Государственное регулирование доходов населения
В системе государственного регулирования доходов населения центральное место занимает социально справедливое распределение доходов. Рынок не обеспечивает социальную справедливость в обществе, наоборот, способствует углублению социальной дифференциации населения, расширяет разрыв между богатыми и бедными, и государство берет на себя регулирование распределение дохода. Эта задача решается различными приемами и методами, например, через механизм налогообложения и государственные расходы на социальное обеспечение все большая доля национального дохода переходит от относительно богатых к относительно бедным. В США в 1981 году без государственного воздействия разрыв в доходах 20 % самых богатых и 20 % самых бедных мог составить 52 раза, но благодаря государственному вмешательству составил лишь 9,7 раза[1]. Наибольший удельный вес в денежных доходах населения занимает оплата труда, которая призвана выполнять стимулирующую функцию в соответствии с полезностью труда, его качеством и количеством и обеспечивать воспроизводство рабочей силы. Поэтому политика доходов должна строиться, в первую очередь, исходя из политики в области оплаты труда, включая все виды оплаты труда для всех категорий работающих. Важной проблемой развития общества является обоснование основополагающих принципов определения размеров и дифференциации оплаты труда и доходов в различных сферах и отраслях. Основой обоснования оптимальных размеров дифференциации оплаты труда и доходов является регулярная разработка на плановый период нормативных потребительских бюджетов: минимального (прожиточного минимума), рационального потребительского бюджета, бюджета полного достатка (табл.16.2).
В обществе социальной справедливости должна стимулироваться трудовая, творческая и предпринимательская активность и одновременно должна предотвращаться сверхкритическая дифференциация доходов граждан, расслоение общества на богатых и нищих. Минимальный уровень оплаты труда должен являться производным от минимального потребительского бюджета. Средний уровень оплаты труда должен являться производным от рационального потребительского бюджета. Максимальный уровень оплаты труда должен являться производным от бюджета полного достатка. Вторым ключевым принципом является принцип соизмерения труда в различных сферах и отраслях. В настоящее время крайне низко оценивается творческий труд, труд работников образования, здравоохранения, культуры и т.д., то есть такого труда, результаты которого проявляются в перспективе. В то же время исследования эффективности затрат, например, в образовании показывают, что эффективность затрат на высшее образование в 4-6 раз выше эффективности затрат в сфере материального производства и т.д. Дифференциация оплаты труда должна обеспечиваться созданием систем перспективной мотивации труда, предполагающих введение степеней роста: категорий квалификации и оплаты труда. Во многих отраслях в различной форме так или иначе действуют системы оценки квалификации по категориям (классность у водителей, категории у инженеров, должности у научных работников и т.д.). Необходимо далее ввести шкалы категорийности в тех отраслях, где их нет, и упорядочить их между разными отраслями. Таблица 16.2 Взаимосвязь потребительских бюджетов и оплаты труда в системе перспективной мотивации
Минимальная оплата труда должна устанавливаться по отношению к прожиточному минимуму через «коэффициент нагрузки иждивенцев» на одного работника, величина которого в настоящее время составляет в среднем 1,25. Поэтому минимальная оплата труда по всем сферам деятельности и отраслям должна устанавливаться на уровне:
МОТ(Т) = 1,25×ПМ(Т), (16.4)
где МОТ(Т) – минимальная оплата труда на очередной год «Т», ПМ(Т) – прожиточный минимум на начало года «Т». Уровень минимальной оплаты труда на предстоящий период включается в генеральное тарифное соглашение между правительством, собственниками средств производства (работодателями) и профсоюзами. В качестве представителей собственников средств производства могут выступать как само правительство (представитель собственника-государства), так и союзы предпринимателей, арендаторов, совместных предприятий, отраслевые ассоциации, гильдии и т.п. Одновременно в генеральном тарифном соглашении должны устанавливаться и средняя зарплата через «рациональный потребительский бюджет» (РПБ) и ориентир максимальной оплаты труда, через «бюджет полного достатка» (БПД).
Глава 16.3. Государственное регулирование социальной Инфраструктуры
Социальная инфраструктура представляет собой комплекс элементов, обеспечивающих общие условия функционирования, развития и воспроизводство социальной сферы. Она включает здравоохранение, образование, культуру, физическую культуру, спорт и туризм, жилищно-коммунальное хозяйство, жилищное строительство и другие сферы. Социальная инфраструктура оказывает огромное влияние на формирование человека, его духовный мир, культуру, образ жизни, обеспечивает сохранение и укрепление его здоровья. Государство регулирует деятельность учреждений и предприятий социальной инфраструктуры посредством разнообразных форм и методов, используя при этом силу права, административные и экономические рычаги, планирование, программирование, прогнозирование.
В подавляющем объеме расходы по содержанию отраслей социальной инфраструктуры государство берет на себя, не допуская коммерциализации многих социальных услуг. Направления повышения эффективности социальной инфраструктуры:
1. Модернизация образования Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Задачи обеспечения качества, доступности и эффективности определены в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, в Приоритетном национальном проекте «Образование». Выделены следующие приоритетные направления: 1. Создание равных стартовых возможностей для детей в получении образования и рост доступности качественного общего образования; 2. Повышение инвестиционной привлекательности системы образования. Достижение этих целей осуществляется с помощью решения следующих задач: Первая – обеспечение инновационного характера базового образования; Вторая – модернизация институтов образования как инструментов социального развития; Третья – создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров; Четвертая – формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях. Пятая - рост доступности качественного общего образования; Шестая - повышение качества профессионального образования, его соответствия потребностям экономики и социального развития. В среднесрочном периоде для решения поставленных задач предстоит осуществить следующие ключевые меры: 1. Обеспечить развитие инфраструктуры непрерывного профессионального образования 2. Осуществить переход на двухуровневую систему высшего образования, создать организационные и правовые механизмы интеграции программ начального и среднего профессионального образования, включения их в систему непрерывного профессионального образования.
3. Создать систему предшкольного образования детей, обеспечив стопроцентный охват программами предшкольного обучения детей 5 – 6 лет 4.Создать условия для повышения инвестиционной привлекательности системы образования Реализация данных направлений предполагает увеличение общих расходов на образование с 4,8 % ВВП (в 2007 – 2008 годах) до 7 % ВВП в 2020 году, в том числе, расходов бюджетной системы – с 4,1 % до 5,5 – 6 % ВВП.
2. Реформирование здравоохранения Основной целью государственной политики в области здравоохранения является формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки. Этой цели соответствуют следующие направления и конкретные мероприятия реформы. Первая – обеспечение государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в полном объеме: конкретизация и законодательное закрепление государственных гарантий в отношении видов, объемов, порядка и условий оказания бесплатной медицинской помощи, включая определение набора медицинских услуг, технологий и лекарственных средств, предоставляемых в рамках реализации государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи; Вторая – создание эффективной модели формирования финансовых ресурсов программы государственных гарантий: осуществление перехода на одноканальное финансирование медицинской помощи через систему обязательного медицинского страхования, включая законодательное закрепление доходных источников и расходных обязательств; Третья – модернизация системы обязательного медицинского страхования и развитие системы добровольного медицинского страхования; Четвертая – повышение эффективности системы организации медицинской помощи; Пятая - улучшение лекарственного обеспечения граждан в амбулаторных условиях; Шестая- развитие медицинской науки и инноваций в здравоохранении, повышение квалификации медицинских работников и создание системы мотивации к качественному труду; Седьмая – создание системы охраны здоровья населения: формирование здорового образа жизни и повышение ответственности населения за собственное здоровье; создание условий для ведения здорового образа жизни.
Доля государственных расходов на здравоохранение в ВВП увеличится с 3,6 % в 2008 г. до не менее 5,2 – 5,5 % в 2020 году (с учетом различий в паритете покупательной способности рубля и валют других стран доля государственных расходов на здравоохранение в ВВП составит около 10 – 11 %, что сопоставимо с показателями передовых зарубежных стран).
3. Трудовые отношения занятость и миграция Целью государственной политики в области развития рынка труда в долгосрочной перспективе является создание правовых, экономических и институциональных условий, обеспечивающих развитие гибкого эффективно функционирующего рынка труда, позволяющего преодолеть структурное несоответствие спроса и предложения на рабочую силу, сократить долю нелегальной и неформальной занятости, повысить мотивацию к труду и трудовую мобильность. Достижение поставленной цели будет осуществляться посредством решения следующих задач: Первая – повышение гибкости рынка труда и стимулирование сокращения нелегальной занятости; Вторая – развитие качества рабочей силы и ее профессиональной мобильности; Третья - развитие институтов рынка труда, рост занятости и эффективности использования труда, в том числе за счет повышения территориальной мобильности трудовых ресурсов; Четвертая - создание условий труда, позволяющих обеспечить сохранение трудоспособности работающих на всем протяжении профессиональной карьеры; Пятая – создание условий для привлечения иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах и на основе принципа приоритетного использования национальных кадров. Ключевые этапы и показатели реализации поставленных задач следующие: - снижение уровня неформальной занятости с 35 % в 2008 году до 5 – 10 % в 2020 году; - повышение уровня легальной занятости мигрантов с 26 % в 2008 году до 70 – 80 % в 2020 году; - охват внутрипроизводственным (с периодичностью не более 5 лет) обучением 80 % работников крупных и средних предприятий, а также опережающим профессиональным обучением 40 – 50 % работников, подлежащих высвобождению; - снижение уровня общей безработицы с 6,0 % в 2008 году до 2 – 3 % в 2020 году. Для формирования гибкого рынка труда необходимо: - обеспечить совершенствование трудового законодательства; - развивать территориальную мобильность рабочей силы; - повышать качество занятости; - повышать качество оказания государственных услуг в сфере содействия занятости населения. Политика в сфере экономической иммиграции должна обеспечить развитие постоянной иммиграции, эффективное регулирование временных трудовых перемещений, эффективную борьбу с нелегальной миграцией. Меры по развитию постоянной иммиграции должны быть направлены на привлечение в страну квалифицированных специалистов и инвесторов, и адресованы тем иностранцам, которые хотят жить в России и быть ее полноправными гражданами. Для реализации программы переселений необходимо: - разработать законодательство об иммиграции, определяющее правила переселений и интеграции иммигрантов в российское общество; - утвердить основные категории иммигрантов: воссоединяющиеся с семьями, экономические иммигранты, беженцы; - разработать целевые государственные и региональные программы по постоянной иммиграции и расселению иммигрантов; - разработать критерии привлечения экономических иммигрантов из государств-участников СНГ и дальнего зарубежья с учетом их профессиональных и личностных характеристик.
4. Реформа пенсионного страхования Состояние реформируемой пенсионной системы в настоящее время характеризуется недостаточным уровнем пенсионного обеспечения. Средний размер трудовой пенсии по старости не превышает 1,25 прожиточного минимума пенсионера, что вдвое ниже уровня 1991 года. В целях реализации пенсионной реформы обеспечен переход от распределительной системы финансирования пенсий к смешанной пенсионной системе, дополненной негосударственными организациями, и обеспечивающей широкую возможность выбора застрахованными лицами порядка формирования своих пенсионных накоплений. Основные направления деятельности в рамках нового этапа реформ: 1. Развитие пенсионной системы на основе заложенных в нее страховых принципов должно осуществляться в целях повышения уровня пенсионного обеспечения всех категорий пенсионеров и обеспечения ее финансовой сбалансированности для устойчивого функционирования в долгосрочной перспективе и предусматривать достижение следующих целевых ориентиров: - обеспечение, начиная с 2010 года, минимального уровня материального обеспечения пенсионера не ниже величины прожиточного минимума пенсионера и повышение среднего размера трудовых пенсий к 2020 году до величины, обеспечивающей не менее двух с половиной прожиточных минимумов пенсионера; - создание условий для повышения индивидуального коэффициента замещения утраченного заработка трудовой пенсией по старости. Для этого предполагается реализация следующих направлений: 1. Разработка мер по налоговому стимулированию добровольного пенсионного страхования путем: уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц на сумму взносов по договорам добровольного пенсионного обеспечения и страхования, отнесения в полном объеме расходов по уплате взносов по договорам добровольного пенсионного обеспечения и страхования, осуществленных работодателями за работников, на уменьшение базы обложения налогом на прибыль; 2. Разработка мер по развитию механизмов обязательного пенсионного страхования, в том числе путем более широкого использования возможностей паевых инвестиционных фондов для целей управления активами пенсионных фондов.
5. Социальная поддержка населения Реализация целей социально-экономического развития требует достижения социального согласия, содействия развитию механизмов социальной адаптации и социальной поддержки населения, снижения социального неравенства. Для этого, в свою очередь, потребуется модернизация и развитие сектора социальных услуг, адресных программ для бедных и льготных категорий населения. Необходимо обеспечить формирование системы социальной поддержки и адаптации, отвечающей потребностям современного общества, реализующей, помимо социальной защиты, функции социального развития и создающей доступные механизмы «социального лифта» для всех, в том числе и социально уязвимых категорий населения. Основные целевые ориентиры социальной политики: - снижение уровня абсолютной бедности[2] с 13, 4% в 2007 г. до 6 – 7 % в 2020 г. и относительной бедности, или малообеспеченной части населения с 22 % в 2007 г. до 15 % в 2020 г., увеличение среднего класса к 2020 году до более половины населения; - дифференциация населения по уровню доходов (соотношение доходов 10 % самых богатых и 10 % самых бедных) снизится с 16,8 раз в 2007 г. до 12 раз в 2020 году; - адресность выплаты социальных пособий, привязанных к уровню доходов населения (объем средств, поступающий реально нуждающимся семьям) достигнет к 2012 в среднем по стране 70-80% (в 2007 г. по экспертным оценкам – 40 – 50 %), а охват бедного населения государственными социальными программами к 2020 г. достигнет 100 % (в 2007 г. по экспертным оценкам – 60 %); - сформируется эффективная система институтов, обеспечивающих поддержку и содействие социальной адаптации граждан, попавших в сложную жизненную ситуацию или находящихся в социально опасном положении. Долгосрочная политика социальной поддержки населения включает следующие приоритетные направления. Первое – улучшение социального климата в обществе, снижение бедности и уменьшение дифференциации населения по уровню доходов. Однако экономический рост не ведет автоматически к преодолению бедности и может сопровождаться увеличением неравенства и социальной нестабильности. Для снижения бедности и дифференциации населения по доходам должен быть осуществлен комплекс мер социальной политики, направленных на: - повышение минимального размера оплаты труда и оплаты труда работников бюджетных организаций, что позволит снизить бедность среди работающего населения; - повышение среднего размера трудовой пенсии по старости до уровня, обеспечивающего минимальный воспроизводственный потребительский бюджет; - повышение эффективности социальной поддержки отдельных групп населения, в том числе путем усиления адресности региональных программ государственной социальной помощи; - повышение ориентации налоговой системы на проблемы выравнивания уровня доходов через расширение использования налоговых вычетов, введение налога на недвижимость, зависящего от ее рыночной стоимости, что позволит более справедливо распределить нагрузку между группами населения с разным уровнем дохода. Второе - повышение эффективности государственной поддержки семьи: развитие системы предоставления пособий в связи с рождением и воспитанием детей; Третье - реабилитация и социальная интеграция инвалидов; Четвертое - социальное обслуживание граждан старших возрастов и инвалидов; Пятое - развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций (НКО) в сфере оказания социальных услуг; Шестое - формирование эффективной системы социальной поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, и системы профилактики правонарушений.
6. Политика в сфере культуры Цель государственной политики в сфере культуры – развитие и реализация культурного и духовного потенциала общества в целом и каждой личности. Для достижения качественных результатов в культурной политике России выделяются следующие приоритетные направления: Первое - создание условий для равной доступности культурных благ и услуг, образования в сфере культуры и искусства для граждан России; Второе - повышение качества и доступности услуг в сфере культуры; Третье - сохранение и популяризация культурного наследия народов России; Четвертое - использование культурного потенциала России для формирования положительного образа страны за рубежом; Пятое - совершенствование организационных, экономических и правовых механизмов развития сферы культуры. Принципиальной особенностью государственной политики в сфере культуры Российской Федерации при её реализации по обозначенным направлениям до 2020 года становится децентрализация управления отраслью. В этих условиях проектно-ориентированное финансирование деятельности учреждений культуры позволит ввести их в систему современных экономических отношений. Развитие института частно-государственного партнерства в сфере культуры будет способствовать привлечению внебюджетных средств финансирования, сокращению бюджетных затрат. Планируется увеличение расходов бюджетной системы на культуру, кинематографию и СМИ с 0,7 % ВВП в 2007 году до 1,5 % ВВП в 2020 году.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|