Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обоснованна ли идея о том, что в ИСККОН необходимо следовать за неосвобожденными гуру, гуру каништха-адхикари, гуру мадхьяма-адхикари?




 

Из подкаста ЕС Шиварамы Свами от 15 декабря 2010 г.:

 

«Также есть обусловленная душа, гуру, который не находится на таком же уровне [уттама-адхикари], но поскольку он представляет Кришну, поскольку он следует принципу гуру-парампары, поэтому он тоже действует в качестве духовного учителя. И он может быть мадхьяма-адхикари, каништха-адхикари, уттама-адхикари. <...> Если вы следуете за полностью освобожденной душой, то можете быть уверены, что руководство, которое он дает вам, будет в полной степени осознанным и безупречным. Если вы следуете за обусловленной душой, то вам всё равно нужно следовать, и необходимо иметь веру в тот факт, что йога-кшемам вахамй ахам — что Кришна даст вам то, чего вам не хватает».

 

Шиварама Свами утверждает, что следовать за обусловленной душой, принимая его своим духовным учителем, даже несмотря на то, что тот не предлагает «полностью осознанного и безупречного» руководства, необходимо по двум причинам:

 

1. Кришна компенсирует нам недостаточную квалификацию духовного учителя, и об этом сказано в «Бхагавад-гите», 9.22: йога-кшемам вахамй-ахам. Однако ни в самом этом стихе, ни в комментариях к нему абсолютно ничего не говорится о том, что можно принимать неквалифицированного духовного учителя.

 

2. Потому что таков основополагающий принцип сознания Кришны, и об этом сказано в «Бхагавад-гите», 4.34: пранипатена парипрашнена севайа, упадекшйанти те джнана. Но данный стих утверждает противоположное, ведь в нем специально указано, что следовать нужно за осознавшим себя духовным учителем, а не за обусловленным духовным учителем, о котором говорит Шиварама Свами и который не является «полностью осознанным и безупречным»:

 

«Постарайся узнать истину, обратившись к духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Осознавшая себя душа может наделить тебя знанием, ибо она узрела истину».

«Бхагавад-гита как она есть», 4.34».

Из статьи Кришнаканта прабху «Ответ на подкаст Шиварамы Свами от 15 декабря 2010 г.» [357]

 

Вопрос: Приходилось встречать такие высказывания, что среди гуру в ИСККОН есть каништха-адхикари. Как к этому относиться? Это правда или нет, как лично вы считаете?

 

Ответ Враджендра Кумара даса: Поскольку имели место случаи падения гуру, это значит, что они не были достаточно утвердившимися в духовной жизни, или совершили ошибки, оскорбления <...> В целом, падения обычно происходят с уровня каништха-адхикари. Уттама-адхикари не падает. Мадхйама-адхикари способен справиться с трудностями.

 

Вопрос: рекомендуется ли каништха-адхикари становиться дикша-гуру,

 

Ответ Враджендра Кумара даса: Нет, не рекомендуется. Но в ИСККОН становятся гуру по приказу свыше, а не по собственному желанию.

Ответы ЕМ Враджендра Кумара даса на форуме «Кришна.ру» [358]

 

Подобные утверждения о том, что дикша-гуру в современном ИСККОН могут быть обусловленными душами, неосвобожденными гуру, гуру каништха-адхикари, всё чаще публикуются даже официальными лицами. Однако Шрила Прабхупада утверждает:

 

«В целом, ты должен знать, что он — не освобожденная личность, и потому он никого не может инициировать в сознание Кришны».

Из письма Шрилы Прабхупады Джанардане, 26.04.1968

 

Если гуру не имеет должных полномочий и могущества (кришна-шакти) занимать положение дикша-гуру, если он не способен контролировать чувства, не имеет настоящей, глубокой преданности и любви к Богу, является обусловленной душой, проявляя четыре соответствующих качества (чувства покрыты материей, склонность впадать в иллюзию, совершать ошибки, обманывать), не находится на стадии бхавы или премы и, соответственно, на стадии шуддха-саттвы, не слышит голоса Кришны/Параматмы, не достиг полного освобождения — обретения своей сварупы, если не находится на абсолютном уровне, и его фотография — это обычная фотография, если он не обладает нужными способностями представителя Бога, и, соответственно, не слышит молитв, не может передавать служение и подношения ученика Богу, если Господь не уничтожает большую часть кармы, принятой им от своих учеников, то возникают вполне резонные вопросы: а зачем вообще нужен такой дикша-гуру, по какой причине поклоняться ему сакшад-хари, петь ему высочайшие прославления, как он может садиться на вьясасану, зачем ему пытаться принимать на себя эти обязанности и ответственность за учеников? В лучшем случае такой гуру может быть более опытным садхаком, который больше начинающих преданных знает шастры (однако на нем лежит ответственность за несоблюдение наставлений Шрилы Прабхупады об инициациях в ИСККОН), и относиться к нему необходимо сообразно его реальным качествам и полномочиям. В противном случае (как уже не раз показывала история дикша-гуру и их учеников в ИСККОН) происходит явное несоответствие тому, что демонстрировал на практике и чему учил Шрила Прабхупада (и другие авторитетные ачарьи). Красноречивый пример — признательное письмо Гунаграхи даса Госвами об отказе от положения инициирующего гуру, санньяси и члена GBC, которое было распространено вместе с заявлением исполнительного комитета GBC весной 2016 г. и в котором сказано, что, пристрастившись к просмотру откровенных сексуальных материалов, Гунаграхи дас Госвами продолжил занимать положение санньяси и, более того, имея такие проблемы, решил стать дикша-гуру и был одобрен советом GBC в качестве инициирующего гуру в ИСККОН.

 

Как показано выше, Шрила Прабхупада учит, что истинный дикша-гуру должен быть осознавшим свои вечные взаимоотношения с Верховным Господом преданным высочайшего уровня (маха-бхагавата, уттама-адхикари) и иметь особые полномочия, указание от гуру принимать своих собственных учеников. Однако из всего огромного наследия наставлений Шрилы Прабхупады иногда берут единичные цитаты, которыми пытаются доказать, что истинный дикша-гуру, у которого рекомендуется принять прибежище, может быть ниже уровня уттама-адхикари и, более того, что у таких гуру следует принимать прибежище в ИСККОН. Например, следующая цитата:

 

«Утверждения Тхакура Бхактивиноды так же хороши, как и писания, потому что он является освобожденной личностью. Обычно духовный учитель приходит из группы таких вечных спутников Господа, но любой, кто следует принципам таких вечно освобожденных личностей, так же хорош, как и тот, кто принадлежит к упомянутой выше группе. Объекты природы принимаются в качестве гуру по принципу, что возвышенная личность в сознании Кришны никого не считает своим учеником, но в каждом видит проявление своего гуру. Это очень высокое положение, называемое маха-бхагавата. Например, Радхарани. Иногда она считает Себя ученицей Своих слуг в надежде научиться преданности Кришне. Личность, которая является освобожденным ачарьей и гуру, не может совершить никакой ошибки, но есть личности менее квалифицированные или неосвобожденные, но всё равно они могут действовать как гуру и ачарьи путем строгого следования ученической преемственности. В шастрах сказано, что тот, кто считает Божество в храме изваянием из камня или дерева, считает ачарьев и гуру обыкновенными людьми или делит вайшнавов, или преданных, на группы или касты, имеет адское сознание».

Из письма Шрилы Прабхупады Джанардане, 26.04.1968

 

Комментарий Кришнаканта прабху, написанный по моей просьбе:

 

«1. Здесь Шрила Прабхупада в действительности говорит о гуру нитья-сиддхах и гуру садхана-сиддхах. Он говорит, что обычно гуру является нитья-сиддхой:

 

«Обычно духовный учитель приходит из группы таких *вечных спутников* Господа, но любой, кто следует принципам таких *вечно освобожденных* личностей так же хорош, как и тот, кто принадлежит к упомянутой выше группе».

 

2. Однако в контексте этого обсуждения Шрила Прабхупада использует слово «освобожденный» обозначающий в действительности УЖЕ или ВЕЧНО освобожденный:

 

«Утверждения Тхакура Бхактивиноды так же хороши, как и писания, потому что *он является освобожденной* личностью. Обычно духовный учитель приходит из группы *таких вечных спутников* Господа, но любой, кто следует принципам *таких вечно освобожденных личностей* так же хорош, как и тот, кто принадлежит к упомянутой выше группе».

 

Здесь слово «освобожденный» использовано для обозначения ВСЕГДА освобожденной личности — нитья-сиддхи.

 

3. Уже сказав, что обычно гуру является нитья-сиддхой, Шрила Прабхупада продолжает обсуждение. Он утверждает, что и садхана-сиддхи могут действовать в качестве гуру, и здесь слово «освобожденный», как и выше, используется для обозначения ВЕЧНО освобожденной нитья-сиддхи, а слово «неосвобожденный» относится к тому, кто не является нитья-сиддхой, то есть не ВЕЧНО освобожден:

 

«Личность, которая является освобожденным ачарьей и гуру, не может совершить никакой ошибки (НИТЬЯ-СИДДХА), но есть личности, которые менее квалифицированные или неосвобожденные, но все равно они могут действовать как гуру и ачарьи путем строгого следования ученической преемственности (САДХАНА-СИДДХА)».

 

Здесь просто говорится, что нитья-сиддха всегда действует совершенным образом, но те, кто не является нитья-сиддхами, то есть обусловленные души, тоже могут стать гуру путем строгого следования ученической преемственности. Это относится к процессу, с помощью которого садхана-сиддха становится гуру. Но садхана-сиддха ТАКЖЕ является освобожденной личностью, он просто не был ВЕЧНО освобожденным, как нитья-сиддха. Эта цитата говорит, что обусловленные души также могут стать гуру, следуя процессу. Здесь не утверждается, что они ОСТАЮТСЯ обусловленными. Ошибочно считать утверждение, в котором говорится о том, кто НЕ ВЕЧНО ОСВОБОЖДЕН, на самом деле относящимся к тому, кто ВЕЧНО ОБУСЛОВЛЕН» (из личного письма).

 

И действительно, в другом письме Шрила Прабхупада подробно объясняет этот вопрос в том ключе, что уже состоявшийся гуру обязательно должен быть освобожденным, и поскольку он находится на этом уровне освобожденной личности, неважно, пришел ли он с Кришна Локи или получил освобождение здесь:

 

«Ответы на вопросы вашего иштагоштхи таковы. Если человек не является обитателем Кришна Локи, то он не может быть Духовным Учителем. Это первое условие. Обыкновенный человек не может быть Духовным Учителем, и если он становится им, то он просто будет создавать беспокойства. Кто же является освобожденной личностью? Тот, кто знает Кришну. В четвертой главе БГ сказано, что каждый, кто действительно познаёт Кришну, сразу же освобождается и после оставления нынешнего тела немедленно отправляется к Кришне. Это значит, что он становится обитателем Кришна Локи. Как только душа освобождается, она сразу становится обитателем Кришна Локи, и любой, кто знает истину о Кришне, способен стать Духовным Учителем. Таково мнение Господа Чайтаньи. Подводя итог, можно сказать, что Духовного Учителя следует считать обитателем Кришна Локи.

 

Твой следующий вопрос о том, был ли Духовный Учитель раньше обусловленной душой. На самом деле истинный Духовный Учитель никогда не является обусловленной душой. Есть три вида освобожденных личностей. Они называются: 1) садхан-сиддха 2) крипа-сиддха и 3) нитья-сиддха. Садхан-сиддха означает «тот, кто достиг совершенства, следуя регулирующим принципам преданного служения». Крипа-сиддха — тот, кто достиг совершенства по особой милости Кришны и Духовного Учителя, а нитья-сиддха — тот, кто никогда не был осквернен. Признаки нитья-сиддхи таковы: с самого начала своей жизни он привязан к Кришне и никогда не устает от служения Кришне. Поэтому мы должны знать, что есть что, ориентируясь на эти признаки. Но когда душа действительно находится на уровне сиддхи, таких различий, как кто является садхан-, крипа- или нитья-сиддхой, не существует. Когда живое существо является сиддхой, различий, что есть что, нет. Точно так же, когда воды реки впадают в Атлантический океан, никто больше не может отличить, какая вода была рекой Гудзон или какой-либо другой рекой. Как нет и необходимости проводить такие различия. <...> Ты правильно сказал, что когда говорит Духовный Учитель, следует понимать, что это говорит Кришна. Это факт. Духовный Учитель должен быть освобожденным. Не имеет значения, пришел ли он с Кришна Локи или получил освобождение здесь. Но он должен быть освобожденным».

Из письма Шрилы Прабхупады Мукунде, 10.06.1969

 

Как мы видим, вердикт Шрилы Прабхупады однозначен: гуру обязательно должен быть сиддхой, совершенным преданным, освобожденной личностью, имеющей прямую связь с Кришной. Таким образом, распространенное в наше время мнение о том, что даже неосвобожденный гуру, строго следующий за освобожденным гуру, тоже может быть инициирующим гуру (ачарьей) — ошибочная идея. Еще одна цитата, которую используют для обоснования того, что преданным, находящимся ниже стадии уттама-адхикари, следует становиться дикша-гуру:

 

«13. Не принимать слишком много учеников. Это значит, что кандидат, успешно выполнивший первые двенадцать пунктов, также может стать духовным учителем, как хороший ученик в школе, который может стать старостой в классе с небольшим количеством учеников».

«Легкое путешествие на другие планеты»

 

Иногда утверждают, что, судя по пунктам, здесь речь идет не о чистом преданном, но тем не менее говорится, что он может принимать учеников. Давайте попробуем разобраться. Начнем с цитаты из книги Кришнаканта прабху «Последний приказ»:

 

«Некоторые преданные указывают на раздел в книге «Легкое путешествие на другие планеты» (стр. 32), касающийся «гуру»-старост, как на доказательство в поддержку М.А.S.S. [системы множества ачарьев-преемников в ИСККОН — прим. ред. ], которое оправдывает отмену системы ритвиков. Однако эта удачная аналогия со старостой небольшого класса ясно определяет положение шикша-, а не дикша-гуру. В этом отрывке староста действует от имени учителя. Сам он не является учителем. Он может приобрести квалификацию учителя, но это процесс, и он не предполагает автоматического достижения этого положения в момент ухода учителя (который, несомненно, соотносится с дикша-гуру). Гуру-староста по своему статусу может иметь только шикша-учеников, и в ограниченном количестве. Как только такой староста приобретет должную квалификацию, то есть достигнет уровня маха-бхагаваты, а затем будет уполномочен своим ачарьей, то не будет никакого смысла называть его старостой и дальше; он станет учителем естественным образом. И поскольку он будет являться полноправным учителем, он сможет принимать неограниченное количество учеников. Таким образом, староста — это шикша-гуру, а учитель — это дикша-гуру, и путем строгого следования указаниям дикша-гуру, шикша-гуру может постепенно подняться на уровень, необходимый для того чтобы стать дикша-гуру. Более того, староста-наставник просто помогает учителю во время его присутствия. Это опять будет противоречить «закону» ученической преемственности, использованному в поддержку системы М.А.S.S., если принять старост, упомянутых Шрилой Прабхупадой, за подлинных дикша-гуру. Другими словами, староста не появляется вместо или после учителя, а действует параллельно или бок о бок с учителем. Несомненно, приведенный здесь пример никоим образом не поддерживает предположений а) и б), сделанных GBC, согласно которым система ритвиков прекращает свое существование с момента ухода Шрилы Прабхупады, а ритвики автоматически становятся дикша-гуру».

Из книги «Последний приказ», глава «Ответы на возражения, непосредственно касающиеся формы и обстоятельств, в которых был дан последний приказ» [97]

 

Если мы посмотрим на третий пункт, который указан в этом же разделе книги «Легкое путешествие на другие планеты» и в котором объясняется, каким должен быть духовный учитель, то мы найдем описание только освобожденного и совершенного учителя, и ни слова о том, что следует принимать посвящение у кого-то ниже квалификацией:

 

«3. Ученик должен быть готов всегда и во всем удовлетворять своего духовного учителя. Истинный духовный учитель в совершенстве знает методику духовной науки, сведущ в духовных писаниях: «Бхагавад-гите», «Веданте», Упанишадах и «Шримад-Бхагаватам» и является осознавшей себя душой, установившей реальную связь с Верховным Господом, надлежащим проводником, который может провести искреннего ученика по пути, ведущему к Ваикунтхам. Следует всегда и во всем удовлетворять духовного учителя, поскольку одной его благосклонности уже достаточно, чтобы ученик удивительно быстро продвигался по этому пути».

Из книги Шрилы Прабхупады «Легкое путешествие на другие планеты»

 

Даже если согласиться с тем, что в обсуждаемой цитате аналогия со старостой небольшого класса относится к дикша-гуру, который не является уттама-адхикари, но тем не менее каким-то образом «может» инициировать своих собственных учеников (такое может происходить, например, в неких чрезвычайных обстоятельствах), то в любом случае Шрила Прабхупада говорит, что ему «не следует» это делать (то есть это всё же не рекомендуется), и объясняет почему:

 

«Не следует становиться духовным учителем, не достигнув уровня уттама-адхикари. Вайшнав-неофит или вайшнав, находящийся на промежуточном уровне, тоже могут принимать учеников, но такие ученики должны находиться на том же уровне, и следует понимать, что они не смогут очень успешно продвигаться к высшей цели жизни под его недостаточным руководством. Поэтому ученик должен быть осторожным и принять в качестве духовного учителя уттама-адхикари».

«Нектар наставлений», текст 5, комментарий

 

Еще одна цитата:

 

«Как уже говорилось, существует три типа преданных Господа. Преданный первого класса видит во всех людях слуг Господа, а преданный второго класса различает преданных и непреданных. Поэтому преданным второго класса надлежит проповедовать — как было сказано в предыдущем стихе, они должны во весь голос проповедовать славу Господа. Преданный второго класса принимает учеников из числа преданных третьего класса и непреданных. Иногда в целях проповеди преданный первого класса спускается на уровень преданного второго класса. Однако обыкновенному человеку, который должен стать как минимум преданным третьего класса, в данном стихе советуют посещать храм Господа и склоняться перед Божеством, даже если это очень богатый человек или царь с шелковым тюрбаном или короной на голове».

«Шримад-Бхагаватам» 2.3.21, комментарий

 

Комментарий Кришнаканта прабху:

 

«Здесь Прабхупада не говорит, что преданному третьего класса следует принимать преданного второго класса своим гуру. Это просто утверждение о том, что, если преданный второго класса принимает учеников, то они будут относиться к группе преданных третьего класса или непреданных. Это очевидно. В любом случае, цитата из комментария к пятому стиху «Нектара наставлений» полностью объясняет этот момент: преданный второго класса может принимать учеников, относящихся к третьему классу — нет ничего, что этому может воспрепятствовать. Однако ученику не следует это делать!»

Из статьи Кришнаканта прабху «Неосвобожденные гуру — ложный тезис», опубликованной в журнале «Vedic Village Review» № 12, март 1990 г. [1]

 

Также можно отметить, что иногда утверждения о том, что преданные второго уровня принимают учеников, могут относиться к маха-бхагаватам, которые спускаются на второй уровень, чтобы стать гуру. Из многочисленных наставлений о том, что ученику надлежит принять своим учителем уттама-адхикари, совершенного преданного, следует вывод, что такой учитель уттама-адхикари, хотя и спускается на второй уровень, сохраняет способность действовать на уровне уттама-адхикари. Иначе, если бы он полностью терял способность любовного преданного служения Богу и полностью превращался в мадхьяма-адхикари, подобных наставлений не давалось бы.

 

«Маха-бхагавата питает великую любовь и привязанность к Верховной Личности Бога, преданному служению и преданным. Он не видит ничего, помимо Кришны, сознания Кришны и преданных Кришны. Маха-бхагавата знает, что все по-своему служат Господу. Поэтому он нисходит на промежуточную ступень, чтобы возвысить всех до уровня сознания Кришны».

«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 16.74, комментарий

 

«Духовный учитель должен быть уттама-адхикари, но в целях проповеди ему приходится опускаться на ступень мадхьяма-адхикари, потому что уттама-адхикари, преданный, достигший духовного совершенства, не видит разницы между преданными и непреданными. Он считает преданными всех, кроме самого себя. Каништха-адхикари, неофит, полностью сосредоточен на поклонении Божеству, но он, в сущности, не знает, как отличить преданного от непреданного, и не умеет вести себя с другими людьми».

«Учение Господа Капилы», 15.36, комментарий Шрилы Прабхупады

 

Прабхупада:...Четыре категории. К тем, кто принадлежит к разным категориям, нужно относиться по-разному. Према, Господь, према, любовь. Маитри, дружба с преданными. Крипа-балишу, те, кто невинны, крипа. Давать им возможность учиться. Как только мы сталкиваемся с двишат, никакого сотрудничества. Держитесь от них подальше. Когда мы стараемся держаться подальше от завистников, это не является нашей завистью. Это просто для того, чтобы избежать проблем во время проповеднической работы. Мы вовсе не испытываем к ним ненависти. Но поскольку... Когда вы избегаете змею, это не значит, что я ее ненавижу, но поскольку она может нанести вред, мы вынуждены принимать меры предосторожности. Так утверждается в «Бхагаватам». И когда вы находитесь на уровне маха-бхагавата, первого класса, тогда, парамахамса, никто вам не враг, никто не друг. Каждый... Мы не можем это имитировать. Это не... Проповедник, даже если он маха-бхагавата, он спускается на второй уровень. Вот как, например, Гуру Махараджа. Он маха-бхагавата, тем не менее он был вынужден спуститься на второй уровень. Ему приходилось принимать меры предосторожности. Это естественно. Существует очень много врагов...
Из беседы в комнате, 10.02.1977, Майяпур

 

В любом случае, не существует ни одной цитаты в наставлениях Шрилы Прабхупады, которая бы рекомендовала ученику принять своим гуру преданного, который не достиг совершенства в преданном служении. В абсолютном большинстве цитат утверждается, что гуру должен на сто процентов пребывать в сознании Кришны, быть совершенным преданным, уттама-адхикари, парамахамсой, таттва-дарши и т. п. Более того, наш современный ачарья, Шрила Прабхупада, однозначно сказал о своем Обществе, что гуру-преемники могли бы появиться среди его учеников только при условии, что training must be complete («обучение должно быть полностью завершено» — цитата из упоминавшейся выше беседы от 22.04.1977) и при условии, что Шрила Прабхупада даст соответствующие прямые указания на то, чтобы стать следующим ачарьей (см. там же).

 

Таким образом, некорректно выделять единичные цитаты, которые можно двояко истолковать, и пытаться опровергать ими учение Шрилы Прабхупады и его утверждения, которые категоричны и не могут трактоваться двояко:

 

«Гуру должен (must) находиться на высшем уровне преданного служения. Есть три класса преданных, и гуру должен (must) быть принят из высшего класса. <…> Когда человек достиг высшего положения маха-бхагаваты, его следует принять как гуру и поклоняться ему в точности как Хари, Личности Бога. Только такая личность (Only such a person) достойна занять положение гуру».

«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 24.330, комментарий

 

Вдвойне некорректно приводить такие цитаты, чтобы попытаться оправдать отмену указаний и стандартов Шрилы Прабхупады об инициациях, данных им непосредственно для своего Общества. Это очевидная, элементарная истина. Для наглядности можно представить, что человек подходит к мурти Шрилы Прабхупады, зачитывает 2–3 цитаты о том, что иногда мадхьяма-адхикари может принимать учеников, и заявляет: «Шрила Прабхупада, Ваши указания об инициациях в ИСККОН с помощью ритвиков отменяются, Вы больше не нынешний учитель в своем Обществе, а парам-гуру». Хочется надеяться, что никто не станет, глядя в глаза Шриле Прабхупаде, так поступать.

 

К тому же стоит еще раз подчеркнуть, что некоторые цитаты, как было показано выше, переводятся на русский язык некорректно, что сбивает с толку читателей. Эти ошибки в переводе требуют исправления. Кроме того, порой, неверно толкуя другие цитаты (приведенные выше), пытаются в качестве абсолютного правила утвердить идею о том, что в ИСККОН большинство дикша-гуру являются мадхьяма-адхикари. Шрила Прабхупада ясно говорит, что ученику не следует принимать гуру, находящегося на этом уровне, и что тому, кто не является сиддхой, уттама-адхикари, не следует пытаться принимать на себя ответственность дикша-гуру. Кроме того, разве можно категорично говорить о гуру как о мадхьяма-адхикари, если впоследствии выясняется, что он не соблюдал регулирующие принципы (а таких случаев десятки)?

 

Наставления Шрилы Прабхупады непротиворечивы, как и Веды. Иногда может показаться, что в Ведах даются противоречивые указания, по этому поводу Шрила Прабхупада приводит следующий пример: в одних стихах писаний говорится, что после прикосновения к костям или испражнениям нужно совершить омовение, а в других местах говорится, что коровий навоз и раковина моллюска чисты. Однако в Ведах также говорится, что эти вещи — особый случай, и потому противоречий здесь нет. Поэтому иногда нужно знать контекст утверждений и пытаться все соединить в единую картину. Когда говорится о гуру, нужно смотреть, идет ли речь о процессе становления гуру или же об уже состоявшемся гуру, упоминается ли только об одном из признаков гуру или же дается более полное объяснение, говорится ли о проповедующем гуру или контекст указывает на совершенного преданного, ачарью, инициирующего гуру, если даются наставления об ИСККОН, то эти наставления окончательные или даны в ранние годы существования ИСККОН, в каком контексте они даны и т. д.

 

Вывод: Шрила Прабхупада много раз вдохновлял своих учеников становиться наставляющими гуру и помогать ему проповедовать учение Господа Чайтаньи. Указание Господа Чайтаньи амара агйайа гуру хана, как видно из объяснений Шрилы Прабхупады (которые обсуждались в главе 6), является призывом ко всем становиться прежде всего шикша-гуру, то есть проповедовать кршна-упадешу, наставления Господа Кришны в своем доме и в своих краях, а не спешить принимать своих собственных учеников и поклонение на одном уровне с Богом. Через один стих от этих слов Господа Чайтаньи Шрила Прабхупада в комментарии вновь возвращается к этой теме и отмечает: «Лучше всего не принимать никаких учеников». То есть отнюдь не всякому проповедующему гуру, которых, как говорит Шрила Прабхупада, нужно «много миллионов», следует инициировать учеников. Сначала такой преданный должен достичь уровня уттама-адхикари, а потом, если такова будет воля Кришны, истинный духовный учитель уполномочит этого преданного самому стать истинным инициирующим ачарьей в парампаре и принимать своих учеников. Если бы указание Господа Чайтаньи амара агйайа гуру хана было достаточным для всех основанием становиться также и дикша-гуру, Шрила Прабхупада не учил бы в своих книгах, лекциях и беседах, что для этого требуются отдельные, особые полномочия от своего гуру и не говорил бы о своих духовных братьях, что они заняли положение гуру, не имея соответствующего указания Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Принимать на себя полную ответственность за учеников и наделять их полной дивья-гьяной, которая разрушает последствия греховных поступков и возвышает ученика до освобождения (определение дикши: дивйа гйанам кшапайати ити дикша), то есть достижения изначального положения в сварупе, может лишь истинный духовный учитель, принадлежащий к парампаре, который в совершенстве контролирует свои чувства и является освобожденной личностью, имеющей прямую связь с Кришной через чистое преданное служение. Только такой гуру способен действовать как прозрачная среда между обусловленной душой и Богом, передавать указания Бога. Всем остальным инициировать своих собственных учеников не следует, как и преданным не рекомендуется принимать недостаточно квалифицированных и недостаточно уполномоченных личностей в качестве инициирующих гуру. Квалифицированным и уполномоченным гуру в ИСККОН является конкретная личность — Шрила Прабхупада. Иногда преданные рассуждают о необходимости какого-то другого гуру в ИСККОН, отрываясь от реальности и, соответственно, либо сами не знают, о ком конкретно говорят, либо не могут доказать квалификацию и полномочия того или иного гуру. Также необходимо еще раз отметить, что на самом деле тема о квалификации дикша-гуру в наших обстоятельствах является побочной в контексте инициаций в ИСККОН, ведь Шрила Прабхупада ясно сказал, что самой по себе квалификации недостаточно для того, чтобы занять положение ачарьи, для этого также необходимы соответствующие полномочия от своего гуру. А уполномочил он такую систему в ИСККОН, в рамках которой он является единственным правомочным дикша-гуру, и в этом ему должны помогать руководители храмов, ритвики и члены GBC.

 

 

10.13. Допустимо ли в ИСККОН инициировать своих учеников параллельно со Шрилой Прабхупадой?

 

Б) Будет ли кто-то вместо Него давать посвящения или параллельно с Ним решает Сам Прабхупада.

Исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод, что Прабхупада реально хочет продолжать давать посвящение тем кто привлечен Его учением.

Что касается пункта Б) то тут я не совсем разобрался.

 

Появление и существование в ИСККОН других дикша-гуру, инициирующих параллельно со Шрилой Прабхупадой, сопряжено с довольно серьезными проблемами:

 

1. Нарушение этикета. Если Шрила Прабхупада, самый старший учитель для всего своего Общества и в том числе учитель другого предполагаемого дикша-гуру в ИСККОН, является нынешним звеном цепи парампары, и от него получают посвящение, то как кто-то из его последователей может одновременно с ним инициировать своих учеников в его Обществе или за его пределами? Такого сам Шрила Прабхупада однозначно никому не позволял во время своего физического присутствия. Если бы он считал это допустимым, он бы позволил это. Но, похоже, это будет нарушением этикета, о котором сказано ниже:

 

Шри Уддхава сказал: Ты можешь стать учеником великого мудреца Майтреи, который находится неподалеку и которому поклоняются, чтобы обрести трансцендентное знание. Это знание открыл ему Сам Господь, Личность Бога, перед тем как покинуть этот бренный мир.

 

КОММЕНТАРИЙ: Даже тот, кто обладает обширными познаниями в трансцендентной науке, должен избегать оскорбления, которое называют марьяда-вьятикрама: нарушение субординации в отношениях с человеком, занимающим более высокое положение. Священные писания предостерегают нас от нарушения закона, запрещающего марьяда-вьятикраму, ибо, преступая его, человек сокращает свою жизнь, лишается богатства, славы, добродетели и всех земных благ. Знать трансцендентную науку — значит уметь применить ее на практике. Уддхава, хорошо знакомый со всеми тонкостями трансцендентной науки, посоветовал Видуре обратиться к Майтрее Риши, чтобы тот открыл ему трансцендентное знание. Видура хотел, чтобы его духовным учителем стал Уддхава, но Уддхава отказался от этой роли, поскольку Видура годился Уддхаве в отцы, и, следовательно, Уддхава не мог стать его учителем, тем более, что в то время неподалеку находился Майтрея. По правилам этикета даже тот, кто компетентен и учен, не должен давать наставления другим в присутствии человека, занимающего более высокое положение. Поэтому, несмотря на то что Уддхава в совершенстве знал трансцендентную науку, получив наставления от Самого Господа перед Его уходом из этого бренного мира, он тем не менее решил направить почтенного Видуру к старцу Майтрее. И Уддхава, и Майтрея получили наставления от Самого Господа, поэтому и тот и другой мог стать духовным учителем Видуры или любого другого человека. Однако Майтрея, благодаря своему преклонному возрасту, пользовался преимущественным правом на роль духовного наставника, особенно потому, что в данном случае речь шла о Видуре, который был намного старше Уддхавы. Духовным учителем ни в коем случае нельзя становиться ради достижения таких ничтожных целей, как богатство или слава. Духовным учителем можно стать только ради того, чтобы в этом качестве служить Господу. Господь никому не прощает такой дерзости, как марьяда-вьятикрама. Никому не позволено пренебрежительно относиться к убеленному сединами духовному учителю, чтобы за его счет возвыситься самому и тем самым добиться богатства и славы. Дерзкое поведение такого самозванного гуру губительно сказывается на его духовном развитии.

«Шримад-Бхагаватам», 3.4.26

 

2. Возникает вопрос: как соотносить множество дикша-гуру (и их будущих преемников), одновременно инициирующих в ИСККОН наряду со Шрилой Прабхупадой, с теми стандартами и ролью GBC, которые установил в своем обществе Шрила Прабхупада? Ведь он не разрешал никому в ИСККОН иметь личных слуг, никому, кроме него, не было позволено садиться на вьяса-асану в храмах ИСККОН, все утренние молитвы, посвященные гуру, пели только ему. Стандарты инициации, поклонения Божествам, его методики и акценты, как вы точно выразились, были такими в ИСККОН, которые установил Шрила Прабхупада. На алтаре стояли изображения Шрилы Прабхупады как текущего звена парампары. Никому больше не произносили пранама- и мула-мантр. Строго говоря, никто не имеет права в ИСККОН изменять все эти и прочие стандарты, ведь Шрила Прабхупада неоднократно строго высказывался по вопросу о сохранении стандартов в ИСККОН и воздержании от внесения изменений. Кроме того, появится та же неустранимая проблема, связанная с отношениями между высшим управляющим советом (GBC) и дикша-гуру, которая не разрешена в ИСККОН до сих пор. Возможно, вы изучали резолюции, которые принимались советом GBC на ежегодных собраниях. В них видно, что система дисциплинарных мер, которые могут быть применены к дикша-гуру ИСККОН, видоизменялась из года в год. Сейчас есть несколько уровней дисциплинарных взысканий, которые совет GBC время от времени накладывает на дикша-гуру ИСККОН:

 

[Закон ИСККОН] 6.4.5. Применение штрафных санкций к гуру со стороны Джи би си

Совет Джи би си может подать запрос о следующих санкциях против гуру за плохое исполнение своих обязанностей:

 

6.4.5.1. Предупреждение (Неодобрение)

 

Если выяснилось, что гуру отклоняется от духовных практики или пренебрегает ею, но это отклонение или пренебрежение не является очень тяжелым или привычным, или если гуру нарушает утвержденные стандарты и рекомендации для поведения гуру (например, применяет «вербование» учеников и т.д.), следует конфиденциально сделать предупреждение (высказать неодобрение) гуру.

 

6.4.5.2. Испытательный срок

 

Если на предупреждения не обращается внимание, или если отклонение от духовных практик или пренебрежение ими имеют более серьезный характер, или нарушение правил поведения гуру серьезны и стали привычны, гуру может получить испытательный срок с особыми условиями, регулирующими его функции как гуру (включая отзыв разрешения проводить инициацию новых учеников). К тому же, ему могут дать общие рекомендации или особую деятельность для выполнения как часть программы очищения и окончательного восстановления.

 

6.4.5.3. Временное отстранение

 

Если гуру стойко игнорирует испытательный срок и неоднократно нарушает один или более регулирующих принципов или действует, серьезно и опасно дискредитируя существование ИСККОН или политику Джи-Би-Си, или оставля

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...