Социальная политика государства: понятие и механизм реализации
Цели и направления деятельности государства по регулированию социальной сферы определяет государственная социальная политика. Социальная политика – это система целенаправленных мероприятий и акций по регулированию отношений между отдельными социальными группами населения, направленными на повышение общественного благосостояния, улучшения качества и уровня жизни населения, рациональное использование трудового потенциала и на этой основе – на повышение эффективности функционирования экономики страны. Социальную государственную политику, как и социальную сферу, рассматривают в широком и узком смысле. В широком смысле – социальная политика охватывает все аспекты жизнедеятельности человека: улучшение условий труда и быта, удовлетворение материальных и духовных потребностей, социальную защиту, осуществление принципа справедливости. Другими словами социальная политика направлена на создание нормальных условий жизни и благоприятных возможностей для развития и самореализации всех членов общества. Социальная политика в узком смысле – это система государственных мер по поддержке тех групп и слоев общества, которые в силу различных причин оказались в трудном положении, страдают от специфических обстоятельств и не могут только своими силами улучшить благосостояние. Социальная и экономическая политика тесно связаны между собой. Если цель экономической политики – регулирование деятельности людей по созданию материальных благ и услуг как важнейшего условия роста народного благосостояния, то социальная политика, воздействующая на отношения между людьми в потреблении ими материальных благ и услуг, направлена на улучшение условий жизни и всестороннее совершенствование всех членов общества, исходя из принципа социальной справедливости.
Проводя социальную политику, государство для ее реализации использует разнообразные действия, формы и методы регулирования: поддержание общественного порядка, использование законов, справедливое распределение доходов, рациональное налогообложение и др. Современный механизм государственного регулирования в области развития социальной сферы, строится преимущественно на экономической основе и включает: - бюджетное регулирование, предполагающее повышение эффективности использования бюджетных средств, введение системы целевых платежных средств; - развитие договорных отношений в регулировании доходов населения; - налогообложение индивидуальных доходов и имущества граждан; - создание благоприятных условий для роста заработной платы, пенсий, пособий и иных доходов; - тарифные соглашения между работодателями и наемными работниками; - непосредственное регулирование заработной платы в бюджетных отраслях экономики на основе единой тарифной сетки; - совершенствование пенсионного обеспечения; - использование и повышение роли социального страхования и страховых выплат в социальной защите населения; - повышение роли соответствующих финансовых институтов (негосударственных страховых и пенсионных фондов); - постепенное увеличение платности в социальной сфере. В системе государственного регулирования используются в качестве инструментов социальные гарантии, стандарты, потребительские бюджеты и другие пороговые социальные регуляторы. Социальное нормирование, т. е. процесс разработки и применения социальных норм, нормативов и социальных стандартов, играет все возрастающую роль в реализации задач активной социальной политики государства. На основе данного метода достигается пропорциональность и сбалансированность воспроизводственного процесса, особенно рабочей силы, устанавливается приоритетность социальных факторов экономического роста в стране.
Социальный стандарт— устанавливаемая мера потребления гражданами соответствующих социальных благ и услуг не ниже минимально допустимых размеров. Нормируются продукты питания, предметы потребления, лекарства, социальные услуги и т. д. Цель создания единой государственной системы социального нормирования — установить на всей территории РФ единые условия социального развития, социальной поддержки и социальной защиты населения, т. е. единые условия реализации социальной политики государства. Система социальных стандартов должна как минимум включать: 1) систему стандартов здорового питания и потребления продовольственных товаров; 2) систему стандартов потребления непродовольственных товаров; 3) систему стандартов здоровья и предоставления медицинских услуг; 4) систему стандартов образования и общей культуры; 5) систему стандартов социальной защиты и социального обеспечения; 6) систему стандартов в виде потребительских бюджетов. Имея систему социальных стандартов общество и государство должно обеспечивать как минимум минимальные социальные стандарты. Минимальный потребительскийбюджет (МПБ) представляет собой стоимостную оценку натурального набора прожиточного минимума с учетом расходов на налоги и другие обязательные платежи. МПБ как инструмент активной социальной политики государства используется в качестве: — базы для адресной социальной политики государства; — целевых ориентиров при регулировании доходов и потребления малообеспеченных групп населения; — мерила оценки уровня материальных и финансовых ресурсов, необходимых для реализации текущих и перспективных социальных программ, программ оказания натуральной помощи малообеспеченным слоям населения; — обоснования размеров минимальной оплаты труда и трудовой пенсии по старости; — одного из критериев малообеспеченности, дающих право на получение различного рода социальных выплат, материальной помощи. Формирование натурально-вещественной структуры минимального потребительского бюджета происходит по следующим основным статьям расходов человека или семьи:
а) питание: хлеб и хлебопродукты; молоко и молочные продукты; масло животное; масло растительное; яйца; рыба и рыбопродукты; картофель; овощи и бахчевые; фрукты и ягоды; маргарин; сахар и кондитерские изделия; прочие продукты; б) одежда, белье, обувь; в) лекарства, предметы санитарии и гигиены; г) мебель, предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения; д) жилищные и коммунальные услуги; е) культурно-просветительные мероприятия и отдых; ж) бытовые услуги, услуги транспорта, связи; з) пребывание детей в дошкольных учреждениях. В составе расходов МПБ происходит учет налогов, платежей и взносов. Минимальные потребительские бюджеты рассчитываются для: а) трудоспособного населения страны, т. е. для мужчин в возрасте 16 – 59 лет и женщин в возрасте 16 – 54 года, за исключением неработающих инвалидов 1 и 2 групп; б) пенсионеров, т. е. мужчин в возрасте от 60 лет и женщин в возрасте от 55 лет, а также лиц, получающих пенсию по инвалидности; в) детей в возрасте от 0 до 16 лет. В результате получают величину МПБ на: а) душу населения РФ и субъектов РФ в среднем; б) семью в среднем; в) детей до 16 лет, с разбивкой по возрасту: 0 – 6 лет, 7 – 15 лет; г) трудоспособных граждан страны и субъектов РФ в половом разрезе; д) пенсионеров по труду и инвалидности. Это позволяет охватить расчетами практически любых по составу типов российских семей и социально-демографических групп населения (супружеская пара с детьми, супружеская пара без детей, одинокий пенсионер, семья с детьми и пенсионерами обоих полов, семья без детей с одним пенсионером и т. п.). Особую роль в системе государственного регулирования социальной сферы играют социальные программы, содержащие комплекс мероприятий, обеспечивающий достижение целей в области развития социальной сферы. Соответствующие органы и службы исполнительной власти всех уровней занимаются разработкой и выполнением целевых социальных программ. Сегодня наиболее известны и значимы в РФ следующие программы:
1. «Продовольствие». 2. «Жилище». 3. «Совершенствование оказания скорой и неотложной медицинской помощи населению». 4. «Безопасное материнство». 5. «Дети России». 6. «Развитие медицинской промышленности и улучшение обеспечения лекарственными средствами и медицинской техникой». 7. «Социальная поддержка инвалидов». 8. «Развитие государственной санитарно-эпидемиологической службы». 9. «Взаимопрофилактика». 10. «АнтиСПИД». 11. «Развитие образования». 12. «Сохранение и развитие культуры и искусства». 13. «Развитие экономики малочисленных народов Севера». 14. «Развитие особо охраняемого эколого-курортного региона РФ — Кавказских Минеральных Вод». 15. «Улучшение ритуального обслуживания населения». Эта группа федеральных программ различной социальной направленности дополняется более конкретными подпрограммами, имеющими отраслевой и региональный (субъектов РФ) разрезы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|