Глава I. Теоретическое обоснование социального партнёрства семьи и дошкольной образовательной организации по формированию психологически безопасной среды для ребёнка
Стр 1 из 9Следующая ⇒ Зайцева Наталья Владимировна
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РЕБЁНКА
Магистерская диссертация Направление 050400.68 «Психолого-педагогическое образование» Программа «Дошкольное образование»
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Юновидова В.Л.
Калининград2015 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РЕБЁНКА 1.1. Состояние и развитие проблемы социального партнёрства семьи и дошкольной образовательной организации в условиях нового Федерального государственного образовательного стандарта ……………………………….11 1.2. Формирование психологически безопасной образовательной среды в дошкольной организации как психолого-педагогическая проблема………...32 1.3. Зарубежный опыт социального партнёрства семьи и дошкольной образовательной организации…………………………………………………..53 Выводы по первой главе………………………………………………………...62 ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РЕБЁНКА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 2.1. Диагностика основных затруднений в организации социального партнёрства семьи и дошкольной образовательной организации…………...66 2.2. Обоснование модели формирования психологически безопасной образовательной среды для ребенка на основе социального партнерства семьи и дошкольной образовательной организации…………………………..85
Выводы по второй главе……………………………………………………….107 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...109 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..111 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...125 ВВЕДЕНИЕ. Актуальность исследования. Дошкольное образование претерпевает существенные изменения, адекватные изменениям в государстве и обществе. Эти изменения обусловливают как позитивные тенденции развития дошкольного образования, так и создают сложные проблемы, требующие решения. Одной из проблем дошкольного образования является создание психологически безопасной среды для ребёнка через социальное партнёрство семьи и дошкольной образовательной организации. Проблема психологической безопасности образовательной среды приобретает в последние годы все большую актуальность. Значительный вклад в изучение психологической безопасности образовательной среды внесли такие ученые как: И. А. Баева, С.О. Филиппова, А.Е. Митина, Т.И. Рогачева, М.С. Мириманова, Л.Б. Исаева, Т.В. Тупахина, М.В. Погодаева, О.В. Норкина, О. В. Цапко, Э.АЯлаева, М.Ю. Буслаева, С.В. Гурьев. Существует большое количество факторов, способствующих созданию психологически безопасной образовательной среды. Одним из важнейших факторов на наш взгляд является осуществление социального партнерства между семьёй и дошкольной образовательной организацией. Понятие социального партнерства все более прочно входит в содержание научных исследований и в практику педагогической деятельности. Как показывает анализ диссертаций, за последние 10 лет данное понятие из экономико-политической и социологической сферы постепенно перемещается в педагогическую. Расширение сферы участия родителей в организации образовательного процесса учреждения является способом повышения эффективной деятельности детского сада. Новые подходы к построению взаимоотношений между дошкольной образовательной организацией и семьей обусловлены Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), изменениями в обществе, запросами родителей на дополнительные образовательные услуги в дошкольной образовательной организации.
Проблему социального партнерства исследовали: С.И. Максимова, Е.В. Шушакова, А.А. Майер, Л. Л. Тимофеева, А.И. Штыркина, Т.А. Березина, Т.П. Грибоедова, А.М. Вербенец, Т.А. Березина, Е.В. Рыбак, О.В. Ясько, Н.Г. Пантелеева, О.В. Балалиева, Т.Н.Доронова, З.Б. Лопсонова, В.Я. Зедгенидзе, Е.А. Елисеева, Г.А. Клименко, А.Р. Унитицкая, В.В. Абашина, И.А. Корепанова, А.В. Минина, Т.И. Данилина. Социальное партнерство позволяет действовать эффективно и успешно, имея в виду приоритетную перспективу, общую для всех партнеров, эффективно координировать совместную деятельность с ясным пониманием своей ответственности. Такая деятельность оказывается наиболее эффективной и для партнерских отношений в системе образования. Результаты проведенного исследования позволяют считать организацию социального партнерства между семьей и дошкольной образовательной организацией важным средством в формировании психологически безопасной среды для ребёнка. Вышеизложенное свидетельствует об актуальности исследования на научно-теоретическом уровне. На научно-методическом уровне актуальность исследования определяется тем, что в современной науке и практике вопрос об организации социального партнерства семьи и дошкольной образовательной организации по формированию психологически безопасной среды для ребёнка остается малоисследованным. Анализ психолого-педагогической и методической литературы, изучение педагогического опыта дошкольной образовательной организации позволяют сформулировать вывод о том, при формировании психологически безопасной образовательной среды для ребёнка в условиях организации социального партнёрства семьи и дошкольной образовательной организации возникает ряд противоречий между: – обозначенной в новом ФГОС дошкольного образования необходимостью создания условий для активного участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности дошкольной организации и отсутствием партнерских отношений между семьей и детским садом, способствующих повышению качества дошкольного образования;
– необходимостью и недостаточной разработанностью педагогических условий, обеспечивающих безопасную среду для ребёнка через организацию социального партнерства между дошкольной образовательной организацией и семьёй. Проблема исследования: Каковы возможности социального партнерства семьи и дошкольной образовательной организации в формировании психологически безопасной среды для ребёнка? Цель исследования: Разработать и обосновать модель формирования психологически безопасной образовательной среды для ребенка на основе социального партнерства семьи и дошкольной образовательной организации. Объект исследования: Процесс создания психологически безопасной образовательной среды для ребенка. Предмет исследования: Модель создания психологически безопасной образовательной среды для ребенка на основе социального партнерства семьи и дошкольной образовательной организации. Гипотеза исследования: Социальное партнёрство между семьёй и дошкольной образовательной организацией может стать результативным средством в формировании психологически безопасной образовательной среды для ребёнка, если: – выявить основные затруднения в формировании психологически безопасной образовательной среды для ребенка со стороны воспитателей и родителей; – разработать модель формирования психологически безопасной образовательной среды для ребёнка на основе социального партнёрства семьи и дошкольной образовательной организации, включающую цель, задачи, принципы, педагогические условия. В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования ставились и решались следующие задачи: 1. Осуществить анализ психолого-педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов и выявить современные тенденции создания психологически безопасной образовательной среды для ребёнка в условиях социального партнерства семьи и дошкольной образовательной организации.
2.Изучить и обобщить педагогический опыт дошкольных образовательных организаций по осуществлению взаимодействия с семьями воспитанников по развитию ребенка. 3.Обосновать модель формирования психологически безопасной образовательной среды на основе социального партнёрства семьи и дошкольной образовательной организации. Теоретико-методологическая основа исследования: –концептуальные основы создания комфортной и безопасной образовательной среды в дошкольнойобразовательной организации (И.А.Баева, В.В. Ковров, Е.Б. Лактионова, М.С Мириманова, Н.В. Андреева, А.К. Сорина); – теоретические основы организации социального партнерства в сфере образования (Т.И. Андреева, Е.П.Арнаутова, Г.В.Атаманчук, Ю.В.Атемаскин, Е.М. Волкова, Н.С. Мишина и др.); – концептуальные основы личностно-ориентированного образования (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.А.Леонтьев, В.В.Давыдов, Г.П.Щедровицкий, Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков); – компетентностный подход в профессиональной подготовке педагогов (В.И. Байденко, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской, А.П. Тряпицина); – теория педагогического моделирования (В.И. Михеев, JI.M.Фридман, В.А. Штофф). База исследования. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка (МАДОУ ЦРР)– детский сад № 94, МАДОУ ЦРР д/с № 31, НДОУ детский сад №58, МАДОУ ЦРР №, МАДОУ ЦРР д/с №116. В исследовании принимали участиевоспитателиДОО, магистранты 1 курса по направлению «Психолого-педагогическое образование», программа «Дошкольное образование»Высшей школы педагогики Балтийского федерального университета им. И.Канта. Для решения поставленных задач и выявления состоятельности выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования: – методы теоретического уровня: анализ психолого-педагогической литературы, синтез, обобщение, аналогия, сравнение и сопоставление, моделирование; – методы эмпирического уровня: изучение и обобщение педагогического опыта, изучение документации, диагностические методы, качественный и количественный анализ полученной информации, опрос, анкетирование, беседа, педагогическое наблюдение. Научная новизна и теоретическая значимость исследования: 1. Осуществлён сравнительный анализ ФГТ к структуре основной образовательной программе и ФГОС дошкольного образования по организации взаимодействия с семьями детей, выявлено общее и особенное во взаимодействии дошкольной образовательной организации с семьей.
