Следующие виды воды и пищи, которые чаще других могут служить
причиной кишечных заболеваний в летнее время: А — питьевая вода из колодцев; М — вода из реки; В — молоко; С — овощи; F — фрукты. Информация об условиях питания пациентов представлена в таблице 17. Таблица 17 Случаи (пациенты) Предшествующие обстоятельства Результат Вода из Колодца А Вода Из реки М Молоко В Овощи С Фрукты F (заболевание) d 1 + — + + - + 2 - + + - + + 3 - + + + - + Приведенные обстоятельства послужили санитарной инспекции Основой для заключения о том, что распространение дизентерии связано, По-видимому, с употреблением молока (В). В дальнейшем этот Правдоподобный вывод получил подтверждение: продавщица молока Оказалась бациллоносителем дизентерии. Схема рассуждения по методу сходства: ABC — вызывает d. MBF — вызывает d. МВС — вызывает d. Вероятно, В является причиной d. Логический механизм индуктивного вывода по методу сходства Предполагает ряд познавательных предпосылок. (1) Требуется общее знание о возможных причинах исследуемого явления. В приведенной схеме эту роль выполняют обстоятельства А, М, В, С, F, каждое из которых предшествует d и может выступать его самостоятельной Причиной. Такое знание принимает форму дизъюнктивного суждения: «А, либо М, либо В, либо С, либо F вызывает d». (2) Из предшествующих должны быть исключены (элиминированы) Все обстоятельства, не являющиеся необходимыми для исследуемого Действия и тем самым не удовлетворяющие основному свойству причинной Связи. Так, в приведенных случаях d появляется при отсутствии
F и М в первом случае, при отсутствии А и С — во втором, при отсутствии А и F — в третьем. Таким образом, обстоятельства А, С, F и М Элиминируются: отсутствующее не может быть причиной появляющегося. Результат исключения выражается в отрицательном суждении: «Ни А, ни С, ни F, ни М не являются причиной d». Метод элиминации в этом случае выполняет функцию формирования Негативного знания, т. е. знания о том, чем не было вызвано исследуемое Явление d. Тем самым сужается круг возможных его причин. (3) Среди множества предшествующих обстоятельств выделяют Сходное и повторяющееся в каждом из рассмотренных случаев, которое И будет вероятной причиной явления. В приведенной схеме в каждом Из трех случаев повторяется обстоятельство В. Значит, подтверждается заключение о том, что В является причиной d. В общем виде логический механизм индуктивного метода сходства Принимает форму дедуктивного рассуждения по отрицающе- утверждающему модусу разделительно-категорического умозаключения: А V В V С V F V М, 1 А, ~1 С, ~l F, ~1 М. Вероятно, В. В приведенной схеме в качестве предшествующих выступают обстоятельства А, М, В, С, F, которые не представляют собою закрытого дизъюнктивного множества — <AvMvBvCvF >. Не исключается Существование некоего обстоятельства X, которое остается Неизвестным и может оказаться реальной причиной d. Повторяющееся Же обстоятельство В может оказаться лишь сопутствующим. При Этом в каждом из трех случаев В могло взаимодействовать с другими Обстоятельствами, например, в первом случае — с А и С, во втором — С F и М, в третьем — с М и С. Не исключается также, что В представляет Собой сложное явление, одно из составляющих которого является Подлинной причиной d. Обоснованность полученного с помощью метода сходства заключения
Зависит от числа рассмотренных случаев и разнообразия условий Наблюдения. Чем больше случаев исследовано и чем разнообразнее Обстоятельства, среди которых встречается сходное, тем основательнее Индуктивный вывод и тем выше степень вероятности заключения. Характерная для неполной индукции незаконченность опыта проявляется В том, что наблюдение и эксперимент не гарантируют точного И полного знания предшествующих обстоятельств, среди которых Идет поиск возможной причины. Несмотря на проблематичность заключения, метод сходства выполняет В процессе познания важную эвристическую функцию: он Способствует построению плодотворных гипотез, проверка которых Приводит к открытию новых истин в науке. Достоверное заключение может быть получено по методу сходства В том случае, если исследователю точно известны все предшествующие Обстоятельства, которые составляют закрытое множество возможных Причин, а также известно, что каждое из обстоятельств не вступает Во взаимодействие с другими. В этом случае индуктивное рассуждение Приобретает доказательное значение. Метод различия. По методу различия сравнивают два случая, в одном из которых исследуемое Явление наступает, а в другом не наступает; при этом второй Случай отличается от первого лишь одним обстоятельством, а все другие Являются сходными. Метод различия называют методом нахождения различного в сходном, Т. к. сравниваемые случаи совпадают друг с другом по многим Свойствам. Метод различия применяется как в процессе наблюдения над явлениями В естественных условиях, так и в условиях лабораторного или Производственного эксперимента. В истории химии методом различия Были открыты многие вещества — ускорители реакций, которые Впоследствии получили название катализаторов. В сельскохозяйственном Производстве этим методом проверяют эффективность удобрений. В биологии и медицине метод различия используют при исследовании
Воздействия на организм различного рода веществ и лекарственных Препаратов. Для этих целей выделяют контрольную и опытную Группы растений, подопытных животных или людей. Обе группы Содержатся в одинаковых условиях — А, В, С. Затем в опытную группу Привносят новое обстоятельство — М. Последующее сравнение показывает, Что опытная группа отличается от контрольной новым результатом — d. Из этого заключают: вероятно, М является причиной d. Схема рассуждения по методу различия: (1) АВСМ вызывает d. (2) ABC не вызывает d. Вероятно, М является причиной d. Рассуждение по методу различия также предполагает ряд предпосылок. (1) Требуется знание о предшествующих обстоятельствах, каждое Из которых может быть причиной исследуемого явления. В приведенной Схеме это обстоятельства А, В, С, М, которые составляют дизъюнктивное множество: А V В V С V М. (2) Из членов дизъюнкции следует исключить обстоятельства, не Удовлетворяющие условию достаточности для исследуемого действия. В приведенной схеме элиминации подлежат А, В, и С, поскольку Их наличие во втором случае не вызывает d. Результат исключения выражается в отрицательном суждении: «Ни А, ни В, ни С не являются причиной d». Элиминация в рассуждении по методу различия также формирует негативное Знание о том, чем не могло быть вызвано исследуемое явление. (3) Среди множества возможных причин остается единственное обстоятельство, Которое рассматривается в качестве действительной Причины. В приведенной схеме таким единственным обстоятельством
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|