Программа сопровождения обучающихся с ЗПР
Программа сопровождения обучающихся с ЗПР Целью программы является профилактика тревожности, неуверенности в себе и своих силах, активизация внутренних ресурсов учащихся, оказание подросткам психологической поддержки, профилактика и коррекция девиантного (нежелательного) поведения. Задачи программы: 1. Выявление знаний обучающихся о себе и о своих ресурсах и пополнение этих знаний; 2. Активизация и использование найденных ресурсов; 3. Оказание помощи в избавлении от страхов и приобретении обучающимися с ЗПР уверенности в себе. Планируемые результаты: снижение страхов и скованности; снижение агрессивности в индивидуальном поведении и общении; формирование уверенности в своих силах, доверия к партнеру; развитие адекватной позитивной осознанной самооценки; развитие способности и стремление к самопознанию и познанию других; развитие самоконтроля, самодисциплины; развитие способности к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на себя; адекватная самооценка и целостное осознание своего «Я»; стремление к сотрудничеству со сверстниками, уважительное отношение к окружающим людям и к себе; осознание важности и смысла процесса обучения; стремление к творческому и интеллектуальному саморазвитию; осознанное отношение к своему образу жизни, стремление к здоровому образу жизни.
Коррекционная программа по преодолению школьной тревожности Школьная тревожность является признаком школьной дезадаптации обучающегося с ЗПР, отрицательно влияет не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия. Причины тревожности у обучающихся первого года обучения в основной школе: - учебные перегрузки; - неадекватные, чаще всего завышенные требования; противоречивые требования, которые предъявляются к подростку родителями и / или школой, сверстниками; - неспособность учащегося справиться со школьной программой; - неблагоприятные отношения с педагогами; - регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации; - смена школьного коллектива и / или непринятие детским коллективом.
Задачи программы: 1. Развитие у подростков умений и навыков психофизической саморегуляции, навыков владения собой в критических ситуациях; 2. Формирование и совершенствование коммуникативных компетенций подростков: умений и навыков конструктивно строить общение, избегать эмоциональных конфликтов; 3. Формирование адекватной самооценки подростков, развитие уверенности в своих силах; 4. Развитие позитивного самовосприятия; 5. Развитие и совершенствование навыков ответственного поведения: умение ставить цель, брать ответственность, осуществлять самоанализ своей деятельности; 6. Развитие навыков коллективной работы. Предполагаемые результаты: повышение уровня развития самоконтроля, самодисциплины; способности к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на себя; адекватная самооценка и целостное осознание своего «Я»; стремление к сотрудничеству со сверстниками, взрослыми; осознание важности и смысла процесса обучения; стремление к творческому и интеллектуальному саморазвитию; осознанное отношение к своему образу жизни, стремление к здоровому образу жизни. Методы диагностики школьной тревожности: наблюдение, экспертные оценки педагогов и родителей, методика диагностики школьной тревожности А. М. Прихожан, тест школьной тревожности Филлипса, Шкала тревожности, проективные и психосемантические методы (рисунки, незаконченные предложения, ЦАМ А. М. Парачева).
Методы работы: 1. Ролевые игры. 2. Дискуссии. 3. Визуализация. 4. Рисуночная арт-терапия. 5. Моделирование образцов поведения. 6. Использование метафор. Принципы работы: Принцип добровольного участия в работе группы. Он касается как выполнения отдельных упражнений, так и участия в занятиях в целом. Принцип обратной связи. В процессе занятий создаются условия, обеспечивающие готовность обучающихся давать обратную связь участникам группы и педагогу-психологу, а также принимать ее.
Принцип самопознания. В содержании занятий предусматриваются упражнения, помогающие обучающимся самостоятельно познавать особенности своей личности. Принцип равноправного участия. В соответствии с этим принципом необходимо создавать условия для равноправного межличностного общения обучающихся на занятиях. Принцип психологической безопасности. Упражнения не должны пугать и настораживать обучающихся.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|