Содержание курса коррекционно-развивающих логопедических занятий
Содержание курса коррекционно-развивающих логопедических занятий Коррекционная работа ведется по трем блокам данной программы: I. Развитие языкового анализа и синтеза, фонематических процессов. II. Коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи. III. Совершенствование лексической стороны речи. Параллельно осуществляется работа по развитию памяти, внимания, мышления, слухового и зрительного восприятия, речевой активности, формированию УУД, общей и мелкой моторики, оптико-пространственных и пространственно-временных представлений. I БЛОК Первый блок «Развитие языкового анализа и синтеза» включает в себя следующие разделы: • развитие анализа предложений; • развитие слогового анализа и синтеза; • развитие фонематического анализа, синтеза, представлений. Развитие языкового анализа и синтеза на уровне предложения Темы занятий: • Предложение. Слово. • Определение границ предложения. Оформление предложения на письме. • Главные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. • Второстепенные члены предложения. Смысловая и грамматическая связь слов в предложении. • Количественный и последовательный анализ предложений на слова. • Предлоги. Значение, правописание. Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога и слова Темы занятий: • Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки. • Слогообразующая роль гласных. Типы слогов. • Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры. Правила переноса слов. • Ударение. Смысло- и форморазличительная роль ударения. • Ударение. Ударные и безударные слоги в слове. Схемы слого-ритмической структуры слова.
• Ударные и безударные гласные в слове. Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слова. Развитие сложных форм фонематического анализа Темы занятий: • Гласные I и II ряда. Йотированные гласные. • Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных на письме. • Разделительный Ь и Ь — показатель мягкости согласных. • Разделительный Ъ и разделительный Ь знак. • Звонкие и глухие согласные. Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова. • Непроизносимые согласные в корне слова. • Фонематический анализ слов. II БЛОК Второй блок «Коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи» предусматривает проведение работы по трем направлениям: 1. совершенствование навыков словообразования; 2. совершенствование навыков словоизменения; 3. дифференциация частей речи. Совершенствование навыков словообразования Темы занятий: • Состав слова. Корень. • Однокоренные слова. • Сложные слова. • Образование слов с помощью суффиксов. Смысловая нагрузка суффиксов. • Образование слов с помощью приставок. Смысловая нагрузка приставок. Безударные гласные в приставках. • Предлоги и приставки. Совершенствование навыков словоизменения Темы занятий: • Имя существительное. Грамматическое и лексическое значение. Изменение существительных по числам и родам. • Предложно-падежные конструкции имен существительных. • Имя прилагательное. Грамматическое и лексическое значение. Изменение прилагательных по числам и родам. • Предложно-падежные конструкции имен прилагательных. • Глагол. Грамматическое и лексическое значение. Изменение глаголов по числам и временам. • Глагол. Согласование существительных и глаголов в роде и числе. • Глаголы совершенного и несовершенного вида. • Дифференциация частей речи. III БЛОК
Совершенствование лексической стороны речи Темы занятий: • Слово и его лексическое значение. Многозначные слова. • Прямое и переносное значение слов. • Антонимы. • Синонимы. • Синонимы и антонимы. • Омонимы. • Словосочетание. • Словосочетание и фразеологические обороты. • Словосочетание и предложение. Принципы логопедической работы Коррекционно-развивающая логопедическая работа по данной программе базируется на следующих основных принципах: 1. принцип системности: коррекционный процесс предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы; 2. принцип комплексности: коррекция данного речевого нарушения должна носить медико-психолого-педагогический характер; 3. этиопатогенетический принцип (принцип учета этиологии и патогенеза): в процессе коррекции необходимо учитывать причины и механизмы данного речевого нарушения; 4. онтогенетический принцип (принцип учета закономерностей нормального хода речевого развития); 5. принцип учета симптоматики и степени выраженности нарушений; 6. принцип максимальной опоры на полимодальные афферентации, на возможно большее количество функциональных систем, на различные анализаторы; 7. принцип деятельного подхода; 8. принцип учета ведущей деятельности; 9. принцип индивидуального подхода; 10. принцип поэтапного формирования умственных действий; 11. принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития»; 12. принцип тесного сотрудничества с родителями; 13. общедидактические принципы: научности, наглядности, доступности, сознательности)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|