Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Духовный учитель должен быть прозрачной средой между обусловленной душой и Богом




 

Прозрачной средой между Богом и обусловленной душой, неспособной отчетливо слышать и видеть Бога, является духовный учитель. Наставления, которые дает истинный духовный учитель, диктует Верховный Господь. Поднявшись на уровень спонтанного преданного служения (рага-бхакти), душа тоже начинает ясно слышать наставления непосредственно от чайтья-гуру, Господа в сердце. Но духовный учитель уже должен обладать такой способностью.

«Это значит, что Господь исправляет обусловленные души двумя методами: либо с помощью Своей внешней энергии, наказывающей их, либо наставляя их Сам как духовный учитель изнутри и извне. В сердце каждого живого существа Господь Сам становится духовным учителем в форме Сверхдуши (Параматмы). Извне же Он проявляется как духовный учитель в форме писаний, в облике святых и инициирующего духовного учителя».
«Шримад-Бхагаватам» 1.7.5, комментарий Шрилы Прабхупады

 

«Господь мой, Ты — величайший благодетель и самый близкий друг каждого, верховный повелитель и наставник, Сверхдуша, дарующая высшее знание и исполняющая все желания. Ты пребываешь в сердце каждого, но глупые люди из-за вожделения, охватившего их сердца, не могут постичь Тебя.

 

КОММЕНТАРИЙ: В этом стихе объяснена причина человеческой глупости. Поскольку обусловленные души, обитатели материального мира, охвачены вожделением, они не могут постичь Верховную Личность Бога, несмотря даже на то, что Господь пребывает в сердце каждого (ишварах сарва-бхутанам хрид-деше 'рджуна тиштхати). Именно поэтому человек не слышит наставления Господа, хотя Господь готов давать их и изнутри, и снаружи. Господь говорит: дадами буддхи-йогам там йена мам упайанти те. Господь может обучить душу преданному служению, которое позволит ей вернуться домой, к Богу. Но люди, к сожалению, не спешат встать на путь преданного служения. Господь, находясь в сердце каждого, может подробно объяснить человеку, как вернуться к Богу, но люди, обуреваемые вожделением, поглощены материальной деятельностью и не хотят служить Верховной Личности Бога. Поэтому они лишены дара слышать наставления Господа».
«Шримад-Бхагаватам», 8.24.52

«Очистившись от материальной скверны, царь Малаядваджа стал получать наставления непосредственно от Верховной Личности Бога и таким образом обрел совершенное знание. Озаренный этим трансцендентным знанием, он смог постичь все сущее и увидеть мир со всех точек зрения.

КОММЕНТАРИЙ: В этом стихе большое значение имеют слова сакшад бхагаватоктена гуруна харина. Верховная Личность Бога начинает непосредственно общаться с индивидуальной душой, когда в процессе служения Господу преданный полностью очищается от материальной скверны. О том же самом говорит Господь Кришна в «Бхагавад-гите» (10.10):

 

тешам сатата-йуктанам
бхаджатам прити-пурвакам
дадами буддхи-йогам там
йена мам упайанти те

 

«Тех, кто неустанно служит Мне и поклоняется Мне с любовью, Я наделяю разумом, который помогает им прийти ко Мне».

Господь в образе Сверхдуши пребывает в каждом живом существе и действует как чайтья-гуру, духовный учитель в сердце. Но получать наставления непосредственно от Него могут только чистые преданные, достигшие очень высокого духовного уровня. Вначале, если преданный серьезен и искренен, Господь из сердца направляет его и приводит к истинному духовному учителю. Когда такой преданный, следуя указаниям духовного учителя и регулирующим принципам преданного служения, достигает уровня спонтанной привязанности к Господу (рага-бхакти), Господь начинает наставлять его изнутри. Тешам сатата-йуктанам бхаджатам прити-пурвакам. Эту привилегию получает только душа, достигшая освобождения. Поднявшись на этот уровень, царь Малаядваджа находился в контакте с Верховным Господом и получал наставления непосредственно от Него».
«Шримад-Бхагаватам», 4.28.41

«Практика бхакти-йоги, регулируемая принципами вайдхи-бхакти, то есть регламентированное преданное служение, описана в шастрах и рекомендована великими ачарьями. Эта практика помогает преданному-неофиту достичь стадии рага-бхакти, на которой Сам Господь начинает давать ему наставления изнутри как чайтья-гуру (то есть, когда в роли духовного учителя выступает Сверхсознание)».
«Шримад-Бхагаватам», 3.5.4, комментарий Шрилы Прабхупады

 

«Если человек не является осознавшей себя душой и не знает, каковы его взаимоотношения со Сверхдушой, он не может быть истинным духовным учителем».
«Шримад-Бхагаватам», 3.28.2, комментарий Шрилы Прабхупады

«Советоваться со Сверхдушой, пребывающей в сердце каждого живого существа, может лишь тот, кто полностью очистился от скверны материальных привязанностей. Искренний и чистый человек имеет возможность советоваться с Верховным Господом, который в образе Параматмы находится в сердце каждого живого существа. Параматма всегда остается чайтья-гуру, духовным учителем в сердце, и Она же приходит к нам извне в образе наставляющего и инициирующего духовного учителя. Господь может находиться в сердце живого существа, а может появиться перед ним, чтобы дать ему наставления. Таким образом, духовный учитель неотличен от Сверхдуши, пребывающей в сердце. Неоскверненная индивидуальная душа, или живое существо, может получить возможность встретиться с Параматмой лицом к лицу. Мы можем советоваться с Параматмой, пребывающей в нашем сердце, но у нас также есть возможность увидеть перед собой Параматму воочию. В таком случае мы имеем возможность получить наставления от Сверхдуши непосредственно. В этом заключается долг чистого преданного: поддерживать отношения с истинным духовным учителем и советоваться со Сверхдушой, пребывающей в его сердце».
«Шримад-Бхагаватам» 4.28.52, комментарий Шрилы Прабхупады

«Подобно тому как деревянная кукла танцует, повинуясь чародею, я пишу то, что мне повелевает Мадана-гопал.

КОММЕНТАРИЙ: Таково кредо чистого преданного. Преданный никогда не полагается только на собственные силы, он предается Верховной Личности Бога, и Господь в образе чайтья-гуру, или внутреннего духовного наставника, диктует ему указания. Господь всегда готов руководить преданным изнутри и извне. Изнутри Он руководит им, находясь в его сердце как Сверхдуша, а извне — принимая образ духовного учителя».
«Шри Чайтанья-чаритамрита» (изд. 1975 г.), Ади-лила, 8.79

«В «Бхагавад-гите» ясно сказано, что поначалу Арджуна не хотел сражаться со своими родственниками, но, когда он понял «Бхагавад-гиту» и согласовал свое сознание со сверхсознанием Кришны, его сознание стало сознанием Кришны. Человек в полном сознании Кришны действует по указанию Кришны, и потому Арджуна согласился сражаться в битве на Курукшетре.

В начале развития сознания Кришны эти указания Господа воспринимаются через прозрачную среду — духовного учителя. Когда же человек достаточно подготовлен и действует со смирением, верой и любовью к Кришне под руководством истинного духовного учителя, процесс согласования становится более устойчивым и точным. На этой стадии Кришна Сам дает указания изнутри. Извне преданному помогает духовный учитель, истинный представитель Кришны, а изнутри — Господь в форме чайтья-гуру, пребывающего в сердце каждого».
Из книги Шрилы Прабхупады «Наука самоосознания», статья «Сверхсознание»

«Находясь в теле живого существа, Сверхдуша руководит всеми его действиями, поэтому самое лучшее для нас — это следовать указаниям Сверхдуши и жить счастливо. Чтобы действовать под руководством Господа, нужно стать Его преданным, о чем также говорится в «Бхагавад-гите» (10.10):


тешам сатата-йуктанам
бхаджатам прити-пурвакам
дадами буддхи-йогам там
йена мам упайанти те

 

«Тех, кто неустанно служит Мне и поклоняется Мне с любовью, Я наделяю разумом, который помогает им прийти ко Мне».

