В исторической перспективе
Стр 1 из 41Следующая ⇒ Инициации в Международном обществе сознания Кришны Опыт прошлого, объясняющий настоящее, и современный выбор, определяющий будущее
Воронеж Гаурабда 530 (2016 от р. Х.)
Посвящается Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде — основателю и ачарье Международного общества сознания Кришны (ИСККОН), который, будучи представителем Шри Чайтаньи Махапрабху, своими наставлениями проявляет Его божественную волю
нама ом вишну-падайа кршна-прештхайа бху-тале В глубоком почтении я склоняюсь перед Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой, который очень дорог Господу Кришне, ибо для него нет иного прибежища, кроме лотосных стоп Господа.
намас те сарасвате деве гаура-вани-прачарине О духовный учитель, слуга Сарасвати Госвами, я почтительно склоняюсь перед тобой. Ты милостиво проповедуешь учение Господа Чайтаньядевы и несешь освобождение странам Запада, зараженным имперсонализмом и философией пустоты.
Содержание
Введение
Цель данной книги — поделиться результатами многолетнего изучения наставлений Шрилы Прабхупады и истории ИСККОН, связанной с инициациями и положением духовного учителя, с теми преданными Господа, которым небезразличен Шрила Прабхупада, кому дорога судьба его Общества, кто серьезно относится к его наставлениям, к достижению высшей цели жизни и исполнению воли Господа Чайтаньи Махапрабху. В «Нектаре преданности» в качестве первой анги (принципа) практики преданного служения Шрила Прабхупада, передавая наставления Шрилы Рупы Госвами, называет принятие прибежища у истинного духовного учителя (адау-гурвашрайам). Это первый шаг, от которого зависят все последующие результаты. Шрила Прабхупада объяснял, что если в начале вычислений допущена ошибка, то какими бы правильными ни были последующие расчеты, она повлияет на конечный результат. Поскольку для ученика духовный учитель является одним из основных средоточий веры и служения, то вполне естественно, что данная тема затрагивает всех участников и доброжелателей Международного общества сознания Кришны, и неудивительно, что на эту тему ведутся дискуссии и исследования вот уже много лет. К сожалению, среди большинства русскоязычных вайшнавов по-прежнему малоизвестны некоторые важные аспекты наставлений Шрилы Прабхупады и истории ИСККОН, имеющие отношение к данной теме. Поэтому эта работа является смиренной попыткой предложить читателю ознакомиться со множеством цитат из книг Шрилы Прабхупады, из подписанных им документов и директив, адресованных ИСККОН, из его лекций, бесед и частных писем, а также из официального журнала ИСККОН «Обратно к Богу» и резолюций управляющего совета ИСККОН (GBC), из воспоминаний, статей, журналов и книг, написанных старшими учениками Шрилы Прабхупады и другими руководителями ИСККОН, которые будут интересны последователям Шрилы Прабхупады и раскроют ряд малоизвестных подробностей, способствующих пониманию истории ИСККОН и актуальных для нашего времени (некоторые материалы, включенные в книгу, переведены на русский язык впервые). В этой публикации сделан акцент на исследовании истории ИСККОН — как периода 1966–1977 гг., так и последующих лет (а также описана история распада Гаудия-матха и подробно изложены наставления Шрилы Прабхупада о том, как Его Божественная Милость просил преданных ИСККОН относиться к его духовным братьям — это весьма существенно для более глубокого понимания хронологии событий в ИСККОН). Начиная с 1978 г., будут процитированы и описаны резолюции GBC относительно инициаций и гуру, публикации, официальные сообщения и события каждого года вплоть до 2016-го. В связи с этим следует отметить, что воспоминания в интервью и статьях старших учеников Шрилы Прабхупады приводятся в качестве дополнительных свидетельств, основной же упор будет сделан на задокументированные материалы. Хотя история создания и реформирования системы гуру в ИСККОН весьма драматична, ее необходимо знать, поскольку она очень поучительна. Очевидно, что если преданные не будут тщательно знать реальные наставления Шрилы Прабхупады и историю ИСККОН, эти пробелы в познаниях чреваты серьезной опасностью для их духовной жизни, трудностями в понимании целостной картины истории ИСККОН, повторением совершенных в прошлом ошибок, боязнью разоблачений со стороны «сектоведов», которые нередко искажают историю ИСККОН и стараются полностью подорвать веру преданных даже в Шрилу Прабхупаду и Господа Кришну. Поэтому некоторые аспекты истории ИСККОН будут рассмотрены весьма откровенно и прямо, хотя и с тщательным настроем изложить материал с уважительным отношением ко всем участникам описанных событий и деликатностью, чтобы не ранить сердца преданных, ведь данный текст написан не для этого, а в попытке подробно и достоверно изложить историю ИСККОН и способствовать улучшению ситуации в этом великом Обществе, основанном Шрилой Прабхупадой.
Хорошо известно желание Шрилы Прабхупады о том, чтобы его последователи сотрудничали в развитии Движения сознания Кришны. Одним из основных условий для этого является единое понимание наставлений Шрилы Прабхупады и священных писаний, которое едва ли достижимо без понимания ключевых терминов и определений. Поэтому в данной книге будут подробно проанализированы некоторые важные понятия, такие как дикша, ачарья, ритвик, квалификация и полномочия истинного гуру, смысл титула Шрилы Прабхупады Founder Acarya и другие термины и аспекты гуру-таттвы (науки о духовном учителе, ученике и их правильных взаимоотношениях). Представленные в этой книге материалы могут помочь последователям Шрилы Прабхупады укрепить свой энтузиазм, ведь они показывают, что многолетний системный кризис в ИСККОН, о котором неоднократно говорили руководители ИСККОН, может быть в значительной степени преодолен, и ключ к этому — в истоках ИСККОН, то есть в наставлениях основателя и ачарьи этого Общества — Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады. Поэтому данная работа обращена, в частности, к ответственным руководителям ИСККОН в надежде на то, что приведенная здесь информация не оставит их равнодушными. 50-летие ИСККОН, отмечаемое в текущем году, является важной вехой в истории Движения сознания Кришны. Она особенно уместна, чтобы обратить внимание на то, насколько точно продолжают выполняться указания и стандарты, данные Шрилой Прабхупадой для своего Общества.
Приводимые в книге цитаты из наставлений Шрилы Прабхупады подписаны так, чтобы их можно было найти в официальном собрании наставлений Его Божественной Милости — программе «Bhaktivedanta VedaBase». Кроме того, в ходе написания книги было изучено большое количество других материалов: статьи, видеозаписи, журналы, публикации в сети Интернет и т. д. — всего около 400 источников. Ссылки на них пронумерованы в квадратных скобках и собраны в библиографический список.
Объем данной книги сравнительно большой, но, пожалуйста, пусть это вас не останавливает, ведь если уделить не так уж много своего времени, чтобы внимательно прочитать подробное изложение некоторых тем, это поможет получить полезные знания и сэкономить ваше время в будущем.
Глава 1. Ягьика-брахман (жрец, или ритвик) как часть ведической культуры варнашрамы. Упоминание и объяснение этого термина в книгах Шрилы Прабхупады
Одним из терминов, имеющих отношение к инициациям в ИСККОН, является слово «ритвик» (санскр. ऋत्विक). Ниже приводятся материалы, в которых подробно объясняется, что означает это слово и что в наставлениях Шрилы Прабхупады сказано о роли ритвиков в ведической цивилизации варнашрамы.
Выдержка из статьи «Доказательства и прецеденты системы ритвиков» ЕМ Рупа-виласы даса, представленной североамериканским членам GBC в Сан-Диего в январе 1990 г. и опубликованной в 12-м номере журнала «Vedic Village Review» (1990 г.):
Перевод:
«Сказав это, следует пояснить, каковы истоки системы ритвиков. Ритвик — это церемониальный жрец, который проводит жертвоприношение или ритуал от имени другого лица:
агнйадхейам пакайаджнанагнисхтома йах кароти врто йасйа са тасйартвиг ихочйате
«Тот, кто должным образом избран действовать от имени другого лица с целью проведения огненного жертвоприношения, для совершения жертвоприношения, в котором приготовленное зерно предлагается священному огню, либо для проведения сома-ягьи или других подобных ягий, называется ртвигом (церемониальным жрецом)» («Ману-самхита», II.43).
В 22-й главе книги «КРИШНА» мы обнаруживаем, что слово «ритвик» переводится как «ученые священники, проводящие жертвоприношения», а в «Шримад-Бхагаватам» 10.23.10 мы находим аналогичную строку мантра-тантрартвиджо ‘гнайах. Там слово ртвиджах переводится как «жрецы».
Из приведенных выше утверждений ясно следует, что истоки понятия «ритвик» восходят к ведической литературе, а ритвиком является тот, кто проводит жертвоприношение или ритуал от имени другого лица» [1].
Статья ЕМ Нимая Пандита даса, президента нью-йоркского храма ИСККОН (ISKCON, Inc., изначальной организации Международного общества сознания Кришны, созданной Шрилой Прабхупадой в Нью-Йорке в 1966 г.), «РИТВИК. Часть первая: историческая справка»:
«Занятия истинных брахманов — это патхана-пāтхана, йаджана-йāджана и дана-пратиграха. Слова йаджана и йāджана означают, что брахман может стать жрецом, чтобы помогать людям духовно совершенствоваться». («Шримад-Бхагаватам», 6.7.35, комментарий Шрилы Прабхупады)
«Брахманы обычно становились астрологами, аюрведическими лекарями, учителями и священнослужителями». («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 17.103, комментарий Шрилы Прабхупады)
Подобно тому как существуют различные научные дисциплины, в которых специализируются современные профессора, в ведические времена брахманы — те, кто утвердился в гуне благости, — специализировались в определенных областях знания. Дроначарья, знаменитый брахман, принимавший участие в битве на Курукшетре пять тысяч лет назад, был учителем военной науки. Одним из спутников Господа Чайтаньи в Бенгалии 500 лет назад был Мукунда, аюрведический доктор.
Аналогичным образом, огненные жертвоприношения (ягьи) совершали брахманы, специализировавшиеся в их проведении. Их называли ягьика-брахманами.
идже 'швамедхаир адхийаджнам ишварам маха-вибхутйопачитанга-дакшинаих татаир васиштхасита-гаутамадибхир дханванй абхисротам асау сарасватим
идже — поклонялся; ашвамедхаих — ягьями, во время которых приносили в жертву коня; адхийаджнам — господину всех жертвоприношений (чтобы ублаготворить Его); ишварам — Верховной Личности Бога; маха-вибхутйа — с великой пышностью; упачита-анга-дакшинаих — со всеми положенными священными предметами и подношениями, а также с раздачей дакшины брахманам; татаих — исполнявшимися; васиштха-асита-гаутама-адибхих — такими брахманами, как Васиштха, Асита и Гаутама; дханвани — в пустыне; абхисротам — затопленной (водами реки); асау — тот (Махараджа Амбариша); сарасватим — на берегу Сарасвати.
В пустынных странах, где протекает река Сарасвати, Махараджа Амбариша совершал великие жертвоприношения — ашвамедха-ягью и другие — и тем самым удовлетворил повелителя всех жертвоприношений, Верховного Господа. Эти ягьи совершались с огромной пышностью, у жрецов было все необходимое для проведения ягьи, а по окончании ягьи брахманы, возглавляли которых такие мудрецы, как Васиштха, Асита и Гаутама, представлявшие на ягье самого царя, получали щедрое вознаграждение.
КОММЕНТАРИЙ: Как указано в Ведах, для того чтобы совершить ягью, нужны опытные брахманы, так называемые ягьика-брахманы. <...> («Шримад-Бхагаватам», 9.4.22)
Существовало четыре вида ягьика-брахманов.
«Чатух-хотрака — четырех типов ведических жрецов: хота, адхварью, брахма и удгата». («Шримад-Бхагаватам», 7.3.30, пословный перевод)
«Для успешного проведения жертвоприношения необходимо присутствие по крайней мере четырех опытных жрецов: жреца, который предлагает жертву (хота); жреца, произносящего мантры (удгата); жреца, разжигающего жертвенный огонь без помощи другого огня (адхварйу); и жреца, наблюдающего за ходом жертвоприношения (брахма). Такие жертвоприношения во вселенной совершались со времени рождения Брахмы, первого живого существа, и вплоть до времен царствования Махараджи Юдхиштхиры». («Шримад-Бхагаватам», 2.6.25, комментарий Шрилы Прабхупады)
В «Шримад-Бхагаватам» Шрила Прабхупада пишет, что во время совершения жертвоприношения эти ягьика-брахманы назывались ртвиками (произносится «ритвик»[1]).
«Если человек обладает соответствующими качествами, Господь в образе Сверхдуши побуждает его совершать ведические обряды. Для проведения этих обрядов нужны четыре типа жрецов, которых называют ритвиками. К ним относятся хота, адхварью, брахма и удгата». («Шримад-Бхагаватам», 7.3.30, комментарий Шрилы Прабхупады)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|