Наглядные средства технического знания
Методическая деятельность, методическое творчество определяют мышление педагога. Методическое мышление педагога, в котором он «живет», подготавливая учебный материал к уроку, во многих отношениях своеобразно. Своеобразие методического мышления проявляется в средствах, направленных на конструирование учебно-познавательной деятельности, в отборе средств наглядного представления содержания технического знания. Педагог профессиональной школы обязан уметь читать графическую техническую информацию, кроме того, он должен найти четкие, емкие и доступные для понимания учащихся формы представления сущности технической идеи как результата мыслительной деятельности конструктора, изобретателя, инженера. Проблема наглядного представления специально отобранного технического знания рождает особый язык — язык методической деятельности. Еще не так давно считалось, что слово педагога является универсальным средством обучения. Однако в процессе обучения словесное описание технической идеи обнаруживает свою невыразительность и громоздкость. Слово не обладает наглядностью, поэтому педагог не может в объяснении одновременно охватить все элементы конструкции и подробно раскрыть физический принцип действия устройства. В силу этих и других причин в обучении применяют различные наглядные формы представления сущности технической идеи и редуцирования учебной информации. Система визуального представления понятий востребована, если она придает процессу обучения новое качество, делает для ученика более очевидной, наглядной работу с содержанием понятий, показывает сущность явлений и процессов. Наиболее широко при изучении технических дисциплин используются чертежи, схемы, диаграммы, графики. Умение графи-
чески передавать содержание учебного предмета должно означать не только построение схемы, а раскрытие ее смысла. Необходимо, чтобы наглядная картина, возникшая в сознании учащегося при работе со знаковыми конструкциями, отражала характерные и основные связи и отношения между техническими понятиями. Остановимся на обучающем значении этих видов наглядного представления технического знания. Выбирая чертеж в качестве средства наглядного отображения технического замысла, преподаватель заостряет внимание на дидактических функциях чертежа. Чертеж в обучении осуществляет декомпозицию отображаемого объекта. Однозначно отражая один и тот же технический объект, он на определенных этапах формирования нового знания дает разные срезы технической информации об объекте изучения. В силу этого изучаемый технический объект может быть представлен как ряд относительно самостоятельных предметов, сконструированных с помощью геометрических построений. С помощью чертежа происходит осмысление механизма взаимодействия физических сил. Это служит основой для расчета формы деталей и т.д., поэтому обучающая роль чертежа проявляется не только в наглядном изображении внешних форм деталей машин, узлов и механизмов. Например, в сборочных чертежах выделяются соотношения между основными элементами, узлами, механизмами, тем самым отражается схема выполнения практических действий. Наиболее распространенными наглядными средствами при изучении техники и технологии производства являются разнообразные схемы. В зависимости от основного назначения они подразделяются на следующие типы: блок-схемы (функциональные), принципиальные и монтажные. Каждая схема выполняет определенную функцию в изучении технической практики. Например, включение в опорный конспект блок-схемы позволяет показать состав элементов технической системы (части, основные узлы, блоки), а также взаимосвязь, взаимодействие между основными частями. Каждый узел или блок технической системы, устройство в блок-схеме показывают в виде прямоугольника или окружности с кратким названием. Например, в опорный конспект по теме «Устройство и принцип действия трансформатора» целесообразно включить блок-схему передачи электрической энергии на расстояние (рис. 6).
Генератор Трансформатор Трансформатор повышающий понижающий
0—К3>---------- ОУ Рис. 6. Блок-схема передачи электрической энергии на расстояние Рис. 7. Принципиальная схема трансформатора -f/i /; '% Ф ч h ®Л
- рассмотреть элементную базу устройства; - установить входные, выходные параметры рассматриваемого -рассмотреть принцип действия технического объекта. Принципиальная схема устройства, применяемая как средство наглядности, должна содержать условные обозначения элементов, при этом необходимо соблюдать требования ГОСТов. Обобщим указанные требования на примере принципиальной схемы трансформатора (рис. 7). Другим видом наглядных средств, которые разработаны в технике и могут широко применяться в методиках обучения, являются диаграммы. Трудно представить объяснение сложных функциональных зависимостей между параметрами электрических цепей без рассмотрения потенциальных, временных и векторных диаграмм.
В основе построения диаграмм лежит метод измерений, посредством которого определяется тот или иной параметр электрической цепи. Отражая количественную сторону параметров сигналов, диаграмма позволяет сравнивать их между собой, выявлять закономерности и делать выводы. Временные и векторные диаграммы являются формами целостного представления сущности явлений и процессов в электротехнических устройствах. Эти виды наглядных средств дополняют друг друга. Векторная диаграмма представляет форму отбора информации о действующем значении рассматриваемых параметров, начальном угле колебаний и сдвиге фаз между колебаниями сигналов тока и напряжения и т.д. Временная диаграмма представляет изменение мгновенного значения сигнала во времени. Отражая один и тот же физический процесс, временные и векторные диаграммы дают информацию о разных значениях одного и того же параметра. Поэтому в обучении для целостного наглядного представления учебной информации временные и векторные диаграммы показываются вместе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|