Государственного регулирования
Сущность демократического социального правового государства обусловливает необходимость проведения сильной социальной политики и использования действенного механизма ее реализации в целях более полного удовлетворения жизненных потребностей людей, улучшения условий и качества их жизни. Характер и направления социальной политики, а также средства и инструменты ее реализации задаются и формируются государством с учетом особенностей социальной сферы как объекта регулирования. Социальная направленность государственной деятельности является сущностной характеристикой государства с социально ориентированной моделью рыночной экономики. В Конституции Российской Федерации отмечено, что «государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях». Социальная сфера – одна из основных подсистем общества, сложный, интегрированный объект, требующий правильного понимания и представления. Часто социальную сферу отождествляют с ее очень важной, но все-таки составной частью – совокупностью учреждений непроизводственных отраслей народного хозяйства: образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения. Понятие социальной сферы значительно шире. Социальная сфера связана с человеком, его жизнедеятельностью, удовлетворением его разнообразных и разнонаправленных интересов и потребностей. С какой бы стороны мы не рассматривали социальную сферу, она связана с удовлетворением потребностей человека: материальных, духовных, интеллектуальных, существующих всегда во взаимозависимости.
Для характеристики социальной сферы используются различные, термины, например: «общественное благо», «качество жизни», «уровень жизни» и другие, каждый из которых подразумевает комплекс взаимоувязанных и взаимообусловленных компонентов, определяющих их основное содержание. Широко используемый термин общественное благо рассматривают как нечто более широкое, чем просто материальное благополучие. Общественное благо наряду с материальной составляющей включает и нематериальные компоненты: личное счастье, благополучие, удовлетворенность работой, условиями быта, своим местом в обществе и т.д. Если речь идет не об индивидуальном, а об общественном восприятии жизни, то есть общественном благополучии, то используют термин «качество жизни». Качество жизни характеризует, с одной стороны, субъекта общественной жизни и потребностей – человека (продолжительность жизни, уровень физического и психологического здоровья, образования, культурного и интеллектуального потенциала), а с другой – комфортность, уровень жизненных условий, состояние среды обитания людей. Данные показатели качества жизни населения включают в себя две группы: 1. Объективные показатели качества жизни (уровень жизни): - уровень доходов; - уровень потребления продуктов питания; - уровень и качество потребления непродовольственных товаров; - уровень и качество потребления услуг; - уровень и качество обеспечения населения услугами; - уровень и качество обеспечения населения объектами социальной инфраструктуры; - уровень и качество социального обеспечения; - уровень и качество здоровья; - уровень и качество рождаемости; - уровень и качество образования; - уровень и качество безопасности личности; - уровень и качество занятости населения, включая услуги труда; - уровень и качество окружающей среды в повседневной жизнедеятельности человека;
- уровень и качество обеспечения прав граждан (определяется на основе статистических данных).
2. Субъективные показатели качества жизни (то, как воспринимает каждый свою жизнедеятельность): - уровень культуры и нравственности; - уровень удовлетворенности граждан условиями жизнедеятельности в масштабе страны; - уровень удовлетворенности условиями жизнедеятельности в масштабе региона; - уровень удовлетворенности условиями жизнедеятельности в масштабе муниципального образования; - уровень удовлетворенности социально-психологическими отношениями на микроуровне; - уровень уверенности граждан в будущим. На этой основе можно вывести интегральный критерий качества жизни. Необходимо учитывать структуру данного индекса, чтобы не происходила компенсация дефицита по одному показателю и чрезмерное увеличение значения другого показателя. Уровень жизни отражает обеспеченность населения необходимыми для его жизнедеятельности материальными и другими благами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах. Задача государственного регулирования социальной сферы сводится к обеспечению удовлетворения потребностей человека, которые он в силу объективных обстоятельств не может обеспечить самостоятельно. В отношении потребностей, которые человек может и должен обеспечить самостоятельно, роль государственного регулирования социальной сферы сводится к созданию благоприятных условий, позволяющих ему реализовать собственные способности и возможности для решения своих проблем. Совокупность процессов и организаций социальной сферы представляет собой социальный комплекс, в составе которого можно укрупненно выделить объекты государственного регулирования: - население, трудовые ресурсы, занятость, миграция, рынок труда; - политика доходов, уровень и качество жизни населения; - социальная защита населения, борьба с бедностью, пенсионное обеспечение, социальное страхование и др.; - развитие отраслей социальной сферы (здравоохранение, образование, культура, жилье, коммунальные услуги населению, физкультура и спорт, туризм и др.). Весь спектр задач и направлений развития социального комплекса находит отражение в социальной политике государства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|