Формирование психологически безопасной образовательной среды в дошкольной организации как психолого-педагогическая проблема
В словаре В.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой среда трактуется как: − вещество, заполняющее пространство, а также тела, окружающие что-либо; − окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества, организаций; − как окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий. [66] В учебно-методическом пособии под редакцией С.О. Филипповой, А.Е. Митина, Т.И. Рогачевой «Безопасность образовательной среды дошкольного учреждения» отмечается, что данная проблема стала интенсивно исследоваться в отечественной педагогике лишь с 90-х годов XX века и что понятие «образовательная среда» применяется очень широко в самых различных аспектах. Л.М. Голубева, Т.В. Молчанова, рассматривая характеристики образовательной среды, отмечают следующее: − образовательная среда должна способствовать обеспечению комфортности существования и развития детей и взрослых, личностному росту субъектов среды; − создание среды возможно только там, где происходит овладение разными способами действия, где каждый субъект среды оказывает влияние на другой субъект и в связи с этим может изменить собственную позицию, выработать новый способ взаимодействия или своими суждениями, действиями оказать влияние на изменение позиций других субъектов. Авторы дают следующие определения образовательной среде: − это продукт совместного конструирования всех ее субъектов в рамках действующей коммуникации, поэтому ее нельзя рассматривать отдельно от событий, в которых она воспроизводится и тех новых эффектов, которые возникают в процессе ее рождения.
− это момент непосредственного участия всех ее субъектов в создании образовательной ситуации. В пособии отмечается, что субъект, управляющий образовательным процессом (педагог, родитель), выполняет систему действий по превращению среды в средство диагностики, проектирования и продуцирования образовательного результата, а любая образовательная среда определяется совокупностью локальных сред, в которых функционирует ребенок. Авторы пособия подчёркивают, что каждый педагог, ребенок, руководитель учреждения, родитель, организует, принимает участие в создании образовательной среды и считают, что все субъекты оказывают на нее постоянное воздействие в процессе функционирования, но и образовательная среда как целое и отдельными своими элементами влияет на каждого субъекта образовательного процесса. [13] М.С. Мириманова в своей статье отмечает, что образовательная среда современного дошкольного учреждения – феномен многоаспектный, многопрофильный, находящийся в центре внимания многих дисциплин, однако проблема безопасности учреждений данного типа лишь недавно стала предметом психологических исследований. Автор считает, что необходимо разработать такую систему, которая позволила бы достаточно целостно и непротиворечиво анализировать психологическую безопасность учреждений определенного типа. К такой разработке автор относит – экспертизу. М.С.Мириманова подчёркивает, что именно экспертиза способна выявить новые, иногда более глубокие аспекты даже в очевидных ситуациях, она становится средством анализа и системного управления в двух основных типах: исследуются качество результата и качество исполнения. Автор отмечает, что в функции экспертизы не входит принятие управленческих решений, она лишь апелляция к знаниям управленцев, а содержание решений и их результат зависят от людей, их принимающих, от ценностных установок и волевых качеств самих руководителей.
По ее мнению, экспертная деятельность в образовании является не только самостоятельной, но и дополнительно выполняемой деятельностью представителей профессиональных групп (воспитатели, педагоги, педагоги-психологи, менеджеры образования, ученые-исследователи и вузовские преподаватели). Автор обращает внимание на то, что объективность экспертной оценки определяется профессиональным уровнем и личностными качествами всей группы экспертов, которые должны обладать соответствующими знаниями и способностями, в экспертизе ДОУ экспертами могут быть, прежде всего, опытные педагоги, психологи и представители администрации ДОУ. М.С. Мириманова считает, что экспертиза должна проводиться с обязательным привлечением людей со стороны, что в экспертную группу должны входить не только исследователи, но и родители детей, которые заинтересованы в развитии психологической безопасности образовательной среды. По мнению автора, для обеспечения психологической безопасности всех субъектов среды ДОУ необходимо учитывать следующие характеристики: – адаптацию субъектов (прежде всего детей и педагогов) к ДОУ – в пределах нормы по сроку и уровню; – влияние психики на физическое здоровье (низкий уровень психосоматики); – уровень социально-психологического развития детей (взаимодействия и отношений со сверстниками, со значимыми взрослыми – воспитателями, родителями, бабушками и дедушками), наличие в группе непринимаемых, отвергаемых детей; – морально-нравственный уровень (администрации, воспитателей и детей, их родителей); – эмоциональное благополучие (настроение, желание идти в ДОУ, отношения со сверстниками), эмоциональное развитие детей (сочувствие, сопереживание, эмоциональная устойчивость, стрессоустойчивость); – риски семейного воспитания (гипо- и гиперопека и, как следствие, повышение страхов, тревожности, гиперактивности, агрессивности, конфликтности); – преодоление рисков и угроз, связанных с воспитателем (образование, профессионализм, личностные и психосоциальные характеристики); стрессы, отношения в коллективе и с администрацией; – эффективность взаимодействия, сотрудничества и согласия в системе «ребенок – взрослый» (воспитатели и дети, родители и дети), «ребенок – ребенок», «взрослый – взрослый» (воспитатель – родители, воспитатель – воспитатель, администрация – воспитатели, администрация – родители);
– внешние влияния (возможности ДОУ и взаимодействия с родителями детей и внешними структурами), фактор детско-родительских отношений в пределах допустимых отклонений; – информационная защищенность субъектов образовательной среды. М.С. Мириманова обращает внимание на то, что экспертные процедуры, минимизируя вмешательство, стремятся к выполнению разных функций и считает, что наблюдение экспертов может способствовать выявлению наиболее важных характеристик различных аспектов жизни ДОУ и ее субъектов – детей, воспитателей, администрации, родителей, сотрудников ДОУ. [105] Как отмечает Л.Б. Исаева, российские ученые уже более 30 лет занимаются описанием моделей образовательных сред. По ее мнению, наиболее проработанными и обоснованными теоретическими моделями образовательной среды можно считать следующие: − коммуникативная (коммуникативно-ориентированная) (В.В. Рубцов и др.), − эколого-личностная (С.Д. Дерябо, Г.А. Ковалев, В.А.Ясвин), − антрополого-психологическая (В.И. Слободчиков), − эко-психологическая (В.И. Панов). [44] И.А. Баева исследуя психологические условия для субъектов образовательной среды, подчёркивает, что категории «общение» и «взаимодействие», являются базовыми общепсихологическими конструктами, значимыми для разработки психологической характеристики образовательной среды. Автор отмечает, что общение в образовательной среде представляет собой сложную структуру, в которой переплетаются как специально организованные психолого-педагогические условия, так и процессы и явления, возникающие спонтанно и считает, что с психологических позиций образовательная среда есть взаимодействие ее участников, а характер этого взаимодействия, определяет психологическое качество образовательной среды.
И.А. Баева определяет образовательную среду как психолого-педагогическая реальность, содержащую специально организованные условия для формирования личности, а также возможности для развития, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение, психологической сущностью которой является совокупность деятельностно-коммуникативных актов и взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса. Под психологической безопасностьюИ.А. Баева понимает состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников. [7] Т.И. Рогачёва в своей статье обращает внимание на то, что безопасную образовательную среду можно разделить на несколько аспектов, это безопасность для физического здоровья детей (санитарно-гигиенических условий, экологических факторов, медицинского сопровождения, двигательной активности) и безопасность для психического и социального здоровья. Автор подчёркивает, что проблема защищенности от психологического насилия во взаимодействии участников образовательной среды, особо актуальна в современном обществе. Автор считает, что создание безопасных условий жизнедеятельности в образовательном учреждении, защитит от всех форм дискриминации и обеспечит не только комфортные условия для реализации физического и психического потенциала личности ребенка, но и будет способствовать его успешности в будущем. [71] С.О.Филиппова, А.Е.Митин, Т.И.Рогачева рассматривают проблемы безопасности образовательной среды дошкольного учреждения с позиции охраны физического и психического здоровья воспитанников и педагогов. Среди основных факторов создания психологической безопасности авторы выделяют следующие: 1. Статусно-возрастной. Начиная с середины 90-х годов ХХ века, исследователи выделяют открытое и скрытое насилие в области воспитания и образования как одну из проблем педагогики. Дошкольники почти полностью находятся в подчинении педагога, во власти его настроения, отношения к ним. В этой связи, безопасность образовательной среды дошкольного учреждения во многом определяется личностью педагога, уровнем его психологической готовности строить психологически целесообразные взаимоотношения с ребенком в контексте воспитательного и образовательного процесса. 2. Этнический. В настоящий момент в дошкольных учреждениях России воспитываются дети разных национальностей. Этническая интолерантность участников образовательного процесса может значительно увеличивать психологическую опасность образовательной среды дошкольного учреждения.Формирование межнациональной толерантности – длительный, сложный процесс, начинающийся в раннем детстве и протекающий в течение всей жизни. Опыт межнационального общения помогает преодолеть национальное самомнение, само возвеличивание, чувство национальной исключительности.
3. Инклюзивный. Инклюзия в общественных отношениях и инклюзия в образовании в настоящее время активно внедряется как ведущая идеология отношения к людям-инвалидам в нашей стране. Дети, с раннего возраста научившись доброжелательному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками, имеющими отклонения в развитии, принимают аномальных детей как партнеров, лишь нуждающихся в помощи, что способствуетгуманизации их взаимоотношений. [13] Т.В. Тупахина считает, что психологический комфорт для ребенка в детском саду определяется положительным эмоциональным фоном, удобным развивающим пространством и отсутствием психического и физиологического напряжения для организма. Автор выделяет следующие критерии, составляющие психологический комфорт ребенка в ДОУ: 1. Спокойная эмоциональная обстановка. Отсутствие психологического напряжения в семье, оказывает значительное влияние на психологический комфорт ребёнка в ДОУ. Любовь, уважение и понимание родных настраивает ребенка на открытые, доброжелательные отношения с педагогами и сверстниками в детском саду. Задача педагога – изучить психологическую обстановку в семье через анкетирование, мониторинги; необходимо также учитывать индивидуальные особенности каждой семьи. 2. Распорядок дня. Распорядок дня дошкольника должен быть стабильным. Ребенок, привыкший к определенному порядку, более уравновешен. Имеет представление о последовательности занятий, смену видов деятельности в течение дня и заранее настраивается на них. Спокойная обстановка жизни, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов взрослых – необходимые условия нормальной жизни и развития детей. В течении дня ни педагог, ни дети не должны чувствовать напряжения от того, что они что – то не успевают. 3. Обеспечение комфортности предметно-развивающей среды. Предметно-развивающая среда должна соответствовать возрасту и особенностям группы. 4. Стиль поведения воспитателя. Воспитатель должен быть спокоен и доброжелателен. Проявлять равное отношение ко всем детям. Педагогу необходимо следить за своим психологическим состоянием для того, чтобы предотвратить возможность агрессивных вспышек и усталости. 5. Добрые традиции. Чтобы донести до каждого ребенка, что его ценят наравне со всеми, желательно ввести в жизнь группы некоторые традиции. Такие как дни рождения, «круг хороших воспоминаний», хорошая традиция «вопросительное место» - это стул, на котором наклеен знак вопроса, ребенок садится на этот стул, показывая, что возник вопрос, задача воспитателя обязательно уделить внимание ребенку, находящемуся на "вопросительном месте". По мнению Т.В. Тупахиной атмосфера психологического комфорта для ребенка создается психологическим пространством безопасной среды, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной. [113] В статье «Насилие в дошкольном учебном заведении» акцентируется внимание на буллинге. В переводе с английского bullying – агрессивное преследование, травля, запугивание, третирование, задирание. Отмечается, что буллинг,распространен и среди детей дошкольного возраста. В статье отмечают, что буллинг проявляется через: – физическую агрессию (ситуативные удары, щипание); – социальное давление, когда группа детей неоднократно и демонстративно отказывается играть с одним из воспитанников; – словесные нападки (непрекращающиеся насмешки и высмеивание). В статье обращается внимание на то, что буллинг может вызвать у «жертв» большой стресс, страх и тревогу. Кроме того даются результаты исследования, свидетельствующие о том, что проявление агрессивного поведения в детском возрасте приводит нередко в будущем к употреблению наркотиков, алкоголя, к совершению преступлений. Родителям дошкольников предлагается перечень признаков, по которым можно определить подвергается ли ребенок буллингу: 1. Ребенку вдруг страшно идти в детский садик; 2. Жалобы на головные боли или боли в животе без какой-либо причины; 3. Не отпускает родителей, проявляет плаксивость; 4. Приходит домой с необъяснимыми травмами; 5. Уединяется или впадает в состояние депрессии; 6. Рассказывает об одном каком-то ребенке, который делает ему всякие гадости; 7. Имеет трудности с концентрацией внимания; 8. Избегает зрительного контакта, когда вы спрашиваете его о детском саде. Далее представлены советы для родителей, позволяющие справиться с возникшей ситуацией: 1. Общение с ребенком на выявление всех подробностей о случившемся. Как только ваш ребенок раскроет вам все подробности о буллинге, сохраняйте спокойствие, не ругайте его и не осуждайте, обязательно заверьте, что вы непременно поможете пресечь это насилие. 2. Беседа с воспитателем. Важно поговорить с воспитателем и ввести его в курс дела, чтобы далее он был более бдителен и уже целенаправленно осуществлял наблюдение за определенными детьми. 3. Периодически без предупреждения наведывайтесь к вашему ребенку в группу. Эти неожиданные визиты уменьшат вероятность того, что ваш ребенок будет страдать от какого-то хулигана. 4. Поговорите с администрацией дошкольного заведения и назначьте встречу с родителями обидчика вашего ребенка 5. Обучите вашего ребенка защищаться от обидчиков. Научите его достойно держаться, смотреть обидчику прямо в глаза, рассказывать взрослым о случившемся и избегать уединения (быть всегда рядом с другими детьми). Уверенные в себе дети имеют меньше шансов стать мишенью для хулиганов, поэтому найдите способы, чтобы обеспечить вашему ребенку адекватную самооценку. 6. Рассмотрите переход в другую группу. Иногда буллинг может быть настолько агрессивным, что все ваши усилия так и не увенчаются успехом. Поэтому, если вам не удастся ничего добиться, поговорите с администрацией на предмет перехода вашего ребенка в другую группу. Если же и это будет не осуществимо, тогда рекомендуется забрать вашего ребенка из этого детского сада. [108] В статье «Психологическая безопасность детей и гармоничное развитие» обращено внимание на то, что большинство проблем взрослой жизни берут свое начало из детства, окружающие взрослые люди вольно или невольно становятся причиной серьезных психологических травм у детей. В качестве яркого примера в источнике приведены воспоминания известного мастера фильмов ужасов Альфреда Хичкока о неудачных методах воспитания его отца: «В пять лет мой отец отправил меня с запиской к начальнику полицейского участка. Тот прочел записку, а затем закрыл меня в камере минут на пять, потом открыл дверь и сказал: «Вот так мы поступаем с непослушными маленькими детьми». С тех пор мне так и не удалось избавиться от всепоглощающего страха перед полицейскими». Этот пример показывает, как психологическая безопасность детей важна для всей последующей жизни человека. В онлайн энциклопедии обращают внимание на то, что не стоит путать психологическую безопасность детей со вседозволенностью, так как в большинстве случаев итогом неразумной вседозволенности до 5-6 лет становится исковерканная психика ребенка, который не знает слова «нет» и впадает в истерики при каждой попытке отказа. Для того, чтобы ребёнок не получил психологическую травму, в статье предлагают избегать родителям, следующих моментов: − конфликты в семье. Конфликты родителей при детях, тем более с применением физической силы – это самый прямой путь к разрушению детской психики. − запугивания ребенка любыми методами. Рассказы о страшных бабаях живущих в духовом шкафу, ужасных людоедах, которые едят непослушных детей и так далее. Подобные методики якобы помогают с точки зрения усмирения малыша, но также серьезно ранят его, ведь маленькие дети верят всему, что говорят взрослые. Особенно внимательно надо отнестись к этому вопросу, если в семье есть старшие дети, ведь они часто развлекаются, запугивая малышей. − несправедливое или слишком жесткое отношение. Если, по мнению ребенка, он действительно виноват, то справедливое и умеренное наказание послужит для него уроком, но если вы наказываете его не разобравшись, сгоряча, то это приводит только к негативным последствиям. − сцены насилия и жестокости, увиденные детьми в жизни, по телевизору или на компьютере, могут оставить серьезный психологический шрам, ведь дети склонны отождествлять себя с происходящим, а значит подвергаться сильному шоку. − разного рода травмы или происшествия, случившиеся с малышами, могут послужить причиной разных фобий. Например, маленький ребенок упал с качелей, это может привести к боязни высоких скоростей, полета на самолете и так далее. Рекомендации для родителейпри формировании психологически безопасной среды для ребенка. (см. Прил.2) В статье отмечено, что важно быть хорошими родителями, размышляя над своими ошибками не переносить их на детей, и уж тем более не исправлять свои ошибки за счет них. [106] М.В.Погодаева, О.В. Норкина в своей статье делятся опытом работы по разработке и апробации в ДОУ № 97 г. Братска программы, направленной на создание психологически безопасной образовательной среды в адаптационный период для младших дошкольников. Программа направлена на решение следующих задач: – развитие чувства доверия по отношению к другим людям; – развитие навыков общения, совместной деятельности, умения взаимодействовать с другими детьми и педагогами; – формирование способности понимать и адекватно выражать свои эмоциональные переживания, понимать эмоциональное состояние и переживания другого человека; – формирование чувства защищенности. Программа включает консультации для родителей по подготовке ребенка к посещению детского сада; семинары для воспитателей младшей группы, принимающей малышей; пребывание родителей в дошкольном учреждении в первые две недели адаптационного периода; создание комфортной предметно-развивающей среды, включающей знакомые игрушки, семейные альбомы, «частички домашней обстановки»; групповые занятия с психологом для развития коммуникативных навыков малышей в детском саду, преодоления страха, застенчивости, неуверенности, установления контактов с детьми и взрослыми, индивидуальные консультации с психологом с участием родителей и воспитателя для изучения личностных особенностей данного ребенка, условий воспитания в семье. Работа в группе основывалась на следующих принципах: – внимательное и доброжелательное отношение к детям со стороны педагога, поддержка и подбадривание ребенка; – уважительное отношение к каждому малышу, принятие его индивидуальности и уникальности; – положительная эмоциональная оценка любого достижения ребенка; – игровая, непринужденная форма занятий, которая создает у детей чувство безопасности, возможность свободного самовыражения и проявления своих эмоций. Реализация мероприятий по созданию психологической безопасности образовательной среды дошкольного учреждения в полном объеме позволила снизить тревожность, создать благоприятную эмоциональную атмосферу, научить детей понимать друг друга. Организация физических упражнений и подвижных игр, которые ежедневно воспитатель включал в режим дня, также положительно сказывалась на эмоциональном состоянии детей. Именно совместная работа психолога, воспитателя и родителей позволила достичь поставленной цели – создания атмосферы психологической безопасности и эмоционального благополучия. [70] По мнению О.В. Цапко психологическая безопасность является маркером качества образования. В статье обращается внимание на создание психологической безопасности для детей раннего возраста, так как именно в раннем возрасте дети наиболее уязвимы и не имеют механизмов психологической защиты, не могут удовлетворить и даже понять свои нужды. К психологическим угрозам развития детей раннего возраста автор относит следующие: – нецелесообразное удовлетворение естественных потребностей (в пище и отдыхе), нарушение режима дня; – игнорирование потребностей в сенсомоторной активности, доброжелательном внимании взрослого и его помощи; – ограничение самостоятельности; – выбор неадекватных форм общения, несоответствующих возрасту; – игнорирование особенностей нервной системы ребёнка; – стремление к раннему обучению, не свойственное данному возрасту видам деятельности (чтение, счёт, иностранные языки); – бедность или перенасыщенность развивающей среды; – слабость эмоциональных контактов с ребёнком, невнимание к его эмоциональным состояниям. Для ребёнка раннего возраста, пребывающего в группе дошкольного учреждения, определяющим его психологическую безопасность фактором становится эмоциональное отношение к нему педагога. С точки зрения психологической безопасности, направления деятельности педагога ДОУ в отношении детей раннего возраста включают: – содействие ребёнку в адаптации к новым условиям жизнедеятельности в ДОУ; – психологическое обеспечение реализации основной образовательной программы; – реализация психогигиенических требований в образовательном процессе; – психопрофилактикадидактогений педагогом-психологом.[86] Э. А. Ялаева считает, что психологическая безопасность способствует удовлетворению и развитию социально – ориентируемых потребностей ребёнка, сохранению и повышению его самооценки, обеспечивает более полное раскрытие личностных потенциалов. Автор подчёркивает, что обеспечение психологической безопасности личности ребёнка в ДОУ является основной задачей педагогов и включает в себя: − неприемлемость психологического насилия (отсутствие психологического насилия предполагает уважение к личности ребёнка, учёт индивидуальных потребностей и межличностных отношений, сложившихся в коллективе детей, когда соотношение дисциплинирующих и негативных воздействий и оценок уменьшаются в пользу организующих и позитивных, а педагогические установки динамичны и адекватны). − преобладание диалогической направленности субъектов общения, т.е. позиция взрослого и ребёнка должны быть равноправными, как позиция со учащихся, со воспитывающихся, сотрудничающих людей. − преобладание гуманистическойцентрации у субъектов образовательного процесса, т.е. максимум требований к детям и максимум уважения к ним. Э.А. Ялаева обращает внимание на то, что работа по обеспечению психологической безопасности должна быть направлена на создание условий для сохранения психологического здоровья воспитанников и предупреждение возникновения факторов, которые являются дисфункциональными, угрожающими развитию личности дошкольника. Рассматривая факторы, приводящие к возникновению угрозы психологической безопасности ребёнка в ДОУ Э. А. Ялаева, условно делит их на внешние, внутренние и общие. К внешним факторам, приводящие к возникновению угрозы психологической безопасности автор относит дисфункциональное взаимодействие в системах «ребёнок-ребёнок», «ребёнок-взрослый», «ребёнок - средовое окружение». В системе «ребёнок - взрослый» это: − преобладание авторитарного стиля общения с детьми (воспитатель объясняет, рассказывает, показывает, доказывает, требует, проверяет и оценивает.Дети должны внимательно слушать, наблюдать, запоминать, выполнять, отвечать, без проявления инициативы и самостоятельности, без наличия уважения и доверия к личности растущего человека); − манипуляция детьми, наносящее серьёзный ущерб позитивному развитию личности (это проявляется в том, что взрослые стремятся всё сделать за ребёнка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы, как и деятельности, так и в принятии решения). В системе «ребёнок- ребёнок» это: − дисгармоничное межличностные отношения детей в группе (бывает так, что детское сообщество отвергает кого-то из сверстников, а воспитатель долгое время этого не замечает или не находит достаточно эффективных средств, для устранения такого явления, в результате у отвергнутых детей появляется чувство дезориентации в микросоциуме, каковым является для ребёнка детский сад); − отсутствие понятных ребёнку правил, регулирующих его поведение в детском обществе; В системе «ребёнок - средовое окружение» это: − враждебность окружающей среды ребёнка, например, когда ему ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства, когда отсутствуют необходимые условия для реализации возрастных новообразований, например, естественной потребности в движении, когда действуют необоснованные запреты; − наблюдение интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима, однообразие будней. К внутренним источникам угроз психологической безопасности ребёнка автор относит: − сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения (неряшливость, агрессивность, капризность, привычка быть в центре внимания); − осознание ребёнком на фоне других детей своей неуспешности, что способствует формированию комплекса неполноценности и зарождению такого, например, отрицательного чувства, как зависть; − отсутствие автономности. Прямая зависимость во всём от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно; − патология физического развития, например, нарушение зрения и слуха. По мнению автора, общим источником угроз психологической безопасности ребёнка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т. е. вводит его в заблуждение, и в мир иллюзий, когда взрослые обманывают детей (запугивание, необоснованные обещания и т.д.). Автор считает, что это можете привести к психологическому стрессу. Э.А. Ялаева выделяет несколько признаков стрессового состояния ребёнка при нарушенной психологической безопасности: − трудность засыпания и беспокойный сон; − усталость после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла; − беспричинная обидчивость, плаксивость или, наоборот, повышенная агрессивность; − отсутствие уверенности в себе, которая выражается в том, что ребёнок всё чаще ищет одобрение у взрослых, буквально жмётся к ним; − ребёнок постоянно сосёт соску, палец или жуёт что-нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита); − игра с половыми органами; − снижение массы тела или, напротив, начинающее проявление симптомов ожирения; − дневном или ночном недержании мочи, которые ранее не наблюдалось. Автор считает, что в дошкольном учреждении должна быть разработана, система общей и индивидуальной психологической защиты детей, включающая в себя: − наличие у педагога потребности в обратной связи от детей в том, как ими воспринимается те или иные формы совместной деятельности (экраны настроений, успехов и другой способ фиксации состояний после деятельности) − учет и изучение межличностных взаимоотношений воспитанников. Использование знаний о симпатиях-антипатиях между детьми для построения успешной работы (использование результатов социометрии). − преобладание положительных оценок над отрицательными. Отношение к личности ребёнка как к самостоятельной ценности. − склонность к косвенным средствам воздействия на ребёнка. Примером косвенного замечания могут быть замечания взглядом, а непубличное указание ребёнку на его ошибки, просчёты, недостатки в поведении. − отсутствие жёстких педагогических установок: «любимчики», гордость группы, способные − с одной стороны, нелюбимые, «тупые», «бездарные» − с другой, и безликая масса, «серость» − с третей стороны.