Хотя Господь в образе Сверхдуши пребывает в сердце каждого (ишварах сарва-бхутанам хрид-деше 'рджуна тиштхати), Он дает непосредственные указания только чистым преданным, которые постоянно служат Ему».
«Шримад-Бхагаватам», 4.29.50, комментарий Шрилы Прабхупады

Прабхупада: Он общается с возвышенным преданным. Об этом сказано в «Бхагавад-гите»: тешам сатата-йуктанам бхаджатам прити-пурва... [Б.-г., 10.10]. Бог разговаривает с тем, кто в полной мере любит Его. Он не разговаривает с обычными негодяями. И в «Брахма-самхите» сказано: преманджана-ччхурита-бхакти-вилочанена сантах садаива хридайешу вилокайанти [Б.-с., 38] — личность, развившая любовь к Богу, всегда созерцает Его в своем сердце. То есть это вопрос... Кришна говорит: «Я разговариваю с тобой потому, что ты Мой преданный» — бхакто 'си. Почему Бог будет разговаривать с тем, кто не предан Ему? Он не имеет дел с такой личностью. Например, царь разговаривает со своими ближайшими чиновниками, министрами. Он не разговаривает с человеком с улицы. Как вы можете ожидать? Об этом не может быть и речи. Он говорит. Он разговаривает с квалифицированными преданными, ни с кем другим.
Философские обсуждения с Хаягривой дасом: Самюэль Александр

«Преданный всегда видит Кришну. Для преданного Он всегда присутствует, а для негодяев Он остается невидимым. В этом разница. Поэтому вам нужно перестать быть негодяями, тогда вы увидите. Ишварах сарва-бхутанам хрид-деше арджуна тиштхати [Б.-г., 18.61]. В сердце каждого находится Кришна. Но знаете ли вы об этом? Можете видеть Его? Можете разговаривать с Ним? Он пребывает в вашем сердце, Он присутствует. Но с кем Он разговаривает? Тешам сатата-йуктанам бхаджатам прити-пурвакам, дадами буддхи-йогам там [Б.-г., 10.10]. Он разговаривает с преданным, который двадцать четыре часа в сутки занимается служением Ему. Об этом сказано с «Бхагавад-гите». Разве вы не читаете «Бхагавад-гиту»? Итак, для всего необходима квалификация».
Из лекции Шрилы Прабхупады по «Бхагавад-гите», 7.2, Найроби, 28.10.1975

«Кришна говорит. Как Кришна говорит? Об этом упоминается в «Шримад-Бхагаватам». Тене брахма хрида ади-кавайе [Бхаг., 1.1.1]. Кришна говорил с Брахмой.<...> Поэтому в «Бхагавате» сказано: тене брахма хрида. Слово «хрида» означает «через сердце». Он получил наставления через сердце. Поэтому Кришну еще называют чайтья-гуру. «Чайтья-гуру» означает «гуру, восседающий в вашем сердце». Чайтья-гуру. Но Он не разговаривает с каждым. Он обращается к каждому, но только преданный может услышать. Об этом сказано в «Бхагавад-гите»:


тешам сатата-йуктанам
бхаджатам прити-пурвакам
дадами буддхи-йогам там
йена мам упайанти те
[Б.-г., 10.10]

 

Если вы не являетесь преданным, если не заняты непрерывным трансцендентным любовным служением Господу, Он не будет разговаривать с вами. Он обращается к вам, но вы не слышите. У вас нет ушей, чтобы услышать Его. Это невозможно. Например, Кришна говорит в «Бхагавад-гите»: сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа [Б.-г., 18.66]. Об этом сказано открыто, но кто слушает? Никто не слушает. Никто не слушает. У них есть своя собственная концепция жизни. <...> Когда вы занимаетесь любовным служением Господу, начиная с использования своего языка, севонмукхе хи джихвадау, повторяя эту мантру Харе Кришна и вкушая прасадам, так постепенно вы очиститесь, вы поймете, кто такой Кришна. Он раскроет Себя. Кришна явит Себя. Нахам пракашах сарвасйа йогамайа-самавритах [Б.-г., 7.25]. Для остальных Он скрыт завесой йогамайи, но для преданных Он открыт. Таков секрет».
Из лекции Шрилы Прабхупады по «Шримад-Бхагаватам», 2.1.3, Дели, 06.11.1973

«...Мы должны действовать ради Кришны под должным руководством. Мы не можем выдумывать: «Я делаю ради Кришны». Это другая форма введения в заблуждение. Поэтому нам необходимо руководство духовного учителя. Кришна. Гуру-кришна-крипайа [Ч.-ч., Мадхья, 19.151]. В «Чайтанья-чаритамрите» сказано, что вы должны стремиться обрести милость как Кришны, так и гуру, а не так, что вы уже стали настолько возвышенными, что имеете прямую связь с Кришной и всё, что вы делаете, это милость. Нет. Не думайте так. Нужно следовать наставлениям, необходимо подтверждение со стороны гуру. Гуру-кршна-крипайа пайа бхакти-лата-биджа [Ч.-ч., Мадхья, 19.151]».
Из лекции Шрилы Прабхупады по «Бхагавад-гите», 1.44, Лондон, 31.07.1973

«Для тех, кто пребывает на духовном уровне, не существует таких понятий, как правильно и неправильно. Для них единственный критерий — доволен ли Кришна. Вот и всё. Если Кришна хочет вынудить меня сделать что-нибудь неправильное, я без колебаний сделаю это. Я сделаю это, поскольку таково указание Кришны. Тасмин туште джагат туштам. Мой принцип должен быть таким: «Если Кришна доволен, значит, всё в порядке». Но пока мы находимся на материальном уровне, нам не следует выдумывать идею: «Я поступлю так-то и так-то, Кришна будет доволен». Нет. Вы не можете так поступать. Вы должны следовать правилам и ограничениям. Но если вы думаете, что это... Вы не можете выдумывать, не можете придумывать что-то свое. Поэтому вам следует либо услышать непосредственно от Кришны, либо... Это невозможно, потому что в настоящий момент у нас нет непосредственной связи с Кришной. Мы стараемся увидеть Кришну через прозрачную среду духовного учителя. Мы не можем придумывать: «Кришна хочет это». Нет. Вы должны получить подтверждение через прозрачную среду, духовного учителя. Таковы принципы».
Из лекции Шрилы Прабхупады по «Бхагавад-гите», 1.45–46, Лондон, 01.08.1973

«Несовершенный глаз не может видеть без очков, так же и человек способен увидеть Верховного Господа только через прозрачную среду духовного учителя. «Прозрачная» означает, что среда должна быть ничем не загрязнена. Если она действительно прозрачна, через нее можно видеть».
Из книги Шрилы Прабхупады «Наука самоосознания», статья «Высшая любовь»

«Относительно использования разума в преданном служении: разум следует подтверждать наставлениями Духовного Учителя. Поэтому мы принимаем Духовного Учителя, чтобы он оказывал руководство. Тебе не следует зависеть от своего собственного разума. Как ребенку необходим родитель, чтобы говорить, как правильно действовать, точно так же строгому ученику надлежит всегда использовать свой разум в согласии с наставлениями Духовного Учителя».
Из письма Шрилы Прабхупады Шивананде, 13.02.1969

«Кришна так добр, что хочет помогать нам в качестве Духовного Учителя двумя способами. Он помогает изнутри как Чайтья Гуру, и Он проявляет себя вовне как Шикша Гуру (наставляющий учитель) и дикша Гуру (инициирующий учитель). Принцип состоит в том, что наставления, получаемые от Чайтья Гуру изнутри, могут внешне подтверждаться наставником и тем, кто инициирует. Тогда твой прогресс будет полностью совершенным».
Из письма Шрилы Прабхупады Шивананде, 21.05.1969

 

Здесь есть один интересный момент. Почему Шрила Прабхупада говорит, что истинный гуру должен быть совершенным преданным, то есть должен находиться на уровне уттама-адхикари? Потому что этот уровень начинается с бхавы (стадии экстатической любви к Богу, достигая которую, душа действительно восстанавливает свои взаимоотношения с Кришной и через откровение познаёт Бога и начинает напрямую видеть и слышать Его). Только такой преданный может быть «прозрачной средой» между обусловленными душами и Богом и говорить то, что диктует Кришна. Несколько цитат на эту тему:

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...