Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задачи к теме «доказательство»




I. Найдите тезис, аргументы, укажите способ доказательства.

1. «Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные ку­пами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там, высо­ко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с дру­гой безымянной речкой, шумно вырывающейся из черного полного мглою ущелья, тянется серебряной нитью и сверкает, как змея своей чешуею» (М. Ю. Лермонтов).

2. «Страсти вводят нас в заблуждение, так как они сосредоточивают все наше внимание на одной стороне рассматриваемого предмета и не дают нам возможности исследовать его всесторонне» (К. Гельвеций).

3. «Смерть для человека — ничто, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем» (Эпикур).

4. «Воздержанность и труд — вот два истинных врача человека: труд обостряет его аппетит, а воздержанность мешает злоупотреблять им» (Ж. Ж. Руссо).

5. «Назойлив только глупец: умный человек сразу чувствует, при­ятно его общество или наскучило, и уходит за секунду до того, как ста­нет ясно, что он — лишний» (Ж. Лабрюйер).

II. Определите, какие правила доказательства нарушены в следу­ющем разговоре Алисы с Чеширским Котом:

«Вон там, — сказал Кот и махнул правой лапой, — живет Болван- щик. А там, — и он махнул левой, — Мартовский Заяц. Все равно, к ко­му ты пойдешь. Оба не в своем уме.


— На что мне безумцы? — сказала Алиса.

— Ничего не поделаешь, — возразил Кот. — Все мы здесь не в сво-, ем уме — и ты, и я.            ' I

— Откуда вы знаете, что я не в своем уме? — спросила Алиса. 1

— Конечно, не в своем, — ответил Кот. — Иначе как бы ты здесь оказалась?

Довод этот показался Алисе совсем не убедительным, но она не стала спорить, а только спросила:

— А откуда вы знаете, что вы не в своем уме?

— Начнем с того, что пес в своем уме. Согласна?

— Допустим, — согласилась Алиса.

— Дальше, — сказал Кот. — Пес ворчит, когда сердится, а когда доволен, виляет хвостом. Ну, а я ворчу, когда доволен, и виляю хвос­том, когда сержусь. Следовательно, я не в своем уме» (Кэрролл Л. Али­са в Стране Чудес).

III. Определите вид доказательства, содержащийся в рас­суждениях Шерлока Холмса и доктора Уотсона о том, как мог про­никнуть в дом преступник.

«Но как же все-таки он проник в эту комнату? — повторил я. — Дверь заперта, окна снаружи недоступны. Может быть, через трубу? I

— Каминное отверстие слишком мало, — ответил Холмс. — Я уже проверил эту возможность.

— Но как же тогда?

— Вы просто не хотите применить мой метод, — сказал он, качая головой. — Сколько раз я говорил вам: отбросьте все невозможное; то, что останется, и будет ответом, каким бы невероятным он ни казал-»' ся. Нам известно, что он не мог попасть в комнату ни через дверь, ни че­рез дымовой ход. Мы знаем также, что он не мог спрятаться в комнате, поскольку в ней прятаться негде. Как же тогда он проник сюда?

— Через крышу! — воскликнул я.

— Без сомнения. Он мог проникнуть в эту комнату только через крышу. Если вы будете добры посветить мне, мы продолжим наши поиски в тайнике, где был спрятан ларец с сокровищами» (Конан Дойль А. Знак четырех).

IV. Найдите тезис и аргументы доказательства. Прямое или кос­венное доказательство использовано в этих рассуждениях?

1. «Без личного труда человек не может идти вперед; не может оставаться на одном месте, но должен идти назад. Тело, сердце и ум человека требуют труда, и это требование так настоятельно, что если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу и перед ним открываются две другие, обе одинаково гибельные: дорога неутомимого недоволь­ства жизнью, мрачной апатии и бездонной скуки или дорога добро­вольного, незаметного самоуничтожения, по которой человек быстро спускается до детских прихотей или скотских наслаждений. На той и на другой дороге смерть овладевает человеком заживо потому, что труд — личный, свободный труд — и есть жизнь» (К. Д. Ушинский).

2. «Сделавшись императором, Клавдий немедленно приказал каз­нить Кассия Херею и еще несколько человек, причастных к убийству Калигулы, однако отменил все его жестокие постановления и тем са­мым заслужил всеобщее признание»[16].

3. «Римские плебеи имели все основания быть довольными Клав­дием, который помимо организации раздач и зрелищ проявил заботу о благоустройстве столицы: провел новые водопроводы, реконструи­ровал порт в Остии и обеспечил регулярный подвоз хлеба в Рим»[17].

4. «Один из придворных страшно страдал зубами; придворный этот был большой говорун. Вот он обратился к Балакиреву, не знает ли тот средства, как унять боль.

— Знаю и причину, знаю и средство, — сказал в ответ Балакирев.

— Скажи, ради Бога.

— У тебя болят зубы оттого, что ты их очень часто колотишь язы­ком — это причина.

— Оставь глупости, пожалуйста, говори, какое на это средство?

— А средство, — чаще спи и как можно более.

— Почему так?

— Потому что язык твой во время сна находится в покое и не тре­вожит зубов»[18].

—. Назовите форму доказательства, использованного Буниным в его стихотворении «В степи». Сформулируйте тезис и его аргументы.

А к нам идет угрюмая зима:

Засохла степь, лес глохнет и желтеет,

Осенний ветер, тучи нагоняя,

Открыл в кустах звериные лазы, Листвой засыпал долы и овраги, И по ночам в их черной темноте, Под шум деревьев свечками мерцают,


Таинственно блуждая, волчьи очи... Да, край родной не радует теперь!

VI. Какая форма доказательства использована?

В нижеприведенных высказываниях о сребролюбии четко выде[ лен тезис: «Сребролюбие — корень всех зол». К этому тезису приведе­но множество аргументов. Сколько аргументов и какие?

Апостол Павел, говорит, что корень всех зол есть сребролюбие. «Страсть эта, дошедшая до скупости, положительно ненасытима: сколь­ко бы человек ни приобрел, ему все кажется мало, и забота о земном, о материальном, о наживе постоянно отвлекает его мысль от неба и от Бога. Маммона, быть может, самый низкий и грубый кумир, пе­ред которым преклоняются люди: он стоит постоянной стеной между человеком и Богом, не допускает дел милосердия и любви к ближне­му, вытравливает из души все высшие, благородные чувства, делая ее грубой и бесчеловечной. Нет, кажется, в мире того преступления, ко­торое не было бы совершено ради страсти к богатству»1.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Чем отличается доказательство от убеждения?

2. Что входит в структуру доказательства?

3. Какие виды доказательства вы можете назвать? Приведите приме­ры этих доказательств.

4. В чем сходство и в чем различие доказательства и опровержения?

5. Назовите известные вам способы опровержения и дайте их крат­кую характеристику.

6. Назовите правила, относящиеся к тезису, и приведите примеры ошибок, возникающих в результате их нарушений.

7. Какие вы знаете правила по отношению к аргументам? •

8. Что такое «основное заблуждение»?

9. Что такое «круг в доказательстве», или «порочный круг»?

10. Что такое «предвосхищение основания»?

И. Какие ошибки в форме доказательства или опровержения вы мо­жете назвать?

12. Что такое парадокс? Приведите пример парадокса.

13. Каково, на ваш взгляд, теоретическое и практическое значение ар­гументации?      

1 Святитель Василий, епископ Кинешемский (Преображенский). Беседы на Еван­гелие от Марка. М., 2005. С. 621—622.,

ГЛАВА VII

ГИПОТЕЗА

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...