Занятие по ознакомлению с творчеством В. А. Ватагина
ЗАНЯТИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ТВОРЧЕСТВОМ В. А. ВАТАГИНА Программное содержание. Вызвать у детей интерес к творчеству В. Ватагина. Познакомить с его характерной манерой изображения животных: малыши - ласковые и озорные, а взрослые -суровые и сильные. Ватагин изображал их с помощью раз-1ичных художественных материалов - графитных и цвет-1ых карандашей, акварели, туши, угля, создавал скульптуру, керамические игрушки. Выделить выразительные средства: при передаче пуши-гости художник то использует разный нажим карандаша, го рисует острые тонкие штрихи, то покрывает лист мелки-1И точками. Учить детей определять индивидуальность животного внешний вид, повадки. Материал, Репродукции: «Верблюд», «Заяц», «Мартышка Диана», «Северный олень». Скульптуры: «Ягуар», «Орел», «Шимпанзе Парис». Ход занятия. Рассказ воспитателя. - Сегодня на занятии мы познакомимся с очень интересным художником-анималистом Василием Алексеевичем Ватагиным. Ватагин с детства любил животных, любил за ними ухаживать, а особенно любил их рисовать. Нелегко изображать животных, их не заставишь позировать, поэтому для их изображения нужна хорошая зрительная память. Ватагин всю свою жизнь изучал повадки животных, по-Долгу находился в Зоологическом парке, ездил по всему миру, наблюдая за жизнью зверей. Он видел в каждом Животном так много своеобразия, жизнелюбия, красоты. Он изображал их различными материалами, создавал скульптуру. Среди его персонажей самые разнообразные представители животного мира - медведи, слоны, обезьяны, птицы, рыбы. Вопросы: '" *■ Каких животных вы видите на выставке? " ■ »► Какие средства использовал В. Ватагин для изображения животных?
га* Чем похожи и чем не похожи заяц, верблюд, олень, мартышка? Сравните, какие у них головы, уши, глаза, туловище, ноги, шерсть. '" *■ Какие различия в поведении этих животных можно назвать? '»* Как изобразил В. Ватагин шерсть у зайца, у мартышки? а» Какой характер у этих животных? Чтение отрывков из произведения С. Маршака «Детки в клетке». ЗАНЯТИЕ - ВЫСТАВКА КАРТИН ХУДОЖНИКОВ-АНИМАЛИСТОВ Программное содержание. Дать детям понятие о том, что художники, изображающие животных, называются анималистами. Познакомить с художниками-анималистами Е. Чарушиным, А. Комаровым, В. Ватагиным, Д. Горловым. Учить определять, при помощи каких материалов выполнены работы художников (гуашь, черный карандаш, уголь, сангина) и из какого материала (дерево, фарфор, стекло, металл). Находить выразительные средства каждого художника. Материал. Репродукции художника Е. Чарушина: «Рысенок», «Барс». Скульптура малых форм: «Зайчик» (фарфор). Репродукции В. Ватагина «Утка-кряква», «Бегемот», скульптура малых форм: «Орел» (дерево). Репродукции А. Комарова: «Косули», «Соболь». Репродукции Д. Горлова; «Северный олень», «Шакалы», «Жираф». Скульптура малых форм; «Горностай» (фарфор), «Олень» (стекло), «Лань» (керамика). Ход занятия. Рассказ воспитатели. - Изображения животных встречались еще в рисунках на стенах пещер, строений и в скульптуре древнейших времен. Этот жанр изобразительного искусства называют анималистическим, а художников, отдавших ему предпочтение, -анималистами. Многие художники любили писать животных, восхищаясь их цветовой окраской, гибкими движениями, выразительностью силуэтов. Евгений Чарушин так писал о животных: «Когда я смотрю на животное, то меня, как в детстве, поражает то, что это существо живое, как человек, но живет по-особому и смотрит по-особому, и что-то думает... И хочется мне понять, что вот это животное переживает, о чем оно думает - будь то птицы или звери»,
А известный художник-анималист Алексей Комаров говорил: «Какое счастье для художника - «разговаривать» с животными с карандашом в руке! » Знаменитые русские художники изображали животных карандашом, красками, углем. А некоторые все свое творчество посвятили изображению животных. Это Ватагин, Комаров, Чарушин, Горлов. Вопросы: «* Каких художников мы называем анималистами? |и* Какие животные изображены на рисунках? 1и» Доводилось ли вам видеть этих животных в зоопарке? 1га* Есть ли здесь работы знакомых вам художников? *" * Какими художественными материалами выполнены эти рисунки? |г|* Из какого материала сделаны скульптуры? м* Какие выразительные средства использовали художники для изображения шерсти животных, передачи их настроения? " * Как художники передали движения животных? '" * Что говорят глаза животных об их характере? ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ «ИЗОБРАЖЕНИЕ МЕДВЕДЯ РАЗНЫМИ ХУДОЖНИКАМИ» Программное содержание. Учить детей внимательно рассматривать иллюстрации, репродукции, скульптуру малых форм, где изображены медведи в разных позах, в разном эмоциональном состоянии. Учить определять, чем они похожи между собой и какая между ними разница; по манере письма, по изобразительным приемам находить, кому из художников (Е. Чарушину, В. Ватагину, А. Комарову,.. ) принадлежит художественное произведение. Материал. Е. Чарушин: «Медвежата», «Медведица с; медвежатами», «Медвежонок»(фарфор). В. Ватагин: «Медвежонок», «Белый медведь» (фарфор). А. Белашов: «Медведи на Камчатке». И. Шишкин «Утро в сосновом лесу». Ход занятия. Вопросы: " * Какого животного изобразили художники в своих рисунках? " *► Где взрослые медведи, а где медвежата? ■ * В каком настроении медвежата? Как художники передали их настроение? «*■ Что делают медведи? Как художники передали тревожность медведиц, заботливость по отношению к малы-3 шам? я* Где рисунки и скульптура Чарушина, Ватагина? '»* Чем отличаются медвежата у Чарушина от медвежат Ватагина? " *■ Как художники передали фактуру шерсти у медвежат? Рассказ воспитателя.
