Система юридической ответственности за экологические правонарушения
Ответственность за совершение экологических правонарушений следует рассматривать как разновидность юридической ответственности в трех различных, но тесно связанных значениях: как вид государственного принуждения по исполнению требований, обусловленных законодательством, как правоотношение и как правовой институт. Ответственность за нарушение экологического законодательства как вид государственного принуждения обеспечивается различными мерами и средствами. Основными из них являются меры убеждения и принуждения. Неотвратимость применения ответственности в сфере охраны окружающей среды должна занимать соответствующее место в формировании, формулировании, а главное – в реализации государственной экологической политики. Разработанные на основе п. «е» ст. 71 Конституции РФ Основы государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 г.[91] базируются на инвентаризации хода и итогов реализации концепции перехода России к устойчивому развитию, Экологической доктрине РФ[92], с учетом региональных, муниципальных, общественных, корпоративных и иных документов о состоянии экологического правопорядка, а также уровня, масштаба, частоты наложения взысканий за его нарушения. В подпунктах «е», «ж» и «н» п. 8 Основ предусматривается ответственность федеральных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, презумпция экологической опасности планируемой экономической и иной деятельности (позитивная ответственность и ответственность за нарушение законодательства РФ об охране окружающей среды (ретроспективная ответственность).
Как правоотношение ответственность включает в себя отношения, возникающие между государством в лице его органов и правонарушителем. При этом в число государственных органов, выступающих одной из сторон в экологическом правоотношении (прокуратура, суд, арбитражный суд, МВД и др.), входят специальные органы, обладающие полномочиями рассматривать дела об экологических правонарушениях. Особенностью экологической ответственности как правового института ответственности является его комплексность. В систему норм ответственности за экологические правонарушения входят нормы различных отраслей права: земельного, лесного, водного, горного, экологического, трудового, административного, гражданского, уголовного и др.. Экологическое правонарушение порождает соответствующие природоохранные правоотношения, включающие в себя процедуры разбирательства данного конкретного факта компетентными органами и определение мер воздействия на нарушителя экологического законодательства, возмещения вреда. Правонарушение может иметь место только при наличии необходимых для этого элементов: объекта правонарушения, объективной стороны, субъективной стороны и субъекта ответственности. Объектом экологического правонарушения являются общественные отношения в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, охраняемые правом. Непосредственным объектом экологического правонарушения выступают общественные отношения в той или иной конкретной области рассматриваемого законодательства. Так, непосредственным объектом незаконной охоты являются отношения по охране, рациональному использованию и воспроизводству диких зверей и птиц. Объективная сторона экологического правонарушения представляет собой противоправное деяние, выразившееся в действии (незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников) или бездействии (невыполнение правил охраны недр).
Объективная сторона экологического правонарушения характерна наличием трех элементов: противоправность поведения, причинение вреда или реальная угроза его причинения; связь между противоправным поведением и нанесенным вредом. Отсутствие нанесения вреда природным объектам лишает правонарушение экологической окраски. Противоправность поведения непосредственно связана с общественной опасностью, которая влияет на вид ответственности (административная, уголовная и др.). Общественно опасные последствия, указанные в законе, могут быть вменены лицу только в том случае, если будет доказано, что они являются следствием нарушений, допущенных субъектом, т.е. находятся в прямой причинной связи с нарушениями. Для многих экологических правонарушений характерным является то, что ответственность может наступать не только при наличии вредных последствий, но и в случаях, когда они еще не наступили, но деянием была создана реальная угроза их наступления, например загрязнение водоемов и воздуха, распространение эпидемических и других заразных заболеваний и др.. Субъективная сторона экологического правонарушения выражается в форме вины. Вина за совершенное экологическое правонарушение может выступать в двух формах: умысла (прямого и косвенного) и неосторожности (самонадеянности и небрежности). Некоторые экологические правонарушения могут быть совершены при любой форме вины (загрязнение окружающей среды), другие только при умышленной форме вины (незаконная охота, браконьерство и др.), третьи по неосторожности (нарушение правил противопожарной безопасности в лесах). Субъектом э кологического правонарушения могут выступать граждане (вменяемые физические лица, достигшие определенного возраста) и юридические лица, в том числе иностранные организации. Должностные лица и граждане, совершившие экологическое правонарушение, несут дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность. Предприятия, организации и учреждения несут административную и гражданско-правовую ответственность.