2. Разработана модель формирования психологически безопасной среды для ребёнка на основе организации социального партнерство семьи и дошкольной образовательной организации, раскрыта ее сущностная характеристика, структура. Основными компонентами модели являются: – принципы (сотрудничества, открытости и доверия, согласованного взаимодействия, диалогичности, ответственности партнеров друг перед другом, добровольности и равновыгодности); – педагогические условия (диагностика основных затруднений в организации социального партнерства по созданию психологически безопасной среды для ребенка; программа подготовки воспитателей к созданию психологически безопасной образовательной среды для ребёнка; подготовка родителей к созданию психологически безопасной образовательной среды для ребенка на основе применения интерактивных методов; банк конфликтных психолого-педагогических ситуаций в системах: «воспитатель-ребёнок», «родитель-ребёнок», «ребёнок-ребёнок», «воспитатель-родитель»). Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности использования разработанной модели формирования психологически безопасной образовательной среды для ребёнка на основе социального партнёрства семьи и дошкольной образовательной организации. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в процессе выступления на педагогическом совете в МАДОУ ЦРР детском саду №94 на тему: «Взаимодействие ДОО и семьи в условиях ФГОС», публикации статьи «Социальное партнёрство семьи и дошкольной образовательной организации» в научном журнале «Молодой учёный», №3 (83), 2015. Достоверность результатов и обоснованность выводов: – обеспечены опорой на научную методологию; – системным подходом к исследованию проблемы; – глубоким анализом и учетом состояния проблемы исследования в педагогической теории и практике; – использованием теоретических и эмпирических методов исследования, соответствующих целям и задачам. Этапы исследования: 1. Теоретико-аналитический этап (2013-2014) связан с анализом нормативно-правовых документов и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, с выявлением основных затруднений в формировании психологически безопаснойобразовательной среды для ребенка на основе социального партнерства семьи и дошкольной образовательной организации. 2. Опытно-экспериментальный этап (2014-2015), направленный на изучение и обобщение педагогического опыта работы дошкольных образовательных организаций с семьями воспитанников, разработку и обоснование модели формирования психологически безопасной среды для ребёнка на основе организации социального партнерства семьи и дошкольной образовательной организации. Положения, выносимые на защиту: 1. Модель формирования психологически безопасной образовательной среды для ребёнка на основе социального партнерства семьи и дошкольной образовательной организации, компонентами которой являются цель, задачи, принципы, педагогические условия. К основным принципам относятся: принцип сотрудничества, принцип открытости и доверия, принцип согласованного взаимодействия, принцип диалогичности, принцип ответственности партнеров друг перед другом, принцип добровольности и равновыгодности. К педагогическим условиям, которые способствуют формированию психологически безопасной образовательной среды на основе социального партнёрства семьи и дошкольной образовательной организации относятся: диагностика основных затруднений в организации социального партнерства по созданию психологически безопасной среды для ребенка;программа подготовки воспитателей к созданию психологически безопасной образовательной среды для ребёнка; подготовка родителей к созданию психологически безопасной образовательной среды для ребенка на основе применения интерактивных методов; банк конфликтных ситуаций в системах: «воспитатель-ребёнок», «родитель-ребёнок», «ребёнок-ребёнок», «воспитатель-родитель». Структура магистерской диссертации. Магистерская диссертация состоит из: введения, двух глав, общих выводов, заключения, списка литературы включающего 119 наименований и приложений. ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РЕБЁНКА
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|