§ 1. Определение и виды гипотез
Определение гипотезы Сталкиваясь с новыми предметами или явлениями в науке и в повседневной жизни, мы начинаем процесс их познания с выдвижения предположений об их свойствах, возможных взаимосвязях, внутренней структуре и т. п. Даже простое узнавание окружающих нас предметов и явлений начинается с предположения о возможной их отнесенности к тому или иному типу предметов. Например, гуляя по лесу, вы замечаете сидящую на дереве птицу. Стараясь определить, что это за птица, вы выдвигаете различные предположения: ворона? сорока? грач? Затем проверяете свои предположения, стараясь приблизиться и рассмотреть объект получше. Гипотезой называют предположение о свойствах, причинах, структуре, связях изучаемых объектов. Основная особенность гипотезы заключается в ее предположительном характере: мы не знаем, окажется она истинной или ложной. В процессе последующей проверки гипотеза может найти подтверждение и приобретет статус истинного знания. Однако не исключена возможность и того, что проверка убедит нас в ложности нашего предположения и нам придется от него отказаться. Научная гипотеза обычно отличается от простого предположения определенной обоснованностью. Упрощенные изложения истории тех или иных научных дисциплин порой создают впечатление, что наука уверенно и методично движется от одного открытия к другому, не зная ни сомнений, ни поражений. Это, конечно, далеко не так. Любая научная истина вырастает из множества предположительных решений проблемы — гипотез, большая часть которых не выдерживает проверки и отбрасывается. Но они не были совершенно бесполезны. Любая гипотеза в течение некоторого времени направляет познание, стимулирует поиск фактов, постановку экспериментов — следовательно, вносит свой вклад в поиск истины. В этом заключается велцчайшая эвристическая роль
гипотез. Например, размышляя о строении атома, японский физик X. Нагаока в начале XX в. высказал гипотезу о том, что атом cbojimj строением напоминает Солнечную систему: в центре находится положительный заряд, вокруг которого по планетарным орбитам движутся электроны — отрицательно заряженные частицы. Однако факты и расчеты, связанные с излучением атомов, вступили в противоречие с гипотезой Нагаока, и она была отброшена. Физики приняли гипотезу английского ученого Д. Томсона, согласно которой атом не имеет центра, а представляет собой сферу, в которую вкраплены электроны. Прошло несколько лет, и опыты Э. Резерфорда показали, что основная масса вещества атома и его положительный заряд сконцентриро-] ваны в некоторой точке, а не «размазаны» по сфере. Физикам пришлось вновь вернуться к гипотезе планетарного строения атома. И такое раз! витие познания, выдвигающее, отбрасывающее, корректирующее те или иные гипотезы, характерно для любой науки. Виды гипотез С точки зрения логики гипотеза представляет собой предложение, истинностное значение которого не определено. Поэтому самая про-1 стая классификация гипотез опирается на форму выражающих их пред-, ложений. В связи с этим гипотезы можно разделить на общие, частные, и единичные. Общая гипотеза выражает йредположение обо всем клас-1 се изучаемых объектов, частная — о некоторой части изучаемого класса объектов, единичная гипотеза выдвигается относительно конкретных отдельных объектов или явлений. Например, гипотеза Демокрита «Все тела состоят из атомов» была общей, гипотеза «Некоторые виру-; сы вызывают заболевание» относится к частным, а гипотеза «Солнце представляет собой сравнительно молодую звезду» — к единичным. J
Однако при подходе, учитывающем содержание научного предположения, выделяют иные разновидности гипотез. В частности, в науке высказываются предположения или об отдельных фактах, или о за- i кономерных связях вещей и явлений, т. е. о законах. Гипотеза может говорить о сущности некоторых процессов или явлений, об их причинах. В то же время широко используются и гипотезы о самих явлениях, о возможности их существования, о следствиях известных причин и т. д. Особое место в научном исследовании занимают так называемые рабочие гипотезы. От обычной рабочая гипотеза отличается лишь меньшей обоснованностью и большей произвольностью. Сталкиваясь с НО' выми фактами, с новым экспериментальным материалом, ученый час то не может сразу выдвинусь гипотезу, правдоподобно объясияющук эти факты и согласующуюся с истинными научными теориями. Вместе с тем продолжение исследований требует некоторой направляющей идеи, которая помогает ориентироваться в хаосе данных и подсказывает дальнейший путь исследования. Поэтому ученый часто принимает ту гипотезу, которая хотя, возможно, сама по себе и не заслуживает серьезного отношения, но в течение определенного времени помогает ему проводить исследования в определенном направлении. Вот такая гипотеза и называется рабочей. Как правило, она вскоре отбрасывается, заменяется другой, однако бывают случаи, когда гипотеза, которая принимается лишь на время в качестве рабочей, неожиданно оказывается плодотворной, получает подтверждение и обретает статус научной гипотезы. § 2. ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД В современной науке гипотезы используются как элемент гипо- тетико-дедуктивного метода — одного из важнейших методов научного познания и рассуждения. В основе его лежит выведение (дедукция) заключений из гипотез и других посылок, истинностное значение которых неизвестно. Поскольку в дедуктивных рассуждениях значение истинности переносится от посылок к заключению, а посылками в данном случае служат гипотезы, постольку и заключение гипотети- ко-дедуктивного рассуждения имеет лишь вероятный характер. В соответствии с типом посылок гипотетико-дедуктивные рассуждения разделяют на две основные группы. К первой, наиболее многочисленной, относятся такие рассуждения, посылками которых являются гипотезы и эмпирические обобщения, истинность которых еще нужно установить. Ко второй группе относятся гипотетико-дедуктивные выводы из посылок заведомо ложных, ложность которых может быть установлена. Выдвигая некоторое предположение в качестве посылки, можно из него дедуцировать следствия, противоречащие хорошо известным фактам или истинным утверждениям. Таким путем в ходе дискуссии можно убедить оппонента в ложности его предположений. Хорошо известным примером такого применения гипотетико- дедуктивного метода является метод приведения к абсурду.
В научном познании гипотетико-дедуктивный метод получил широкое распространение и развитие в XVII—XVIII вв., когда были достигнуты значительные успехи в области изучения механического движения земных и небесных тел. Первые попытки применения гипо- гетико-дедуктивного метода были сделаны в механике, в частности в исследованиях Галилея. Теория механики, изложенная Ньютоном в «Математических началах натуральной философии», представляет собой гипотетико-дедуктивную систему, посылками которой служат основные законы движения. Успех гипотетико-дедуктивного метода в области механики и влияние идей Ньютона обусловили широкое распространение этого метода в области точного естествознания. С логической точки зрения гипотетико-дедуктивная система представляет собой иерархию гипотез, степень абстрактности и общности которых увеличивается по мере удаления от эмпирического базиса. На вершине располагаются гипотезы, имеющие наиболее общий характер и потому обладающие наибольшей логической силой. Из них, как из посылок, выводятся гипотезы более низкого уровня. На самом низшем уровне системы находятся гипотезы, которые можно сопоставлять с эмпирическими данными. В современной науке многие теории строятся в виде гипотетико-дедуктивной системы. Такое построение научных теорий имеет большое методологическое значение в связи с тем, что оно не только дает возможность исследовать логические взаимосвязи между гипотезами разного уровня абстрактности, но и позволяет осуществлять эмпирическую проверку и подтверждение научных гипотез и теорий. Гипотезы самого низкого уровня проверяются путем сопоставления их с эмпирическими данными. Если они подтверждаются этими данными, то это служит косвенным подтверждением и гипотез более высокого уровня, из которых логически выведены первые гипотезы. Наиболее общие принципы научных теорий нельзя непосредственно сопоставить с действительностью, дабы удостовериться в их истинности, ибо они, как правило, говорят об абстрактных и идеальных объектах, которые сами по себе не существуют в действительности. Для того чтобы соотнести' общие принципы с действительностью, нужно с помощью длинной цепи логических выводов получить из них следствия, говорящие уже не об идеальных, а о реальных объектах. Эти следствия можно проверить непосредственно. Поэтому ученые и стремятся придавать своим теориям структуру гипотетико-дедуктивной системы.
Разновидностью гипотетико-дедуктивного метода считают метод математической гипотезы, который используется как важнейшее эвристическое средство для открытия закономерностей в естествознании. Обычно в качестве гипотез здесь выступают некоторые уравнения, представляющие модификацию ранее известных и проверенных соотношений. Изменяя эти соотношения, составляют новое уравне-1 ние, выражающее гипотезу, которая относится к неисследованным явлениям. Так, например, М. Борн и В. Гейзенберг приняли за основу канонические уравнения классической механики, однако вместо чисел ввели в них матрицы, построив таким способом матричный вариант квантовой механики. В процессе научного исследования наиболее грудная — подлинно творческая — задача состоит в том, чтобы открыть и сформулировать те принципы и гипотезы, которые могут послужить основой всех последующих выводов. Гипотетико-дедуктивный метод играет в этом процессе вспомогательную роль, поскольку с его помощью не выдвигаются новые гипотезы, а только выводятся и проверяются вытекающие из них следствия. Однако, не прибегая к помощи этого метода, мы не смогли бы отличить истинные предположения от ложных. § 3. ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ГИПОТЕЗ Подтверждением называют соответствие гипотезы или теории некоторому факту или экспериментальному результату. В методологии научного познания подтверждение рассматривается как один из критериев истинности гипотезы или теории. Для того чтобы установить, соответствует ли гипотеза действительности, т. е. верна ли она, из нее дедуцируют предложение, говорящее о наблюдаемых и экспериментально обнаруживаемых явлениях. Затем проводят наблюдения или ставят эксперимент, которые устанавливают, истинно или ложно данное предложение. Если оно истинно, то это считается подтверждением гипотезы. Например, обнаружение планеты Уран в месте, вычисленном согласно уравнениям небесной механики Ньютона, было подтверждением небесной механики как раздела физики и т. п. С логической точки зрения процедура подтверждения описывается следующим образом. Пусть Г — проверяемая гипотеза, А — эмпирическое следствие этой гипотезы; связь между Г и А может быть выражена условным суждением: «Если Г, тоЛ». В процессе проверки обнаруживается, что А истинно, мы делаем вывод о том, что Г подтверждена. Схема рассуждения выглядит следующим образом:
Если Г, то А А Г Такой вывод не дает достоверного заключения, поэтому на основании истинности А мы не можем заключить, что гипотеза Г также истинна, и говорим лишь, что гипотеза Г подтверждена. Чем больше проверенных истинных следствий имеет гипотеза, тем в большей степени она считается подтвержденной. Следует иметь в виду, однако, что подтверждение никогда не может быть полным и окончательным, т. е. сколько бы подтверждений ни получила гипотеза, мы не сможем утверждать, что она истинна. Число возможных эмпирических следствий гипотезы бесконечно; мы же можем проверить лишь конечное их число. Поэтому всегда сохраняется возможность того, что однажды предсказание гипотезы окажется ложным. Простой пример: утверждение «Все лебеди белы» в течение столетий подтверждалось сотнями и тысячами примеров, но однажды людям встретился черный лебедь — и обнаружилось, что это утверждение ложно. Это говорит о том, что подтверждаемость некоторой гипотезы еще не позволяет нам с уверенностью сказать, что гипотеза истинна. Ложная гипотеза может в течение длительного времени находить подтверждения. § 4 ОПРОВЕРЖЕНИЕ ГИПОТЕЗ С логической точки зрения процесс опровержения описывается такой схемой. Из проверяемой гипотезы Г дедуцируется некоторое эмпирическое предложение А, т. е. верно «если Г, то А». В процессе проверки обнаруживается, что А ложно и истинно предложение не-А. Таким образом: Если Г, то А не-А не-Г Вывод по этой схеме дает достоверное заключение, поэтому мы можем утверждать, что гипотеза Г ложна. Если речь идет об изолированном предложении или о гипотезе невысокого уровня общности и абстрактности, опровергающий вывод часто оказывается полезным и способен помочь нам отсечь ложные предположения. Однако если мы рассматриваем сложную, иерархически упорядоченную систему предложений — гипотетико-дедуктив- ную теорию, — то дело обстоит вовсе