Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава I. Теоретическое обоснование социального партнёрства семьи и дошкольной образовательной организации по формированию психологически безопасной среды для ребёнка




Зайцева Наталья Владимировна

 

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РЕБЁНКА

 

Магистерская диссертация

Направление 050400.68 «Психолого-педагогическое образование»

Программа «Дошкольное образование»

 

 

Научный руководитель:

доктор педагогических наук,

профессор Юновидова В.Л.

 

 

Калининград2015

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РЕБЁНКА

1.1. Состояние и развитие проблемы социального партнёрства семьи и дошкольной образовательной организации в условиях нового Федерального государственного образовательного стандарта ……………………………….11

1.2. Формирование психологически безопасной образовательной среды в дошкольной организации как психолого-педагогическая проблема………...32

1.3. Зарубежный опыт социального партнёрства семьи и дошкольной образовательной организации…………………………………………………..53

Выводы по первой главе………………………………………………………...62

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РЕБЁНКА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

2.1. Диагностика основных затруднений в организации социального партнёрства семьи и дошкольной образовательной организации…………...66

2.2. Обоснование модели формирования психологически безопасной образовательной среды для ребенка на основе социального партнерства семьи и дошкольной образовательной организации…………………………..85

Выводы по второй главе……………………………………………………….107

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...109

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..111

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...125

ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность исследования. Дошкольное образование претерпевает существенные изменения, адекватные изменениям в государстве и обществе. Эти изменения обусловливают как позитивные тенденции развития дошкольного образования, так и создают сложные проблемы, требующие решения. Одной из проблем дошкольного образования является создание психологически безопасной среды для ребёнка через социальное партнёрство семьи и дошкольной образовательной организации.

Проблема психологической безопасности образовательной среды приобретает в последние годы все большую актуальность. Значительный вклад в изучение психологической безопасности образовательной среды внесли такие ученые как: И. А. Баева, С.О. Филиппова, А.Е. Митина, Т.И. Рогачева, М.С. Мириманова, Л.Б. Исаева, Т.В. Тупахина, М.В. Погодаева, О.В. Норкина, О. В. Цапко, Э.АЯлаева, М.Ю. Буслаева, С.В. Гурьев.

Существует большое количество факторов, способствующих созданию психологически безопасной образовательной среды. Одним из важнейших факторов на наш взгляд является осуществление социального партнерства между семьёй и дошкольной образовательной организацией.

Понятие социального партнерства все более прочно входит в содержание научных исследований и в практику педагогической деятельности. Как показывает анализ диссертаций, за последние 10 лет данное понятие из экономико-политической и социологической сферы постепенно перемещается в педагогическую.

Расширение сферы участия родителей в организации образовательного процесса учреждения является способом повышения эффективной деятельности детского сада. Новые подходы к построению взаимоотношений между дошкольной образовательной организацией и семьей обусловлены Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), изменениями в обществе, запросами родителей на дополнительные образовательные услуги в дошкольной образовательной организации.

Проблему социального партнерства исследовали: С.И. Максимова, Е.В. Шушакова, А.А. Майер, Л. Л. Тимофеева, А.И. Штыркина, Т.А. Березина, Т.П. Грибоедова, А.М. Вербенец, Т.А. Березина, Е.В. Рыбак, О.В. Ясько, Н.Г. Пантелеева, О.В. Балалиева, Т.Н.Доронова, З.Б. Лопсонова, В.Я. Зедгенидзе, Е.А. Елисеева, Г.А. Клименко, А.Р. Унитицкая, В.В. Абашина, И.А. Корепанова, А.В. Минина, Т.И. Данилина.

Социальное партнерство позволяет действовать эффективно и успешно, имея в виду приоритетную перспективу, общую для всех партнеров, эффективно координировать совместную деятельность с ясным пониманием своей ответственности. Такая деятельность оказывается наиболее эффективной и для партнерских отношений в системе образования.

Результаты проведенного исследования позволяют считать организацию социального партнерства между семьей и дошкольной образовательной организацией важным средством в формировании психологически безопасной среды для ребёнка. Вышеизложенное свидетельствует об актуальности исследования на научно-теоретическом уровне. На научно-методическом уровне актуальность исследования определяется тем, что в современной науке и практике вопрос об организации социального партнерства семьи и дошкольной образовательной организации по формированию психологически безопасной среды для ребёнка остается малоисследованным.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы, изучение педагогического опыта дошкольной образовательной организации позволяют сформулировать вывод о том, при формировании психологически безопасной образовательной среды для ребёнка в условиях организации социального партнёрства семьи и дошкольной образовательной организации возникает ряд противоречий между:

– обозначенной в новом ФГОС дошкольного образования необходимостью создания условий для активного участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности дошкольной организации и отсутствием партнерских отношений между семьей и детским садом, способствующих повышению качества дошкольного образования;

– необходимостью и недостаточной разработанностью педагогических условий, обеспечивающих безопасную среду для ребёнка через организацию социального партнерства между дошкольной образовательной организацией и семьёй.

Проблема исследования: Каковы возможности социального партнерства семьи и дошкольной образовательной организации в формировании психологически безопасной среды для ребёнка?

Цель исследования: Разработать и обосновать модель формирования психологически безопасной образовательной среды для ребенка на основе социального партнерства семьи и дошкольной образовательной организации.

Объект исследования: Процесс создания психологически безопасной образовательной среды для ребенка.

Предмет исследования: Модель создания психологически безопасной образовательной среды для ребенка на основе социального партнерства семьи и дошкольной образовательной организации.

Гипотеза исследования: Социальное партнёрство между семьёй и дошкольной образовательной организацией может стать результативным средством в формировании психологически безопасной образовательной среды для ребёнка, если:

– выявить основные затруднения в формировании психологически безопасной образовательной среды для ребенка со стороны воспитателей и родителей;

– разработать модель формирования психологически безопасной образовательной среды для ребёнка на основе социального партнёрства семьи и дошкольной образовательной организации, включающую цель, задачи, принципы, педагогические условия.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования ставились и решались следующие задачи:

1. Осуществить анализ психолого-педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов и выявить современные тенденции создания психологически безопасной образовательной среды для ребёнка в условиях социального партнерства семьи и дошкольной образовательной организации.

2.Изучить и обобщить педагогический опыт дошкольных образовательных организаций по осуществлению взаимодействия с семьями воспитанников по развитию ребенка.

3.Обосновать модель формирования психологически безопасной образовательной среды на основе социального партнёрства семьи и дошкольной образовательной организации.

Теоретико-методологическая основа исследования:

–концептуальные основы создания комфортной и безопасной образовательной среды в дошкольнойобразовательной организации (И.А.Баева, В.В. Ковров, Е.Б. Лактионова, М.С Мириманова, Н.В. Андреева, А.К. Сорина);

– теоретические основы организации социального партнерства в сфере образования (Т.И. Андреева, Е.П.Арнаутова, Г.В.Атаманчук, Ю.В.Атемаскин, Е.М. Волкова, Н.С. Мишина и др.);

– концептуальные основы личностно-ориентированного образования (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.А.Леонтьев, В.В.Давыдов, Г.П.Щедровицкий, Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков);

– компетентностный подход в профессиональной подготовке педагогов (В.И. Байденко, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской, А.П. Тряпицина);

– теория педагогического моделирования (В.И. Михеев, JI.M.Фридман, В.А. Штофф).

База исследования. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка (МАДОУ ЦРР)– детский сад № 94, МАДОУ ЦРР д/с № 31, НДОУ детский сад №58, МАДОУ ЦРР №, МАДОУ ЦРР д/с №116. В исследовании принимали участиевоспитателиДОО, магистранты 1 курса по направлению «Психолого-педагогическое образование», программа «Дошкольное образование»Высшей школы педагогики Балтийского федерального университета им. И.Канта.

