Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Шрила Прабхупада: «Стадия бхавы является именно тем уровнем, на котором вы сможете непосредственно разговаривать с Верховным Господом».




«Как только я стал медитировать на лотосные стопы Личности Бога, сосредоточив на них свой ум, преображенный трансцендентной любовью, слезы потекли из моих глаз, и Личность Бога Шри Кришна тут же явился на лотосе моего сердца.

КОММЕНТАРИЙ: В этом стихе особого внимания заслуживает слово бхава. Стадии бхавы человек достигает после того, как развивает трансцендентную любовную привязанность к Господу. <...> Когда все сомнения и личные недостатки устранены, приходит твердая вера в трансцендентное, и вкус к нему развивается еще больше. Эта стадия ведет к влечению, а за ней приходит бхава — предварительная стадия чистой любви к Богу. Все вышеназванные ступени — лишь разные стадии развития трансцендентной любви. Переполненные трансцендентной любовью, мы начинаем испытывать острое чувство разлуки, проявляющееся в восьми видах экстаза. Слезы, текущие из глаз преданного, — его непроизвольная реакция. Покинув дом, в своей прошлой жизни Шри Нарада Муни очень быстро достиг этой стадии, поэтому ему не составило труда своими развитыми духовными чувствами, не имеющими ни малейшей примеси материального, на самом деле ощутить присутствие Господа».
«Шримад-Бхагаватам», 1.6.16

«...Затем бхава. Достигнув этого уровня, вы начнете испытывать трансцендентный, я имею в виду, экстаз. Будет экстаз. И это является... Таковы различные стадии достижения высшего уровня духовной жизни. Тато бхавах. Тато бхавах. Бхава, эта стадия бхавы, является именно тем уровнем, на котором вы сможете непосредственно разговаривать с Верховным Господом».
Из лекции Шрилы Прабхупады по «Бхагавад-гите», 2.58–59, Нью-Йорк, 27.03.1966

«Здесь объясняется, что человек, повторяя мантру Харе Кришна, обретает бхаву — экстаз, с которого начинается божественное откровение. Это первые проявления нашей естественной любви к Богу. Господь Кришна говорит об уровне бхавы в «Бхагавад-гите» (10.8):


ахам сарвасйа прабхаво
маттах сарвам правартате
ити матва бхаджанте мам
будха бхава-саманвитах

 

«Я — источник всех духовных и материальных миров. Все исходит из Меня. Мудрецы, постигшие эту истину, служат и поклоняются Мне всем сердцем». Ученик начинает слушать повествования о Господе и повторять их, общается с преданными и старается следовать определенным предписаниям. Это помогает ему избавиться от всех дурных привычек. Постепенно он развивает привязанность к Кришне и уже не может забыть о Нем ни на миг. Бхава знаменует собой почти полный успех на пути духовной жизни. <...> Танцуя и распевая или просто слушая святое имя Господа, человек естественным образом вспоминает о Верховной Личности Бога, и, поскольку святое имя неотлично от Кришны, у человека сразу же возникает связь с Господом Кришной. Обретя такую связь, преданный развивает изначально присущую ему склонность служить Господу. В таком умонастроении, именуемом бхавой, — когда преданный всегда стремится служить Кришне, — он непрерывно думает о Кришне, испытывая самые разные переживания. Тот, кто достигает уровня бхавы, избавляется от оков иллюзии. Когда преданный на уровне бхавы начинает проявлять такие духовные признаки, как дрожь, испарина и слезы, он постепенно обретает любовь к Кришне».
«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила 7.83, комментарий Шрилы Прабхупады

«Занимаясь регулируемым преданным служением, человек фактически поднимается на трансцендентную ступень, выходя из-под влияния гун материальной природы. Его сердце просветляется и становится подобным солнцу. Солнце гораздо выше всех планетных систем, и никакие облака не способны его закрыть. Так и преданный, когда он становится чистым, как солнце, его чистое сердце начинает излучать экстатическую любовь, более прекрасную, чем солнечный свет. Только тогда его привязанность к Кришне достигает совершенства. На этой стадии в преданном, охваченном экстатической любовью, стихийно возникает непреодолимое желание служить Господу. Это уровень уттама-адхикари — совершенной преданности. Такого преданного больше не беспокоят материальные привязанности, и он целиком посвящает себя служению Радхе и Кришне».
«Нектар преданности», глава 17 «Экстатическая любовь»

«Стадию бхавы характеризуют восемь трансцендентных признаков: оцепенение, испарина, мурашки на теле, дрожание голоса, трепет тела, бледность, слезы и, наконец, транс. Эти и другие проявления трансцендентного состояния, как устойчивые, так и усиливающиеся, подробно описаны в «Нектаре преданности», изложении «Бхакти-расамрита-синдху» Шрилы Рупы Госвами.

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур подверг подобные проявления бхавы критическому разбору в связи с попытками некоторых беспринципных преданных-неофитов, стремящихся заслужить дешевое признание, имитировать перечисленные выше признаки. Их сурово осуждал не только он, но и Шрила Рупа Госвами. Иногда преданные-материалисты (пракрита-сахаджии) имитируют все восемь упомянутых выше признаков, но обман сразу же раскрывается, когда выясняется, что такой псевдопреданный питает пристрастие ко многим запретным вещам. Человек, приверженный к курению, пьянству и недозволенному сексу, даже украсив свое тело знаками преданного, не сможет испытать экстаза, сопровождающегося упомянутыми признаками. Но бывает и так, что люди умышленно симулируют эти признаки, вот почему Шрила Вишванатха Чакраварти говорит, что у таких имитаторов каменное сердце. Иногда на них падают отблески трансцендентных признаков экстаза, но если, несмотря на это, они не отказываются от дурных привычек, то теряют всякую надежду осознать трансцендентное.

