Количество занятий и перечень предлагаемых тем являются примерными.
Количество занятий и перечень предлагаемых тем являются примерными.
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ) Пояснительная записка Отклонения от языковой нормы и грамматически правильно построенной речи мы наблюдаем у учащихся с ОВЗ. Как свидетельствуют исследования отечественных дефектологов, те или иные отклонения в развитии детей, связанные с нарушением интеллектуальной деятельности, так или иначе сказываются на их речи. Для учащихся с задержкой психического развития одним из важнейших направлений в обучении является коррекция устной и письменной речи. Речевые отклонения могут иметь различное происхождение, различную тяжесть нарушения; у детей бывают неодинаковые компенсаторные возможности, которые зависят и от характера дефекта, и от индивидуальных особенностей ребенка. Как показывает логопедическое обследование, учащиеся, имеющие те или иные отклонения в развитии, переходя на следующую — вторую ступень обучения, сохраняют в самостоятельной речи лексические и грамматические ошибки, которые свидетельствуют прежде всего о том, что школьники не владеют в нужной степени системными отношениями языка, теми лексическими и грамматическими обобщениями, которые лежат в основе нормальной речевой деятельности. Это создает трудности не только в сфере общения, но и в познавательной деятельности, в обучении, связанном с использованием программного содержания и учебников общеобразовательной школы. В преодолении этих трудностей имеют важное значение формирование, уточнение, коррекция практических речевых навыков и умений непосредственно в процессе усвоения знаний по грамматике.
Характеристика особых образовательных потребностей Для учащихся с ЗПР характерна количественная и качественная ограниченность словарного запаса, в особенности редко они пользуются такими частями речи, как прилагательные, наречия; почти полностью отсутствуют в их речи отглагольные существительные, причастия, деепричастия. У ребят имеются значительные отклонения в грамматическом оформлении речи, которые выражаются не только в нарушениях правильности речи, передачи смыслового содержания в соответствии с системными закономерностями языка и современными языковыми нормами, но и в примитивности используемых языковых средств, в ограниченности структур, оформляющих высказывание. Нарушения письма у учащихся проявляется в нечетком владении учебной терминологией, в трудности усвоения, формулирования и применения правил правописания (особенно построенных на морфологическом принципе), в обнаружении орфограмм в слове, в неумении актуализировать и интегрировать лингвистические знания при реализации правил орфографии, в трудностях автоматизации орфографических умений и навыков. Симптоматика нарушения письма характеризуется стойкостью и прогрессирующей динамикой.
Цель программы Цель данной программы заключается в создании системы логопедической работы, которая обеспечивает эффективную коррекцию нарушений устной и письменной речи, так как направлена на развитие всех сторон языковой системы: словообразовательную, лексическую, морфологическую, синтаксическую, фразеологическую и стилистическую. Задачи программы Основными задачами курса коррекционно-развивающих логопедических занятий являются: • развитие языкового анализа и синтеза; • развитие фонематического восприятия;
• развитие лексико-грамматического строя речи; • формирование фонематических, морфологических и синтаксических обобщений; • формирование алгоритма орфографических действий, орфографической зоркости, навыков грамотного письма; • развитие навыка планирования учебной деятельности, предварительного и текущего вида самоконтроля; • уточнение, активизация и обогащение словарного запаса учащихся; • развитие мышления, зрительных и слухоречевых модальностей функций внимания и памяти; • уточнение и развитие зрительно-пространственных и пространственно-временных представлений; • развитие графомоторных навыков; • формирование познавательной активности и учебной самостоятельности; • повышение мотивации и интереса к учению; • развитие коммуникативных навыков. Коррекционно-развивающие логопедические занятия проходят в свободное от школьных уроков время во второй половине дня в специально оборудованном кабинете. Расписание занятий составляется с учетом режима работы школы и согласовывается с администрацией школы. В соответствии с учебным планом на изучение курса коррекционно-развивающих логопедических занятий в первый год обучения в основной школе отводится 68 ч в год (2 ч в неделю, 34 учебные недели).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|