Методические задачи диагностики профессиональных знаний и умений
Одним из важнейших структурных элементов процесса обучения является диагностика результатов профессионального обучения. Проверка и контроль знаний и умений на каждом уроке должны быть в центре внимания преподавателя и мастера производственного обучения. Структурная схема процесса обучения показывает, что проверка и контроль завершают процесс обучения, являясь очень важным блоком (рис. 24). Диагностика результатов обучения обеспечивает обратную связь, которая позволяет не только выявить уровень сформированности профессиональных знаний и умений учащихся, но и получить информацию о положительных и отрицательных сторонах методики профессионального обучения. Преподаватель может переоценить умственное развитие своих учеников и ставить перед ними завышенные цели, недооценить трудности отдельных тем содержания программы и выбрать методы и формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые не способствуют достижению планируемого уровня знаний и умений.
Рис. 24. Структура процесса обучения Для учащихся начального профессионального образования проверка знаний и умений является источником эмоциональных переживаний. Учащийся удовлетворен, когда все задания контрольной работы или практического занятия выполнены, и искренне радуется, когда оценка преподавателя совпадает с самооценкой. И, наоборот, огорчается, а иногда теряет интерес к обучению, если проверка знаний и умений не дает ожидаемых результатов. Поэтому важное значение приобретают методические задачи, которые стоят перед преподавателем и мастером производственного обучения. Методические задачи разрабатываются на основе ряда функций.
В теории профессионального обучения (дидактике) выделены следующие функции диагностики знаний и умений: -контролирующая — состоит в выявлении уровня сформированных знаний, умений и навыков учащихся, предусмотренных программой; -обучающая — заключается в совершенствовании знаний и умений в процессе проверки, развитии мышления и памяти учащихся; -воспитывающая — реализуется при формировании у учащихся ответственности, понимания важности трудолюбия, дисциплины труда в процессе обучения. Таблица 14 Система функций и методических задач
Оценка трудолюбия и аккуратности выполнения работы
| Каждая из перечисленных выше функций конкретизируется в методических задачах, которые решает преподаватель или мастер производственного обучения (табл. 15). В зависимости от того, какой объем изученного материала охватывает проверка в процессе изучения курса, различают следующие виды проверки: - текущую, сопровождающую повседневную учебно-познава -тематическую, охватывающую систему уроков по определенной теме программы; - периодическую, относящуюся к содержанию материала, изученного в определенный период обучения (полугодие, курс); - заключительную (итоговую), охватывающую весь материал учебного предмета. В основу такой классификации положены два признака: деление учебного материала на темы и организационное деление учебного времени на периоды обучения. По охвату учащихся в единовременном акте проверки различают: - индивидуальную проверку (участвуют преподаватель и учащийся); - групповую (охватывается часть учащихся группы); - фронтальную (участвуют все учащиеся). 5.1.2. Методы устной проверки знаний и умений Главное достоинство устной формы проверки знаний и умений — непосредственный контакт между учащимся и преподавателем. Такой контакт дает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей учащихся, корректировки их знаний, обучения логически грамотному построению ответов, правильному применению технической терминологии. В то же время преподаватель испытывает ряд методических затруднений, которые связаны: - с отбором содержания и постановкой вопросов; -потерей внимания всей группы при ответе одного учащегося; - нехваткой времени для опроса всех учащихся на уроке. Поэтому к проведению устного опроса преподаватель должен тщательно готовиться, заранее сформулировать вопросы, определить требования к ответам учащихся. Нельзя забывать, что функции диагностики знаний, умений и навыков (контролирующая, обучающая, воспитывающая) будут выполнены, если учащийся полностью раскроет свои знания. Для этого необходимо четко формулировать вопросы, делать это в непринужденной атмосфере взаимного доверия, добиваться точного ответа на поставленный вопрос.
На уроках изучения технических дисциплин устная проверка знаний осуществляется в виде фронтальной и индивидуальной проверки. При фронтальной устной проверке за короткое время проверяются знания учащихся всей группы по определенной теме. Фронтальную устную проверку проводит преподаватель или мастер производственного обучения для выяснения готовности группы к изучению нового материала, определения уровня сформированное™ понятий, выполнения домашнего задания, поэтапного усвоения учебного материала. При фронтальной устной проверке преподаватель обращается с вопросом ко всей группе, но спрашивает одного учащегося. Какими должны быть вопросы? Исходить необходимо из содержания темы и цели проверки: за короткое время определить состояние фуппы в целом, т.е. опросить большую часть группы. Это возможно, когда вопросы не требуют для обдумывания длительного времени и предполагают короткий ответ. В процессе фронтальной проверки преподаватель может выявить знание законов техники, принципа действия и конструкции технического устройства, математического описания параметров технического объекта или системы и режимов работы, единиц измерения физических величин. При фронтальной проверке перед преподавателем стоят следующие методические задачи: -установление факта знания или незнания учебного материала; - проверка понимания учебного материала; - выяснение причин непонимания; -устранение причин непонимания учащимися сущности формируемых технических понятий. Одним из требований является тщательное обдумывание вопросов фронтальной проверки. Сможет ли учащийся ответить на данный вопрос? Почему вопрос может вызвать затруднение? Какие при этом следует задать уточняющие вопросы, чтобы ликвидировать непонимание? Таким образом, на стадии разработки структурно-логической системы учебного материала преподаватель обдумывает группу вопросов, необходимых для усвоения и осознания данного материала учащимися. Проиллюстрируем сказанное на примере проведения фронтальной проверки усвоения закона Ома для цепи переменного тока, содержащей емкостное сопротивление. Исходя из логики изложения учебного материала и требований программы для проверки знаний учащихся целесообразно задать следующие вопросы и задания.
1. Сформулируйте закон Ома для цепи переменного тока, содержащей емкостное сопротивление. 2. Запишите математическое выражение закона. 3. От каких параметров цепи зависит сила тока? 4. Зависит ли сила тока от частоты питания электрической цепи? 5. Как зависит сила тока в цепи от емкости конденсатора? 6. Напряжение питающего генератора увеличилось в 4 раза, емкостное сопротивление осталось прежним, изменится ли сила тока? 7. Как изменится сила тока цепи? Преподаватель использует разные приемы фиксации ответов учащихся. Некоторые преподаватели отмечают их в тетрадях. В учебном пособии для учителей физики рассматривается следующий прием. Разделить лист бумаги, наклеенный на картон, на три части, каждая из которых соответствует ряду столов в кабинете. Обозначить на листе столы и написать инициалы учащихся. В процессе фронтальной проверки преподаватель карандашом делает пометки о качестве ответа, например: «+» — ответ полный, «±» — ответ неточный, «-» — ответ неправильный. На основании этих пометок ставится оценка в журнале. Очень важно, чтобы учащиеся знали, за что и какую оценку поставил преподаватель в журнал. С этой целью необходимо подводить итоги опроса. Преподаватель в процессе подведения итогов обращает внимание учащихся на те вопросы, в ответах на которые были допущены ошибки. Закономерен вопрос: сколько вопросов необходимо задать учащимся, чтобы поставить оценку? Не следует торопиться оценивать один ответ учащегося. В этом случае большая вероятность случайности. Педагогическая практика показывает, что оценивать целесообразно ответы на три вопроса, причем учитывать правильный, неправильный и неточный ответы. Обратив внимание на пробелы в знаниях, преподаватель должен возвратиться к демонстрационному эксперименту или заострить внимание учащихся на конспекте по данному материалу и обратиться к таблицам, где представлены значения параметров, измеренные в ходе опыта, и т.д. В процессе проведения фронтальной групповой проверки начинающий преподаватель испытывает два больших затруднения. Первое заключается в том, что сложно представить, сколько необходимо опросить учащихся, чтобы быть уверенным, что группа в целом материал усвоила. Второе состоит в том, как запомнить ответы учащихся и правильно их оценить по результатам фронтальной проверки. В связи с этим приведем прием, который описан в методической литературе и будет полезным начинающим педагогам.
Для того чтобы составить представление об усвоении темы всей группой, удобно использовать следующий прием. Преподаватель опрашивает учащихся, сидящих в одном ряду друг за другом. Как правило, они имеют разный уровень обученности, степень внимания, способности и т.д. Если на вопрос по рассмотренной теме ответили семь-восемь учащихся из десяти, то результат неплохой. Преподаватель может перенести этот вывод на уровень знаний (или незнаний) всей группы. Для экономии времени можно разрешить учащимся отвечать сидя. Важно, чтобы учащиеся чувствовали, что ни один их ответ преподаватель не оставит без внимания. Не нужно скупиться на одобряющие реплики: «Хорошо сегодня отвечаешь», «Молодец, правильно выучил закон», «Еще один такой же удачный ответ, и будет пятерка» и др. В то же время не следует торопиться ставить неудовлетворительную оценку. Лучше сказать учащемуся: «Жаль, что я не услышал от тебя сегодня правильного ответа. Подучи. Обязательно задам еще один вопрос» и т.д. Кроме фронтальной проверки знаний для контроля используется индивидуальная проверка. Индивидуальная устная проверка позволяет выявить правильность ответа, его полноту, оценить логичность изложения и культуру речи учащихся. Эта форма проверки используется в основном в теоретическом обучении при текущем и тематическом контроле знаний. При такой форме проверки учащиеся должны дать ответ на вопрос в виде развернутого рассказа, привести необходимые математические выражения, вычертить необходимые схемы, графики, поставить учебные эксперименты и т.д. Индивидуальная устная проверка открывает большие возможности для обучения учащихся поиску ошибок в ответах товарищей. Умение отыскать ошибку способствует формированию навыков самопроверки. Для уплотнения времени проверки необходимо вызвать одновременно несколько учащихся, например троих (сидящих в разных рядах); слушать их ответы и наблюдать за действиями будут учащиеся, сидящие в соответствующих рядах. В этом случае проверка становится более интересной, в нее вносится элемент соревнования: кто правильнее и быстрее выполнит задание. Рассмотрим технологию проведения индивидуальной устной проверки знаний учащихся. Она состоит из пяти этапов. Первый этап— постановка задания, вызов учащихся для ответа к доске. Преподаватель сообщает учащимся цель проверки (актуализировать опорные понятия, повторить домашнее задание, обобщить и т.д.) и задает вопрос (дает задание), делает паузу для того, чтобы каждый учащийся смог сосредоточиться. Затем преподаватель вызывает одного учащегося к доске отвечать, а группе (пока вызванный идет к доске) задает следующий вопрос для индивидуального ответа. Для учащегося, вызванного к доске, необходимо повторить вопрос или дать карточку с формулировкой вопроса или задания. Следует его спросить, знает ли он ответ (этот вопрос позволяет сэкономить время урока, если вызванный учащийся не готов к ответу или выполнению задания). Если учащийся не готов, то следует сразу же вызвать друго- го. Вызванному учащемуся указываются место для ответа на доске, время подготовки, оборудование для постановки опыта, если в этом есть необходимость. Затем к доске вызывается второй учащийся для ответа на второй вопрос или выполнения второго задания, а группе задается третий вопрос, со вторым учащимся уточняются все подробности его опыта. Практика показывает, что целесообразно к доске одновременно вызывать не более трех-четырех человек. Второй этап— подготовка учащихся к ответу. Подготовка заключается в обдумывании плана ответа, его оформления (запись основных формул, вычерчивание принципиальной схемы электрической цепи, построение графиков и т.д.). Даже если учащиеся при ответе будут пользоваться готовыми опорными конспектами, им необходимо подумать над планом ответа. Время для подготовки первого учащегося обычно ограничено 3 — 5 минутами, второму и третьему дается значительно больше времени, поэтому первому учащемуся лучше задать вопрос или задание, требующее меньшего времени для ответа. Во время подготовки учащихся преподавателю можно рекомендовать провести небольшую фронтальную беседу или фронтальный опрос. При этом преподавателю необходимо знать такое место в кабинете, с которого хорошо было бы видно всех учащихся. Третий этап — слушание ответа учащегося. После того как учащийся подготовился у доски, преподаватель предлагает выслушать ответ. При этом для привлечения внимания к ответу и активизации умственной деятельности учащихся преподаватель использует прием, который называется «установка на слушание». Например, для установки на слушание преподаватель предлагает: -выслушать ответ учащегося и дополнить его; - выслушать ответ и дать на него рецензию; - выслушать ответ и пояснить план ответа, предложить свой; - выслушать ответ и задать вопросы по доказательству основных положений объяснения. Во время ответа учащегося преподавателю лучше отойти от доски подальше, чтобы хорошо видеть работу всей группы. Для объективности проверки знаний учащегося важно, чтобы ответ учащегося никто не прерывал, не отвлекал внимание отвечающего. Четвертый этап — обсуждение ответа. Следует обсудить полноту и глубину ответа. В ходе этого этапа необходимо отметить положительные стороны ответа, а также узнать основные недостатки. Время, отводимое на данный этап, зависит от бюджета времени, качества ответа и целей, которым следует преподаватель. Пятый этап — выставление оценок. Подводя итоги ответа учащегося, преподаватель выставляет оценку в журнал. При этом оценивает значение не только учащегося, который был вызван к доске, но и тех, кто участвовал в дополнениях, обсуждениях и анализе ответа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|