Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задачи к теме «умозаключение»




I. Установить, являются ли приведенные ниже категорические । нллогизмы правильными, а заключение — истинным суждением.

I Все углероды горючи. Это вещество горюче. 2. Все ягоды -- плоды. Черника — ягода.
Это вещество — углерод. Черника — плод.

 

I Все металлы — твердые тела. Ггуть — металл.

Ртуть — твердое тело.

II. Восстановить следующиеэнтимемы до полного категорического < и погизма.

1. Внимание — важное и необходимое условие всех видов дея- н- и. ности человека, а произвольное внимание есть вид внимания.

2. Все перелетные птицы зимой улетают на юг, поэтому грачи зи­мой улетают на юг.


3. Все представители отряда хоботных хоботные вскармливают детенышей молоком.

4. Кобра — змея, следовательно, кобра не имеет ног.

III. Определить вид умозаключения.

1. Все, что способствует закаливанию людей, укрепляет здоровье.

Водные процедуры способствуют закаливанию людей.

Водные процедуры укрепляют здоровье.

Плавание — водная процедура.

Плавание укрепляет здоровье.

2. Все, что способствует прогрессу общества, полезно.

Наука способствует прогрессу общества.

Значит, наука полезна.

Психология — наука.

Психология полезна.

3. Все кенгуру — сумчатые.

Все сумчатые — животные.

Все животные обладают обменом веществ.

Все кенгуру обладают обменом веществ.

4. Все, что требует мужества и героизма, есть подвиг.

Первый полет человека в космос требовал мужества и героизма.

Первый полет человека в космос есть подвиг.

Подвиги бессмертны.

Первый полет человека в космос есть подвиг.

Первый полет человека в космос бессмертен.

5. Память ЭВМ бывает внутренней или внешней.

Данная память ЭВМ не является внутренней.

Данная память ЭВМ является внешней.

6. Прилагательные бывают качественными, или относительными, притяжательными.

Данное прилагательное не относится ни к качественным, ни к отн тельным.

Данное прилагательное притяжательное.

IV. Определить вид умозаключения, написать формулу, доказать, ннляется ли она законом логики.

I Если весна наступила, то в школьном саду предстоит много работ. Весна не наступила.

В школьном саду не предстоит много работ.

' ■ Если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись» (А. С. Пушкин). Жизнь тебя обманула.

I ы не печалься, не сердись.

I Если стройматериалы не будут доставлены вовремя, то план ввода жилья не будет выполнен.

I ели план ввода жилья не будет выполнен, многие не получат свое- пременно квартиру.

Если стройматериалы не будут доставлены вовремя, многие не получат 11 (современно квартиру.

। Если подземная вода в местах обнажения выходит наружу, образу­йся родничок.

11одземная вода в местах обнажения вышла наружу.

((бразовался родничок.

। I < ели магнит ударить, он размагнитится.

Магнит размагнитился.

Магнит ударили.

6. Придумайте умозаключение, построенное по формуле ((a -> b)л л F> ) —> а).

7. Постройте условно-категорические умозаключения на основе ( «дующих русских пословиц:

Кто в кони пошел, тот и воду вези.

Кто ест скоро, тот и работает споро.

Кто другому яму роет, тот сам в нее попадет.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Куй железо, пока горячо.

Куда конь с копытом, туда и рак с клешней.

Ласковый теленок двух маток сосет.

Лбом стены не прошибешь.


8. Постройте условно-категорическое умозаключение на основе следующего сложного суждения: «Попробуй-ка научить сострадать, если человек с детства не страдал, если боится даже самой малой боли, пустякового неудобства и если его всю жизнь предохраняли от состра­дания» (Алексеев С. Рой). Первая условная посылка этого умозаклю­чения такая:

«Если человек с детства не страдал, боится даже самой малой боли, пустякового неудобства, его всю жизнь предохраняли от сострадания, то попробуй-ка научить этого человека страдать». Формула этой по­сылки:

(а лЬ л с /\d) —> е.

Сформулируйте вторую посылку и заключение.

9. Приведем пример рассуждений Шерлока Холмса из рассказа «Пестрая лента»:

«В ее остановившихся глазах был испуг, словно у затравленно! и зверя. Ей было не больше тридцати лет, но в волосах уже блестела се! дина.

Шерлок Холмс окинул ее своим быстрым всепонимающим взгля дом.

