25. Философская категория бытия, ее роль в решении онтологических проблем осмысления действительности. Специфика основных форм бытия.
25. Философская категория бытия, ее роль в решении онтологических проблем осмысления действительности. Специфика основных форм бытия. Предмет метафизики и онтологии - конкретно-сущее, всё, что существует и материально, и идеально, всё, что мыслимо и переживаемо. Бытие – самая главная центральная философская категория, это все, что существует в объективной и субъективной реальности. В это понятие входят все вещи и явления мира + человек и его сознание, мысли. Понятием бытие пользовались философы всех направлений, поэтому бытие - это и идея, и число, и логос, и материя. Не бытие - несущее, поскольку не существует, немыслимо, невыразимо, не возникло и не превратило существование, это отсутствие качества, любая возможность, исходный материал для творения. Форма проявления небытия-ничто. Виды бытия: • материальное и идеальное • объективное и субъективное Материальное бытие - природа, как 1-я, так и 2-я (созданная человеком). Идеальное бытие - бытие человека и общества. Это все феномены сознания, как индивидуальные, так и абсолютные. Объективное - всё, что существует вне и независимо от сознания: вещи, предметы, процессы, а также объективации в форме текста. Субъективное - мысли, идеи, теории, все явления духовной жизни. Формы бытия • бытие вещей, кот. изучает онтология природы • бытие идеальное-онтология культуры • бытие социальн-онтология об-ва • бытие человека-онтология человека • бытие духовное-онтология духовности Уровни бытия • Общественное и личностное • Актуальное (всё, что мы видим) и потенциальное Понятие бытия конкретизир-ся в понятии материя. Материя – наиболее общее понятие, которое отражает то, что объединяет отдельные предметы, явления, процессы. Согласно научной картине мира материи присущи несотворимость, неуничтожимость, бесконечность (нет предела, нет границ; любая вещь, процесс, общественная жизнь претерпевают изменения), независимость от сознания.
26. Проблема субстанционального единства мира, ее монистические и дуалистическое решения. Категории материи и духа. Вторая группа предельных вопросов, наряду с выяснением сущности бытия, связана с вопросом о том, а что же лежит в основе мира, не существует ли некого особого образования, которое или содержится во всех предметах и явлениях мира, или из которого всех их можно выделить. В истории философии в качестве понятия, отражающего смысл этих поисков и акцентирующего различные варианты решений данной проблемы выступает «субстанция», которая понимается как некоторая реальная основа конкретного мира, проявляющаяся в самых различных формах существования предметов и явлений. К субстанции сводятся все формы проявления бытия. Существуют качественные интерпретации данной проблемы. Соответственно, здесь также формулируются позиции идеализма и материализма, по определению той субстанции, которая лежит в основе мира: материя или сознание(идея) Количественные интерпретации данной проблемы связаны с тем, сколько субстанциональных кладётся в основу мира. Те философы, которые кладут в основу мира одну, единую субстанцию, называются монистами (Спиноза, Гегель, Маркс) Идеалистический монизм исходил из того, что в основе мира лежит дух, идеальное начало(Бог, Идея, Абсолютный Разум). Наиболее крупные представители данного течения в философии-Платон, Гегель. Материалистический монизм (Фалес, Гераклит, Спиноза, диалектический материализм) кладёт в основу мира некое материальное начало, рассматривая разнообразные свойства бытия как проявления материального единства мира.
Дуалистами называют философов, в концепциях которых в основу мира кладутся два начала: дух и материя (Р. Декарт). Плюрализм в онтологии исходит из множества начал, лежащих в основе бытия (Лейбниц, Демокрит). Как правило, монистические концепции были более последовательными и на их основе создавалась обширная онтологическая система, претендующая на всеохватывающее описание мира. 27. Системная организация бытия. Основные структурные уровни организации материального мира. Бытие -конкретно сущее, всё, что существует и материально, и идеально, всё, что мыслимо и переживаемо; формы проявления бытия показывает понятие нечто. Понятием бытия пользовались философы всех направлений, поэтому бытие-это и идея, и число, и логос, и материя. Небытие- это несущее, поскольку не существует, немыслимо, невыразимо, не возникло или прекратило существование, это отсутствие качества, любая возможность, исходный материал для творения. Форма проявления небытия- ничто. В разговорной речи это смерть. Западная философия-философия бытия, в которой принята формула: ничто из ничего не возникает. Восточная философия-философия небытия: всё из ничего. Виды бытия: а)материальное и идеальное; б)объективное и субъективное. Материальное бытие -это природа, как первая, так и вторая(созданная человеком). Идеальное бытие -бытие человека и общества. Это всё феномены сознания, как индивидуального, так и абсолютного. Объективное бытие -всё, что существует вне и независимо от сознания: вещи, предметы, процессы, а также объективации в форме текста. Субъективное бытие -мысли, идеи, теории, все явления духовной жизни. Уровни бытия: -общественное и личностное; -актуальное (всё, что мы видим) и потенциальное. Понятие бытия конкретизируется в понятии материя.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|