План занятия. Задание первое. Задание второе. Программно-целевой подход в управлении
_____________ Задачи: ♦ раскрыть сущность мотивационного программно-целевого управления (МПЦУ); ♦ познакомиться с понятийным аппаратом МПЦУ; ♦ изучить технологию, методы, закономерности МПЦУ. План занятия 1. Сущность мотивационного программно-целевого управления. 2. Понятийный аппарат МПЦУ. 3. Технология МПЦУ («дерево целей», стратегия, тактика). Практические задания Задание первое 1. Изучите основы мотивационного программно-целевого управления. 2. Составьте словарь понятийного аппарата МПЦУ. Задание второе 1. Составьте «дерево целей», исполняющую и управляющую программы деятельности социального педагога. 2. Проанализируйте предложенную методическую интерпретацию программно-целевого подхода к организации социального воспитания. 3. По предложенной методике «деревца» саморазвития составьте вместе с воспитанником (подшефным подростком) программу его личностного роста, в которой должны быть определены генеральная и ведущие цели (см. схему 7). Организуйте работу, направленную на самопознание ребенком достоинств своей личности и «проблемного поля». Помогите выстроить программу действий по достижению поставленных целей. Последовательность предстоящей работы может быть следующей: 1-й шаг – оказывая влияние на мотивационно-потребностную сферу личности ребенка, вызовите его «хочу» к саморазвитию (посредством предъявления нормы-образца, объяснения, каким может стать ребенок в процессе и результате саморазвития, а также с помощью методов и приемов критической самооценки (КС), установки (У), делегированной инициативы (ДИ) и др. ) 2-й шаг – изучите личностные особенности ребенка, уровень его самопознания. Выявите, в первую очередь, достоинства личности: «корни» – «я могу», а также «проблемное поле»: «сорняки» -«мне мешает».
3-й шаг – составьте с воспитанником программу достижения целей («плодов»). Социальный педагог должен научить воспитанника способам: самооценки, самопрезентации; самоорганизации; самореабилитации; самоутверждения; самореализации. Предложенная методика позволит помочь воспитаннику в его саморазвитии.
Материалы к теме Программно-целевой подход в управлении
1. Управление – это наука и практика перевода управляемой системы в новое более высокое качественное состояние на основе целевой ориентации коллектива, разработки адекватных планов и их осуществления. 2. Психология управления – это смежная отрасль (направление) наук психологии и управления, изучающая психологические закономерности управленческой деятельности с целью повышения ее эффективности. 3. Программно-целевой подход в управлении – это такой подход, при котором руководитель ориентируется на достижение конечного результата в логике поэтапного действия: формирование «дерева целей», разработка адекватной исполняющей программы, реализация управляющей программы.
Схема 7
«Деревце» саморазвития личности Позиция социального педагога: принять → изучить → познать → понять → помочь
«Почва» - социум (семья, ОУ, СНО)
4. Норма-образец – это модельное представление идеала деятельности или поведения членов коллектива; норма-образец с качественно-количественными характеристиками, позволяющими в математизированной форме определять меру ее реального достижения, называется квалиметрическим эталоном соответствующей деятельности. 5. Управленческая эмпатия - это способность руководителя проникать в духовный мир подчиненных и адекватно определять свою позицию в конкретных ситуациях общения.
6. Управленческая рефлексия – это способность руководителя видеть самого себя глазами своих подчиненных и опережающе определять их реакцию на свои прогнозируемые действия. 7. Мотивация – это побуждение людей к активной деятельности, обусловленное обращением к мотивационной сфере. Мотивационную сферу личности составляют потребности, убеждения, мировоззрение, идеалы, склонности, интересы, желания, стремления, притязания, самооценка, ожидаемая оценка личностью группы. 8. Мотивационным управлением называется целенаправленное воздействие руководителя на мотивационную сферу членов коллектива преимущественно не посредством приказов и санкций, а посредством нормы-образца деятельности и социально-психологических условий ее интериоризации, при которых мотивационная сфера перестраивается адекватно поставленной управленческой цели, и члены коллектива начинают действовать в направлении, опосредованно заданном руководителем. 9. Оптимальный мотивационный комплекс – это совокупность побуждений к деятельности в следующем соотношении: ВМ > ВПМ > ВОМ, где ВМ - внутренняя мотивация, базирующаяся на мотивационной сфере личности, ВПМ - внешняя положительная мотивация (через поощрение, «пряник»), ВОМ - внешняя отрицательная мотивация (через наказание, «кнут»), 10. Создание ситуации критической самооценки (СКС) – это генерирование такой совокупности социально-психологических обстоятельств, при которой члены коллектива видят себя как бы со стороны с обнаженными достоинствами и недостатками, влияющими на общественно ценное и лично значимое содержание совместной деятельности. 11. Создание ситуации делегирования инициативы (СДИ) – это проектирование и осуществление таких управленческих процедур, при которых управленческая идея превращается в конкретную форму инициативы членов коллектива. 12. Создание ситуации установки (СУ) – это проектирование и осуществление таких управленческих процедур, при которых достигается интериоризация членами коллектива предписываемой им роли и формируется состояние внутренней готовности к соответствующему действию или адекватному восприятию управленческой информации.
13. Создание организационно-деятельностной ситуации (ОДС) – это проектирование и осуществление совокупности управленческих процедур «погружения» коллектива в процесс «выращивания» нового опыта или перестройки позиции по своеобразному сценарию: – ненавязчивое приглашение коллектива к размышлению по актуальной проблеме теории и практики (такую роль пускового механизма может сыграть задача захватывающего содержания, мини-ОДИ, какая-то форма «мозговой атаки» и т. д. ); – непринужденное, очень мягкое предъявление нормы-образца деятельности для столкновения наличной позиции участников ситуации с запрограммированной в норме-образце; – перевод участников ситуации из состояния неосознанной некомпетентности в состояние осознанной некомпетентности, интериоризация нормы-образца и формирование внутренней мотивации ее осуществления; – организация практической деятельности в соответствии с нормой-образцом. 14. Осуществление перевода социально значимой цели в мотив деятельности членов коллектива (интериоризации управленческой цели) посредством методов мотивационного управления составляет социально-психологическую стратегию мотивационного программно-целевого управления (МПЦУ), результативно означающую рождение энергии направленного действия. 15. Опережающая реализация руководителем социально-психологических функций по отношению к оперативно-технологическим функциям является сущностью социально-психологической тактики МПЦУ, обеспечивающей психологическую почву успешной деятельности коллектива в соответствии с управленческим циклом. Программно-целевая психология управления (ПЦПУ) - это теория и практика решения традиционных задач психологии управления на основе: а) мотивационного программно-целевого управления как воплощение мотивации в структуре программно-целевого подхода, в результате которого традиционная управляющая программа обогащается инновационными составляющими, социально-психологической стратегией и социально-психологической тактикой, традиционное «дерево целей» – мотивационным основанием в виде цели психологической подготовки коллектива к соответствующему труду, традиционная исполняющая программа – нормой-образцом психологической готовности коллектива к труду;
б) формирования и реализации общих и специфических качеств руководителя, необходимых для успешного осуществления мотивационного программно-целевого управления; в) обеспечения обратной связи по результатам управленческой деятельности, являющейся следствием уровня реализованной сформированности качеств руководителя и уровня мотивационного программно-целевого управления. Шалаев И. К. Программно-целевая психология управления. – Барнаул, 1998. – С. 27–34.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|