Для решения поставленных задач и выявления состоятельности выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования:

методы теоретического уровня: анализ психолого-педагогической литературы, синтез, обобщение, аналогия, сравнение и сопоставление, моделирование;

методы эмпирического уровня: изучение и обобщение педагогического опыта, изучение документации, диагностические методы, качественный и количественный анализ полученной информации, опрос, анкетирование, беседа, педагогическое наблюдение.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

1. Осуществлён сравнительный анализ ФГТ к структуре основной образовательной программе и ФГОС дошкольного образования по организации взаимодействия с семьями детей, выявлено общее и особенное во взаимодействии дошкольной образовательной организации с семьей.

2. Разработана модель формирования психологически безопасной среды для ребёнка на основе организации социального партнерство семьи и дошкольной образовательной организации, раскрыта ее сущностная характеристика, структура. Основными компонентами модели являются:

– принципы (сотрудничества, открытости и доверия, согласованного взаимодействия, диалогичности, ответственности партнеров друг перед другом, добровольности и равновыгодности);

– педагогические условия (диагностика основных затруднений в организации социального партнерства по созданию психологически безопасной среды для ребенка; программа подготовки воспитателей к созданию психологически безопасной образовательной среды для ребёнка; подготовка родителей к созданию психологически безопасной образовательной среды для ребенка на основе применения интерактивных методов; банк конфликтных психолого-педагогических ситуаций в системах: «воспитатель-ребёнок», «родитель-ребёнок», «ребёнок-ребёнок», «воспитатель-родитель»).

Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности использования разработанной модели формирования психологически безопасной образовательной среды для ребёнка на основе социального партнёрства семьи и дошкольной образовательной организации.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в процессе выступления на педагогическом совете в МАДОУ ЦРР детском саду №94 на тему: «Взаимодействие ДОО и семьи в условиях ФГОС», публикации статьи «Социальное партнёрство семьи и дошкольной образовательной организации» в научном журнале «Молодой учёный», №3 (83), 2015.

Достоверность результатов и обоснованность выводов:

– обеспечены опорой на научную методологию;

– системным подходом к исследованию проблемы;

– глубоким анализом и учетом состояния проблемы исследования в педагогической теории и практике;

– использованием теоретических и эмпирических методов исследования, соответствующих целям и задачам.

Этапы исследования:

1. Теоретико-аналитический этап (2013-2014) связан с анализом нормативно-правовых документов и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, с выявлением основных затруднений в формировании психологически безопаснойобразовательной среды для ребенка на основе социального партнерства семьи и дошкольной образовательной организации.

2. Опытно-экспериментальный этап (2014-2015), направленный на изучение и обобщение педагогического опыта работы дошкольных образовательных организаций с семьями воспитанников, разработку и обоснование модели формирования психологически безопасной среды для ребёнка на основе организации социального партнерства семьи и дошкольной образовательной организации.

Положения, выносимые на защиту:

1. Модель формирования психологически безопасной образовательной среды для ребёнка на основе социального партнерства семьи и дошкольной образовательной организации, компонентами которой являются цель, задачи, принципы, педагогические условия.

К основным принципам относятся: принцип сотрудничества, принцип открытости и доверия, принцип согласованного взаимодействия, принцип диалогичности, принцип ответственности партнеров друг перед другом, принцип добровольности и равновыгодности.

К педагогическим условиям, которые способствуют формированию психологически безопасной образовательной среды на основе социального партнёрства семьи и дошкольной образовательной организации относятся: диагностика основных затруднений в организации социального партнерства по созданию психологически безопасной среды для ребенка;программа подготовки воспитателей к созданию психологически безопасной образовательной среды для ребёнка; подготовка родителей к созданию психологически безопасной образовательной среды для ребенка на основе применения интерактивных методов; банк конфликтных ситуаций в системах: «воспитатель-ребёнок», «родитель-ребёнок», «ребёнок-ребёнок», «воспитатель-родитель».

Структура магистерской диссертации. Магистерская диссертация состоит из: введения, двух глав, общих выводов, заключения, списка литературы включающего 119 наименований и приложений.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РЕБЁНКА

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...