Оценивание опыта речевой деятельности
Оценивание опыта речевой деятельности
1. Уроки развития речи
Уроки развития речи во 2-4-ом классах проводятся один раз в две недели и являются обучающими. Тематику и содержание этих уроков учитель планирует в соответствии с учебной программой. Содержанием этих уроков могут быть и такие виды речевой деятельности: составление диалога, аудирование, устные и письменные изложения и сочинения и т. д. Контрольные уроки развития речи (изложение) проводят один раз в полугодие.
При оценке знаний, умений, навыков по развитию речи необходимо учитывать:
• объем словарного запаса, его качественную и количественную характеристику, степень овладения лексической системой языка;
• практическое владение грамматическими средствами языка (построение предложений, различение слов по признакам грамматической категориальности, овладение согласованием, глагольным управлением, падежно-предложными конструкциями);
• сформированность связной речи.
При оценке ответов принимаются во внимание следующие критерии: полнота и правильность ответа; степень осознанности усвоения излагаемых знаний; последовательность изложения и культура речи.
Работа обучающихся на уроке развития речи оценивается по таким критериям:
Отметка
| Характеристика результатов учебных достижений обучающихся
|
| Обучающийся:
• правильно употребляет в речи лексику по излагаемой тематике;
• обнаруживает осознанное усвоение программного материала. Во 2-4-м классах допускаются 1-2 ошибки на смысловую замену слов с обобщенным, переносным значением;
• практически владеет грамматическими средствами языка. Допускает 1-2 ошибки при построении распространенного предложения или сложного предложения;
• умеет поставить вопрос, дает полный и правильный ответ, умеет построить связное высказывание на заданную тему, активно высказывается в процессе беседы;
• умеет строить развернутые высказывания при составлении рассказов по серии сюжетных картинок, по картине, по наблюдениям и личным впечатлениям, по заданной теме, с опорой на вопросы, на план рассказа или самостоятельно;
• умеет использовать при составлении рассказа элементы описания и рассуждения, элементарные рассуждения-доказательства (4-й класс). Допускается не более одной ошибки по содержанию и одной-двух
|
| лексико- грамматических ошибок.
|
| Обучающийся:
в основном выполняет требования, установленные для оценки «5», но при этом:
• новые слова по изученной теме использует неточно и не всегда правильно, может допустить две-три ошибки на смысловую замену слов, при употреблении многозначных слов, слов с переносным значением;
• простые предложения строит верно, при построении сложных предложений пользуется помощью учителя. Допускает две-три ошибки при словоизменении, при связи слов в предложении;
• связные высказывания недостаточно развернуты. Допускает две-три ошибки по содержанию и не более трех лексико-грамматических ошибок.
|
| Обучающийся:
• недостаточно владеет лексическим материалом по изученной теме;
• допускает не более пяти лексико-грамматических ошибок, четыре-пять ошибок по содержанию;
• излагает материал несвязно, недостаточно последовательно, не проявляет
инициативы в беседе, ответах на вопросы, не умеет самостоятельно вести беседу на заданную тему, постоянно использует помощь учителя.
|
| Обучающийся:
• с трудом усваивает новые слова по теме, допускает неверное употребление слов;
• использует простые нераспространенные предложения;
• допускает более пяти лексико-грамматических ошибок;
• допускает ошибки при построении высказывания и соблюдении последовательности, не умеет выделять свойства описываемого явления, предмета;
• допускает грубые ошибки в ответах на вопросы;
• не принимает участия в беседе.
|
| Обучающийся:
• допускает неверное употребление слов;
• использует простые нераспространенные предложения;
• допускает более десяти лексико-грамматических ошибок;
• не может строить логически последовательное высказывание;
• не дает ответов на вопросы;
• не принимает участия в беседе.
|
Письменное изложение проводится во 2-4-м классах в конце учебного года ( III-IV четверть).
Класс
| Объемы текстов для изложения
|
2-й
| 20-30 слов
|
3-й
| 40-50 слов, не более 60
|
4-й
| 50-60 слов, не более 80
|
Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями - пейзажа, портрета и т. п.
За письменное изложение целесообразно ставить две оценки: одну оценку - засодержание, а вторую за грамотность в соответствии с критериями оценивания письменнойработы (диктанта) в данном классе.
Оценивание языковых знаний, умений и навыков (тест)
Оценивание языковых знаний и умений рекомендуется осуществлять во 2-4-м классах не менее одного раза в полугодие после изучения определенного раздела (небольшие по объему разделы можно объединять, а большие - проверять логично завершенными частями).
Проверке подлежат знания и умения по языку, необходимые для правильного и грамотного оформления устных и письменных связных высказываний.
Проверка осуществляется фронтально в письменной форме с применением тестовыхзаданий двух типов:
1) задания закрытого типа (тестовые), которые предусматривают выбор одного из предложенных вариантов ответов;
2) открытые задания, выполняемые без опоры на предложенные варианты ответов (самостоятельное образование форм слова, подбор слов по определенному признаку, построение предложений и т. д. ).
Требования к составлению и оцениванию задания:
| Виды заданий
| Оценивание
|
2-й класс
| Всего 5 заданий:
3 задания закрытого типа
(с тремя вариантами ответов на каждое) и 2открытых задания.
| За каждое правильно выполненное задание
закрытого типа обучающийся получает 2 балла,
за каждое открытое задание - 3 балла (если задание выполнено частично, то засчитывается от 1 до 2 баллов).
|
3-й класс
| Всего 8 заданий:
4 задания закрытого типа (с тремя вариантами ответов на каждое) и 4 открытых задания.
| За каждое закрытое задание 1 балл, открытое - 2 балла (если задание выполнено частично, то засчитывается 1 балл).
|
4-й класс
| Всего 8 заданий:
4 задания закрытого типа (с четырьмя вариантами ответов на каждое) и 4 открытых задания.
| За каждое закрытое задание 1 балл, открытое - 2 балла (если задание выполнено частично, то засчитывается 1 балл).
|
В случае, если при выполнении открытых заданий обучающийся допустил орфографические или пунктуационные ошибки на изученные правила, рекомендуем от общей суммы набранных баллов отнимать 1 балл за несоблюдение грамотности.
Для выставления оценки за работу рекомендуем воспользоваться таблицей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: