Письменная проверка профессиональных знаний и умений
Письменная проверка получила широкое распространение на уроках теоретического обучения благодаря своим преимуществам. Во-первых, письменная проверка позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно. Во-вторых, результаты рассматриваемого вида проверки дают возможность педагогу анализировать развитие учащихся, выявлять ошибки, а следовательно, объективно оценивать достоинства и недостатки применяемой методики. В-третьих, письменная проверка позволяет выявить знания, умения на I —IV уровнях. Как и любой другой метод, письменная проверка имеет недостатки. Главный недостаток состоит в том, что отсутствует непосредственный контакт между преподавателем и учащимся, в результате преподавателю труднее наблюдать за логикой ответа учащегося. Преподавателю приходится затрачивать большое количество времени для проверки работ учащихся. Одной из форм письменной проверки является технический диктант. Технические диктанты дают возможность подготовить учащихся к усвоению нового материала, решению задач, провести обобщение изученного и т.д. По форме технический диктант представляет перечень вопросов, которые диктует преподаватель учащимся и на которые они сразу не должны писать ответ. На технические диктанты целесообразно выносить вопросы, ответы на которые требуют примерно одинакового и небольшого по длительности промежутка времени от всех учащихся, независимо от уровня знаний предмета. Диктанты должны снять часть нагрузки с других форм проверки знаний. Перечень вопросов, которые целесообразно выносить на электротехнический диктант: -буквенное обозначение физических величин;
- определение физических величин, единиц измерения; - формулировка законов, математическое выражение зависимости между параметрами технических объектов; - графическое представление связи между параметрами технических объектов и т.д.; - назначение измерительных приборов, описание правил работы с ними. Приведем пример электротехнического диктанта по теме «Электрические цепи переменного тока»: «Катетами треугольника напряжений на... напряжение, а напряжение источника есть... Емкостное сопротивление обратно пропорционально... Чем больше емкость конденсатора, тем его сопротивление..., чем меньше частота тока, тем емкостное сопротивление...». Рассмотрим технологию проведения технического диктанта. До начала изучения необходимо пометить вопросы, знание которых целесообразно проверить у каждого учащегося в форме диктанта, продумать, сколько диктантов будет проведено при изучении данной темы, установить длительность каждого диктанта, составить его текст. Методика проведения технических диктантов несложна. Вопросы учащимся, как правило, диктует преподаватель или используется магнитофонная запись, время ответа строго регламентируется (1 минута), число вариантов — один или два. Практика проведения физических диктантов в средней школе показывает, что вопрос диктанта достаточно повторить два раза. Услышав вопрос первый раз, учащиеся уясняют его суть, повторение вопроса дает возможность уточнить его. Преимущество использования аудиозаписи состоит в том, что преподаватель получает возможность наблюдать за работой всей группы, этим увеличивается объективность оценки; кроме того, можно неоднократно применять одну и ту же завись. Целесообразно научить учащихся приемам расчета своей оценки за диктант. Если вопросы диктанта равноценны, их можно оценивать долями балла, например 0,5, если диктант состоит из десяти вопросов. После диктанта можно дать учащимся правильные ответы, а затем попросить рассчитать оценку и сообщить, кто и какие оценки получил за диктант.
Контрольные работы по теоретическим дисциплинам проводятся с целью определения умений учащихся применить полученные знания к решению задач определенного типа. Содержание контрольных работ составляют задачи текстовые, экспериментальные. Контрольные работы— обязательная и систематическая форма проверки и учета знаний и умений учащихся. Их следует проводить по основным темам технических предметов. Для объективного получения результатов контрольной работы необходимо сообщить учащимся типы задач, выносимые на нее, нормы оценок. Эта психологическая подготовка учащихся к работе повышает их ответственность за результаты, приучает их к планированию своей деятельности. Одним из вопросов, который решает преподаватель при подготовке к контрольной работе, является количество вариантов. В практике используются 2, 4, 6, 8 и более вариантов контрольной работы. Однако большое количество вариантов приводит к увеличению затрат времени на их составление, при этом нужно подобрать много вариантов одинаковой сложности. Перечисленные трудности объективны, но их необходимо преодолеть. Какое же количество вариантов можно считать оптимальным? На наш взгляд, в первые годы работы можно ограничиться двумя — четырьмя вариантами. По мере того как преподаватель нарабатывает методический материал, число вариантов увеличивается. С накоплением опыта возможно проведение «уровневой» контрольной работы. «Уровневая» контрольная работа дает учащимся возможность выбора того варианта, в выполнении которого он уверен. В этом случае преподаватель одновременно предлагает три текста контрольной работы по теме, разъясняя, что полное и правильное выполнение каждой обеспечивает получение оценок 3, 4, 5. Использование «уровневой» контрольной работы будет успешным, если в процессе овладения методикой решения задач ставить учащихся перед выбором задания. При другой методике учащимся указывается время, необходимое для выполнения задания, или указывается трудность задачи в баллах. При такой организации самостоятельной работы учащиеся смогут проконтролировать себя. Предлагаем подумать над таким вопросом: как поступить, если учащиеся выбрали более легкий вариант, выполнили его и у них осталось время?
Рассмотрим элементы методики подготовки контрольной работы. 1. Важно определить цель контрольной работы. Контрольная работа может быть направлена на выявление уровня сформированное™ умений по решению задач определенного типа. В этом случае она бывает кратковременной. Контрольная работа проводится после изучения большой темы или раздела, тогда проверяется система умений по расчету задач нескольких типов. 2. Число задач в контрольной работе зависит от требований программы, цели которой ставит преподаватель. Не следует в контрольную работу включать теоретический вопрос. Он требует много времени на обдумывание и ответ. Ответить на теоретический вопрос учащиеся зачастую не могут, потому что письменная речь у них плохо развита. Рекомендуется в контрольную работу включать 3 — 4 задачи. 3. Контрольная работа может быть комплексной, направленной на проверку знаний по физике, общеотраслевым и специальным предметам. В этом случае ее содержание обсуждается с преподавателем указанных дисциплин и оценка выставляется за каждый элемент знаний. 4. Содержание контрольной работы должно быть разнообразным. Это означает, что контрольная работа должна включать задачу на расчет параметров технических объектов, задачу на графическое построение (например, на построение векторных диаграмм), экспериментальную задачу (фрагмент лабораторной работы и т.д.). К неписьменной форме контроля технических знаний относятся рефераты, которые используются для обобщения знаний, знакомства с историей науки. Подвести итоги работы учащихся над рефератом можно на специальном семинаре или на уроке.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|