Рассказ воспитателя.
- Девочка в розовой кофточке с черным бантом и красной гвоздикой сидит за столом, покрытым белой скатертью: лежит нож, персики и листья брошены на стол. Милое смуглое лицо девочки с проступающим сквозь загар румянцем, живой взгляд карих глаз, отброшенные со лба непокорные волосы, спокойные, но как-то трепетно лежащие на столе руки... Художник написал все: стулья, подсвечник на окне и фигуру игрушечного солдатика в глубине комнаты, на стене - керамическую тарелку, за окном - сад. Художнике предельной выразительностью передал свет, льющийся из окна и наполняющий комнату. Этот свет сияет на стене и на фарфоровой тарелке, бликами отражается на спинках стульев, мягко ложится на скатерть, скользит по лицу и рукам, обтекает всю фигуру и предметы. Сегодня мы рассмотрим еще одну картину. Ее написал художник Василий Григорьевич Перов, и называется она « Тройка». Вопросы: «*■ Богатые или бедные дети здесь нарисованы? «* Давайте рассмотрим их одежду. Что можно сказать о ней? »*■ Что тянут дети? '" * В какое время происходит действие? «* Что можно сказать о погоде? '«* Какие чувства вызывает эта картина? ' - Василий Григорьевич Перов изобразил холодный зимний вечер. Метет. Редкие прохожие бегут скорее домой. Только трое оборванных детишек тянут салазки с огромной бочкой, наполненной водой. Эти дети ~ мастеровые, так называли детей, которых родители отдали в город на обучение какому-нибудь ремеслу: шить сапоги, платья, ткать и т. д. Но мастера обычно заставляли детей делать тяжелую работу. И этих ребятишек послали в такой холодный, морозный вечер привезти бочку с водой. Им очень тяжело! Девочка с большим трудом пытается продвигаться вперед, ей холодно, хочется согреться, а вот крайний мальчик согнулся, ему очень тяжело, кажется, ой сейчас упадет. Ему мешают длинные рукава порванного пиджака.
Посередине художник изобразил мальчика со щербатыми зубами, с большими страдальческими глазами. Он. очень измучен. ... Художник бродил по старым кварталам Москвы, посещал закопченные шумные мастерские, спускался в мрачные подвалы. Эти трущобы были заселены трудовым народом. Художник искал в этих Богом забытых местах героя будущего полотна. Наконец судьба будто смилостивилась. Тверская застава... Густая толпа. Гам, крик. Перова чуть не сбил с ног пэр-нишка-рассыльный. Бедняга тащил, как гном, огромный тюк. Мастер вгляделся в его перекошенную мордашку. Опять не он. Вдруг перед ним возникла немолодая кресть-| янка. Рядом понуро плелся белобрысый мальчонка... Это был точно «коренник»! Долго-долго пытался объяснить художник перепуганной женщине, что ему надо обязательно сделать набросок с ее сынишки. Наконец сговорились. Художник сделал набросоки когда стал вписывать в холст образ мальчика-«коренника», материнское сердце не выдержало: ее кровинушка возник на полотне как живой. Прошло несколько лет. Художник не забывал того деревенского мальчика. «Какова его судьба? - думал Перов. - Что с ним? - не раз томила мысль. И в одно из таких мгновений... раздался робкий, еле слышный стук. Василий Григорьевич распахнул дверь. Перед ним стояла бедно одетая крестьянка. Тяжелый платок. Темная душегрейка. Узелок в натруженных руках. Глаза, полные слез. - Что с вами? - воскликнул Перов. Он не узнал в поста Сбивчиво, кратко, трагично прозвучал рассказ. Мальчик умер. - Барин, - прошептала женщина. - Вот деньги, прода
Перов утешил горемычную мать»1. ... Мы переходим в следующий зал - зал пейзажной живописи. Сейчас вы будете смотреть картины, и многие вам будут знакомы: это «Березовая роща» И. Левитана, «Утро в сосновом лесу» И. Шишкина, «Мартовский снег» И. Грабаря и другие. Включаю видеозапись. Рассматривание картины Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели». Вопросы: " * Какое время года изображено на картине? " * Что изображено в центре картины? Где сидят грачи? О чем они заботятся, когда возвращаются к нам в теплые края? ■ » Почему так хорошо видны следы птиц на снегу? 1 Долгополов И. Мастера и шедевры. < ** Где стоят березы? Какие они? " * Какими красками написал картину художник? щ- Что самое яркое в картине? ■ » Какое настроение передает художник? ™* О чем эта картина?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|