Встретив на берегу Годавари Шрилу Рамананду Райа из Каваура, Господь Чайтанья обнаружил все названные выше признаки, но подавил их, поскольку Райа сопровождала его свита, состоявшая из брахманов-непреданных. Таким образом, при определенных обстоятельствах даже у преданного первого класса нельзя увидеть подобных признаков. Поэтому истинная, устойчивая бхава по-настоящему проявляется в том, что у человека пропадают материальные желания (кшанти), в том, что каждое мгновение своей жизни он использует для трансцендентного любовного служения Господу (авйартха-калатвам), в его жажде постоянно прославлять Господа (нама-гане сада ручи), стремлении жить в местах, где проходили игры Господа (притис тад-васати стхале), равнодушии к материальному счастью (виракти) и полном отсутствии гордыни (мана-шунйата). Тот, кто развил в себе все эти трансцендентные качества, действительно находится на стадии бхавы, в отличие от имитатора с каменным сердцем или преданного-материалиста».
«Шримад-Бхагаватам», 2.3.24, комментарий Шрилы Прабхупады

 

За бхавой следует стадия премы, чистой любви к Богу. Есть известная цитата из «Брахма-самхиты» о преме: преманджана-ччхурита-бхакти-вилочанена — преданный созерцает Господа глазами, умащенными бальзамом любви к Богу.

 

После освобождения от анартх (дурных привычек и нежелательных качеств) живое существо избавляется от влияния гун материальной природы в значительной степени, но еще не полностью. Его вера становится очень устойчивой (на стадии ништхи), и преданное служение начинает развиваться автоматически (бхактир бхавати наиштхики — Бхаг., 1.2.18). Это уровень мадхьяма-адхикари (которому соответствует стадия освобождения брахма-бхута и стадия повторения святых имен нама-абхаса — почти чистое повторение). Однако полное избавление от всех примесей гун материальной природы и способность видеть повсюду Бога проявляется на стадиях бхавы и премы, когда живое существо достигает уровня васудевы (шуддха-саттвы), которому соответствует повторение святых имен на стадии шуддха-нама (полностью чистое повторение с любовью к Богу):

 

«Вначале мы не можем повторять чистую форму имени из-за наших привычек... Но всё равно наше повторение станет намабхасой, почти чистым, благодаря процессу повторения. Абхаса означает то же самое, что и предрассветное время — темноты уже нет, но еще не появился солнечный свет. Это состояние отличается от солнечного света. Потом начинается восход, и вы всё отчетливо видите. Подобно этому, вначале оскорбительное имя, и если вы избегаете, избегаете десяти видов оскорблений, то постепенно оно становится намабхасой. Шрила Харидас Тхакур, намачарья, сказал, что благодаря намабхасе достигается освобождение. Между Харидасом Такуром и одним брахманом в офисе отца, дяди Рагхунатхи даса Госвами, состоялся диспут. О намабхасе шла дискуссия на высоком уровне. И вывод такой: благодаря намабхасе достигается освобождение. Повторяя мантру Харе Кришна и совершая оскорбления, человек может испытывать материальное счастье или страдание, но когда повторение переходит на уровень намабхасы, он становится освобожденным. Когда же человек повторяет чистое имя, тогда он обретает Кришна-прему».

Из лекции Шрилы Прабхупады по «Нектару преданности», Вриндаван, 30.10.1972

 

«Воздействие преданного служения проявляется в том, что преданный выходит из-под влияния страсти и невежества. Преданный сразу же утверждается в гуне благости и продвигается дальше, поднимаясь до уровня васудевы — состояния беспримесной саттвы, или шуддха-саттвы. Только в состоянии шуддха-саттвы благодаря чистой любви к Господу можно всегда воочию видеть Кришну».

«Шримад-Бхагаватам», 1.2.19

 

«В «Бхагаватам» (4.3.23) сказано: саттвам вишуддхам васудева-шабдитам. В материальном мире господствуют три гуны природы — благость, страсть и невежество. Из них благость представляет собой знание, страсть — смесь знания и невежества, а гуна невежества исполнена тьмы. Верховный Господь находится за пределами страсти и тьмы. Он пребывает на уровне, где благость не осквернена страстью и невежеством. Этот уровень называется васудевой».
«Шримад-Бхагаватам», 8.5.29, фрагмент комментария Шрилы Прабхупады

«Тело, в котором нисходит Господь Вишну, состоит из шуддха-саттвы. Шуддха-саттвой называют саттва-гуну, которая неподвержена осквернению. В материальном мире даже гуна благости (саттва-гуна) осквернена примесями раджо-гуны и тамо-гуны. Но шуддха-саттва — это саттва-гуна, свободная от этих примесей. Саттвам вишуддхам васудева-шабдитам (Бхаг., 4.3.23). Уровень шуддха-саттвы называют уровнем васудевы: поднявшись на него, можно постичь Верховную Личность Бога, Васудеву».
«Шримад-Бхагаватам» 5.3.20, фрагмент комментария Шрилы Прабхупады

 

Таким образом, только преданный высшего уровня, уттама-адхикари, обладает реальной способностью действовать в качестве полностью прозрачной среды между обусловленной душой и Богом, видеть и слышать Его, безошибочно излагать Его волю и передавать ученику дух любовного, беспримесного служения Богу.

 

Еще цитаты о квалификации духовного учителя из шастр и наставлений Шрилы Прабхупады:

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...