Регулирование процентных ставок
Влияние процентной политики ЦБ на изменение объема и динамики денежной массы происходит как непосредственно, так и косвенно. Для понимания этих процессов необходимо рассмотреть особенности действия различных процентных ставок, таких, как: — учетная ставка; — ставка рефинансирования; — ломбардная ставка; — депозитная ставка. Учетная (дисконтная) ставка является старейшим методом кредитного регулирования. Возникновение этого инструмента связано с превращением центрального банка в кредитора коммерческих банков, которые переучитывали у него свои векселя или получали кредиты под собственные долговые обязательства. Повышая ставку по кредитам, ЦБ побуждает кредитные учреждения сокращать заимствование дешевых денежных ресурсов, зачастую на эмиссионной основе. Это затрудняет пополнение банковских ресурсов, ведет к повышению процентных ставок и в конечном счете — к сокращению кредитных операций. Под учетной политикой понимается определение условий покупки ЦБ векселей и прочих платежных обязательств банков. Учетная ставка — это процентная ставка ЦБ, устанавливаемая для приобретения платежных обязательств. Учетная ставка ЦБ, как правило, на 0,5-2 пункта меньше текущих ставок коммерческих банков. В современной деятельности Центробанка России данный вид процентных ставок используется редко. Ставка рефинансирования более широко применяется в практике денежно-кредитного регулирования. Под ставкой рефинансирования обычно понимается процентная ставка по кредитам Центробанка, т. е. ставка, по которой Центробанк кредитует коммерческие банки. Процесс кредитования связан с обычной практикой ссудозаемных операций на основе индивидуальных кредитных договоров. В России этот вид ставки играет основную роль.
Особенно широко ставка рефинансирования и кредитные договоры с коммерческими банками использовались в 1992-1995 гг. Однако начиная с 1996 г. данная ставка приобрела информационное значение. Ее изменение отражает изменение стоимости денег на финансовом рынке, так как в условиях проведения жесткой стабилизационной политики и необходимости уменьшения предложения рублевых средств в экономике ЦБ резко ограничил выдачу кредитов КБ на основе индивидуальных договоров и на относительно длинный срок. Вместо индивидуальных договоров с использованием ставки рефинансирования Центробанк начал выделять кредитные средства КБ на аукционной основе под плавающую (рыночную) ставку, которая определялась на основе торгов. Ставка рефинансирования составляет основу различных нормативов (лимитов) в практике налогообложения, бухгалтерском учете, отдельных экономических операциях и т. д. Она играет своеобразную учетную роль, которая в дальнейшем должна сокращаться, поскольку это лежит за пределами сферы денежно-кредитного регулирования. За весь период радикальных экономических преобразований (1992-2009 гг.) ставка рефинансирования менялась много раз, поскольку менялись условия хозяйствования, но наиболее часто ставка менялась в условиях финансовой нестабильности. В 1994 году в условиях гиперинфляции и в 1998 году во время дефолта ставку изменяли девять раз. Во время мирового кризиса в 2008 году – семь раз (рис. 18.1).
Рис. 18.1. Изменение ставки рефинансирования во время кризиса 2008 – 2009 гг.
Ставка рефинансирования должна: — находиться в «положительной» области значений; — приближаться к рыночным ставкам; — соответствовать экономической политике. Первое требование означает, что уровень ставки рефинансирования должен превышать уровень текущей инфляции (за квартал или год). С другой стороны, ставка не должна носить запретительный характер (кроме чрезвычайных случаев), поскольку это негативно действует на хозяйственную активность. Изменение ставки рефинансирования должно находиться в русле экономической политики государства, в том числе и обеспечивать антициклическое регулирование производства.
Ломбардная ставка применяется для получения денежных средств под высоколиквидные финансовые активы (государственные ценные бумаги, золото). В результате расширения рынка государственных ценных бумаг Центробанк проводит ломбардные аукционы. Кроме того, ломбардные ставки широко применяются как средство регулирования ликвидности коммерческих банков с помощью залога высоколиквидных финансовых инструментов, прежде всего, государственных ценных бумаг. В практике Центробанка РФ ломбардные кредиты начали предоставляться коммерческим банкам с 1996 г. на весьма ограниченный срок (до 28 дней). Однако ломбардная ставка на кредиты со сроком меньше 28 дней была по своему значению ниже ставки рефинансирования, поскольку соответствовала рыночным кредитным ставкам с аналогичным сроком. В начале 2009 года ломбардные кредиты предоставляются на срок до 12 месяцев. Операции ломбардного кредитования на фиксированных условиях предоставляются в день обращения кредитной организации на сроки 1, 7 и 30 календарных дней по фиксированной процентной ставке. Ломбардные кредитные аукционы проводятся на срок 14 календарных дней, 3,6 и 12 месяцев (табл. 18.2). В обеспечение по кредитам Банка России принимаются ценные бумаги: - облигации Российской Федерации; - облигации субъектов Российской Федерации; - облигации Банка России; - облигации ипотечных агентств; - облигации юридических лиц – резидентов Российской Федерации. Также Банк России выдает кредиты, обеспеченные нерыночными активами (векселями организаций реального сектора экономики или правами требования по кредитным договорам с указанными организациями) или поручительствами кредитных организаций. Объем операций кредитования Банка России представлен в таблице 18.3.
