Средства обучения в деятельности педагога профессиональной школы
1.3.1. Понятие средств обучения. Классификация средств обучения Методика обучения определяет процессуальную сторону формирования знаний и умений. В процессе обучения для организации взаимодействия «преподаватель — учащиеся» включаются
Рис. 4. Схема взаимодействия субъектов и средств обучения посредствующие элементы. С их помощью увеличивается объем передаваемой учебной информации, оптимизируется процесс формирования новых понятий, профессиональных умений, улучшается восприятие изучаемых технических объектов, физических явлений, лежащих в основе работы рассматриваемых технических устройств и т.д. Эти посредствующие элементы в теории обучения включают в понятие средств обучения (рис.4). Все многообразие средств обучения можно классифицировать на материальные объекты, знаковые системы, логические регу-лятивы обучающей деятельности (рис. 5). Каждая из указанных групп имеет свои подгруппы. Материальные объекты: учебное оборудование; инструменты; приборы; демонстрационное оборудование; технические средства обучения, включая ИВТ. Знаковые системы: учебники и учебно-методические пособия; дидактический материал; карточки-задания, инструкционные карты, опорные конспекты, рабочие тетради т.д.; изобразительные пособия: плакаты, планшеты, схемы, диаграммы и т.д. Логические регулятивы обучающей деятельности: подходы, принципы, правила, методы, методики обучения — теоретиче-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Рис. 5. Классификация средств обучения ский уровень; действия, операции, приемы обучающей деятельности — эмпирический уровень. Относительно самостоятельное значение в структуре средств обучения занимает учебно-производственное и лабораторное оборудование. С его помощью показываются или замещаются объекты учебного познания, моделируются различные режимы работы, увеличиваются познавательные возможности, чувственное восприятие учащихся. На уроке во время различных демонстраций используется вспомогательное оборудование, не несущее информационной или тренировочной функции, но помогающее педагогу организовать учебный процесс по предмету. Группа средств обучения, выделенная по способу их производства, представляет собой материально-технические объекты, с помощью которых реализуются информационная, управляющая, контролирующая и другие функции обучения. Материальные средства играют значительную роль на начальном этапе формирования новых знаний и способов деятельности учащихся. Знаковые системы обучения В процессе обучения педагог наряду с учебниками использует разнообразный дидактический материал, несущий информационную нагрузку урока (карты программированного контроля, кодослайды, диафильмы, инструкционные карты). В последнее время деятельность педагога по формированию новых знаний и умений немыслима без средств организации познавательной деятельности учащихся (опорных сигналов, структурно-логических средств, листов рабочей тетради, обобщенных алгоритмов решения задач и т.д.). Их многочисленность и дидактическая значимость в формировании знаний и умений учащихся дают право говорить о свершившемся в нашей стране в конце XX в. «методическом взрыве». Эти средства позволили повысить производительность учебной деятельности, развить творческие способности учащихся, увеличить объемы учебной информации, повысить культуру педагогического труда. Образовательный и социальный эффект, полученный в результате применения этих средств обучения, показывает, что они по праву вошли в классификацию средств обучения. По способу реализации образовательных задач эта группа относится к предметно-знаковым системам обучения.
В процессе обучения техническим дисциплинам используются различные предметно-знаковые системы. Методическая деятельность педагога направлена на то, чтобы объединить в единый комплекс содержание, методы, формы обучения, основой которого является учебник по предмету. Изучая специальную технологию, учащиеся и преподаватель не могут пользоваться одним учебни- ком. В программах по предмету рекомендуются от трех до пяти учебников и учебных пособий. Это обстоятельство осложняет изучение предметов. Планируется создание учебника по специальной технологии для каждого профиля профессий. Рассмотрим методическую систему учебника по электротехнике под редакцией профессора А. Я. Шихина [19]. Учебник электротехники определяет систему научных знаний по электротехнике в соответствии с целями обучения, требованиями программы. Содержание учебника организует процесс обучения по предмету в целом. В связи с этим методическая система учебника должна: содействовать формированию технической картины; последовательно и систематично излагать каждую часть содержания; обоснованно и доступно для учащихся излагать теоретические основы электротехники; наглядно представлять основные функциональные зависимости между параметрами электротехнических устройств; включать достаточное количество упражнений и задач для организации самостоятельной работы учащихся; отражать особенности профессиональной подготовки учащихся. Содержание учебного материала, методический аппарат и оформление учебника оказывают влияние на мышление учащихся, развитие памяти, интереса к изучению техники. Учебники прежде всего предназначены для учащихся, поэтому содержание текста, выбор задач, используемый математический аппарат должны ориентироваться на базовую подготовку учащихся профтехучилищ.
Структура содержания учебного материала по электротехнике ориентируется на структуру программы по предмету [14]. Учебный материал разбит на три больших раздела: первый — «Электрические и магнитные цепи», второй — «Электротехнические устройства», третий — «Производство, распределение и потребление электрической энергии». Таким образом, при построении общей структуры содержания учебного материала применен индуктивный метод. Изучение идет от простейших идеализированных элементов электрических цепей к реальным электротехническим и электронным устройствам, а затем рассматривается практическое использование их в производстве. Содержание каждого раздела структурировано по нескольким ведущим темам. Например, в разделе 1 «Электрические и магнитные цепи» выделены шесть тем, в разделе 3 «Производство, распределение и потребление электрической энергии» — три темы. Это позволяет систематизировать большой объем учебного материала в единую логически связанную систему. Как правило, изучение каждого раздела начинается с общих понятий и теоретических положений функционирования типичных электротехнических устройств. Затем рассматриваются конкретные устройства: электронные приборы, электроизмерительные приборы, электрические машины и т.д. Завершается тема изучением особенностей практического применения рассматриваемых устройств. Например, в теме «Трансформаторы» рассматриваются автотрансформаторы и трансформаторы специального назначения, в теме «Электрические цепи переменного тока» описываются электрические фильтры. Каждая тема разбита на параграфы. Порция учебного материала каждого параграфа изучается, как правило, в течение одного урока. Содержание рассматриваемого вопроса излагается дедуктивным методом. Каждый параграф начинается с определения или описания основного математического соотношения параметров электротехнического устройства (уравнения). Затем уравнение анализируется и выводятся основные соотношения параметров при рассматриваемом режиме работы.
Анализ содержания материала учебника показывает, что применен объяснительно-иллюстративный подход к объяснению принципов работы электротехнических устройств и методов расчета параметров электрических цепей. Проблемный подход реализуется в упражнениях и задачах, помещенных в конце каждой темы. Рассмотрим методический аппарат учебника. Логически обоснованная структура каждого параграфа позволяет включить различные приемы управления вниманием учащихся. Основополагающие теоретические положения обозначены знаком А. Под заголовком «Запомните» выделены положения, которые учащиеся должны хорошо усвоить, чтобы ориентироваться в принципе действия устройств или в решении электротехнических задач. Завершают каждую тему основные выводы по рассмотренному материалу под рубрикой «Самое важное». Для расширения самостоятельной работы учащихся в конце каждой темы приводится примерный перечень тем докладов и рефератов, предлагаемых им для написания. Наглядность в учебнике электротехники имеет несколько методических функций. Прежде всего она выполняет познавательную функцию. Методической целью наглядности является постепенное формирование образа изучаемого объекта: от простых представлений об элементах конструкции электрических цепей и электронных устройств к более сложным — об электрических устройствах и системах передачи электрической энергии. Отметим, что для методики необходимо найти кратчайший и доступный путь осмысления изучаемого материала. Поэтому большую ценность имеет применение в учебнике различных цветов в рисунках элементов устройств и их конструкций, в графиках и векторных диаграммах. Наглядность выполняет функцию управления деятельностью учащихся. Прежде всего наглядность формирует у учащихся ори- ентировочные познавательные действия. К ориентировочным действиям относится построение принципиальных схем, векторных диаграмм, графиков функциональных зависимостей между параметрами электрических устройств. Рассматривая средства наглядности в учебнике, нельзя не отметить их эстетическую функцию. В учебнике все средства наглядности (схемы, графики, рисунки, различные цветовые выделения символов и обозначений) обеспечивают целенаправленное управление вниманием учащихся и позволяют им в доступной форме осознать и осмыслить основные теоретические положения электротехники.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|