Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Средства обучения в деятельности педагога профессиональной школы




1.3.1. Понятие средств обучения. Классификация средств

обучения

Методика обучения определяет процессуальную сторону фор­мирования знаний и умений. В процессе обучения для организа­ции взаимодействия «преподаватель — учащиеся» включаются


 

 

  Объекты изучения  
    /\    
  Средства обучения -«------ Учащиеся
 
t   J
         

Рис. 4. Схема взаимодействия субъектов и средств обучения

посредствующие элементы. С их помощью увеличивается объем передаваемой учебной информации, оптимизируется процесс формирования новых понятий, профессиональных умений, улуч­шается восприятие изучаемых технических объектов, физических явлений, лежащих в основе работы рассматриваемых технических устройств и т.д. Эти посредствующие элементы в теории обучения включают в понятие средств обучения (рис.4).

Все многообразие средств обучения можно классифицировать на материальные объекты, знаковые системы, логические регу-лятивы обучающей деятельности (рис. 5).

Каждая из указанных групп имеет свои подгруппы.

Материальные объекты: учебное оборудование; инструменты; приборы; демонстрационное оборудование; технические средства обучения, включая ИВТ.

Знаковые системы: учебники и учебно-методические пособия; дидактический материал; карточки-задания, инструкционные кар­ты, опорные конспекты, рабочие тетради т.д.; изобразительные пособия: плакаты, планшеты, схемы, диаграммы и т.д.

Логические регулятивы обучающей деятельности: подходы, принципы, правила, методы, методики обучения — теоретиче-

 

 

  Средства обучения  
               
Материальные объекты   Знаковые системы   Логические регулятивы
   
               

Рис. 5. Классификация средств обучения


ский уровень; действия, операции, приемы обучающей деятель­ности — эмпирический уровень.

Относительно самостоятельное значение в структуре средств обучения занимает учебно-производственное и лабораторное обо­рудование. С его помощью показываются или замещаются объек­ты учебного познания, моделируются различные режимы рабо­ты, увеличиваются познавательные возможности, чувственное восприятие учащихся.

На уроке во время различных демонстраций используется вспо­могательное оборудование, не несущее информационной или тре­нировочной функции, но помогающее педагогу организовать учеб­ный процесс по предмету. Группа средств обучения, выделенная по способу их производства, представляет собой материально-тех­нические объекты, с помощью которых реализуются информаци­онная, управляющая, контролирующая и другие функции обуче­ния. Материальные средства играют значительную роль на началь­ном этапе формирования новых знаний и способов деятельности учащихся.

Знаковые системы обучения

В процессе обучения педагог наряду с учебниками использует разнообразный дидактический материал, несущий информаци­онную нагрузку урока (карты программированного контроля, кодослайды, диафильмы, инструкционные карты). В последнее время деятельность педагога по формированию новых знаний и умений немыслима без средств организации познавательной деятельнос­ти учащихся (опорных сигналов, структурно-логических средств, листов рабочей тетради, обобщенных алгоритмов решения задач и т.д.). Их многочисленность и дидактическая значимость в фор­мировании знаний и умений учащихся дают право говорить о свер­шившемся в нашей стране в конце XX в. «методическом взрыве». Эти средства позволили повысить производительность учебной деятельности, развить творческие способности учащихся, увели­чить объемы учебной информации, повысить культуру педагоги­ческого труда. Образовательный и социальный эффект, получен­ный в результате применения этих средств обучения, показывает, что они по праву вошли в классификацию средств обучения. По способу реализации образовательных задач эта группа относится к предметно-знаковым системам обучения.

В процессе обучения техническим дисциплинам используются различные предметно-знаковые системы. Методическая деятель­ность педагога направлена на то, чтобы объединить в единый ком­плекс содержание, методы, формы обучения, основой которого является учебник по предмету. Изучая специальную технологию, учащиеся и преподаватель не могут пользоваться одним учебни-


ком. В программах по предмету рекомендуются от трех до пяти учебников и учебных пособий. Это обстоятельство осложняет изу­чение предметов. Планируется создание учебника по специальной технологии для каждого профиля профессий. Рассмотрим методи­ческую систему учебника по электротехнике под редакцией про­фессора А. Я. Шихина [19].

Учебник электротехники определяет систему научных знаний по электротехнике в соответствии с целями обучения, требова­ниями программы. Содержание учебника организует процесс обу­чения по предмету в целом. В связи с этим методическая система учебника должна: содействовать формированию технической кар­тины; последовательно и систематично излагать каждую часть содержания; обоснованно и доступно для учащихся излагать те­оретические основы электротехники; наглядно представлять ос­новные функциональные зависимости между параметрами электротехнических устройств; включать достаточное количе­ство упражнений и задач для организации самостоятельной ра­боты учащихся; отражать особенности профессиональной под­готовки учащихся.