— Вам нечего бояться, — сказал он, ласково погладив ее по руке. -I Я уверен, что нам удастся отстранить от вас все неприятности... Вы при­ехали утренним поездом.

— Разве вы меня знаете?

— Нет, но я заметил в вашей левой перчатке обратный билет,! Вы рано встали, а потом, направляясь на станцию, долго тряслись в дву колке по скверной дороге.

Дама сильно вздрогнула и в замешательстве взглянула па Холмса.

— Здесь нет никакого чуда, сударыня, — сказал он, улыбаясь. -1 Левый рукав вашего жакета по крайней мере в семи местах обрызган] грязью. Пятна совершенно свежие. Так обрызгаться можно только! в двуколке, сидя слева от кучера.

— Все так и было, — сказала она» (Конан Дойль А. Записки о Шер­локе Холмсе).

Постройте два условно-категорических умозаключения, соответ»! ствующих структуре ((а -> Ь) л а) Ь, взяв за основу приведенные рассуждения Ш. Холмса.

V. Правильно ли построены следующие два разделителъпо-катеЛ горических умозаключения? Если они построены неправильно, то ука- жите, какая допущена ошибка.

I. Ученик в переводе предложения ошибся или из-за незнания грамма- । ики языка, или из-за отсутствия знаний о многозначности смысла пе­реводимых слов.

. > тот ученик ошибся в переводе предложения из-за незнания грамма- шки языка.

. )тот ученик йе ошибался в переводе из-за отсутствия знаний о много­значности смысла переводимых слов.

Следствие по делу N было проведено недостаточно квалифицирован­но или из-за неопытности молодого следователя, или из-за отсутствия необходимых документов.

('. педствие по делу N проведено недостаточно квалифицированно не из- i; i неопытности молодого следователя.

('ледствие по делу N было проведено недостаточно квалифицирован­но из-за отсутствия необходимых документов.

VI. Определить вид дилеммы или трилеммы, написать формулу.

1. Если я пойду через болото, то могу утонуть, а если пойду в обход, то вовремя не доставлю донесение.

Я могу идти через болото или в обход.

Я могу утонуть или вовремя не доставить донесение.

2. Бостон во время погони за волчицей Акбарой, утащившей его двухлетнего сына (Айтматов Ч. Плаха), рассуждает следующим об­разом:

Если я выстрелю, то могу попасть в сына, а если я сейчас не выстрелю, Го волчица утащит ребенка в свое логово.

Я могу сейчас выстрелить или не стрелять.

i1 могу попасть в сына или волчица утащит ребенка в свое логово.

Вот описание этой погони, данное Чингизом Айтматовым.

«Стреляй! Стреляй быстрей! — кричала Гулюмкан, забыв, что Бостон не может стрелять, пока волчица несет на себе малыша».

(Бостон дважды выстрелил в воздух, чтобы устрашить волчицу, но Акбара не испугалась. )

«Акбара продолжала удаляться в сторону каменных завалов, а уж там in ничего не стоило запутать следы и скрыться из виду. Бостон пришел и отчаяние: как спасти ребенка? Что делать? За что такое чудовищное наказание свалилось на них? За какие грехи?


— Брось мальчика, Акбара! Брось, прошу тебя, оставь нам нашего сына! — задыхаясь и хрипя, как запаленная лошадь, молил он на бегу похитительницу.

И в третий раз выстрелил Бостон в воздух, и снова пуля просви­стела над головой зверя. Каменные завалы все приближались. В обой­ме теперь было всего два патрона. Понимая, что еще минута — и он упустит последний шанс, Бостон решился выстрелить по волчице,. ] Бостон перезарядил ружье, дослал в патронник последний патрон, сно­ва прицелился и даже не услышал собственного выстрела, а только увидел, как волчица подпрыгнула и завалилась на бок...          ]

И вот, наконец, похолодев, точно на дворе стояла стужа, он под-, бежал к волчице. И согнулся в три погибели, закачался, корчась в не­мом крике. Акбара была еще жива, а рядом с ней лежал бездыханный с простреленной грудью малыш. 1

А мир, утративший звуки, безмолвствовал. Он исчез, его не ста-' ло, на его месте остался только бушующий огненный мрак. Не веря своим глазам, Бостон склонился над телом сына, залитым алой кровью, ’| медленно поднял его с земли и, прижимая к груди, попятился назад, || удивляясь почему-то синим глазам издыхающей волчицы. Потом по­вернулся и, онемев от горя, пошел навстречу бегущим к нему жен­щинам...

