Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Понятие и источники экологического права





 

Одной из приоритетных целей современного демократического правового государства является обеспечение благоприятной окружающей среды для существующих и будущих поколений, для чего государство принимает и реализует соответствующие правовые экологические нормы. Экологическое право представляет собой совокупность правовых принципов и норм, регулирующих общественные отношения:

- по охране окружающей среды от вредных воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности;

- рациональному использованию природных ресурсов;

- охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц;

- обеспечению экологической безопасности.

Под охраной окружающей среды принято понимать деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Рациональное использование природных ресурсов представляет собой комплексное, экономически эффективное использование природных ресурсов в сочетании с требованиями охраны окружающей природной среды.

Экологической безопасностью признается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства, а также окружающей природной среды от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на нее; положение, при котором отсутствует угроза нанесения ущерба природной среде и здоровью населения.

Принято считать, что формально-юридически под окружающей средой в российском законодательстве понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов:



- природный объект − это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;

- природно-антропогенный объект − это природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;

- антропогенный объект − объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.

Последние годы все большее распространение и обоснование получает точка зрения, в соответствии с которой экологическое право охватывает своим регулированием все аспекты человеческого взаимодействия с материальным миром природы, окружающим людей, то есть экологические отношения. В их содержание включаются природопользование, охрана окружающей среды, сохранение уникальных произведений природы, культуры, здравоохранения, все виды воздействий на природу, искусственное восстановление благоприятного состояния природной среды, защита от неблагоприятных воздействий стихии и т.д.. В таком понимании экологическое право включает правовые нормы об использовании и охране земель, их недр, вод (включая океаны, моря, подземные воды, ледники), лесов и иных составляющих растительного царства, диких животных, обитающих в состоянии естественной свободы в сухопутной и водной среде, атмосферы Земли и космического пространства со всеми ее природными компонентами.

Сегодня во многих государствах мира всё большее признание получает подход, в соответствии с которым обеспечение экологической безопасности является относительно самостоятельным предметом регулирования, наряду (хотя и в связи) с природопользованием и охраной окружающей среды.

Под источниками экологического права понимаются нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

Источники экологического права могут быть классифицированы по следующим основаниям:

- по юридической силе − на законы и подзаконные акты;

- предмету регулирования − на общие, которые регулируют как экологические, так и иные общественные отношения (Конституция РФ); и специальные − акты, целиком посвященные вопросам охраны окружающей среды или ее элементов (ФЗ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»[79], Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ[80], ФЗ от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире»[81] и др.);

- характеру правового регулирования − на материальные и процессуальные: материальные эколого-правовые нормы устанавливают права и обязанности, а также ответственность участников соответствующих отношений: (ФЗ от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»[82], ФЗ от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»[83] и др.); источники экологического права процессуального характера регулируют процессуальные отношения в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Они касаются, к примеру, предоставления земель в пользование, процедуры разработки нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую среду, проведения государственной экологической экспертизы, экологического лицензирования, защиты экологических права и интересов и т.д. (ГПК РФ; УПК РФ; Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы[84], утвержденное постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. № 698 и др.);

- способу обобщения − на кодифицирующие и не являющиеся таковыми. К кодифицирующим актам можно отнести ФЗ «Об охране окружающей среды», Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ[85], Водный кодекс РФ, Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-I «О недрах»[86] и другие. Их отличительной особенностью является систематизация эколого-правовых норм на базе основополагающих правовых принципов путем их уточнения, ликвидации внутренних противоречий и совершенствования, развития в процессе нормотворчества.

При анализе Конституции РФ как источника экологического права можно выделить две группы норм: общего характера, важных с точки зрения последовательного обеспечения охраны окружающей среды, рационального природопользования и экологической безопасности, и непосредственно экологические.

В соответствии со ст. 7 Конституции Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Эта норма имеет непосредственное отношение к экологическому праву, прежде всего в части обеспечения, соблюдения и защиты экологических прав каждого. «Достойная жизнь человека», которая должна обеспечиваться в социальном государстве, включает в свое содержание, наряду с материальной обеспеченностью, благополучием, также экологические аспекты.

Конституция устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 9). Это положение может оцениваться как конституционное закрепление экологической функции государства и субъектов природопользователей. Оно содержит их обязанность обеспечить охрану окружающей среды и отдельных природных ресурсов.

Объявляя человека, его права и свободы высшей ценностью (ст. 2), Конституция устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). Одновременно с признанием субъективных экологических прав Конституция возлагает на каждого обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).

Одну из ключевых позиций в правовом регулировании охраны природы занимает ФЗ «Об охране окружающей среды». Он определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду в пределах территории РФ, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ. К достоинствам Закона следует отнести попытку законодателя  на всестороннее (комплексное) регулирование отношений по охране окружающей среды. Имеется в виду попытка более широко предусмотреть механизм регулирования в данной сфере. В новом Законе появились некоторые положения о требованиях к оценке воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду. Предусмотрены общие положения об экологическом предпринимательстве. Важное значение имеет регулирование нормирования допустимого изъятия компонентов природной среды. Особенно важно то, что Закон предусмотрел требование о нормировании допустимого изъятия ресурсов недр, установлен юридический критерий уровня проектирования предприятий и иных объектов. Таким критерием является внедрение наилучших существующих технологий, а также положение об административной и иной ответственности руководителей и членов комиссий по приемке в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов за приемку в эксплуатацию таких объектов, не соответствующих требованиям законодательства в области охраны окружающей среды.

В то же время можно отметить и ряд недостатков:  не отражены подходы к охране окружающей среды и современные концепции государственной экологической политики России, а также не учтены два ряда факторов: а) произошедшие изменения социально-политического и экономического устройства; б) результаты проведенной в стране правовой реформы, в первую очередь созданное экологическое законодательство. Он содержит множество декларативных положений, не регулирует процессуальные отношения.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.