Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Темы логопедических занятий и коррекционные задачи. Сентябрь, октябрь, ноябрь (1-й период обучения)




 

Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н.

 

Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. — 240 с.

ISBN 978-5-98527-153-9

 


В пособии предлагается система занятий по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.

117 занятий рассчитаны на весь учебный год.

Книга включает игры, упражнения и тренинги, необходимые для формирования грамматического строя речи, обогащения словаря, формирования слоговой структуры слова, развития связной речи, фонематического восприятия, а также когни­тивных процессов детей данного возраста: внимания, памяти, мышления.

К каждому занятию разработано задание для закрепления материала дома. В тетради логопедических заданий для детей старшей группы проиллюстрированы игры и упражнения в доступной для ребенка и его родителей форме.

Издание адресовано логопедам и дефектологам.


ВВЕДЕНИЕ

Цель данного пособия — помочь логопедам в организации и про­ведении занятий с детьми от 5 до 6 лет с системными нарушениями речи. Содержание занятий и заданий логопедической тетради бази­руется на положениях Программы воспитания и обучения в детском саду (М., 2005), Программы дошкольных образовательных учрежде­ний компенсирующего вида для детей с нарушениями речи (М., 2009), технологиях и методических рекомендациях по коррекции ОНР (об­щего недоразвития речи) детей 5—6 лет.

Конспекты занятий пособия составлены по лексической тематике и рас­считаны на весь учебный год. Продолжительность каждого занятия при­мерно 25 минут. Занятия включают задания по коррекции лексико-грамматических нарушений, формированию связной речи, развитию фонематического восприятия, расширению и активизации словаря, обучению словоизменению и словообразованию, подготовке к обучению грамоте.

В конспектах широко применяются картинно-графические схемы и планы для составления предложений и пересказа рассказов, упраж­нения для развития слухового внимания, речевого дыхания, просоди­ческой стороны речи, артикуляции, формирования навыков звуково­го анализа и синтеза, обучения чтению буквосочетаний, слогов и про­стых слов, формирования графических навыков.

Для обозначения гласных звуков используются кружочки красного цвета, а для обозначения твердых согласных - синего. Одновременно с изучением звука дается соответствующая ему графема.

Каждое занятие включает физкультминутку, которая органически вли­вается в него, служит решению поставленных задач, снимает напряжение.

Для развития мелкой моторики в заданиях используются упражнения с грецким орехом или шариком су-джок.

Большинство занятий содержит задания и упражнения по развитию у ребенка когнитивных процессов.

К теме «Семья» рекомендуем родителям в начале года сделать своему ребенку семейный альбом с фотографиями членов семьи и их про­фессиями.

Предложенные конспекты являются одним из возможных вариантов проведения занятий. Выбор и последовательность зависят от уровня подготовки детей, степени их речевых нарушений.

Благодарим всех авторов, чьи методики, технологии, рекомендации, игры и стихи были использованы в наших конспектах и заданиях.

Темы логопедических занятий и коррекционные задачи

Сентябрь, октябрь, ноябрь (1-й период обучения)

1. Лексические темы: « Наша группа», «Наш детский сад», «Орга­ны артикуляции», «Ряд», «Игрушки», «Звуки вокруг нас», «Осень», «Части дерева», «Деревья», «Листья», «Овощи», «Фрукты», «Ово­щи — фрукты», «Перелетные птицы», «Наше тело».

2. Коррекционные задачи:

а) Формирование словаря и грамматического строя речи:

- развивать понимание речи, умение вслушиваться в обращен­ную речь логопеда;

- выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов;

- формировать практическое усвоение простых способов слово­образования: множественного числа существительных, уменьшительно-ласкательных форм существительных и прилагательных, глаголов с разными приставками и суффиксами, относительных и составных прилагательных;

- формировать усвоение некоторых форм словоизменения: окон­чаний имен существительных единственного и множественного числа, глаголов настоящего и прошедшего времени совершенного и несовершенного вида, окончаний глаголов мужского и женского рода прошедшего времени;

- формировать практическое усвоение согласования прилага­тельных, числительных и притяжательных местоимений с сущест­вительными;

- формировать практическое усвоение и понимание антонимов;

- формировать понимание и практическое усвоение предлогов НА, С, В, ИЗ.

б)Развитие связной речи:

- учить владеть навыками составления простых распространен­ных предложений по вопросам, демонстрации действий, по картин­ке, картинно-графической схеме;

- учить навыкам составления описательного рассказа, переска­за, составления рассказа по картинке с использованием вопросов и картинно-графических планов;

- формировать навыки диалогической речи.

в)Формирование фонематического восприятия и звукопроизношения:

- развивать слуховое и зрительное внимание, память;

- познакомить с понятиями «ряд»;

- формировать понятия «звук», «гласные звуки»;

- познакомить со звуками «У», «А», «И»;

- формировать умение выделять звуки «У», «А», «И» из начала слова;

- формировать навыки звукового анализа и синтеза;

- формировать просодическую сторону речи;

- формировать ритмическую структуру речи.

г)Формирование навыков чтения и письма:

- познакомить с буквами У, А, И;

- формировать графические навыки;

- формировать навыки буквенного анализа и синтеза.

д)Формирование общей, артикуляторной и мелкой моторики:

- познакомить с органами артикуляции;

- развивать артикуляторную моторику;

- формировать осознание собственного тела и ориентировки в схеме тела;

- формировать общую моторику и координацию движений;

- формировать мелкую моторику.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...