Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тесты. Классификация тестов




Тест — это испытание обучаемого с целью выявления уровня сформированности знаний и умений, применяемое в соответствии с методикой измерения уровня знаний и оценки результатов.

Тест состоит из задания, которое выдается учащемуся, и эта­лона ответа, который остается у преподавателя.

Эталон — это правильный и полный ответ или метод выполне­ния заданной деятельности. Наглядным выражением структуры теста может быть следующая запись:

т = з + э,

где Т — тест, 3 — задание, Э — эталон.

Преподаватель, сверяя пооперационно ответ учащегося с эта­лоном, приходит к выводу о качестве выполненного теста. Тест, лишенный эталона, превращается в обычное задание, решение о качестве выполнения которого принимается на основе субъектив­ного мнения преподавателя. Зная число существенных операций (р) в наборе тестов и проверив ответ учащегося, можно опреде­лить по эталону число правильно выполненных учащимся опера­ций (а) и вычислить коэффициент усвоения знаний учащихся.

Коэффициент усвоения. Коэффициент усвоения — показатель обученности учащегося по предмету. Он вычисляется по следую­щей формуле:

р

где К — коэффициент усвоения знаний.

О < К< 1. Если К> 0,7, то делают вывод, что процесс обучения можно считать завершенным. Учащиеся уверенно решают задачи заданного уровня усвоения, способны к сохранению знаний, са­мостоятельно ищут способ исправления ошибок. Если К < 0,7, то учащийся в последующей своей учебной деятельности системати­чески совершает ошибки и не способен их исправить из-за неуме­ния их находить.

В обучении применяются самые разнообразные тесты. Ниже мы приводим традиционную классификацию тестов по уровням ус­воения знаний учащимися и методику их конструирования.


5.2.2. Конструирование тестов по уровням усвоения

Для проверки усвоения учебной информации на первом уров­не должны использоваться тесты, требующие выполнения дея­тельности по узнаванию изучаемого объекта.

В тестах первого уровня выполняется алгоритмическая репродуктивная деятельность с подсказкой, так как правильный ответ содержится в самом задании.

Тесты на опознание. В них одна существенная операция — вы­бор из альтернативы «ДА» —«НЕТ», т. е. р = 1. Например:

Является ли асинхронный двигатель электрической машиной пере­менного тока?

Эталон: «ДА»,р= 1.

Тесты на различие. Этот вид тестов отличается от тестов на опознание тем, что их выполнение осуществляется в условиях поиска, создаваемого рядом стоящими вариантами ответов. На­пример:

В каких единицах измеряется частота звукового сигнала в электриче­ской цепи?

Варианты ответов: а) В; б) Вт; в) кОм; г) Гц; д) А. Эталон: г) Гц, р= 1.

Тесты-классификации. Разновидностью тестов на различие являются тесты-классификации. В них соединены несколько тес­тов на различие. Например:

Укажите, какие из перечисленных формул расчета сопротивления цепи относятся к соответствующим электрическим цепям.

Формулы: Электрические цепи:

1) RyR2 /Я, + Я2; a) цепи переменного тока, содержащие

2) Vr1

последовательно соединенные Я, L, С-эле-
менты;
+ Хс\ 5) цепь переменного тока, содержащая

конденсатор;

3) \/(2nfC)\ в) цепь постоянного тока, содержащая

,-------------------- параллельно соединенные резисторы;

4) JR2 + (XLс); г) цепь переменного тока, содержащая

последовательно соединенные R- и С-эле-менты.

Эталон: 1 — в; 2 — г; 3 — б; 4 — а.

В тесты второго у р о в н я включаются специальные зада­ния для проверки знаний, позволяющие воспроизвести инфор­мацию по изучаемым учебным элементам без опоры на помощь и подсказку извне.

Тесты подстановки. Наиболее простыми являются тесты-под­становки. В них, как правило, бывают пропущены ключевые по-


нятия, фразы, формулы или другой какой-либо существенный элемент текста. Например:

Опишите конструкцию геркона (рисунок). 2 Q Q 1

1.

2. _________________________________ с=£=12£э

3. _____________________________________

4. ___________________________________________ _____ 4-

Эталон: 1 — контакт; 2 — контакт; 3 — корпус; 4 — катушка; р = 4.

Конструктивный тест. Другая разновидность тестов второго уров­ня — конструктивный тест. В него включаются задания, требую­щие самостоятельного конструктивного ответа: воспроизвести формулировку; дать характеристику; написать формулу; проана­лизировать явление; выполнить принципиальную схему. Напри­мер:

Дайте определение усилителя низкой частоты. Возможный эталон: усилителем низкой частоты называется устрой­ство, предназначенное для повышения мощности входного сигнала.

В эталоне теста второго уровня существенную роль играет логи­ка операций, с которыми может быть сопоставлен ответ испыту­емого.

Тест-типовая задача. Он характеризуется тем, что содержит условия, необходимые для решения, т.е. данные и требования того, что необходимо найти в ходе решения задачи. Алгоритм решения задачи может быть найден из известных формул. Эталон такого задания представляет рациональную последовательность всех опе­раций. Например:

Первичная обмотка автотрансформатора имеет 1 000 витков, он вклю­чен в сеть переменного тока 220 В. Какое напряжение можно получить во вторичной обмотке с числом витков 10, 100, 500?

Эталон: 2,2 В; 22 В; 110 В.

Все тесты второго уровня позволяют воспользоваться заранее приготовленным эталоном, что является необходимым условием объективности в оценке знаний учащихся.

Тесты третьего уровня используются тогда, когда тре­буется определить умение учащихся выполнять предварительные преобразования с условиями задачи и методиками их решения. Тестами третьего уровня являются нетиповые задачи, требующие эвристической деятельности по применению знаний на практике. Материалом для создания тестов третьего уровня могут быть зада­чи практического содержания или задачи с межпредметными свя­зями. Число существенных операций в тестах третьего уровня оп­ределяется по эталону.

Тест-нетиповая задача. Это разновидность тестов третьего уровня. Решение нетиповой задачи состоит, по существу, в сведении ее к


5 Эрганона



типовой задаче путем преобразования известных формул или на­хождения алгоритма решения. Например:

Четырехпроводная осветительная сеть получает питание по кабелю с линейным напряжением 380 В. В каждой из фаз А и В включено по 44 лампы, мощность одной лампы Р = 100 Вт. Определить токи в проводах кабеля до и после обрыва фазы А.

Мы не приводим здесь эталон, предоставляя возможность уча­щемуся самому найти правильное решение.

Тест «черный ящик». В него, как правило, включена проблем­ная ситуация, решение которой содержится в известных для уча­щихся материалах (знаниях и умениях). Опираясь на них, учащи­еся решают предложенное задание. Например:

Определите то, что находится в «черном ящике». «Через меня пропускают переменный ток. Чем больше его частота, тем меньше я сопротивляюсь его прохождению». Эталон: конденсатор.

Тестов последующего уровня в педагогической практике не существует, так как они характеризуются тем, что выявляют уме­ния учащихся ориентироваться и принимать решения в новых проблемных ситуациях. Как правило, может быть несколько ре­шений проблемной ситуации, поэтому эталон к таким тестам очень трудно создать.

С помощью тестов преподаватель может выявить професси­ональные знания и умения, а, рассчитав коэффициент усвоения, он измерит уровень сформированности знаний и умений. На основе коэффициента усвоения можно оценить знания и умения по удобной шкале оценки знаний учащихся.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...