Тесты. Классификация тестов
Тест — это испытание обучаемого с целью выявления уровня сформированности знаний и умений, применяемое в соответствии с методикой измерения уровня знаний и оценки результатов. Тест состоит из задания, которое выдается учащемуся, и эталона ответа, который остается у преподавателя. Эталон — это правильный и полный ответ или метод выполнения заданной деятельности. Наглядным выражением структуры теста может быть следующая запись: т = з + э, где Т — тест, 3 — задание, Э — эталон. Преподаватель, сверяя пооперационно ответ учащегося с эталоном, приходит к выводу о качестве выполненного теста. Тест, лишенный эталона, превращается в обычное задание, решение о качестве выполнения которого принимается на основе субъективного мнения преподавателя. Зная число существенных операций (р) в наборе тестов и проверив ответ учащегося, можно определить по эталону число правильно выполненных учащимся операций (а) и вычислить коэффициент усвоения знаний учащихся. Коэффициент усвоения. Коэффициент усвоения — показатель обученности учащегося по предмету. Он вычисляется по следующей формуле: р где К — коэффициент усвоения знаний. О < К< 1. Если К> 0,7, то делают вывод, что процесс обучения можно считать завершенным. Учащиеся уверенно решают задачи заданного уровня усвоения, способны к сохранению знаний, самостоятельно ищут способ исправления ошибок. Если К < 0,7, то учащийся в последующей своей учебной деятельности систематически совершает ошибки и не способен их исправить из-за неумения их находить. В обучении применяются самые разнообразные тесты. Ниже мы приводим традиционную классификацию тестов по уровням усвоения знаний учащимися и методику их конструирования.
5.2.2. Конструирование тестов по уровням усвоения Для проверки усвоения учебной информации на первом уровне должны использоваться тесты, требующие выполнения деятельности по узнаванию изучаемого объекта. В тестах первого уровня выполняется алгоритмическая репродуктивная деятельность с подсказкой, так как правильный ответ содержится в самом задании. Тесты на опознание. В них одна существенная операция — выбор из альтернативы «ДА» —«НЕТ», т. е. р = 1. Например: Является ли асинхронный двигатель электрической машиной переменного тока? Эталон: «ДА»,р= 1. Тесты на различие. Этот вид тестов отличается от тестов на опознание тем, что их выполнение осуществляется в условиях поиска, создаваемого рядом стоящими вариантами ответов. Например: В каких единицах измеряется частота звукового сигнала в электрической цепи? Варианты ответов: а) В; б) Вт; в) кОм; г) Гц; д) А. Эталон: г) Гц, р= 1. Тесты-классификации. Разновидностью тестов на различие являются тесты-классификации. В них соединены несколько тестов на различие. Например: Укажите, какие из перечисленных формул расчета сопротивления цепи относятся к соответствующим электрическим цепям. Формулы: Электрические цепи: 1) RyR2 /Я, + Я2; a) цепи переменного тока, содержащие
последовательно соединенные Я, L, С-эле- конденсатор; 3) \/(2nfC)\ в) цепь постоянного тока, содержащая ,-------------------- параллельно соединенные резисторы; 4) JR2 + (XL -Хс); г) цепь переменного тока, содержащая последовательно соединенные R- и С-эле-менты. Эталон: 1 — в; 2 — г; 3 — б; 4 — а. В тесты второго у р о в н я включаются специальные задания для проверки знаний, позволяющие воспроизвести информацию по изучаемым учебным элементам без опоры на помощь и подсказку извне. Тесты подстановки. Наиболее простыми являются тесты-подстановки. В них, как правило, бывают пропущены ключевые по-
нятия, фразы, формулы или другой какой-либо существенный элемент текста. Например: Опишите конструкцию геркона (рисунок). 2 Q Q 1 1. 2. _________________________________ с=£=12£э 3. _____________________________________ 4. ___________________________________________ _____ 4- Эталон: 1 — контакт; 2 — контакт; 3 — корпус; 4 — катушка; р = 4. Конструктивный тест. Другая разновидность тестов второго уровня — конструктивный тест. В него включаются задания, требующие самостоятельного конструктивного ответа: воспроизвести формулировку; дать характеристику; написать формулу; проанализировать явление; выполнить принципиальную схему. Например: Дайте определение усилителя низкой частоты. Возможный эталон: усилителем низкой частоты называется устройство, предназначенное для повышения мощности входного сигнала. В эталоне теста второго уровня существенную роль играет логика операций, с которыми может быть сопоставлен ответ испытуемого. Тест-типовая задача. Он характеризуется тем, что содержит условия, необходимые для решения, т.е. данные и требования того, что необходимо найти в ходе решения задачи. Алгоритм решения задачи может быть найден из известных формул. Эталон такого задания представляет рациональную последовательность всех операций. Например: Первичная обмотка автотрансформатора имеет 1 000 витков, он включен в сеть переменного тока 220 В. Какое напряжение можно получить во вторичной обмотке с числом витков 10, 100, 500? Эталон: 2,2 В; 22 В; 110 В. Все тесты второго уровня позволяют воспользоваться заранее приготовленным эталоном, что является необходимым условием объективности в оценке знаний учащихся. Тесты третьего уровня используются тогда, когда требуется определить умение учащихся выполнять предварительные преобразования с условиями задачи и методиками их решения. Тестами третьего уровня являются нетиповые задачи, требующие эвристической деятельности по применению знаний на практике. Материалом для создания тестов третьего уровня могут быть задачи практического содержания или задачи с межпредметными связями. Число существенных операций в тестах третьего уровня определяется по эталону.
Тест-нетиповая задача. Это разновидность тестов третьего уровня. Решение нетиповой задачи состоит, по существу, в сведении ее к 5 Эрганона типовой задаче путем преобразования известных формул или нахождения алгоритма решения. Например: Четырехпроводная осветительная сеть получает питание по кабелю с линейным напряжением 380 В. В каждой из фаз А и В включено по 44 лампы, мощность одной лампы Р = 100 Вт. Определить токи в проводах кабеля до и после обрыва фазы А. Мы не приводим здесь эталон, предоставляя возможность учащемуся самому найти правильное решение. Тест «черный ящик». В него, как правило, включена проблемная ситуация, решение которой содержится в известных для учащихся материалах (знаниях и умениях). Опираясь на них, учащиеся решают предложенное задание. Например: Определите то, что находится в «черном ящике». «Через меня пропускают переменный ток. Чем больше его частота, тем меньше я сопротивляюсь его прохождению». Эталон: конденсатор. Тестов последующего уровня в педагогической практике не существует, так как они характеризуются тем, что выявляют умения учащихся ориентироваться и принимать решения в новых проблемных ситуациях. Как правило, может быть несколько решений проблемной ситуации, поэтому эталон к таким тестам очень трудно создать. С помощью тестов преподаватель может выявить профессиональные знания и умения, а, рассчитав коэффициент усвоения, он измерит уровень сформированности знаний и умений. На основе коэффициента усвоения можно оценить знания и умения по удобной шкале оценки знаний учащихся.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|