуждения. На их обоснование или опроверже- 1 ние и следует обратить внимание прежде всего. Обсуждение каждого ■ из выделенных высказываний необходимо проводить последователь- j но, поэтапно, переходя к другому лишь тогда, когда полностью решен! вопрос относительного предыдущего.
Чтобы все слушатели, участники дискуссии или полемики оди- j наково понимали сущность тезиса, того или иного понятия, термина, I имеет смысл изначально договориться об их смысле, уточнить их зна- « чение или выяснить, как понимают их оппоненты.
Сформулировать ясный, однозначно понимаемый тезис не всегда просто. Мы об этом говорили, когда рассматривали, например, операцию определения понятия. При этом нужно учитывать различные факторы: многозначность слова, уровень подготовки аудитории, разные точки зрения, которые могут иметь место по тому или иному вопросу, и т. п.
Сформулировать тезис, определить предмет спора целесообразно в самом начале выступления, спора, дискуссии, полемики. Это дает возможность сосредоточить внимание на главном.
Вторым правилом, которое относится к тезису, можно назвать следующее: тезис на протяжении всего доказательства, опровержения или иного рассуждения должен оставаться тождественным самому себе. Это правило требует неизменности тезиса в процессе рассуждения, запрещает произвольное или непроизвольное его изменение, переход к новому содержанию, к иной, чем изначальная, его трактовке. |
Нарушения этого правила чаще всего связаны с недопониманием смысла тезиса, с какими-либо преобразованиями тезиса с целью придать ему более удобную форму (например, при формализации высказывания или при тождественных преобразованиях).
Нарушения правил, относящихся к тезису, приводят к таким ошибкам, как «подмена тезиса», «довод к человеку», «переход в другой род» и др. (Суть этих ошибок излагается в § 6 «Аргументация и дискуссия». )
Правила и ошибки, относящиеся к аргументам
При построении доказательства или опровержения следует помнить о том, что:
— аргументы должны быть истинными суждениями;
— аргументы не должны противоречить друг другу;
— аргументы должны быть достаточными для обоснования тезиса (или антитезиса);
— аргументы должны быть такими высказываниями, истинность которых доказывается независимо от тезиса (антитезиса).
Если эти правила не соблюдаются, то возможны такие наиболее типичные ошибки в доказательстве или опровержении.
«Основное заблуждение», или «ложность основания». Эта ошибка возникает в том случае, когда аргументы не являются истинными суждениями, но их принимают или пытаются выдать за истинные.
Так, например, Хлестаков из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» выдает за истинные свои суждения, чтобы подтвердить создавшееся о нем мнение как о государственном чиновнике, важном и значительном, имеющем поручение чуть ли-не от самого Государя. Отвечая на вопрос Анны Андреевны о том, не является ли он писателем и не помещает ли он что-либо в журналах, Хлестаков говорит: «Да, и в журналы помещаю. Моих, впрочем, много есть сочинений: „Женитьба Фигаро“, „Роберт-дьявол", „Норма". Уж и названий даже не помню. И все случаем: я не хотел писать, но театральная дирекция говорит: „Пожалуйста, братец, напиши что-нибудь". Думаю себе: „Пожалуй, изволь, братец! " И тут же в один вечер, кажется, все и написал, всех изумил. У меня легкость необыкновенная в мыслях. Все это, что было под именем барона Брамбеуса, „Фрегат «Надежды»" и „Московский телеграф".., все это я написал».
Еще одним примером такого рода ошибок может служить «доказательство» того, что Земля является центром Вселенной, с помощью эмпирически обоснованных «фактов» вращения Солнца и всего небесного свода вокруг Земли (геоцентрическая система Птолемея).
«Круг в доказательстве», или «порочный круг», — ошибка, связанная с тем, что при доказательстве или опровержении используются аргументы, истинность которых должна быть доказана с помощью тезиса.
Подобного рода ошибки дов
Воспользуйтесь поиском по сайту: