Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Духовные братья необоснованно критиковали Шрилу Прабхупаду 7 глава




<...>

Чанчалапати дас: Давайте вернемся к письму от 9 июля 1977 г. Были ли у Вас какие-либо обсуждения, дискуссии об этом письме с теми первоначальными одиннадцатью или с кем-то еще, кто был очень тесно связан с этим? Какое у них было впечатление? Хотели бы Вы прояснить это с точки зрения истории данного вопроса?

 

Яшоданандана дас: В то время, в июле 1977-го, я находился во Вриндаване, потому что я преподавал в гурукуле, а дети из гурукулы ежедневно приходили петь киртан перед Прабхупадой и выполнять ту или иную севу в его комнате — мыли его комнату, совершали разнообразное служение. Письмо было написано 9 июля, а 10 июля я оказался первым преданным, который увидел это письмо. Секретарь, Тамал Кришна Госвами, показал мне письмо Прабхупады, и я зачитаю соответствующий фрагмент своего дневника, который был опубликован в журнале «Vedic Village Review» в 1990 г.:

 

«Тамал Кришна: Яшода, ты видел это?

 

Яшода: Нет, а что это?

 

ТКГ: Это подписано Прабхупадой. (Он показывает на подпись Шрилы Прабхупады, стоящую в нижнем левом углу письма. Я прочитал весь текст письма, а затем спросил его):

 

Яшода: Что всё это значит?

 

ТКГ: Преданные писали Прабхупаде, прося его дать инициацию, а сейчас Прабхупада назвал одиннадцать ритвиков, которые могут давать инициации от его имени. Прабхупада сказал, что другие могут быть добавлены.

 

Яшода: А когда Прабхупада уйдет?

 

Тамал Кришна: Они будут ритвиками. Это то, что сказал Прабхупада. Всё это записано на пленку».

 

И я написал здесь: «Кто-то может поставить под сомнение мои воспоминания дат, времени и слов, которые были произнесены. Причина, по которой я могу сообщить об этом с точностью, в том, что я вел журнал «Дневник воспоминаний о Прабхупаде», точно так же, как многие делали это в то время. И после той беседы я записал ее содержание в дневник. Эта запись на самом деле была сделана мной 10 июля в 9.25 утра в моем дневнике Прабхупады». После того, как это свидетельство было опубликовано в «Vedic Village Review» в 1990 году, лидеры ИСККОН издали журнал, который назывался «ISKCON Journal», в котором Тамал Кришна отрицал то, что он говорил такие слова. Проблема с этим отрицанием в том, что мы знаем, что в Топанга Каньоне 3 декабря 1980 года он уже признал, что Прабхупада никогда не назначал никаких гуру. В действительности, он сам заявил тогда: «На самом деле Прабхупада никогда не назначал никаких гуру. Он не назначал одиннадцать гуру, он назначил одиннадцать ритвиков. Он никогда не назначал их гуру. Я и другие члены GBC нанесли огромнейший урон этому Движению за последние три года, потому что мы интерпретировали назначение ритвиками как назначение гуру». <...> Они сказали, что причина того... что я всё это выдумал потому, что я хотел быть гуру. Это ложное обвинение. Прабхупада дал мне положение преподавателя в гурукуле, которым я был полностью удовлетворен. Я просто хотел добраться до самой сути этой истории о том, что сказал Прабхупада и как это предполагалось реализовать. И просто записал то, что он сказал мне. Сейчас люди могут принимать те из его [Тамала Кришны Госвами] слов, которые они хотят, но мы точно знаем: это факт, что в течение ряда лет он много раз противоречил сам себе. Потому что в 1995 г. в Чикаго Тамал Кришна провел длительное обсуждение с преданным по имени Вайшнав дас. В ходе того обсуждения он признал, он на самом деле признал, что люди могут быть учениками Прабхупады, что новые люди могут быть учениками Прабхупады. Всё это тоже опубликовано в сети Интернет, доступно там.

<...>

Чанчалапати дас: Была ли у Вас возможность обсудить письмо от 9 июля с кем-нибудь из тех одиннадцати, чьи имена указаны там? Были ли Вы близко знакомы с кем-нибудь из них?

 

Яшоданандана дас: Я подробно обсуждал эту тему только с одним из них — с Хамсадутой, после того, как он признал, что он никогда... после того, как в 1993 году он пришел к осознанию того, что никогда не был назначен в качестве гуру, в качестве дикша-гуру или ачарьи, что он был избран только в качестве ритвика. И он принес извинения своим бывшим ученикам и порекомендовал им принять своим гуру Прабхупаду. И в ходе тех достаточно продолжительных бесед он признал это. <...> Лично я верю в то, что он был искренен. Он искренне признал свою ошибку и то влияние на жизни людей, на жизни преданных, которое он оказал, и он постарался это исправить. Он по-прежнему старается это исправить с помощью проповеди и так далее. Что касается остальных, мы знаем, что один из них, Тамал Кришна, еще раньше признал это. Нам также известно, что в июле 1979 года Рамешвара Свами тоже признал, что Прабхупада назначил их только в качестве ритвиков. Это было в ходе одной из его дискуссий, в статье, которую он написал в то время в Лос-Анджелесе.

Фрагмент видеоинтервью Яшодананданы даса, 2009 г. [112]

 

Интересные подробности из статьи Яшодананданы прабху:

 

«Одним из первых официальных протестов стало письмо Прадьюмны даса Сатсварупе дасу Госвами, в котором было указано на потенциальные негативные результаты, к которым могут привести упомянутые выше неуполномоченные практики и философии в движении Шрилы Прабхупады.

 

В связи с этим в 1978 году во время Фестиваля Джанмаштами во Врндаване, когда Тамала Кришна Махараджа, Бхагаван даса, Бхавананда даса и Хари Шаури приехали на празднование Джанмаштами, в гостинице состоялось несколько оживленных дискуссий во второй половине 25 августа 1978 г. в 13.20 в комнате Гурукрипы даса. Прадьюмна даса, Гурукрипа даса и я протестовали, говоря о том, что указывать свой статус как «ачарья ИСККОН» (тогда это печаталось на бланках писем и т. д.), что разделение их влияния на зоны, шикарные книги с подношениями на вьяса-пуджу и заявления о том, что они «назначенные гуру» и «ачарьи-преемники» — всё это никогда не предполагалось и не уполномочивалось нашим возлюбленным Прабхупадой.

 

Мы не получили никакого удовлетворительного или убедительного объяснения кроме того, что члены GBC «уже всё подробно обсудили и одобрили новый процесс, связанный с гуру, на заседании в Майяпуре в 1978 г.». Было решено, что будет проведена еще одна встреча, чтобы подробнее обсудить эту тему. Встреча так и не состоялась.

 

Тем же вечером после 19.35 я поднялся на третий этаж гостиницы, оказавшись прямо над комнатой Гурукрипы. Бхагаван даса, Гурукрипа даса и Тамала Кришна Госвами находились в комнате Гурукрипы рядом с балконом, ведя шумную дискуссию и говоря на повышенных тонах. Было слышно, как Гурукрипа говорил своим уникальным резким тоном о том, что практиковавшийся в то время процесс зонального разделения, вьясасан, гуру-пудж, пада-пудж, вьяса-пудж и т. д. никогда не упоминался Шрилой Прабхупадой до его «ухода на Голоку». Бхагаван даса ответил, что это было сделано ради проповеди и что Шрила Прабхупада тоже так поступал, поэтому и они могут делать то же самое. Гурукрипа настаивал на том, что следует прекратить это новое измышление и что Прабхупада никогда не намеревался организовать это в таком виде.

 

Затем Тамала Кришна Махараджа сказал: «У нас есть список потенциальных гуру, и если ты просто будешь контролировать этих двоих смарта-брахманов, этих Яшоданандану и Прадьюмну, мы и тебя сделаем гуру». Ненадолго наступила гнетущая тишина, после чего разговор возобновился, и Тамала Кришна Госвами сказал: «В самом деле, Гурукрипа, разве ты не понимаешь, что эти двое могут испортить это для всех?» Гурукрипа взорвался. Он назвал их творящими глупости и продолжил спорить. Я ушел с третьего этажа и вернулся в гурукулу серьезно обеспокоенный. Обеспокоенный не словами о смарта-брахмане, а тем, что он имел в виду, когда произнес, что мы «можем испортить это для всех»? Это было прелюдией к тому, что должно случиться в будущем? Что именно можно было испортить?

<...>

Почему было так сложно понять, что Шрила Прабхупада никогда никого не назначал в качестве ачарьи, никогда не хотел этих неуполномоченных измышлений? Почему ученикам Шрилы Прабхупады было сказано, что они должны поклоняться этим духовным братьям на таком же (почти на таком же) уровне, как и Шриле Прабхупаде?

<...>

Прабхупада явно хотел видеть систему представителей, ритвик-ачарьев.

<...>

Если движению нашего духовного отца суждено вновь обрести истинную жизнь и мощь и воссиять как истинный светоч золотого века, предсказанной Золотой эпохи Господа Чайтаньи, то крайне востребованная «реформа гуру» и конференция по гуру-таттве, несомненно, являются важнейшей необходимостью».

Из статьи Яшодананданы прабху «Система ритвиков: дальнейшие доказательства», журнал «Vedic Village Review», № 11, декабрь 1989 г. [109]

 

Фрагмент интервью с Гурукрипой прабху, который в 1970-е годы был членом GBC и участвовал в ежегодном собрании GBC весной 1978 г.:

 

«Не было НИКАКИХ РАЗГОВОРОВ об инициациях в эти месяцы [после ухода Шрилы Прабхупады и до Гаура Пурнимы 1978 года]. Я ничего такого не слышал ни во Вриндаване, ни в Майяпуре. Если бы Шрила Прабхупада назначил этих одиннадцать человек в качестве духовных учителей, то почему они не начали инициировать сразу после его ухода? Потому что все они прекрасно знали, что их никогда не назначали в этом качестве! <...> На заседании GBC 1978 года был поднят вопрос об инициациях, и было видно, что они уже решили, что продолжат свой замысел и объявят о том, что их назначили гуру. <...> В 1978 году на Джанмаштами ТКГ [Тамала Кришна Госвами] приехал во Вриндаван, чтобы дать санньяса-дикшу Бхагавану. В то время я был членом GBC, ответственным за Вриндаван. ТКГ позвонил из Дели и потребовал, чтобы их встретили с пышной церемонией и вьясасанами в храме, на которых они будут сидеть. Я сказал им, что это храм Прабхупады, и все остальные могут посидеть на полу. Когда они приехали, я не оказал им такого приема, о котором они просили, и на следующее утро на лекции по «Бхагаватам» Бхагаван начал свою политику прямо на лекции. Я вышел с ним и сказал ему, что если он еще раз сделает это, снова превратит лекцию по «Бхагаватам» в политическую интригу, то больше ни разу не выступит ни в одном из храмов, за которые я отвечал. В тот же день Бхавананда, ТКГ и Бхагаван попросили меня встретиться с ними в гостинице. Когда я пришел, они сказали: «Зачем ты гонишь волну? Перестань создавать проблемы в этом вопросе о назначении гуру, и мы сделаем тебя двенадцатым гуру на следующем заседании в Майяпуре». Я ответил им, что Прабхупада никого не уполномочил стать гуру, для этого нужно быть осознавшей себя душой. <...> На заседании GBC в 1978 году они заглушили меня криком, потому что решили делать по-своему. Вот как было определено будущее ИСККОН».
Из интервью Гурукрипы даса об истории ИСККОН [113]

 

Год

 

«ИССЛЕДОВАНИЯ НА ОСНОВЕ НАСТАВЛЕНИЙ САДХУ-ШАСТРЫ-ГУРУ

 

21 преданный из различных регионов мира совместно написали 36-страничную публикацию, по содержанию похожую на письмо Прадьюмны, и направили ее совету GBC.

 

СОБЫТИЯ

 

Во Вриндаване произошла конфронтация между членами GBC и БГ Нрисингхой, Яшодананданой и другими в связи с темой гуру».

Нрисимхананда дас, «История дикша-гуру в ИСККОН (1978–2014)» [104]

 

О данной ситуации рассказано в следующих фрагментах интервью Бхактисиддханты даса (ученика Шрилы Прабхупады), который живет в Шри Вриндавана Дхаме последние 34 года и изготовил множество мурти Шрилы Прабхупады, установленных в храмах ИСККОН:

 

Бхактисиддханта даса:...Как только преданные поняли, что эти ритвик-гуру планируют назначить себя в качестве Зональных Ачарьев, поделивших мир на зоны, в которых каждый из них будут действовать как Ачарья, было предпринято две попытки собрать подписи к петициям. Одна петиция была организована Яшодананданой дасом, вторая — Айодйапати дасом. Одиннадцать ритвик-гуру, которые уже стали Ачарьями ИСККОН (объявили себя ачарьями), очень сильно разгневались, когда услышали о петициях Яшодананданы даса и Айодйапати даса, и все они направились обратно во Вриндаван в сопровождении своих учеников, которых они уже успели принять, чтобы официально объявить о том, что руководство ИСККОН перешло к ним, и чтобы подавить несогласных духовных братьев.

 

Первым делом они занялись Яшодананданой дасом (Бхактисиддханта даса стоял позади него в храмовой комнате во время этого события) и потребовали, чтобы тот назвал причины, по которым организовал сбор подписей к петиции против них. Яшоданандана даса ответил, что любил Шрилу Прабхупаду и служил ему, и любил его очень сильно. <...> Затем он бросил им ответный вызов, сказав, что у него есть к ним один вопрос: верят ли они в то, что после ухода Шрилы Прабхупады в одно мгновение стали чистыми преданными? Сатсварупа Госвами ответил, что нечестно задавать такой вопрос. После него Яшоданандану стал отчитывать Рамешвара, а затем Хридаянанда Госвами зачитал «закон о мятежах», заявив, что теперь они занимаются управлением Движения. После этого они перешли к карательным мерам против всех преданных, которые подписали петиции...

 

Кришначандра даса: Что случилось после этого собрания? Они разъехались или остались и начали утверждать себя в качестве Ачарьев ИСККОН?

 

Бхактисиддханта даса: Они остались ненадолго. Несколько дней спустя принесли одиннадцать деревянных Вьясасан и установили вокруг Вьясасаны Шрилы Прабхупады. Можете представить себе хаос, царивший во время гуру-пуджи Шриле Прабхупаде. Большинство из одиннадцати сидели на своих Вьясасанах, а некоторые, выглядевшие смущенными, стояли рядом (а их ученики проводили гуру-пуджу их изображениям), когда их ученики начали предлагать каждому из них гуру-пуджу в то самое время, когда проводилась гуру-пуджа Шриле Прабхупаде. Для того чтобы скоординировать всех и вся в Храме, еще до этого было приказано подготовить миниатюрные подносы и параферналии для арати. Это было жуткое зрелище! Все мы знали, что времена Шрилы Прабхупады в одно мгновение остались в прошлом... Я полагаю, именно то событие установило стандарт поклонения им в Движении ИСККОН. С тех пор к ним нужно было относиться как к Ачарьям и Духовным Учителям и, таким образом, поклоняться как находящимся на одном уровне с Богом и Шрилой Прабхупадой [114].

 

Данные события, судя по всему, произошли в феврале 1979 г. Кроме того, в ходе дискуссии с представителями североамериканского GBC, состоявшейся в январе 1990 г. в Сан-Диего, Яшоданандана дас сообщил, что 1 января 1979 года он написал письмо Сатсварупе дасу Госвами со списком из 25 вопросов, одним из которых была просьба предоставить конкретные слова Шрилы Прабхупады о наделении полномочиями одиннадцать дикша-гуру, но ответа на письмо не последовало [115]. После этого Яшоданандана дас оказался в опале и уехал из Вриндавана.