- Особым почтением и уважением пользовался у русского народа медведь. Он считался хозяином леса, обладателем необыкновенной силы, могущества и мудрости. Художники-анималисты любят изображать красивого лесного зверя - медведя. И каждый художник изображает его по-своему. Для передачи характера мягкой шерсти животного, можно работать акварелью по увлажненной поверхности концом кисти одним преобладающим цветом, затем вливаем другой цвет. Этот прием использует Е. Чарушин. Медвежонок у него нежный, пушистый, трогательный зверек, он так правдиво написан, что кажется, будто мы ощущаем его мех, словно подержали его в руках. А. Белашов рисует медведей черной тушью и пером. Шерсть у них получается гладкая, лоснящаяся от жира. Шерсть у старой медведицы в работе Чарушина нарисована черным карандашом штрихами. Она будто стала дыбом. Медведица охраняет медвежат, и поэтому вид у нее настороженный. живопись Живопись - это художественные произведения, которые создаются на плоскости (холст, дерево, поверхность стены и пр. ). Живопись - это образы в цвете... Живопись ~это поэма в красках, Поэзия - это картина в словах. Виды техники живописи: масляная живопись, темпера, пастель, акварель, фреска, мозаика, витражи и пр. Фреска - это живопись водяными красками по штукатурке. Фрески обычно украшают стены и потолки зданий. (Е. Е. Лансере. Роспись залов Казанского вокзала). Витражи ~ изображение, выполненное из небольших кусочков цветного стекла, скрепленных металлическим переплетом; живопись на стекле прозрачными красками. Художественный эффект создается световыми лучами, проникающими сквозь стекло; игра цветовых и световых бликов в интерьере. Витражи служатдля заполнения оконных и дверных проемов. Это композиция или орнамент. (Станция метро «Новослободская» - витражи рижских мастеров. ) Мозаика - это изображения, составленные из кусочков цветного камня, цветного стекла - смальты, укрепленной на цементе или других материалах. Украшает здания, станции метро «Комсомольская» - эскизы Художника П. Д. Корина, «Маяковская», «Новокузнецкая» - по эскизам А. А. Дейнеки и др.
Живопись делится по назначению: ^ монументальная живопись связана с архитектурой Л фрески, мозаика, витражи; станковая живопись - это картины, выполненные масляными красками, акварелью, пастелью и др. (выставки, музеи); театральная живопись ~ оформление спектакля; декоративная живопись -украшает различные предметы и архитектурные сооружения; ф миниатюра - живописное украшение в рукописных книгах и живопись малых размеров (в основном портретная на табакерках, медальонах и пр. ). Живопись делится на жанры: натюрморт, пейзаж, портрет, которые бывают - бытовые, исторические, анималистические (изображение животного мира), мифологические, сказочные и др. Натюрморт - изображение окружающих человека вещей, предметов быта, снеди, цветов, плодов и т. п. Через изображение вещей художник может отразить характерные черты владельца, внешние признаки исторической эпохи. Натюрморты встречаются двух видов. В первом - вещи говорят не о себе, а о своем хозяине (Ю. И. Пименов, Ю. М. Непринцев, А. П. Васильев и др. ). Во втором - вещи говорят о себе, предлагают зрителю полюбоваться красотой формы, цвета, фактуры. Они показывают своеобразие вкуса человека, его восприятие мира (П. П. Кончаловский, И. Й. Машков, В. Ф. Стожаров). Имеются промежуточные разновидности (К. С. Петров-Водкин). Портрет - изображение определенного человека или нескольких людей (парный, групповой портрет). Наряду с внешним сходством в облике человека передаются его духовные интересы, социальное положение, черты определенной исторической эпохи, отношение художника к нему. Пейзаж - изображение природы (леса, поля). Морской пейзаж создают художники-маринисты. Выделяется городской пейзаж, сельский пейзаж. Через природу художник передает состояние человека, родины, показывает красоту страны. # * * В разделе программы «Живопись» выделены следуют щие задачи учить детей: •=> различать жанры живописи {пейзаж, натюрморт, портрет; живопись бытовая, сказочная, анималистическая); •=> понимать содержание, настроение картины, выделять главное; Ф передавать свое отношение к изображенному; ^ выделять выразительные средства (цвет, композиция), с помощью которых художник создает настроение произведения характер. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЖИВОПИСЬЮ1
А. А. Лаврикова ~ воспитатель ДОУ № 747, Юго-Западный административный округ.
96 ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ЖИВОПИСЬЮ1
Т. Е. Королева - заведующая ДОУ № 303, Западный административный округ, В. Д. Дмитриева - старший воспитатель. -2Ы8 о? ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЖИВОПИСЬЮ1
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ЖИВОПИСЬЮ2
О. И. Прокопович ~ зам. директора ГОУ «Начальная школа - детский сад» № 1646, Северо-Восточный административный округ. Л. И. Романова - старший воспитатель ДОУ № 563, Южный административный округ.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ЖИВОПИСЬЮ1
1 М. Н. Трунова ~ старший воспитатель, преподаватель изостудии ДОУ № 1067, Северо-Восточный административный округ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|