Правила применения метода показа трудовых действий
Деятельность мастера
| Деятельность учащихся
|
Объяснение назначения формируемых умений
| Уяснение значимости трудового процесса в профессиональной деятельности
|
Показ всего трудового процесса в нормальном темпе
| Наблюдение, целостное восприятие трудового процесса
|
Выделение операций, приемов и основных действий в трудовом процессе
| Анализ состава и структуры трудовой деятельности
|
Показ отдельных операций, приемов и способов их выполнения по инструкционной карте
| Уяснение способов выполнения каждой операции, приемов работы с инструкционной картой
|
Постановка вопросов для анализа инструкционной карты
| Ответы на вопросы
|
Показ всей изучаемой деятельности в замедленном темпе
| Мысленное восприятие
|
Вызов одного или двух учащихся для воспроизведения показанных операций
| Наблюдение, анализ
|
Анализ ошибок учащихся
| Анализ приемов работы
|
Повторение всего трудового процесса в нормальном темпе
| Мысленное воспроизведение трудовой деятельности
|
Таблица 12
Правила применения тренировочного метода
Деятельность мастера
| Деятельность учащихся
|
Разъяснение учащимся сущности изучаемой трудовой деятельности
| Осознание цели трудовой деятельности. Изучение тренажера
|
Знакомство учащихся с условиями работы тренажера
| Отработка операций «включение» и «выключение» на тренажере
|
Объяснение принципа работы тренажера. Демонстрация упражнений, которые необходимо выполнить на тренажере
| Наблюдение, рассмотрение определенных операций в изучаемой деятельности
|
Просьба одному или двум учащимся повторить операции на тренажере
| Наблюдение, мысленное воспроизведение
|
Указание ошибок и неточностей
| Анализ приемов работы учащихся
|
Выдача задания учащимся. Формирование интереса у учащихся, заинтересованности в выполнении задания (
| Обдумывание программы выполнения задания
|
Определение программы и ритма выполнения задания
| Работа по заданной программе
|
Контроль за ходом выполнения упражнений
| Ответы на вопросы мастера
|
Корректировка ошибок учащихся
| Самоконтроль
|
Алгоритмический метод. Правила его применения описаны в табл. 13.
Эвристический метод. Специфика метода состоит в том, что в качестве предъявляемых учащимся проблем выступают три типа
Таблица 13
Правила применения алгоритмического метода
Деятельность мастера
| Деятельность учащихся
|
Предъявление учащимся неисправного блока аппаратуры
| Установление факта неисправности, уточнение признаков неисправного блока
|
Определение перечня типичных неисправностей аппаратуры
| Осмысление, классификация типичных неисправностей, ведение конспекта
|
Окончание табл. 13
Деятельность мастера
| Деятельность учащихся
|
Выделение из общего перечня одной неисправности. Постановка перед учащимися вопроса о возможных причинах неисправности
| Указание прямых (наиболее вероятных) и косвенных (маловероятных) причин неисправностей. Осознание последовательности выполнения действий, отработка операций
|
Указание возможной причины неисправности. Показ операций и приемов ее устранения и проверки работы
| Осмысление, классификация типичных неисправностей, ведение конспекта
|
Указание следующей причины (повторяется до тех пор, пока учащиеся не уяснят все операции по устранению всех причин указанной неисправности)
| Указание прямых (наиболее вероятных) и косвенных (маловероятных) причин неисправностей. Осознание последовательности выполнения действий, отработка операций
|
упражнений, о которых говорилось выше. При этом учащиеся ведут производственный процесс, а не исследования в процессе учебного эксперимента или лабораторной работы, как это описано в методах теоретического обучения.
На практике невозможно сформировать профессиональные умения, применяя лишь один метод обучения. На уроках производственного обучения используется сочетание методов, причем при выборе ведущего необходимо соотносить методы с целями, задачами и содержанием каждого этапа урока.
Вопросы и задания
1. Что лежит в основе классификации проблемных методов обучения?
2. В чем основное отличие проблемного вопроса от непроблемного?
3. Приведите примеры технических противоречий.
4. В чем отличия методов теоретического обучения от методов производственного обучения?
5. Как создается ориентировочная основа деятельности методом показа трудовых действий?
6. В чем заключаются особенности применения проблемных методов в производственном обучении?
Глава 5
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ
Воспользуйтесь поиском по сайту: