Задачи к теме «доказательство»
I. Найдите тезис, аргументы, укажите способ доказательства. 1. «Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там, высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безымянной речкой, шумно вырывающейся из черного полного мглою ущелья, тянется серебряной нитью и сверкает, как змея своей чешуею» (М. Ю. Лермонтов). 2. «Страсти вводят нас в заблуждение, так как они сосредоточивают все наше внимание на одной стороне рассматриваемого предмета и не дают нам возможности исследовать его всесторонне» (К. Гельвеций). 3. «Смерть для человека — ничто, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем» (Эпикур). 4. «Воздержанность и труд — вот два истинных врача человека: труд обостряет его аппетит, а воздержанность мешает злоупотреблять им» (Ж. Ж. Руссо). 5. «Назойлив только глупец: умный человек сразу чувствует, приятно его общество или наскучило, и уходит за секунду до того, как станет ясно, что он — лишний» (Ж. Лабрюйер). II. Определите, какие правила доказательства нарушены в следующем разговоре Алисы с Чеширским Котом: «Вон там, — сказал Кот и махнул правой лапой, — живет Болван- щик. А там, — и он махнул левой, — Мартовский Заяц. Все равно, к кому ты пойдешь. Оба не в своем уме. — На что мне безумцы? — сказала Алиса. — Ничего не поделаешь, — возразил Кот. — Все мы здесь не в сво-, ем уме — и ты, и я. ' I — Откуда вы знаете, что я не в своем уме? — спросила Алиса. 1 — Конечно, не в своем, — ответил Кот. — Иначе как бы ты здесь оказалась?
Довод этот показался Алисе совсем не убедительным, но она не стала спорить, а только спросила: — А откуда вы знаете, что вы не в своем уме? — Начнем с того, что пес в своем уме. Согласна? — Допустим, — согласилась Алиса. — Дальше, — сказал Кот. — Пес ворчит, когда сердится, а когда доволен, виляет хвостом. Ну, а я ворчу, когда доволен, и виляю хвостом, когда сержусь. Следовательно, я не в своем уме» (Кэрролл Л. Алиса в Стране Чудес). III. Определите вид доказательства, содержащийся в рассуждениях Шерлока Холмса и доктора Уотсона о том, как мог проникнуть в дом преступник. «Но как же все-таки он проник в эту комнату? — повторил я. — Дверь заперта, окна снаружи недоступны. Может быть, через трубу? I — Каминное отверстие слишком мало, — ответил Холмс. — Я уже проверил эту возможность. — Но как же тогда? — Вы просто не хотите применить мой метод, — сказал он, качая головой. — Сколько раз я говорил вам: отбросьте все невозможное; то, что останется, и будет ответом, каким бы невероятным он ни казал-»' ся. Нам известно, что он не мог попасть в комнату ни через дверь, ни через дымовой ход. Мы знаем также, что он не мог спрятаться в комнате, поскольку в ней прятаться негде. Как же тогда он проник сюда? — Через крышу! — воскликнул я. — Без сомнения. Он мог проникнуть в эту комнату только через крышу. Если вы будете добры посветить мне, мы продолжим наши поиски в тайнике, где был спрятан ларец с сокровищами» (Конан Дойль А. Знак четырех). IV. Найдите тезис и аргументы доказательства. Прямое или косвенное доказательство использовано в этих рассуждениях? 1. «Без личного труда человек не может идти вперед; не может оставаться на одном месте, но должен идти назад. Тело, сердце и ум человека требуют труда, и это требование так настоятельно, что если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу и перед ним открываются две другие, обе одинаково гибельные: дорога неутомимого недовольства жизнью, мрачной апатии и бездонной скуки или дорога добровольного, незаметного самоуничтожения, по которой человек быстро спускается до детских прихотей или скотских наслаждений. На той и на другой дороге смерть овладевает человеком заживо потому, что труд — личный, свободный труд — и есть жизнь» (К. Д. Ушинский).
2. «Сделавшись императором, Клавдий немедленно приказал казнить Кассия Херею и еще несколько человек, причастных к убийству Калигулы, однако отменил все его жестокие постановления и тем самым заслужил всеобщее признание»[16]. 3. «Римские плебеи имели все основания быть довольными Клавдием, который помимо организации раздач и зрелищ проявил заботу о благоустройстве столицы: провел новые водопроводы, реконструировал порт в Остии и обеспечил регулярный подвоз хлеба в Рим»[17]. 4. «Один из придворных страшно страдал зубами; придворный этот был большой говорун. Вот он обратился к Балакиреву, не знает ли тот средства, как унять боль. — Знаю и причину, знаю и средство, — сказал в ответ Балакирев. — Скажи, ради Бога. — У тебя болят зубы оттого, что ты их очень часто колотишь языком — это причина. — Оставь глупости, пожалуйста, говори, какое на это средство? — А средство, — чаще спи и как можно более. — Почему так? — Потому что язык твой во время сна находится в покое и не тревожит зубов»[18]. —. Назовите форму доказательства, использованного Буниным в его стихотворении «В степи». Сформулируйте тезис и его аргументы. А к нам идет угрюмая зима: Засохла степь, лес глохнет и желтеет, Осенний ветер, тучи нагоняя, Открыл в кустах звериные лазы, Листвой засыпал долы и овраги, И по ночам в их черной темноте, Под шум деревьев свечками мерцают, Таинственно блуждая, волчьи очи... Да, край родной не радует теперь! VI. Какая форма доказательства использована? В нижеприведенных высказываниях о сребролюбии четко выде[ лен тезис: «Сребролюбие — корень всех зол». К этому тезису приведено множество аргументов. Сколько аргументов и какие? Апостол Павел, говорит, что корень всех зол есть сребролюбие. «Страсть эта, дошедшая до скупости, положительно ненасытима: сколько бы человек ни приобрел, ему все кажется мало, и забота о земном, о материальном, о наживе постоянно отвлекает его мысль от неба и от Бога. Маммона, быть может, самый низкий и грубый кумир, перед которым преклоняются люди: он стоит постоянной стеной между человеком и Богом, не допускает дел милосердия и любви к ближнему, вытравливает из души все высшие, благородные чувства, делая ее грубой и бесчеловечной. Нет, кажется, в мире того преступления, которое не было бы совершено ради страсти к богатству»1.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ 1. Чем отличается доказательство от убеждения? 2. Что входит в структуру доказательства? 3. Какие виды доказательства вы можете назвать? Приведите примеры этих доказательств. 4. В чем сходство и в чем различие доказательства и опровержения? 5. Назовите известные вам способы опровержения и дайте их краткую характеристику. 6. Назовите правила, относящиеся к тезису, и приведите примеры ошибок, возникающих в результате их нарушений. 7. Какие вы знаете правила по отношению к аргументам? • 8. Что такое «основное заблуждение»? 9. Что такое «круг в доказательстве», или «порочный круг»? 10. Что такое «предвосхищение основания»? И. Какие ошибки в форме доказательства или опровержения вы можете назвать? 12. Что такое парадокс? Приведите пример парадокса. 13. Каково, на ваш взгляд, теоретическое и практическое значение аргументации? 1 Святитель Василий, епископ Кинешемский (Преображенский). Беседы на Евангелие от Марка. М., 2005. С. 621—622., ГЛАВА VII ГИПОТЕЗА
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|