Дисциплинарная ответственность. Трудовой кодекс РФ предусматривает следующие меры дисциплинарных взысканий за те или иные нарушения трудовой дисциплины – замечание, выговор, строгий выговор, увольнение. Законодательством о дисциплинарной ответственности могут быть установлены для отдельных категорий работников и другие дисциплинарные взыскания. Материальная ответственность − это определенная трудовым законодательством имущественная ответственность должностных лиц и работников, по вине которых предприятие, учреждение, организация понесли расходы, связанные с возмещением причиненного экологическим правонарушением вреда. Трудовое законодательство подробно регламентирует порядок и условия материальной ответственности рабочих и служащих (Гл. 39 ТК РФ). Выделяют два вида данной ответственности: ограниченную средним месячным заработком работника (ст. 241 ТК РФ), а ст. 243 ТК РФ предусматривает случаи полной материальной ответственности (например, умышленное причинение ущерба работодателю). Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения − это имущественная ответственность граждан и юридических лиц за вред, причиненный окружающей природной среде, здоровью и имуществу загрязнением окружающей среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями. Такая ответственность устанавливается в соответствии с нормами, содержащимися в гражданском и экологическом законодательстве. Возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением, посвящена отдельная глава ФЗ «Об охране окружающей среды», где предусмотрено, что причинившие такой вред предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с действующим законодательством. Вред, причиненный нарушением экологического законодательства, в соответствии со ст. 1064 ГК РФ, подлежит возмещению виновным лицом в полном объеме независимо от того, причинен вред в результате умышленных действий или по неосторожности. Исключение составляют случаи, когда вред причинен предприятием, учреждением, организацией, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды (ст. 1079 ГК РФ). В указанном случае ответственность наступает независимо от наличия вины, если причинитель вреда не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего, также может быть взыскан и моральный вред на основании ст.ст. 1099, 1100, 1101 ГК РФ.
Административная ответственность наступает за совершение административных правонарушений в области охраны окружающей природной среды, составы которых определены в специальной главе КоАП РФ (Гл. 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования», ст.ст. 8.1.-8.40.). Уголовная ответственность предусмотрена за э кологические преступления, под которыми понимается совершение общественно опасных деяний, запрещенных Уголовным кодексом РФ под угрозой уголовных наказаний. Преступлениям в экологической сфере посвящена глава 26 УК РФ «Экологические преступления» (ст.ст. 246-262). Существует необходимость приведения норм экологического права Российской Федерации в соответствие с нормами международного права, что предполагает освоение и восприятие российской наукой и правом наиболее эффективных международных концепций и идей в области охраны окружающей среды. Основные положения новой экологической концепции РФ должны стать основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, предпринимателей и общественных объединений по обеспечению комплексного решения проблем сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды. Эти положения должны явиться базой для разработки долгосрочной государственной политики, обеспечивающей устойчивое экономическое развитие страны при соблюдении экологической безопасности общества.