не так просто. Процедура опровержения обнаруживает только столкновение теории с фактом, но она не говорит нам, какой член противоречия ложен: теория или факт. Почему мы обязаны считать, что ложной является именно теория (гипотеза)? Быть может, ложным является факт, который установлен в результате «грязного» эксперимента, неправильно истолкован и т. п.? К этому добавляется еще одно соображение. Из одной теории (гипотезы) обычно нельзя вывести эмпирического предложения. Для этого к теории нужно присоединить специальные правила, дающие эмпирическую интерпретацию терминам теории (гипотезы), и предложения, описывающие конкретные условия эмпирической проверки. Таким образом, эмпирическое предложение А следует не из одной теории (гипотезы) Г, а из Г плюс правила эмпирической интерпретации плюс предложения, описывающие конкретные условия. Если учесть это обстоятельство, то сразу же становится ясным, что из ложности предложения А мы не имеем права делать вывод о ложности теории (гипотезы) Г. Ложная посылка может входить в добавляемые правила или предложения. Вот поэтому в реальной науке, обнаружив столкновение теории (гипотезы) с некоторым фактом, ученые вовсе не спешат объявлять теорию ложной. Они еще и еще раз проверяют чистоту экспериментов, предпосылки, на которые опирается истолкование экспериментальных результатов, звенья опровергающего вывода и т. д. Только тогда, когда таких фактов накопится достаточно много и появится гипотеза, успешно их объясняющая, ученые начинают склоняться к мысли о том, что их. теория (гипотеза) ложна. § 5 ПРИМЕРЫ ГИПОТЕЗ, Велика роль гипотезы в познании. Законы науки и теории до их подтверждения проходят стадию гипотезы. Ученые неоднократно подчеркивали огромную роль гипотез. М. В. Ломоносов писал, что гипотезы представляют единственный путь, которым величайшие люди дошли до открытия самых важных истин. Огромный труд вкладывали великие ученые как в процесс сбора научных фактов, так и в их систематизацию при построении и подтверждении научных гипотез. В 1903 г. К. Э. Циолковский опубликовал свою замечательную работу «Исследование мировых пространств реактивными приборами», которая, по словам академика С. П. Королева, определила его жизненный и научный путь. В этой работе К. Э. Циолковский сформулировал гипотезу: «Центробежная сила уравновешивает тяжесть и сводит ее к нулю» — таков путь к космическим полетам. «Вычисления могли указать мне и те скорости, которые необходимы для освобождения от земной тяжести и достижения планет»- (обратим внимание на то, что в качестве фактов К. Э. Циолковский использует результаты математических расчетов). «Почти вся энергия Солнца пропадает в настоящее время бесполезно для человечества, ибо Земля получает в два (точнее, в 2, 23) миллиарда раз меньше, чем испускает Солнце. Что странного в идее воспользоваться этой энергией! Что странного в мысли овладеть и окружающим земной шар беспредельным пространством... » На уроках физики приводятся научные сведения об успехах в освоении космоса, а также о гелиоэлектростанциях, которые, по предположению ученых, смогут конкурировать с тепловыми и атомными электростанциями. За открытие радиоактивности (естественных радиоактивных элементов полония и радия) А. Беккерель, П. Кюри и М. Склодовская- Кюри были награждены в 1903 г. Нобелевской премией. После четырех лет упорного труда, переработав вручную на старом складе более тонны урановой руды, Марии Кюри удалось выделить чистый хлорид радия. Позднее, в 1911 г., за получение металлического радия (совместно с Дебьеном) Мария Кюри получила Нобелевскую премию по химии. Она единственная в мире женщина, дважды удостоенная Нобелевской премии. Мария Кюри пишет, что изучение физических свойств радиоактивных веществ еще. не вполне закончено и что, хотя некоторые главные положения уже установлены, большая часть выводов еще носит гадательный характер. Исследования разных ученых, изучающих эти вещества, постоянно сходятся и расходятся. Эти высказывания М. Кюри свидетельствуют о гипотезах («гадательный характер») и о появлении конкурирующих гипотез, когда мнения ученых зачастую расходились. Много примеров выдвижения и подтверждения гипотез дает и история химии. Классический пример — блестящее подтверждение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, следствием которого явилось предсказание существования еще не открытых тогда элементов, а также того, что значения атомных весов урана, тория, бериллия, индия и ряда других химических элементов должны быть существенно иными. Впоследствии эти предсказания получили эмпирическое подтверждение. Д. И. Менделееву принадлежат и другие гипотезы: о химической энергии, о пределе химических соединений, о строении кремнеземистых соединений и т. п. Следует обратить внимание и на «густой лес гипотез», который присутствует в науках, изучающих организмы. Ч. Дарвин в своих исследованиях о происхождении видов опирался на гипотезы, выдвигав емые на основе обобщения значительного числа фактов, полученных им во время пятилетнего путешествия на корабле «Бигль». Карл Линней прошел пешком почти 7 тыс. км по северу Скандинавии, изучая этот край и собирая фактический материал для построения гипотез и своей искусственной классификации растений. Он посетил многие страны Европы, просмотрел гербарии многих ученых- ботаников, его ученики побывали в Канаде, Египте, Китае, Испании, Лапландии и оттуда присылали ему собранные растения. Друзья Линнея из различных стран присылали ему семена и высушенные растения. Таков огромный материал, который послужил Линнею для его систематизации. Знакомясь с работами И. II. Павлова, мы видим, «как мало-помалу расширялся и исправлялся наш фактический материал, как постепенно складывались наши представления о разных сторонах предмета и как наконец перед нами все более и более слагалась общая картина высшей нервной деятельности». Интересны работы Л. Пастера по проблемам болезней вина, в результате которых он пришел к созданию биохимической теории брожения. Одним из следствий этой теории была разработка процесса, названного позже пастеризацией. Огромное практическое значение имело также исследование Пастером болезни шелковичных червей. В результате этой болезни в бедственном положении оказались более 3, 5 тыс. владельцев недвижимого имущества шелководческих департаментов Франции. Почти пять лет посвятил Л. Пастер трудным экспериментальным исследованиям и потерял на этом свое здоровье, но тем не менее считал, что был счастлив, так как принес пользу своей стране, изыскивая способы предотвращения страшной нищеты: «... дело чести ученого перед лицом несчастья пожертвовать всем ради попытки помочь от него избавиться. Поэтому, может быть, я дал молодым ученым благотворный пример длительных усилий в разрешении трудной и неблагодарной задачи». На занятиях по биологии, кроме этих классических примеров превращения гипотез в теорию в результате их подтверждения, следует обратить внимание на то, что многие из них построены на стыке ряда наук. Очень важной является гипотеза о возможности по- |учения значительных урожаев на солончаках, которых в мире имеется около 10 млн кв. км, а общая площадь культивируемых земель в мире сейчас 15, 5 млн кв. км, т. е. значительный процент от всех земель в мире составляют засоленные почвы. Поэтому встает общая проблема мирового значения: как превратить пустынные со- юнчаковые земли в сельскохозяйственные угодья? Среди многих других гипотез выдвигается предложение культивировать на этих землях галофиты — растения, устойчивые к соли. С появлением средств генной инженерии количество таких предложений будет увеличиваться, и можно предвидеть значительные успехи в целе- направленном изменении многих представителен животных и растений. Мы привели гипотезы из различных областей естествознания. В общественных науках также выдвигается большое число разнообразных гипотез. Так, в юриспруденции и в юридической практике роль гипотез, называемых там версиями, нельзя преувеличить. Любое расследование преступления требует выдвижения всех возможных версий, объясняющих преступление, и их проверки. В результате приведенных примеров, иллюстрирующих гипотезы, используемые в школе на уроках физики, химии, биологии (как классические, так и современные), можно с уверенностью утверждать, что гипотеза является формой развития знания во всех науках, а также во всех других (а не только научных) отраслях знаний.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|