Содержание учебного материала, методический аппарат и оформление учебника оказывают влияние на мышление учащих­ся, развитие памяти, интереса к изучению техники. Учебники прежде всего предназначены для учащихся, поэтому содержание текста, выбор задач, используемый математический аппарат дол­жны ориентироваться на базовую подготовку учащихся профтех­училищ.

Структура содержания учебного материала по электротехнике ориентируется на структуру программы по предмету [14]. Учеб­ный материал разбит на три больших раздела: первый — «Элек­трические и магнитные цепи», второй — «Электротехнические устройства», третий — «Производство, распределение и потреб­ление электрической энергии». Таким образом, при построении общей структуры содержания учебного материала применен ин­дуктивный метод. Изучение идет от простейших идеализирован­ных элементов электрических цепей к реальным электротехни­ческим и электронным устройствам, а затем рассматривается прак­тическое использование их в производстве.

Содержание каждого раздела структурировано по нескольким ведущим темам. Например, в разделе 1 «Электрические и магнит­ные цепи» выделены шесть тем, в разделе 3 «Производство, рас­пределение и потребление электрической энергии» — три темы. Это позволяет систематизировать большой объем учебного мате­риала в единую логически связанную систему. Как правило, изу­чение каждого раздела начинается с общих понятий и теорети­ческих положений функционирования типичных электротехни­ческих устройств. Затем рассматриваются конкретные устройства:


электронные приборы, электроизмерительные приборы, элект­рические машины и т.д. Завершается тема изучением особеннос­тей практического применения рассматриваемых устройств. На­пример, в теме «Трансформаторы» рассматриваются автотранс­форматоры и трансформаторы специального назначения, в теме «Электрические цепи переменного тока» описываются электри­ческие фильтры.

Каждая тема разбита на параграфы. Порция учебного материа­ла каждого параграфа изучается, как правило, в течение одного урока. Содержание рассматриваемого вопроса излагается дедук­тивным методом. Каждый параграф начинается с определения или описания основного математического соотношения параметров электротехнического устройства (уравнения). Затем уравнение ана­лизируется и выводятся основные соотношения параметров при рассматриваемом режиме работы.

Анализ содержания материала учебника показывает, что при­менен объяснительно-иллюстративный подход к объяснению прин­ципов работы электротехнических устройств и методов расчета параметров электрических цепей. Проблемный подход реализует­ся в упражнениях и задачах, помещенных в конце каждой темы.

Рассмотрим методический аппарат учебника. Логически обо­снованная структура каждого параграфа позволяет включить раз­личные приемы управления вниманием учащихся. Основополага­ющие теоретические положения обозначены знаком А. Под заго­ловком «Запомните» выделены положения, которые учащиеся должны хорошо усвоить, чтобы ориентироваться в принципе дей­ствия устройств или в решении электротехнических задач.

Завершают каждую тему основные выводы по рассмотренному материалу под рубрикой «Самое важное». Для расширения само­стоятельной работы учащихся в конце каждой темы приводится примерный перечень тем докладов и рефератов, предлагаемых им для написания.

Наглядность в учебнике электротехники имеет несколько ме­тодических функций. Прежде всего она выполняет познаватель­ную функцию. Методической целью наглядности является по­степенное формирование образа изучаемого объекта: от простых представлений об элементах конструкции электрических цепей и электронных устройств к более сложным — об электрических ус­тройствах и системах передачи электрической энергии. Отметим, что для методики необходимо найти кратчайший и доступный путь осмысления изучаемого материала. Поэтому большую цен­ность имеет применение в учебнике различных цветов в рисунках элементов устройств и их конструкций, в графиках и векторных диаграммах.

Наглядность выполняет функцию управления деятельностью учащихся. Прежде всего наглядность формирует у учащихся ори-


ентировочные познавательные действия. К ориентировочным дей­ствиям относится построение принципиальных схем, векторных диаграмм, графиков функциональных зависимостей между пара­метрами электрических устройств.

Рассматривая средства наглядности в учебнике, нельзя не от­метить их эстетическую функцию. В учебнике все средства нагляд­ности (схемы, графики, рисунки, различные цветовые выделе­ния символов и обозначений) обеспечивают целенаправленное управление вниманием учащихся и позволяют им в доступной форме осознать и осмыслить основные теоретические положения электротехники.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...