Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

25. Философская категория бытия, ее роль в решении онтологических проблем осмысления действительности. Специфика основных форм бытия.




25. Философская категория бытия, ее роль в решении онтологических проблем осмысления действительности. Специфика основных форм бытия.

Предмет метафизики и онтологии - конкретно-сущее, всё, что существует и материально, и идеально, всё, что мыслимо и переживаемо.

Бытие – самая главная центральная философская категория, это все, что существует в объективной и субъективной реальности. В это понятие входят все вещи и явления мира + человек и его сознание, мысли.

Понятием бытие пользовались философы всех направлений, поэтому бытие - это и идея, и число, и логос, и материя.

Не бытие - несущее, поскольку не существует, немыслимо, невыразимо, не возникло и не превратило существование, это отсутствие качества, любая возможность, исходный материал для творения. Форма проявления небытия-ничто.

Виды бытия:

• материальное и идеальное

• объективное и субъективное

Материальное бытие - природа, как 1-я, так и 2-я (созданная человеком).

Идеальное бытие - бытие человека и общества. Это все феномены сознания, как индивидуальные, так и абсолютные.

Объективное - всё, что существует вне и независимо от сознания: вещи, предметы, процессы, а также объективации в форме текста.

Субъективное - мысли, идеи, теории, все явления духовной жизни.

  Формы бытия

• бытие вещей, кот. изучает онтология природы

• бытие идеальное-онтология культуры

• бытие социальн-онтология об-ва

• бытие человека-онтология человека

• бытие духовное-онтология духовности

Уровни бытия

• Общественное и личностное

• Актуальное (всё, что мы видим) и потенциальное

Понятие бытия конкретизир-ся в понятии материя. Материя – наиболее общее понятие, которое отражает то, что объединяет отдельные предметы, явления, процессы. Согласно научной картине мира материи присущи несотворимость, неуничтожимость, бесконечность (нет предела, нет границ; любая вещь, процесс, общественная жизнь претерпевают изменения), независимость от сознания.

26. Проблема субстанционального единства мира, ее монистические и дуалистическое решения. Категории материи и духа.

Вторая группа предельных вопросов, наряду с выяснением сущности бытия, связана с вопросом о том, а что же лежит в основе мира, не существует ли некого особого образования, которое или содержится во всех предметах и явлениях мира, или из которого всех их можно выделить. В истории философии в качестве понятия, отражающего смысл этих поисков и акцентирующего различные варианты решений данной проблемы выступает «субстанция», которая понимается как некоторая реальная основа конкретного мира, проявляющаяся в самых различных формах существования предметов и явлений. К субстанции сводятся все формы проявления бытия.

Существуют качественные интерпретации данной проблемы.

Соответственно, здесь также формулируются позиции идеализма и материализма, по определению той субстанции, которая лежит в основе мира: материя или сознание(идея)

Количественные интерпретации данной проблемы связаны с тем, сколько субстанциональных кладётся в основу мира.

Те философы, которые кладут в основу мира одну, единую субстанцию, называются монистами (Спиноза, Гегель, Маркс)

Идеалистический монизм исходил из того, что в основе мира лежит дух, идеальное начало(Бог, Идея, Абсолютный Разум). Наиболее крупные представители данного течения в философии-Платон, Гегель. Материалистический монизм (Фалес, Гераклит, Спиноза, диалектический материализм) кладёт в основу мира некое материальное начало, рассматривая разнообразные свойства бытия как проявления материального единства мира.

Дуалистами называют философов, в концепциях которых в основу мира кладутся два начала: дух и материя (Р. Декарт). Плюрализм в онтологии исходит из множества начал, лежащих в основе бытия (Лейбниц, Демокрит).

Как правило, монистические концепции были более последовательными и на их основе создавалась обширная онтологическая система, претендующая на всеохватывающее описание мира.

27. Системная организация бытия. Основные структурные уровни организации материального мира.

Бытие -конкретно сущее, всё, что существует и материально, и идеально, всё, что мыслимо и переживаемо; формы проявления бытия показывает понятие нечто. Понятием бытия пользовались философы всех направлений, поэтому бытие-это и идея, и число, и логос, и материя.

Небытие- это несущее, поскольку не существует, немыслимо, невыразимо, не возникло или прекратило существование, это отсутствие качества, любая возможность, исходный материал для творения. Форма проявления небытия- ничто. В разговорной речи это смерть. Западная философия-философия бытия, в которой принята формула: ничто из ничего не возникает. Восточная философия-философия небытия: всё из ничего.

Виды бытия:

а)материальное и идеальное;

б)объективное и субъективное.

Материальное бытие -это природа, как первая, так и вторая(созданная человеком).

Идеальное бытие -бытие человека и общества. Это всё феномены сознания, как индивидуального, так и абсолютного.

Объективное бытие -всё, что существует вне и независимо от сознания: вещи, предметы, процессы, а также объективации в форме текста.

Субъективное бытие -мысли, идеи, теории, все явления духовной жизни.

Уровни бытия:

-общественное и личностное;

-актуальное (всё, что мы видим) и потенциальное.

Понятие бытия конкретизируется в понятии материя.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...