Контрольные вопросы 1. Дайте общую характеристику принципам экологического права. 2. Назовите цели правового регулирования экологических отношений и перечислите органы государственной власти, осуществляющие управление в данной сфере. 3. Каковы основные способы регулирования экологических правоотношений? 4. Дайте понятие экологического правонарушения. На какие виды делятся экологические правонарушения? В чем их специфика? Заключение
Общество не может существовать без регулирующего воздействия на жизнь людей со стороны права. В любом случае необходимо понимание того, что такое право, каково назначение законодательства, какова его действительная роль, как использовать правовые инструменты для достижения общественных и личных целей. Незнание закона не освобождает от ответственности, как и его непонимание. Умышленное уклонение от требований права влечет за собой серьезные наказания. Если граждане или должностные лица уходят от ответственности, то нарушается правовой порядок. Только в свободном обществе свободных людей создаются условия для комфортного и защищенного сосуществования людей. Принимая во внимание необходимость формирования у студентов неюридических направлений подготовки высокого уровня правовой культуры, гражданской зрелости и общественной активности, авторы данного учебного пособия в числе основных задач имели цель – обозначить социальную значимость права, его предназначение для профессиональной деятельности и профессионального правосознания, соблюдения принципов правовой этики, обобщения и анализа правовой информации, уважительного отношения к правам и законным интересам других граждан, использования основных положений и методов юридической науки при решении социальных и профессиональных задач. Авторы предложили свой вариант изложения в доступной и краткой форме материала, позволяющего приобрести базовые знания о государственно-правовых явлениях, по основным отраслям права, принципам и методам функционирования правовой системы России. В результате изучения курса «Правоведение» студенты будут иметь представления об основных правовых понятиях и юридических категориях, ориентироваться в нормативно-правовых актах, регулирующих правовой статус личности; смогут ознакомиться с основами правоприменительной деятельности через призму изучения основ конституционного, административного, гражданского, трудового, семейного, уголовного и экологического права. Библиографический список 1. Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс: учеб. пособие: в 2 т. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. – Т. 1. – 864 с. 2. Административное право: учебник / под ред. Л.Л. Попова, М.С. Студеникиной. – М.: Норма: ИНФРА-М., 2016. – 704 с. 3. Алексеев С.С. Тайна и сила права. Наука права: новые подходы и идеи. Право в жизни и судьбе людей. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. – 176 с. 4. Витрук В.Н. Общая теория юридической ответственности: монография. – М.: Изд-во РАП, 2008. – 304 с. 5. Воробьев В.В. Трудовое право: Курс лекций: учеб. пособие. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2015. – 304 с. 6. Городилина И.А. Трудовое право России: учеб. пособие / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. В.Е. Черканова. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2013. – 254 с. 7. Магницкая Е.В., Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г. Трудовое право: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 312 с. 8. Малько А.В., Субочев В.В. Правоведение: учебник. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2016. – 304 с. 9. Марченко М.Н., Байтин М.И., Бабурин С.Н. Общая теория государства и права. В 3-х т. Т. 2: Право: Академ. курс / отв. ред. М.Н. Марченко. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 816 с. 10. Миронов А.Н. Административное право: учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. – 320 с. 11. Муратова С.А. Семейное право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. – 375 с. 12. Осипов М.Ю. Системы в праве и правовые процессы: монография. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017. – 282 с. 13. Право: учеб. пособие / Н.М. Чистяков [и др.]; Отв. ред. Н.М. Чистяков. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 316 с. 14. Романова Е.Н., Шаповал О.В. Гражданское право. Общая часть: учебник. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017. – 202 с. 15. Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. – 566 с. 16. Семейное право: учебник / под ред. д-ра юрид. наук, проф. А.А. Демичева. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2017. – 301 с. 17. Синюков В.Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию: монография. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2016. – 672 с. 18. Смоленский М.Б., Маркин Е.В. Основы права: учебник. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. – 308 с. 19. Советское семейное право / Под ред. В.А. Рясенцева. М.: Юрид. лит., 1982. – 256 с. 20. Сырых В.М. История и методология юридической науки: учебник. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. – 464 с. 21. Тихомиров Ю.А. Государство: монография. – М.: Норма: ИНРФА-М, 2013. – 320 с. 22. Уголовное право РФ. Общая и Особенная части: учебник / под ред. проф. А.И. Чучаева. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 704 с. 23. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: учебник / Под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 334 с. 24. Чернявский А.Г. Государство. Гражданское общество. Право: монография. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 342 с. 25. Чернявский А.Г. Юридическая ответственность: учеб. пособие. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2014. – 544 с. 26. Чиркин В.Е. Конституционная терминология: монография / Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. – 272 с. 27. Чиркин В.Е. Конституционное право: курс дл преподавателей, аспирантов и магистрантов. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. – С. 92. 28. Чиркин В.Е. Сравнительное правоведение: учебник для магистратуры. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. – С. 44. 29. Юридические лица в российском гражданском праве. В 3-х т. Т. 1. Общие положения о юридических лицах: монография / Отв. ред.: А.В. Габов, А.В. Гутников, С.А. Синицын. – М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ: ИНФРА-М., 2017. – 384 с. Нормативные документы 30. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок и изменений, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, ль 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. – 2014. – №31. – Ст. 4398. 31. О военном положении: ФКЗ от 30.01.2002 г. № 1-ФКЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 5. – Ст. 375. 32. О чрезвычайном положении: ФКЗ от 30.05.2001 г. № 3-ФКЗ // СЗ РФ. – 2001. – № 23. – Ст. 2277. 33. О Правительстве РФ: ФКЗ от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ // СЗ РФ. – 1997. – № 51. – Ст. 5712. 34. О войсках национальной гвардии РФ: ФЗ от 03.07.2016 г. № 226-ФЗ // СЗ РФ. – 2016. – № 27 (Часть I). – Ст. 4159. 35. Кодекс административного судопроизводства РФ: ФЗ от 08.03.2015 г. № 21-ФЗ // СЗ РФ. – 2015. – № 10. – Ст. 1391. 36. Об основах охраны здоровья граждан в РФ: ФЗ от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ // СЗ РФ. – 2011. – № 48. – Ст. 6724. 37. О полиции: ФЗ от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ // СЗ РФ. – 2011. – № 7. – Ст. 900. 38. О безопасности: ФЗ от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ // СЗ РФ. – 2011. – № 1. – Ст. 2. 39. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: ФЗ от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ // СЗ РФ. – 2006. – № 31 (ч. 1). – Ст. 3448. 40. Водный кодекс РФ: ФЗ от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ // СЗ РФ. − 2006. − № 23. − Ст. 2381. 41. Жилищный кодекс РФ: ФЗ от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ // СЗ РФ. – 2005. – №1 (ч. 1). – Ст. 14. 42. Об архивном деле в РФ: ФЗ от 22.10.2004 г. №125-ФЗ // СЗ РФ. – 2004. – №43. – Ст. 4169. 43. О коммерческой тайне: ФЗ от 29.07.2004 г. № 35-ФЗ // СЗ РФ. – 2004. – № 32. – Ст. 3283. 44. О системе государственной службы РФ: ФЗ от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ // СЗ РФ. – 2003. – № 22. – Ст. 2063. 45. Гражданский процессуальный кодекс РФ: ФЗ от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532. 46. Арбитражный процессуальный кодекс РФ: ФЗ от 24.07.2002 г. № 95-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 30. – Ст. 3012. 47. О гражданстве Российской Федерации: ФЗ от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031. 48. Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств: ФЗ от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 18. – Ст. 1720. 49. Об охране окружающей среды: ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 2. – Ст. 133. 