Таблица 18.2 Виды кредитов Банка России и условия кредитования в 2009 году
Таблица 18.3 Объемы операций кредитования Банка России
Резервные требования Политика обязательных резервов состоит в необходимости хранения коммерческим банком части средств на беспроцентных счетах в центральном банке. Изменяя норму обязательных резервов, центральный банк может регулировать условия предоставления кредитов экономике и объем кредитных вложений.
Применение норм обязательных резервов позволяет: 1) регулировать в долгосрочной перспективе спрос коммерческих банков на деньги центрального банка; 2) влиять на уровень рыночных процентных ставок, т.к. изменение объема резервов, хранящихся на беспроцентных счетах, прямо отражается на рентабельности коммерческих банков; 3) регулировать внутренний валютный рынок путем установления нормы обязательных резервов на вклады в валюте. Политика резервирования означает прямое ограничение объема и характера банковских операций, особенно активных. Установление Центробанком норм обязательных резервов коммерческих банков, как правило, зависит от объема привлеченных средств клиентов. Политика резервных требований ЦБ способствует улучшению банковской ликвидности, препятствует действию банковского мультипликатора с целью расширения предложения денег в экономике. Так как часть пассивов при этом фактически замораживается, то эти нормы выступают в качестве прямого ограничителя активных банковских операций. Учетная ставка обычно сокращается в условиях экономического спада, тем самым коммерческие банки поощряются государством к приобретению дополнительных кредитов. Увеличение денежной массы приводит к мультипликативному расширению банковских депозитов, к росту денежного предложения. Мультипликатор в банковской системе зависит от нормы обязательных резервов:
Депозитный мультипликатор = 1/R,
где R – норма обязательных резервов
Так при R = 0,045 из 10 млн. руб. денежная масса может возрасти до 222,2 млн. руб. На товарных рынках удешевление кредита приведет к увеличению инвестиций и объема ВВП. Результатом экономического роста страны станет наращивание совокупного дохода ее граждан, что приводит к росту спроса на деньги на денежном рынке. Вследствие этого процентная ставка вновь повысится до прежнего уровня. Однако необходимо помнить, что по мере наращивания предложения денег позитивная реакция товарных рынков становится все более вялой. Т.к. кривая спроса на деньги становиться все более пологой, расширение денежного предложения сопровождается все менее значительным понижением процентной ставки, а значит, все меньшим приростом инвестиций, производства, занятости и совокупных доходов. Изменение норм обязательных резервов — инструмент прямого воздействия на кредитоспособность банков, сильнодействующий административный метод. В практике денежно-кредитного регулирования экономики России данный метод применялся множество раз, причем в разных режимах. ЦБ на протяжении всего периода радикальных преобразований менял резервные требования по тем или иным критериям. До 1998 г. в основном преобладали тенденции к снижению нормативов резервных требований и их стандартизации независимо от сроков привлечения, вида валюты и характера банковской деятельности. В то же время механизм резервных требований достаточно оперативно применялся в условиях значительных изменений в экономической политике денежных властей либо для резкого снижения давления «избыточных» денег на финансовый рынок. Так повышение ставок в 2007 и начале 2008 года связано со значительным притоком капитала в Россию и соответственно ростом инфляционных ожиданий. Повышение центральным банком нормы обязательных резервов с 1 июля 2007 года на 1 %, по подсчетам экономистов, привело к изъятию более 40 млрд. руб.
При уменьшении нормативов обязательного резервирования одновременно сокращаются средства коммерческих банков в фонде обязательного резервирования и растут средства на корсчетах. Это способствовало, например, оживлению банковской деятельности в России после кризиса 17 августа 1998 г. Необходимость повышения ликвидности банковской системы привела к резкому снижению нормативов резервных требований в 2008 году во время кризиса ликвидности (табл. 18.4).
Таблица 18.4 Нормативы обязательных резервов
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|