Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Темы логопедических занятий и коррекционные задачи. Сентябрь, октябрь, ноябрь (1-й период обучения)
Стр 1 из 49Следующая ⇒
Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н.
Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. — 240 с. ISBN 978-5-98527-153-9
В пособии предлагается система занятий по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. 117 занятий рассчитаны на весь учебный год. Книга включает игры, упражнения и тренинги, необходимые для формирования грамматического строя речи, обогащения словаря, формирования слоговой структуры слова, развития связной речи, фонематического восприятия, а также когнитивных процессов детей данного возраста: внимания, памяти, мышления. К каждому занятию разработано задание для закрепления материала дома. В тетради логопедических заданий для детей старшей группы проиллюстрированы игры и упражнения в доступной для ребенка и его родителей форме. Издание адресовано логопедам и дефектологам.
Цель данного пособия — помочь логопедам в организации и проведении занятий с детьми от 5 до 6 лет с системными нарушениями речи. Содержание занятий и заданий логопедической тетради базируется на положениях Программы воспитания и обучения в детском саду (М., 2005), Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи (М., 2009), технологиях и методических рекомендациях по коррекции ОНР (общего недоразвития речи) детей 5—6 лет. Конспекты занятий пособия составлены по лексической тематике и рассчитаны на весь учебный год. Продолжительность каждого занятия примерно 25 минут. Занятия включают задания по коррекции лексико-грамматических нарушений, формированию связной речи, развитию фонематического восприятия, расширению и активизации словаря, обучению словоизменению и словообразованию, подготовке к обучению грамоте.
В конспектах широко применяются картинно-графические схемы и планы для составления предложений и пересказа рассказов, упражнения для развития слухового внимания, речевого дыхания, просодической стороны речи, артикуляции, формирования навыков звукового анализа и синтеза, обучения чтению буквосочетаний, слогов и простых слов, формирования графических навыков. Для обозначения гласных звуков используются кружочки красного цвета, а для обозначения твердых согласных - синего. Одновременно с изучением звука дается соответствующая ему графема. Каждое занятие включает физкультминутку, которая органически вливается в него, служит решению поставленных задач, снимает напряжение. Для развития мелкой моторики в заданиях используются упражнения с грецким орехом или шариком су-джок. Большинство занятий содержит задания и упражнения по развитию у ребенка когнитивных процессов. К теме «Семья» рекомендуем родителям в начале года сделать своему ребенку семейный альбом с фотографиями членов семьи и их профессиями. Предложенные конспекты являются одним из возможных вариантов проведения занятий. Выбор и последовательность зависят от уровня подготовки детей, степени их речевых нарушений. Благодарим всех авторов, чьи методики, технологии, рекомендации, игры и стихи были использованы в наших конспектах и заданиях.
Темы логопедических занятий и коррекционные задачи Сентябрь, октябрь, ноябрь (1-й период обучения) 1. Лексические темы: « Наша группа», «Наш детский сад», «Органы артикуляции», «Ряд», «Игрушки», «Звуки вокруг нас», «Осень», «Части дерева», «Деревья», «Листья», «Овощи», «Фрукты», «Овощи — фрукты», «Перелетные птицы», «Наше тело». 2. Коррекционные задачи:
а) Формирование словаря и грамматического строя речи: - развивать понимание речи, умение вслушиваться в обращенную речь логопеда; - выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов; - формировать практическое усвоение простых способов словообразования: множественного числа существительных, уменьшительно-ласкательных форм существительных и прилагательных, глаголов с разными приставками и суффиксами, относительных и составных прилагательных; - формировать усвоение некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных единственного и множественного числа, глаголов настоящего и прошедшего времени совершенного и несовершенного вида, окончаний глаголов мужского и женского рода прошедшего времени; - формировать практическое усвоение согласования прилагательных, числительных и притяжательных местоимений с существительными; - формировать практическое усвоение и понимание антонимов; - формировать понимание и практическое усвоение предлогов НА, С, В, ИЗ. б)Развитие связной речи: - учить владеть навыками составления простых распространенных предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, картинно-графической схеме; - учить навыкам составления описательного рассказа, пересказа, составления рассказа по картинке с использованием вопросов и картинно-графических планов; - формировать навыки диалогической речи. в)Формирование фонематического восприятия и звукопроизношения: - развивать слуховое и зрительное внимание, память; - познакомить с понятиями «ряд»; - формировать понятия «звук», «гласные звуки»; - познакомить со звуками «У», «А», «И»; - формировать умение выделять звуки «У», «А», «И» из начала слова; - формировать навыки звукового анализа и синтеза; - формировать просодическую сторону речи; - формировать ритмическую структуру речи. г)Формирование навыков чтения и письма: - познакомить с буквами У, А, И; - формировать графические навыки; - формировать навыки буквенного анализа и синтеза. д)Формирование общей, артикуляторной и мелкой моторики: - познакомить с органами артикуляции; - развивать артикуляторную моторику; - формировать осознание собственного тела и ориентировки в схеме тела; - формировать общую моторику и координацию движений; - формировать мелкую моторику.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|