50. Кодекс РФ об административных правонарушениях: ФЗ от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – №1 (ч. 1). – Ст. 1. 51. Трудовой кодекс РФ: ФЗ от 30.12.2001 г. // СЗ РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 3. 52. Уголовно-процессуальный кодекс РФ: ФЗ от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ // СЗ РФ. – 2001. – № 52. – Ст. 4921. 53. Гражданский кодекс РФ (часть третья): ФЗ от 26.11.2001. № 146-ФЗ // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552. 54. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ: ФЗ от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ // СЗ РФ. – 1999. – № 42. Ст. 5005. 55. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: ФЗ от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ // СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177. 56. О статусе военнослужащих: ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ // СЗ РФ. – 1998. – № 22. – Ст. 2331. 57. Об актах гражданского состояния: ФЗ от 15.11.1997 г. № 143-ФЗ // СЗ РФ. – 1997. – № 47. – Ст. 5340. 58. О судебных приставах: ФЗ от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ // СЗ РФ. – 1997. – № 30. – Ст. 3590. 59. Уголовно-исполнительный кодекс РФ: ФЗ от 08.01.1997 г. № 1-ФЗ // СЗ РФ. – 1997. – № 2. – Ст. 198. 60. Уголовный кодекс РФ: ФЗ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954. 61. Семейный кодекс РФ: ФЗ от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ // СЗ РФ. – 1996. – № 1. – Ст. 16. 62. Об экологической экспертизе: ФЗ от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ // СЗ РФ. − 1995. − № 48. − Ст. 4556. 63. Об использовании атомной энергии: ФЗ от 21.11.1995 г. № 170-ФЗ // СЗ РФ. − 1995. − № 48. − Ст. 4552. 64. Об оперативно-розыскной деятельности: ФЗ от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ // СЗ РФ. – 1995. – № 33. – Ст. 3349. 65. О животном мире: ФЗ от 24.04.1995 г. № 52-ФЗ // СЗ РФ. − 1995. − №17. − Ст.1462. 66. Об особо охраняемых природных территориях: ФЗ от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ // СЗ РФ. − 1995. − № 12. − Ст. 1024. 67. О Федеральной службе безопасности: ФЗ от 03.03.1995 г. № 40-ФЗ // СЗ РФ. – 1995. – № 15. – Ст. 1269. 68. Гражданский кодекс РФ (часть первая): ФЗ от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301. 69. Основы законодательства РФ об охране труда. Утв. Верховным Советом РФ 06.08.1993 г. № 5600-1 // Российская газета. – 1993. – 1 сентября. 70. О государственной тайне: Закон РФ от 21.07.1993 г. № 5485-1// СЗ РФ. – 1997. – № 41. – Стр. 8220 – 8235. 71. О государственной границе РФ: Закон РФ от 01.04.1993 г. № 4730-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. – № 17. – Ст. 594. 72. О прокуратуре РФ: ФЗ от 17.01.1992 г. № 2202-1 // СЗ РФ. – 1995. – № 47. – Ст. 4472. 73. Об утверждении Доктрины информационной безопасности РФ: Указ Президента РФ от 05.12.2016 г. № 646 // СЗ РФ. – 2016. – № 50. – Ст. 7074. 74. О структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 21.05.2012 г. № 636 // СЗ РФ. – 2012. – № 22. – Ст. 2754. 75. Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера: Утвержден Указом Президента РФ от 06.03.1997 г. № 188 // СЗ РФ. – 1997. – № 10. – Ст. 1127. 76. Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних к защите их прав: Постановление Правительства РФ от 06.11.2013 г. // СЗ РФ. – 2013. – № 45. – Ст. 5829. 77. Экологическая доктрина РФ: Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 г. № 1225-р // СЗ РФ. − 2002. − № 36. − Ст. 3510. 78. О специально уполномоченных органах РФ в области охраны окружающей природной среды: Постановление Правительства РФ от 30.12.1998 г. № 1594 // СЗ РФ. − 1999. − № 2. − Ст. 302. 79. По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции РФ: Постановление Конституционного Суда РФ от 28.11.1995 г. № 15-П // СЗ РФ. – 1995. – № 49. – Ст. 4868. 80. О практике назначения судами РФ уголовного наказания: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2015 г. № 58 // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2016. – № 2. 81. О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 г. № 15 // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1999. – № 1. 82. Устав Краснодарского края. Принят решением краевого Совета народных депутатов от 10.11.1993 г. № 17 п. 5 // Кубанские новости. – 1994. - № 226. – 5 января. Приложение А
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|