Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Следующие виды воды и пищи, которые чаще других могут служить




причиной кишечных заболеваний в летнее время:

А — питьевая вода из колодцев;

М — вода из реки;

В — молоко;

С — овощи;

F — фрукты.

Информация об условиях питания пациентов представлена в таблице

17.

Таблица 17

Случаи

(пациенты)

Предшествующие обстоятельства Результат

Вода из

Колодца

А

Вода

Из реки

М

Молоко

В

Овощи

С

Фрукты

F

(заболевание)

d

1 + — + + - +

2 - + + - + +

3 - + + + - +

Приведенные обстоятельства послужили санитарной инспекции

Основой для заключения о том, что распространение дизентерии связано,

По-видимому, с употреблением молока (В). В дальнейшем этот

Правдоподобный вывод получил подтверждение: продавщица молока

Оказалась бациллоносителем дизентерии.

Схема рассуждения по методу сходства:

ABC — вызывает d.

MBF — вызывает d.

МВС — вызывает d.

Вероятно, В является причиной d.

Логический механизм индуктивного вывода по методу сходства

Предполагает ряд познавательных предпосылок.

(1) Требуется общее знание о возможных причинах исследуемого явления.

В приведенной схеме эту роль выполняют обстоятельства А, М,

В, С, F, каждое из которых предшествует d и может выступать его самостоятельной

Причиной. Такое знание принимает форму дизъюнктивного

суждения:

«А, либо М, либо В, либо С, либо F вызывает d».

(2) Из предшествующих должны быть исключены (элиминированы)

Все обстоятельства, не являющиеся необходимыми для исследуемого

Действия и тем самым не удовлетворяющие основному свойству причинной

Связи. Так, в приведенных случаях d появляется при отсутствии

F и М в первом случае, при отсутствии А и С — во втором, при отсутствии

А и F — в третьем. Таким образом, обстоятельства А, С, F и М

Элиминируются: отсутствующее не может быть причиной появляющегося.

Результат исключения выражается в отрицательном суждении:

«Ни А, ни С, ни F, ни М не являются причиной d».

Метод элиминации в этом случае выполняет функцию формирования

Негативного знания, т. е. знания о том, чем не было вызвано исследуемое

Явление d. Тем самым сужается круг возможных его причин.

(3) Среди множества предшествующих обстоятельств выделяют

Сходное и повторяющееся в каждом из рассмотренных случаев, которое

И будет вероятной причиной явления. В приведенной схеме в каждом

Из трех случаев повторяется обстоятельство В. Значит, подтверждается

заключение о том, что В является причиной d.

В общем виде логический механизм индуктивного метода сходства

Принимает форму дедуктивного рассуждения по отрицающе-

утверждающему модусу разделительно-категорического умозаключения:

А V В V С V F V М, 1 А, ~1 С, ~l F, ~1 М.

Вероятно, В.

В приведенной схеме в качестве предшествующих выступают обстоятельства

А, М, В, С, F, которые не представляют собою закрытого

дизъюнктивного множества — <AvMvBvCvF >. Не исключается

Существование некоего обстоятельства X, которое остается

Неизвестным и может оказаться реальной причиной d. Повторяющееся

Же обстоятельство В может оказаться лишь сопутствующим. При

Этом в каждом из трех случаев В могло взаимодействовать с другими

Обстоятельствами, например, в первом случае — с А и С, во втором —

С F и М, в третьем — с М и С. Не исключается также, что В представляет

Собой сложное явление, одно из составляющих которого является

Подлинной причиной d.

Обоснованность полученного с помощью метода сходства заключения

Зависит от числа рассмотренных случаев и разнообразия условий

Наблюдения. Чем больше случаев исследовано и чем разнообразнее

Обстоятельства, среди которых встречается сходное, тем основательнее

Индуктивный вывод и тем выше степень вероятности заключения.

Характерная для неполной индукции незаконченность опыта проявляется

В том, что наблюдение и эксперимент не гарантируют точного

И полного знания предшествующих обстоятельств, среди которых

Идет поиск возможной причины.

Несмотря на проблематичность заключения, метод сходства выполняет

В процессе познания важную эвристическую функцию: он

Способствует построению плодотворных гипотез, проверка которых

Приводит к открытию новых истин в науке.

Достоверное заключение может быть получено по методу сходства

В том случае, если исследователю точно известны все предшествующие

Обстоятельства, которые составляют закрытое множество возможных

Причин, а также известно, что каждое из обстоятельств не вступает

Во взаимодействие с другими. В этом случае индуктивное рассуждение

Приобретает доказательное значение.

Метод различия.

По методу различия сравнивают два случая, в одном из которых исследуемое

Явление наступает, а в другом не наступает; при этом второй

Случай отличается от первого лишь одним обстоятельством, а все другие

Являются сходными.

Метод различия называют методом нахождения различного в сходном,

Т. к. сравниваемые случаи совпадают друг с другом по многим

Свойствам.

Метод различия применяется как в процессе наблюдения над явлениями

В естественных условиях, так и в условиях лабораторного или

Производственного эксперимента. В истории химии методом различия

Были открыты многие вещества — ускорители реакций, которые

Впоследствии получили название катализаторов. В сельскохозяйственном

Производстве этим методом проверяют эффективность удобрений.

В биологии и медицине метод различия используют при исследовании

Воздействия на организм различного рода веществ и лекарственных

Препаратов. Для этих целей выделяют контрольную и опытную

Группы растений, подопытных животных или людей. Обе группы

Содержатся в одинаковых условиях — А, В, С. Затем в опытную группу

Привносят новое обстоятельство — М. Последующее сравнение показывает,

Что опытная группа отличается от контрольной новым результатом

— d. Из этого заключают: вероятно, М является причиной d.

Схема рассуждения по методу различия:

(1) АВСМ вызывает d.

(2) ABC не вызывает d.

Вероятно, М является причиной d.

Рассуждение по методу различия также предполагает ряд предпосылок.

(1) Требуется знание о предшествующих обстоятельствах, каждое

Из которых может быть причиной исследуемого явления. В приведенной

Схеме это обстоятельства А, В, С, М, которые составляют дизъюнктивное

множество:

А V В V С V М.

(2) Из членов дизъюнкции следует исключить обстоятельства, не

Удовлетворяющие условию достаточности для исследуемого действия.

В приведенной схеме элиминации подлежат А, В, и С, поскольку

Их наличие во втором случае не вызывает d. Результат исключения выражается

в отрицательном суждении:

«Ни А, ни В, ни С не являются причиной d».

Элиминация в рассуждении по методу различия также формирует негативное

Знание о том, чем не могло быть вызвано исследуемое явление.

(3) Среди множества возможных причин остается единственное обстоятельство,

Которое рассматривается в качестве действительной

Причины. В приведенной схеме таким единственным обстоятельством

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...