Разработка тестовых заданий
Педагогическая тестология в последнее время интенсивно развивается как прикладная отрасль научно-педагогических знаний. В развитии любой области научного знания важную роль играют базовые понятия. Основным понятием теории тестов является «педагогическое (учебное) задание». Задания могут формулироваться как в тестовой, так и в нетестовой форме. К заданиям в тестовой форме предъявляются следующие требования: - правильность предметного содержания задания; -логичность высказывания; - правильность формы; - краткость; - наличие определенного места для ответов; - правильность расположения элементов задания; - одинаковость правил оценки ответов; - одинаковость инструкции для всех испытуемых; - адекватность инструкции форме и содержанию задания. По типу ответов выделяют две большие группы тестовых заданий: открытой и закрытой формы. Задания открытой формы сформулированы так, что готового ответа нет, а испытуемые должны вписать ответы самостоятельно в отведенном для этого месте. Если в заданиях предусмотрены готовые варианты ответов, то такую форму заданий можно назвать закрытой. Задания закрытой формы могут иметь разнообразную внутреннюю конструкцию. Придерживаясь предложенной классификации, рассмотрим различные конструктивные формы, их достоинства и недостатки, область применения тестовых заданий открытой и закрытой формы. Задания открытой формы. Они относятся к наиболее распространенным формам учебных заданий. Учебные задания такого типа постоянно используются в учебном процессе — во время изложения нового материала, для активизации когнитивной деятельности учащихся, в процессе устного и письменного контроля. В заданиях открытой формы нет готовых ответов. Испытуемый должен самостоятельно дополнить недостающий элемент, свидетельствующий о его знании соответствующего раздела темы. Само задание формулируется в форме вопроса или высказывания. Для выполнения задания открытой формы необходимо продолжить (дополнить) недостающую часть утверждения для того, чтобы оно стало истинный. Вместе с тем у заданий открытой формы есть несомненные достоинства, благодаря которым данная форма используется в тестовом контроле:
- нет возможности угадывать правильный ответ (вероятность угадывания правильного ответа особенно высока при проведении итогового контроля); -задания открытой формы удобно использовать при диагностике стандартизированного объема учебных элементов по учебной дисциплине, учебной эрудиции учащихся. Тестовые задания открытой формы состоят из следующих частей: инструкции, самого задания в утвердительной или вопросительной форме и эталона правильного ответа. В инструкции к заданию содержатся указания, какие действия должен выполнить испытуемый для успешного решения данного задания. Инструкция должна быть краткой. В инструкции, по возможности, следует использовать простые предложения, избегая сложных конструкций, причастных и деепричастных оборотов. Если это целесообразно, можно привести примеры выполнения задания с аналогичной инструкцией. На этапе апробации теста имеет смысл оценить качество инструкций, понимание их испытуемыми. Если учащиеся не понимают, что от них требуется выполнить в задании, значит, инструкцию необходимо пересмотреть. Для однотипных заданий часто используется одна инструкция. Следом за инструкцией располагается смысловая часть задания, с помощью которой проверяется знание испытуемым соот- ветствующего объема учебного материала. В заданиях открытой формы в этой части предусматривается пустое место для ответа испытуемого.
Эталон ответа представляет собой недостающее в задании слово, словосочетание, дату, число, буквенное обозначение физической величины и т.д., т.е. данные, которые должен вписать в задание испытуемый, чтобы предлагаемое утверждение стало истинным. Наличие эталонов ответов позволяет оптимизировать процесс проверки выполненных учащимися тестов. Рассмотрим несколько примеров заданий открытой формы. Задания на дополнение или вставку. Дополните: Водно- и водно-дисперсионные краски — это лакокрасочные матери Эталон: воду. Дополните: Намагниченные стальные пластины в МПТ называют_____. Эталон: полюсом. Наиболее эффективными (с точки зрения количества проверяемых учебных единиц в единицу времени) являются открытые задания в виде таблиц. В этом случае формулировки получаются однотипными, компактными и более понятными для испытуемых. Заполните таблицу:
Эталон: 1------- 1|—; 2------- 1— \-: 3 — -Г^^ГЛ-. Задания на свободное изложение. Для выполнения такого рода заданий необходимо самостоятельно найти конструктивное решение: воспроизвести формулировку, дать характеристику, написать формулу, проанализировать явление, выполнить принципиальную схему и т.д. Например: Дополните: Выпрямительные диоды используют для___________. Эталон: выпрямления переменного тока. Дополните: Частота вращения якоря МПТ вычисляется по формуле__________. 60f Эталон: ------. 2я Задания с код иро в кой. Задания с кодировкой используются в том случае, когда проверяются номенклатурные знания, т.е., выполняя задание, учащиеся должны перечислить какие-либо свойства, явления, факты, конструктивные части устройства и т.д., при этом возможны различной полноты правильные ответы. В связи с этим возникает проблема адекватности оценок. Например, если испытуемый перечисляет пять из семи правильных ответов, то оценивать его ответ как верный или как неверный? Для такого рода заданий предлагается использовать кодировку. Кодируется количество баллов, выставляемых ученику в зависимости от полноты его ответа. Например:
Дополните: К конструктивным элементам термического конденсатора относятся Эталон: выводы, вольфрамовая вставка, корпус, диэлектрик, токопро-водящие пластины. Кодировка осуществляется различными способами. Например: два правильных ответа — 1 балл; три-четыре правильных ответа — 2 балла; пять правильных ответов — 3 балла. Можно за каждый правильный ответ присваивать 0,5 балла. Тестовые задания закрытой формы. Закрытые формы тестовых заданий содержат следующие конструктивные элементы: инструкцию, формулировку самого задания (предпочтительнее в утвердительной форме), варианты ответов и эталон. Таким образом, закрытые формы тестовых заданий отличаются от открытых наличием готовых вариантов ответов, из которых учащийся должен выбрать правильный (правильные). Вместе с тем закрытые тестовые задания могут иметь разнообразную внутреннюю конструкцию при сохранении общего дидактического смысла. Это позволяет создать различные варианты теста на одном и том же дидактическом материале, но с различными количественными и качественными характеристиками. В зависимости от целей тестирования, возможностей и опыта разработчика в тесте могут быть использованы разнообразные конструкции тестовых заданий закрытой формы. Далее рассмотрим некоторые из них. В наиболее распространенном виде тестовых заданий закрытой формы предлагается несколько вариантов ответов (от 2 до 5), среди которых один верный. Неправильные, но правдоподобные ответы в зарубежной литературе называются дистракторами (от англ. to distract — отвлекать). В общем случае, чем лучше подобраны дистракторы, тем лучше задание. Талант разработчика теста в первую очередь проявляется в разработке содержательно корректных и статистически эффективных дистракторов. Например: Выберите правильный вариант ответа: Ротор с рабочей обмоткой в МПТ называют 1)станиной 2)якорем 3) полюсом Эталон: 2.
Выберите правильный вариант ответа: Отключающим элементом разборного трубчатого предохранителя является 1)привод 2) плавкая вставка 3) разъединитель 4) контактный нож Эталон: 2. Особенность другого вида тестовых заданий закрытой формы состоит в следующем. Содержание каждого последующего ответа вбирает в себя (кумулирует) содержание предыдущих и, кроме того, содержит дополнительную информацию, причем самый полный ответ не обязательно является правильным. Оптимальное количество ответов в указанных заданиях — два-три; в заданиях с четырьмя и более ответами принцип кумуляции используется довольно редко. Это прежде всего связано с громоздкостью получаемых заданий и, как следствие, снижением качества самого задания. Например: Выберите правильный и наиболее полный ответ: Конструктивными элементами термического конденсатора являются 1) выводы, вольфрамовая вставка 2) выводы, вольфрамовая вставка, диэлектрик 3) выводы, вольфрамовая вставка, диэлектрик, стабилизатор Эталон: 2 Выберите правильный и наиболее полный ответ: К специальным конденсаторам относятся 1) термический конденсатор, фотоконденсатор 2) термический конденсатор, фотоконденсатор, тензаконденсатор 3) термический конденсатор, фотоконденсатор, тензаконденсатор, лавинный конденсатор Эталон: 2. В следующих видах тестовых заданий при формировании ответов требуется знание сочетаний свойств, признаков, знаков и т.д. — обычно по два или по три. Такое построение ответов связано с тем, что иногда требуется малым количеством заданий охватить большой объем учебного материала. Практика к тому же показывает, что, если проверяется знание учащимися каких-либо свойств, конструктивных элементов, классификации технических устройств и т.д., эффективнее в каждый ответ включать не одно слово (свойство, признак), а несколько. При построении заданий по принципу сочетания дополнительно используется правило цепочки, когда последнее слово первого ответа становится первым словом второго и т.д. Например: Выберите правильный вариант ответа: Основными узлами АД являются 1) статор и обмотка 2) обмотка и контактные кольца 3) контактные кольца и ротор 4) ротор и статор Эталон: 4. Задания с несколькими правильными вариантами ответов. Помимо заданий с несколькими вариантами ответов, среди которых один правильный, выделяют задания, в которых допускается несколько правильных ответов из числа предложенных. Эти задания предназначены для проверки классификационных и номенклатурных знаний. Задания с одним правильным ответом отличаются от заданий с несколькими правильными ответами вероятностью угадывания правильного ответа и степенью сложности. Время, затрачиваемое на решение этих заданий, также различно. Это прежде всего связано с тем, что, когда учащемуся предлагается задание с несколькими правильными вариантами ответов, он находится в условиях неполноты информации, т.е. не знает, сколько правильных ответов имеется в задании, поэтому вынужден рассматривать каждый ответ. В случае, когда правильный ответ один, учащийся, найдя его, остальные может не рассматривать (если он уверен в правильности своего выбора).
Оценивание ответа учащегося осуществляется следующим образом: если испытуемый выбирает все правильные ответы, он получает 1 балл; в случае хотя бы одного ошибочного выбора, равно как и невыбора правильного ответа — 0 баллов. Тестовые задания на установление соответствия между элементами двух множеств. В заданиях на установление соответствия требуется связать между собой элементы двух множеств. Основными элементами такого рода заданий являются инструкция для испытуемых, состоящая из двух слов: «Установите соответствие», названия двух столбцов и составляющие их элементы. Одно из требований к заданиям на соответствие — это неодинаковое число элементов в правом и левом столбцах. Рекомендуется, чтобы число элементов правого столбца было больше (хотя бы на один), чем левого, так как в противном случае последнее задание будет выполняться методом исключения. Например: Установите соответствие: Режим работы АД: Относительное значение скорости скольжения S: 1) пуск двигателя а) 0,05 2) холостой ход б) 0,001—0,005 3) номинальная нагрузка в) 0,1—0,5 г) 1,0 Эталон: 1 г; 2 б; 3 а. Задания на установление правильной последовательности. Задания данного типа позволяют проверить знания, умения и навыки установления правильной последовательности различных действий, операций, расчетов, связанных с выполнением профессиональных обязанностей, служебных инструкций, правил техники безопасности и многих других видов деятельности, где существуют эффективные алгоритмы деятельности. Задания на установление правильной последовательности позволяют контролировать процесс профессионального становления и вносить в него, по мере необходимости, те изменения, которые способствуют качеству подготовки специалистов. Область применения заданий на установление правильной последовательности не ограничивается профессиональным обучением. В данной форме можно выражать содержание многих, если не всех, учебных дисциплин, упорядочивать различные по своему содержанию учебные элементы, развивать навыки и оценивать умение устанавливать правильную последовательность: -исторических событий; - процессов производственной деятельности; - технологического цикла; - выполнения практических заданий (например, по математике, химии и т.д.); -этапов развития объектов и систем; - этапов построения цепочек рассуждения (в том числе при -проведения опыта, лабораторной работы и т.д. Задание данного типа состоит из следующих конструктивных элементов: 1) инструкции для испытуемых, имеющей следующий вид: «Установите правильную последовательность». Если данная форма является новой для учащихся, то инструкция сопровождается примером; 2) содержания задания, где дается указание на события (объекты), подлежащие упорядочению; 3) материала для ответа, представляющего собой неупорядоченный перечень самих событий (объектов); 4) эталона ответа. Отметим некоторые правила составления заданий на последовательность. 1. В задании не следует выстраивать слишком большие цепочки (оптимальное количество элементов, требующих упорядочения, — четыре-пять). Исключение составляют те задания, в которых требуется восстановить последовательность всего технологического цикла или перечня выполняемых работ, причем знание правильной последовательности профессионально необходимо специалисту. 2. Правильная последовательность элементов задания должна быть однозначной, т.е. внутри цепочки каждый элемент должен занимать только одно строго определенное место. Конкретным примером таких цепочек могут служить доказательства некоторых математических теорем, в которых изменение порядка рассуждений не сказывается на конечном результате. В таком случае можно просто изъять один из двух параллельных элементов из цепочки. Как уже указывалось выше, задания на установление правильной последовательности могут применяться для реализации двух функций — контролирующей и обучающей. Контролирующая функция этих заданий была описана ранее, что же касается обучающей функции, то задания этого типа могут применяться в тренажерных комплексах, в учебном моделировании, при формировании профессиональных навыков. Например: Установите правильную последовательность; Действия ОДП при отключении разъединителей и отделителей с дутьевыми приставками: A. Проверить нагрузку на присоединении B. Создать в резервуаре давление, соответствующее рабочему дав Г. Надеть диэлектрические перчатки, боты и стать подзащитный козырек Д. Проверить готовность к действию дутьевой приставки по наличию дутья Эталон: А, Д, В, Г, Б. Установите правильную последовательность: Действия ОДП при переводе присоединений с одной системы шин на Другую: A. Отключить АПВ шин Б. Убедиться в отсутствии напряжения в резервной системе шин B. Проверить путем наружного осмотра готовность резервной систе Г. Отключить шинные разъединители всех переводимых присоединений от освобождаемой системы шин Д. Включить шинные разъединители присоединений на резервную систему шин Е. Включить АПВ шин Ж. Убедиться по щитовым вольтметрам в отсутствии напряжения на освобожденной системе шин 3. Переключить питание цепей напряжения защит, автоматики и измерительных приборов на соответствующий трансформатор напряжения Эталон: В, Б, А, Д, 3, Г, Ж, Е. Задания на количественное сравнение. В заданиях на количественное сравнение учащимся предлагается сравнить две величины. Структура заданий данной формы содержит следующие элементы: 1) инструкцию для испытуемых, имеющую следующий вид: «Сравните данные, приведенные в колонках 1 и 2, и укажите правильный ответ»; 2) варианты ответов, из которых учащиеся выбирают правильный для всех предложенных заданий: а) данные, приведенные в колонке 1, больше данных, приве б) данные, приведенные в колонке 1, меньше данных, приве в) данные, приведенные в колонке 1, равны данным, приве 3) сами задания, представленные в виде таблицы. Величины 4) эталоны ответов. Сравните данные, приведенные в колонке 1 и 2, и укажите правильный ответ: A. Данные, приведенные в колонке 1, больше данных, приведенных в Б. Данные, приведенные в колонке 1, меньше данных, приведенных в колонке 2 B. Данные, приведенные в колонке 1, равны данным, приведенным в Г. Недостаточно информации для сравнения
Эталон: 1 — Б, 2 — Г. Этот пример фактически содержит два задания. В подобных случаях предлагается оценивать в 1 балл каждое из заданий таблицы; следовательно, максимально учащийся может получить за данное задание 2 балла. В таблицу рекомендуется включать не более 8—10 заданий, так как в противном случае можно ожидать появления ошибочных ответов, обусловленных утомляемостью учащихся. Достоинства заданий в такой форме очевидны, и прежде всего это компактность самого задания. Кроме того, формулировки вариантов ответов для всех заданий одни и те же и разработчику не нужно дополнительно работать над составлением дистракторов. Как недостаток можно отметить, что решение такого типа заданий весьма утомительно для тестируемых и поэтому их нельзя широко использовать. Задания на количественное сравнение могут иметь две колонки или дополняться еще одной колонкой, где содержится дополнительная информация. Задания на логическое сравнение. Структура задания на логическое сравнение имеет следующий вид: - инструкция: «Установите истинность или ложность утверждений, записанных в колонках 1 и 2, и укажите правильный ответ»;- - варианты ответов: а) оба утверждения истинны; б) истинно только утверждение, приведенное в колонке 1; в) истинно только утверждение, приведенное в колонке 2; г) оба утверждения ложны; д) невозможно установить истинность или ложность хотя - содержание задания (утверждения, определения, формулы и т.д.), записанное в двух колонках; - эталоны ответов. В заданиях данной формы содержание колонок 1 и 2 логически не связано между собой, поэтому можно заметить, что две колонки используются только лишь для большей компактности заданий. Если информационный объем теста не играет важной роли, то вместо приведенной структуры можно использовать следующую: - инструкция: «Определите истинность или ложность утверждения и укажите правильный ответ»; - варианты ответов: а) утверждение истинно; б) утверждение ложно; в) невозможно установить истинность или ложность утвер -содержание задания, данное в форме утверждений (высказываний, определений, формул и т.д.); - эталоны ответов. По существу, данная форма представляет собой разновидность альтернативных заданий, но вместо вариантов ответов типа «да» или «нет» используется приведенная выше структура. Основное преимущество данной формы — компактность формулировок. Приведем конкретные примеры. Установите истинность или ложность утверждений, записанных в колонках 1 и 2, и укажите правильный ответ: A. Оба утверждения истинны Б. Истинно только утверждение, приведенное в колонке 1 B. Истинно только утверждение, приведенное в колонке 2 Д. Невозможно установить истинность или ложность хотя бы одного из утверждений
Эталон: 1 Б, 2 В, 3 А, 4 Г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|