Он брел, как слепой, прижимая к груди убитого им малыша. За ним, вопя и причитая, брела Гулюмкан, ее поддерживала под руку голося-1 щая соседка».

3. В книге Мелвила «Моби Дик, или Белый кит» рассказывается^ как несколько лет назад китобои одного корабля, охотясь на белого кита, и потерпели крушение. Вступив в бой с китом, все члены экипажа погиб- н ли, за исключением капитана. Капитан собирает новую команду кито- И боев. Измученные долгим плаванием, оставшись без продуктов, китобои наконец встречают белого кита, который заманивает их во льды. Перед 1 капитаном стоит дилемма:

Если мы будем преследовать кита и далее, то мы, обессилев, можем погибнуть во льдах, а если мы повернем назад, то белый кит будет папа- И дать на другие корабли.

Но мы можем преследовать кита или повернуть назад.

Мы, обессилев, можем погибнуть во льдах или белый кит будет напа­дать на другие корабли.

4. Том и Пегги любят друг друга. Том мечтал поехать в Испанию | сражаться за республику. И вот между Томом и Пегги произошла ссора.

«Ганс Драйзер замечательный человек, — настаивал Том.

— А я не желаю, чтобы ты с ним якшался! Не желаю даже, чтобы । ы разговаривал с ним, — решительно заявила Пегги. — Заметь себе, > i не шучу!

Том вдруг очутился перед неожиданной дилеммой: любовь или политика, любовь или идеи, любовь или ты сам, каким ты себя счита­ешь» (Олдридж Д. Последний дюйм).

5. «А что, если нам всем вместе махнуть в Одессу? Устроимся на какой-нибудь сухогрузный корабль хоть юнгами — и в Гамбург! Точ­но, Сань? — Санька молчал. „Не согласиться, — думал он, — сочтут тру­сом и предателем. А согласиться же — значило огорчить родителей. Как тут быть? " » (Поливии Н. Корабельная сторона).

Дилемма такая:

I ели я не соглашусь убежать из дома с друзьями, то меня сочтут тру­сом и предателем, а если я убегу из дома, то огорчу родителей.

Я могу остаться дома или могу убежать с друзьями.

Меня могут счесть трусом и предателем или я огорчу родителей.

6. Сформулируйте две дилеммы, стоящие перед Марией Кюри, использовав приведенный текст из книги ее дочери Евы Кюри.

«Быстрое продвижение немцев ставит перед Мари вопрос сове- । ги: ехать ли ей в Бретань к дочерям или остаться в Париже? А в слу- •i. ie угрозы столице со стороны захватчиков должна ли она уходить имеете с отступающими санитарными службами?

Мари спокойно взвешивает все за и против и принимает решение: ■ I го бы ни случилось, она останется в Париже. Ее удерживает в Париже не только предпринятое ею благое начинание. Она думает о лаборатории, и точных приборах, хранящихся на улице Кювье, о новых кабинетах ил улице Пьера Кюри. „Если я буду там, — убеждает она себя, — немцы не осмелятся, пожалуй, разграбить их. Если же я уеду, все пропадет" ».

Она рассуждает так, несколько лицемеря, чтобы найти логиче­ское оправдание инстинкту, который руководит ею. Упрямой, стой­кой Мари не по душе бегство. Трусить — значит играть на руку врагу. • II и за что на свете не доставила бы она удовольствия победителю вой- । и в брошенную лабораторию Кюри. Она вверяет своему шурину Жаку дочерей, подготовив их к разлуке» (Кюри Е. Мария Кюри).

VII. Определите, в каких из перечисленных ниже случаев имеет место полная индукция?

1. Острые углы имеют вершину. Прямые углы имеют вершину. Тупые углы имеют вершину. Следовательно, все углы имеют вершину.


2. Солнце, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатур! Уран, Нептун, Плутон имеют шарообразную форму. Значит, все тел! солнечной системы имеют шарообразную форму.

VIII. В каком из приведенных примеров индуктивный метод боле вероятен и почему?

1. а) Все жители Африки хотят счастья. Все жители Северно: и Южной Америки хотят счастья. Население Австралии, Новой Зе ландии, островов Океании, исследователи Антарктиды хотят счасты Значит, все люди на Земле хотят счастья;

б) Все жители Африки хотят счастья. Все жители Южной и Север ной Америки хотят счастья. Население Австралии, Новой Зеландии островов Океании, исследователи Антарктиды хотят счастья. Жител Азии и Европы хотят счастья. Значит, все люди на Земле хотят счасты|

2. а) Щука, лещ, салака, сон, налим, окунь, плотва, карась, яз! сельдь дышат жабрами. Следовательно, все рыбы дышат жабрами;

6) Щука, хамса, луна-рыба, акула, окунь, белуга, тунец, камбал! летучие рыбы дышат жабрами. Следовательно, все рыбы дышат жа( рами.

7) а) Слова «несешь», «спешишь», «стоишь», «идешь», «ползешы «двигаешь», «работаешь» пишутся на конце с мягким знаком. Все эт глаголы современного русского языка второго лица единственной числа. Значит, в современном русском языке в окончаниях второй лица единственного числа после «ш» пишется мягкий знак;

б) Глаголы второго лица единственного числа «куришь», «пля шешь», «думаешь», «найдешь», «дойдешь», «учишь», «поешь» пишу ся на конце с мягким знаком. Следовательно, в современном русское языке глаголы второго лица единственного числа, оканчивающиес на «ш», пишутся с мягким знаком.

IX. Применяя все правила, относящиеся к посылкам индукции, onpi делить, удачно ли подобраны примеры для иллюстрации следующи положений:

а) Вершины высоких гор всегда покрыты снегом. В качестве при меров указываются вершины: Эверест (8882 м), Аконкагуа (7040 м Пик Победы (7439 м), Гауризанкар (7115м);

б) Творчество великих композиторов было тесно связано с наро/ ной музыкой. В качестве примеров указывается на творчество М. И. Глш ки, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского.

X. На какую логическую ошибку указывает Готспер в пьесе В. Шеке пира «Король Генрих IV» (часть 1, акт III)?

Глендаур. При появлении моем на свет

Пылало небо и земля дрожала.

Это событие произошло бы и в том случае, если бы у вашей матери окотилась кошка, а вас не было бы и в помине.

XI. Сделайте вывод по методу сходства из записанных в символи­ческой форме посылок:

1) ABCD -а 2) ABCD - а

АЕНК - а КРЕС - а

     
 

XII. В каком из примеров предыдущего упражнения вывод более вероятен и почему?

XIII. Сделайте вывод по методу единственного различия из запи- । анных в символической форме посылок: и) ABCD-a 6) KDEP — а

BCD - о                   КЕР - о.

XIV. Определите, в каких примерах вывод более, в каких — менее вероятен:

a) KDEP -а б) ABODE -а в) ABCDE - а
КЕР-о                     BCKD - о                 BCDE - а

D —> а                   А —> а                    д —> а

XV. Какой метод исследования причинной связи используется в сле­дующих случаях? При каких условиях вывод по этому методу будет правомерен?

1. Листья растения, выросшего в подвале, не имели зеленой окрас- । и. Листья того же растения, выросшего в обычных условиях, — зеле­ные. В подвале не было света. В обычных условиях растение растет па солнечном свету. Следовательно, солнечный свет является причи­ной возникновения зеленого цвета растений.

2. Климат Японии субтропический. В лежащем почти на тех ■ ке широтах недалеко от Японии Приморье климат гораздо более су­ров. У берегов Японии проходит теплое течение. У берегов Приморья нет теплого течения. Следовательно, причина различия в климате При­морья и Японии — во влиянии морских течений.

XVI. Определите, правильно ли применен метод различия. Если пс |, то в чем сущность ошибки?

1. Ребенок лежал месяц в больнице и не прибавил в весе. Как толь­ко его выписали, он быстро прибавил в весе на целый килограмм. Сле­довательно, дома лучше, чем в больнице.

2. В так называемой собачьей пещере около Неаполя от скопившихся и пещере ядовитых газов собаки гибнут, а люди нет. Следовательно, в орга­низме человека есть противоядие, нейтрализующее действие этих газов.


3. Одну мышь много кормили, а при тех же условиях другую дер­жали впроголодь. Первая мышь погибла гораздо раньше второй. Сле-1 довательно, причина ранней смерти — переедание.

XVII. Почему академик И. П. Павлов проводил эксперименты над собаками в так называемых «башнях молчания» — помещениях, изо-1 лированных от внешней среды?

XVIII. Один химик определял, зависит ли растяжимость металла! от наличия на нем окалины. Чтобы выяснить эту зависимость, нужно! было удалить окалину. Но это не удавалось сделать: всегда оставался хотя бы тонкий слой окисла. В результате химик потратил зря очень ] много времени и энергии. Что бы вы могли ему посоветовать?

XIX. Обозначьте отдельной буквой каждое из обстоятельств, сопутЛ ствующих явлению, причину которого пытаются установить. Составь те общую схему умозаключения и определите, правомерно ли оно.

1. Состояние газа описывается уравнением рV = RT, где р — дан- £ ление, V — объем, R — константа, Т — абсолютная температура. Газ, помещенный в герметически закрытый сосуд, нагревается. При этом ■ увеличивается давление газа. Значит, причиной увеличения давления газа является повышение температуры.

XX. Выделите комплексы обстоятельств, одинаковость которых существенна для того, чтобы вывод по методу сопутствующих изме- нений был правомерен.

1. Чем выше поднимаешься в горы, тем труднее становится ды­шать. С увеличением высоты местности над уровнем океана воздух ста­новится все разреженнее. Следовательно, причина затруднений в ды-1 хании при подъеме в горы заключается в разреженности горнопИ воздуха.

2. Еще в древности было замечено, что периодичность морских приливов и изменение их высоты соответствуют изменениям в полое жении Луны. Наибольшие приливы происходят в дни новолуниЯ и полнолуний, наименьшие — в дни квадратур (когда направления от Земли к Луне и Солнцу образуют прямой угол). Отсюда был сдев лан вывод о том, что морские приливы вызываются действием Луны,

XXI. Правильно ли в следующих случаях применен метод сопугю ствующих изменений?

1. Мы нагреваем стальной брусок (не меняя прочих обстоя» тельств). Чем больше нагревается брусок, тем длиннее он становится! Следовательно, нагревание — причина увеличения бруска.

2. Петров стал учиться все хуже и хуже. Вместе с тем его все чаща стали видеть на катке. Следовательно, причицой плохой учебы Петро» ва является увлечение катанием на коньках.

3. Состояние больного ребенка ухудшилось. Вместе с тем подня- 1ась температура, несмотря на то что ребенка хорошо укутали. Следо- нательно, причиной повышения температуры является ухудшение со­стояния ребенка.

XXII. В поликлиниках и аптеках можно видеть графики: на од­ном из них показан рост числа инфекционных заболеваний, а на дру- 1ом — увеличение числа мух летом. Оба графика соответствуют друг другу. Сделайте отсюда вывод. При каком условии вывод, сделанный нами, будет правомерным?

XXIII. Каково логическое основание юмора в следующих шутках?

1. Врач прописал плотнику лекарство. Плотник выздоровел. 11отом заболел сапожник. Врач прописал ему то же лекарство. Сапож­ник умер. Врач сделал вывод: от этого лекарства плотники выздорав­ливают, а сапожники умирают.

2. Блохе сказали: прыгай! И она прыгнула. Потом оторвали ей лап­ти и опять сказали: прыгай! Блоха не прыгнула. Был сделан вывод: (нюха слышит ногами.

XXIV. Какой вид аналогии является основанием следующего опа­сения?

«В то BpeMjk, когда был болен один из английских королей, умер । амый старый лев в Тауэре — почти ровесник короля, и все ожидали дурного исхода болезни» (Тейлор Э. Первобытная культура).

XXV. В какой из трех приведенных ниже аналогий заключение бу- йет более вероятным и почему?

1. В книге «Три мушкетера» действуют отважные, благородные поди, прекрасные дамы, короли, злодеи, много дерутся на шпагах.

Говорят, что в книге «Графиня Монсоро» также действуют благо­родные люди, прекрасные дамы, короли, злодеи, много дерутся на шпагах.

Наверное, и эта книга должна быть очень интересной.

2. В книге «Три мушкетера» действие происходит во Франции, н эпоху королей, там много действий, приключений. Написана книга Александром Дюма-отцом. Книга очень интересная.

В книге «Графиня Монсоро» также действие происходит во Фран- || в и, в эпоху королей, там много действий, приключений. Написана она Александром Дюма-отцом.

Надо почитать. Наверное, и эта книга должна быть интересной.

3. Семенов и Николаев родились в деревне. Тот и другой — рус- । кие. Оба любили игрушки, когда были малышами. Оба бегали, игра-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...