Проблема методов производственного обучения
Исследования методов обучения велись при изучении предметов теоретического обучения в основном на примерах общеобразовательных дисциплин. Выявленные в исследованиях закономерности применялись в методике обучения общеотраслевым дисциплинам и производственном обучении. В профессиональной педагогике существуют две точки зрения на методы производственного обучения. Одни ученые утверждают, что формирование теоретических знаний и производственных умений и навыков — сходные процессы. Вследствие этого в теоретическом и производственном обучении применяются одни и те же методы, специфика лишь в форме их реализации. Другие указывают на специфику процесса формирования производственных умений и навыков. Причем подчеркивают, что для производственного обучения характерна репродуктивная деятельность. Учащиеся вынуждены повторить несколько раз одну и ту же операцию, чтобы закрепить формируемое умение. Согласно данной точке зрения, для производственного обучения характерны практические методы: лабораторные работы, упражнения и т.д. Для объяснения сущности методов производственного обучения необходимо рассмотреть связь содержания с характером деятельности обучаемых. Еще раз подчеркнем, что деятельность учащихся при теоретическом обучении носит преимущественно познавательный характер. Результатом ее является формирование понятий, развитие технического мышления. Каждому понятию соответствует определенный знак (символ), поэтому внешней стороной учебно-познавательной деятельности учащихся является знаковая деятельность. Деятельность учащихся в производственном обучении связана с разнообразными орудиями труда: от простейших слесарных инструментов до сложных измерительных комплексов. Учебно-производственная деятельность носит преобразующий характер. Результатом учебно-производительного труда являются материальные объекты (собранные механизмы, блоки радиоаппаратуры, приготовленные блюда и др.). Другой особенностью деятельности учащихся на уроках производственного обучения является то, что на каждом этапе урока они самостоятельно решают хотя бы небольшие производственные задачи. Поэтому самостоятельная работа — основная форма учебно-производственной деятельности учащихся.
Решение поставленной учебно-производственной задачи предполагает несколько вариантов получения результата. Учащийся, исходя из своего опыта производственной деятельности, знаний, выбирает тот или иной вариант решения. Вследствие этого результаты деятельности учащихся на уроке производственного обучения индивидуальны. Иначе говоря, содержание производственного обучения дает широкие возможности для организации разнообразной деятельности учащихся. Организации этой деятельности способствуют методы производственного обучения. В номенклатуру методов производственного обучения входят как отдельные методы теоретического обу-
Беседа как прием обучения широко распространена на уроках производственного обучения, поэтому на этапе повторения теоретических знаний целесообразно применять диалогический метод. В условиях, когда в учебных мастерских невозможно полностью воспроизвести производительный процесс или аварийные режимы работы электрооборудования, широко применяют тренажеры, имитирующие все стадии производственного процесса. В этом случае используется тренировочный метод, организующий процесс формирования производственных умений с помощью имитационных упражнений. С широким внедрением тренажеров в производственное обучение особую роль в процессе формирования профессиональных умений приобретает алгоритмический метод. Роль этого метода велика в процессе обучения учащихся технической диагностике. Он помогает решать задачу обучения устранению неисправностей того или иного технического объекта. Рассматривая проблему методов производственного обучения, нельзя не остановиться на проблемных методах, которые применяются в виде трех упражнений: - проектировочного, предполагающего задачи на построение технологического процесса (обработку деталей, электромонтаж и т.д.); - регулировочного, предполагающего задания на устранение условного или заданного на тренажере отклонения технологического процесса и установление нормального режима работы; -диагностического, предполагающего поиск причины неисправности устройств. Если рассмотреть структуру деятельности мастера и учащихся в процессе предъявления и выполнения каждого из трех упражнений, то мы получим разновидность эвристического метода обучения. Итак, в методике производственного обучения применяются следующие методы: показ трудовых действий, диалогический, тренировочный, алгоритмический и эвристический.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|