 

Год

 

«ИССЛЕДОВАНИЯ НА ОСНОВЕ НАСТАВЛЕНИЙ САДХУ-ШАСТРЫ-ГУРУ

 

Рамешвара Свами написал пространное эссе, посвященное реформированию системы гуру в ИСККОН под названием «О положении инициирующего гуру в западной зоне США». В этой публикации Рамешвара написал, что считает свое поведение оскорбительным из-за того, что принимает поклонение, равное Шриле Прабхупаде.

 

Результат: GBC подтверждает свою публикацию 1978 г. и тем самым отвергает выводы Рамешвары.

 

В ответ на статью Рамешвары совет GBC запрашивает написание другой публикации, которая поручена Бхагавану, Джагадише, Сатсварупе Госвами, Джаяпатаке Свами и Хридаянанде Свами. В этой статье предпринимается попытка обосновать мнение о том, что все нынешние гуру являются уттама-адхикари и что им следует получать полное поклонение, титулы гуру и так далее.

 

Джадурани выходит замуж за Кайласа-чандру. Вместе они распространяют книгу «Истинный духовный учитель и ученик», в которой утверждается, что не следует назначать гуру, а вместо этого нужно ожидать «самоочевидных маха-бхагавата ачарьев». Кроме того, в этой публикации звучат обвинение в адрес системы зональных ачарьев и системы назначения гуру, которые называются неавторитетными.

 

Хридаянанда даса Госвами пишет совету GBC, высказывая просьбу позволить инициировать всем ученикам Прабхупады, находящимся в должном статусе.

<...>

СОБЫТИЯ

 

GBC проводит три «полных внеочередных специальных» собрания, посвященных отклонениям духовных учителей.

 

Рамешвара убирает свою вьясасану из алтарного зала в Лос-Анджелесе».

Нрисимхананда дас, «История дикша-гуру в ИСККОН (1978–2014)» [104]

 

Таким образом, в 1978 г. одиннадцатью зональными ачарьями стали те, кого в 1977 г. Шрила Прабхупада официально назначил в качестве ритвиков, в обязанности которых входила помощь в проведении церемоний инициации в ученики Шрилы Прабхупады. Прекращение ими исполнения этих обязанностей и занятие положение ачарьев не имеют доказательств в виде задокументированных указаний Шрилы Прабхупады. Вскоре «зональные ачарьи» начали покидать свои посты при весьма скандальных обстоятельствах, что спровоцировало кризис в ИСККОН. Временное отстранение троих гуру в 1980 году стало первым подобным событием в истории ИСККОН. Равиндра Сварупа прабху, ныне гуру ИСККОН, так рассказывает о тех событиях:

«В мае 1980 года совет GBC был вынужден провести «внеочередное всеобщее собрание» в Лос-Анджелесе, чтобы отреагировать на сомнительное поведение Хамсадуты Свами (злоупотребление властью, наркотики, секс, криминал), Джаятиртхи Свами (ЛСД, как выяснилось позже) и Тамала Кришны Госвами (проявление чрезвычайной автократии). Однако всего три месяца спустя наложения санкций на этих гуру GBC опубликовал философскую статью, в которой защищалось мнение о том, что нынешних гуру ИСККОН следует считать маха-бхагаватами. В любом случае, к 1981 году члены GBC были вынуждены лишить Хамсадуту положения гуру, а в 1982 году это было сделано с Джаятиртхой. К тому времени многие старшие преданные стали думать, что падения и нарушения со стороны гуру не прекратятся и что GBC не способен их контролировать. Это растущее беспокойство, наконец, нашло официальное выражение на очередном собрании президентов храмов и санньяси Северной Америки в сентябре 1984 года. 94% членов собрания, имевших право голоса, согласились с тем, что «есть основополагающие и требующие решения проблемы с существующим институтом гуру в ИСККОН».

Из статьи Равиндры Сварупы даса «Столпы успеха: принципы и практика реформы в ИСККОН», опубликованной в журнале «ISKCON Communications Journal», том 7, № 2, декабрь 1999 г. [116]

 

Немного подробнее о собрании, состоявшемся 3 декабря 1980 года в «Пирамид Хаус» у Нрисимхананды прабху в Топанга Каньоне, Калифорния. К 1980 году позиция и действия Тамала Кришны Госвами стали нестерпимыми для руководства ИСККОН. Он утверждал, что только через него можно связаться со Шрилой Прабхупадой и что ему должны поклоняться не только его ученики, но и все его духовные братья, то есть ученики Шрилы Прабхупады, о чем он сам сообщает в своей книге:

 

«Тамал Кришна Госвами, лидер большого числа санньяси и брахмачари, утверждал, что стал посредником между ними и Прабхупадой, и настаивал на абсолютном подчинении ему со стороны своих духовных братьев».

Тамала Кришна Госвами о самом себе в книге «Трудности роста: ереси в Движении сознания Кришны», 1996 г. [117]

 

«Даже санньяси, духовные братья, все. Он [Тамал Кришна Госвами] даже говорил, что они не могут поклоняться Шриле Прабхупаде. Он сказал, что они должны поклоняться Шриле Прабхупаде через него. Другими словами, они должны поклоняться ему вместо Прабхупады. <...> Он сказал, что он — единственный путь, как Иисус Христос».

Бхакти Чару Свами, беседа с Б. Р. Шридхарой Махараджей, Навадвипа, Майяпур, 18.08.1980 [118]

 

В связи с этим в 1980 г. Тамала Кришну Госвами отстранили из его зоны, лишив положений гуру и члена GBC «за чрезвычайную автократию», говоря словами Равиндры Сварупы прабху, причем дисквалификация была постоянной:

 

Шридхара Махараджа: Хамсадуту лишили положения временно или навсегда?

 

Бхакти Чару Свами: Махараджа спрашивает, Хамсадута Махараджа отстранен временно или навсегда?

 

Дхира Кришна Свами: Из своей зоны? Это навсегда.

 

Бхакти Чару Свами: Навсегда.

 

Шридхара Махараджа: Навсегда. Тамал Кришна отстранен навсегда?

 

Дхира Кришна Свами: Из Америки...

 

Бхакти Чару Свами: Отстранен навсегда.

Беседа Бхакти Чару Свами, Дхиры Кришны Свами и Б. Р. Шридхары Махараджи, Навадвипа, Майяпур, 18.08.1980 [118]

 

В этих обстоятельствах проходит собрание ряда учеников Шрилы Прабхупады, включая Тамала Кришну Госвами, Джаядвайту Свами, Хамсадуту Свами и др., на котором присутствовало много преданных, а обсуждение записывалось на аудиопленку. В ходе этого собрания Тамала Кришна Госвами (к тому времени уже лишенный положения ачарьи) публично заявил, что Шрила Прабхупада никогда не назначал одиннадцать первоначальных ритвиков в качестве дикша-гуру, что слова о назначении гуру являются мифом и не могут быть подтверждены ни в письменном виде, ни наставлениями Шрилы Прабхупады, записанными на аудиопленку. По его словам, если бы Шрила Прабхупада хотел установить новую систему гуру в ИСККОН, он бы говорил об этом снова и снова, но он не сделал этого. Тамала Кришна Госвами принес извинения, но вместе с тем высказал противоречащее своим признаниям собственное мнение о том, что в ИСККОН нужно еще больше инициирующих гуру:

 

«Несколько дней назад я кое-что осознал. <...> Озарение пришло, потому что меня самого мучил этот вопрос, и Кришна милостиво ответил. На самом деле Прабхупада никогда не назначал никаких гуру. Он назначил одиннадцать ритвиков. Он никогда не назначал их гуру. Я и остальные члены GBC нанесли огромнейший урон этому Движению за последние три года, потому что мы интерпретировали назначение ритвиками как назначение гуру.

 

Я объясню, что произошло в действительности. Я уже объяснял это, но интерпретация была ложной. Вот что произошло на самом деле: Шрила Прабхупада однажды упомянул, что он, возможно, назначит несколько человек действовать в качестве ритвиков, поэтому члены GBC решили встретиться и спросить лично у Прабхупады. Нас было пятеро или шестеро [имеется в виду встреча, состоявшаяся 28 мая 1977 года — прим. ред. ]. Мы спросили его: «Шрила Прабхупада, после Вашего ухода, если мы будем принимать учеников, они будут Вашими или нашими учениками?»

 

К тому времени накопился список имен людей, ожидавших инициации. Он был огромен. Я сказал: «Шрила Прабхупада, Вы однажды упомянули о ритвиках. Я не знаю, что делать, мы не хотели тревожить Вас, но накопились письма сотен ожидающих посвящения. Я пока не отвечаю им. Я не знаю, как Вы хотите поступить».

 

Шрила Прабхупада сказал: «Хорошо, я назначу столько...», — и он начал перечислять имена. Он ясно определил, что все они будут его учениками. В тот момент мне было совершенно ясно, что все, кого будут принимать ритвики, — ученики Шрилы Прабхупады. Позже я задал ему два вопроса: «Как насчет Брахмананды Свами?» Я спросил его об этом, потому что сам лично симпатизировал Брахмананде. <...> Шрила Прабхупада ответил: «Нет, пока он не обладает должной квалификацией».

 

Перед тем, как я собирался напечатать это письмо, я спросил: «Шрила Прабхупада, это всё, или Вы хотите добавить кого-то еще?» Он ответил: «По мере необходимости могут быть добавлены другие».

 

Сейчас я понимаю, что он сделал совершенно ясную вещь. Он был не способен физически исполнять роль инициирующего гуру, поэтому назначил официальных священнослужителей, чтобы они инициировали от его имени. Он назначил одиннадцать и предельно ясно дал мне понять, что те, кто находится ближе всего, могут инициировать. Это очень важно понять, так как когда приходит время принять инициацию, не имеет значения, кто ближе всего к тебе, но имеет значение, что тебе подсказывает сердце. Ты принимаешь инициацию от того человека, в кого развил веру. Но когда имеется в виду представительская роль, то имеет значение, кто из них находится ближе всего. Шрила Прабхупада очень ясно определил это. Он назвал их имена. И все они в силу различных обстоятельств были разбросаны по всему миру. Поэтому он сказал: «Обращайтесь к ближайшему, и он рассмотрит кандидатуру. А потом, от моего имени, он даст вам инициацию». И не ставится вопрос, готов ли ты возложить веру на этого человека, — ничего подобного. Верить надо в того, кого ты принимаешь своим гуру. «Чтобы управлять этим Движением, — сказал Прабхупада, — я создал GBC. Кроме того, чтобы люди в будущем могли присоединяться к нашему Движению и получать инициацию, мне необходимо назначить несколько священнослужителей. Они будут помогать мне, потому что я физически не могу принимать всех сам».

 

Вот как всё это было, и не более того. Бьюсь об заклад, что если бы это было нужно, Шрила Прабхупада целыми часами, днями и неделями говорил бы о том, как установить систему гуру, но он не делал этого потому, что уже миллион раз всё объяснил. Он говорил: «Мой Гуру Махараджа никого не назначал. Это возможно только при наличии соответствующих качеств». Мы совершили большую ошибку. После ухода Шрилы Прабхупады, каково положение этих одиннадцати?

<...>

Прабхупада показал, что это не только санньяси. Он назвал двух грихастх, которые, по меньшей мере, могли быть ритвиками, и тем самым показал, что они не хуже любого санньяси. Итак, любой духовно квалифицированный человек всегда понимает, что нельзя принимать учеников в присутствии своего духовного учителя. Но когда гуру уходит, это возможно при условии, что ты обладаешь соответствующей квалификацией, и твой предполагаемый ученик развил веру в тебя. Конечно, они (ученики) должны быть осведомлены о том, как определить достойного гуру. И поэтому, если ты обладаешь квалификацией гуру, и твой гуру не присутствует, тогда ты можешь принять его. Это подобно продолжению рода <...> К сожалению, GBC не признают этот момент. Они сразу же решили, что эти одиннадцать являются избранными гуру. Я могу определенно сказать за себя, и я смиренно прошу за это прощения, поскольку в моих действиях присутствовало желание контролировать других, но такова природа обусловленной души, получившей высшую степень возможностей: «Гуру, о чудесно! Итак, я гуру и нас всего одиннадцать».

 

Я чувствую, что это понимание существенно для каждого из нас, если мы хотим избежать повторения подобных ошибок в будущем. А это может повториться, поверьте мне. Это вопрос времени. Как только перестаёт быть актуальной одна проблема, другая уже тут как тут — здесь, в Лос-Анджелесе, или где-либо еще. Это будет происходить постоянно до тех пор, пока вы не позволите беспрепятственно проявиться могуществу Кришны. <...> Я думаю, что GBC должен признать этот факт, он должен осознать эту ошибку. «Вы не можете показать мне ничего такого на аудиозаписи или в письменном виде, где Прабхупада сказал бы: «Я назначаю этих одиннадцать гуру». Такого свидетельства не существует, потому что он никогда не назначал никаких гуру. Это миф».
Из речи Тамала Кришны Госвами в Топанга Каньоне, записанной на аудиопленку, 03.11.1980 [15]

 

После этих заявлений Тамала Кришну Госвами, несмотря на объявленную ранее дисквалификацию, восстановили в положении зонального ачарьи ИСККОН. К сожалению, вновь заняв этот пост, он начал говорить по-другому:

 

«Со времени ухода нашего возлюбленного духовного учителя мы видели, что такие разочарованные личности выступали, пытаясь бросить тень на наследие, оставленное Шрилой Прабхупадой. Когда ШП назначил из числа своих старших учеников одиннадцать личностей для продолжения процесса инициации и когда после ухода своего духовного учителя те, кого он избрал, приняли свои обязанности по его указанию, критики начали лаять, выражая недовольство. <...> Такой безответственной критике мы решительно отвечаем: «Нет!» ШП выбрал их, поскольку они заслужили его доверие. <...> Таким образом, он считал их уттама-адхикари, чрезвычайно возвышенными преданными, которых можно принимать в качестве духовных учителей...».

Тамала Кришна Госвами, «Слуга слуги», «Бхактиведанта Бук Траст», 1984, стр. 361-365 [119]

 

После реформ середины 1980-х в знак согласия с новой официальным пониманием он разрешил убрать процитированные выше слова из книги «Слуга слуги» в последующих изданиях. В дальнейшем он неоднократно озвучивал разное понимание вопроса о назначении ритвиков/гуру и гуру-таттвы вообще, в том числе был сторонником Б. В. Нараяны Махараджа в 1992–95 годах [119].

 

Дополнение из статьи Дас-дас-анудас деви даси «Какой именно была роль Рамешвары?»:

 

1980-1981. <...> К этому моменту одиннадцать «зональных ачарьев», которые были назначены Шрилой Прабхупадой в качестве ритвиков («представителей ачарьи с целью проведения инициаций, как первой, так и второй» — из директивы «всем членам GBC и президентам храмов» от 9 июля 1977 г., подписанной Шрилой Прабхупадой), стали испытывать явные духовные трудности. Примерно еще до начала августа 1980 года в Лос-Анджелесе члены GBC попытались сделать дисциплинарные выговоры Тамала Кришне Госвами, Джаятиртхе дасу и Хамсадуте Свами. В частности, Хамсадута Свами был выслан из своей зоны в Западной Вирджинии в Индию, и ему было запрещено общаться со своими учениками. 25 августа 1980 г. Хамсадута написал письмо Юдхаманью, Радха-Говинде, Рахугане и Деавананде о том, что он не квалифицирован занимать положение гуру. Цитата из письма:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...