[119] М.Ю. Буслаева в своей статье психологически безопасная образовательная среда дошкольного образовательного учреждения как возможность реализации инновационных психолого-педагогических технологий отмечает, что защищенная от внешних и внутренних психологических угроз образовательная среда дошкольного учреждения, становится оптимальной средой для реализации инновационных психолого-педагогических технологий. Автор считает, что принципиально важной стороной в инновационной технологии психологически безопасной образовательной среды дошкольного учреждения является статус ребенка в воспитательно-образовательном процессе, определение его позиции со стороны взрослых. К числу инновационных технологий, возможных для реализации в психологически безопасной образовательной среде дошкольного учреждения автор относит следующие технологии: − Технологии проектной деятельности. Главной целью проектных технологий является конструктивное формирование и реализацию социально-личностного опыта посредством включения дошкольников в сферу межличностного взаимодействия со взрослыми, в частности, с родителями. − Технология исследовательской деятельности. Целью исследовательской деятельности является формирование у детей ключевых компетенций, а также способность к исследовательскому типу мышления. − Информационно-коммуникационные технологии, целью которых является формирование основ информационной культуры личности, повышение компетентности детей и родителей. − Инновационные личностно-ориентированные технологии. Инновационные личностно-ориентированные технологии находятся в центре всей системы образования личности ребенка. Личностно-ориентированная технология подразумевает реализацию в безопасной развивающей среде, отвечающей требованиям к содержанию новых образовательных программ. − Технология «портфолио ребенка». Портфолио – это накопление и систематизация личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций. Портфолио дает возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, то есть, это своеобразный маршрут развития ребенка. − Инновационная игровая технология. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы. Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы образовательного учреждения и решением его основных задач. М.Ю. Буслаева считает, что главной задачей инновационных психолого-педагогических технологий в психологически безопасной образовательной среде ДОУ является попытка решить две важнейшие проблемы: 1) проблему изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта по созданию психологически безопасной образовательной среды в ДОУ 2) проблему внедрения инновационных технологий в ДОУ с целью минимизации психологических рисков и угроз в образовательном пространстве дошкольника.[21] В рамках нашего исследования многие воспитатели отметили тот факт, что современные дошкольники много времени проводят за компьютером, планшетом, телефоном и другими электронными составляющими. Какое влияние они оказывают на психическое здоровье ребенка? Рассмотрим ниже. С.В. Гурьев в своей статье: «Влияние компьютера на физическое и психическое состояние детей дошкольного возраста», обращает внимание на то, что аспект психологического влияния компьютера на ребенка остается малоизученным. По мнению автора необходимо реализовать комплексный проект по исследованию воздействия компьютера на детей дошкольного возраста, который должен включать как теоретические разработки, так и практические рекомендации педагогам и родителям, с одной стороны, а также требования к специалистам, разрабатывающим обучающие и игровые программы. Автор предлагает индивидуальный подход к подбору компьютерных программ для каждого ребенка. С.В. Гурьев обращает внимание на то, что изучения влияния работы за компьютером на организм детей дошкольного возраста, исследования состояния их здоровья, функционального состояния физиологических систем, работоспособности в целях обеспечения безопасных для здоровья ребенка условий общения с компьютером являются особо важными проблемами. Автор поясняет, что важность разработки указанных проблем связана, с одной стороны, с отсутствием достаточной информации о влиянии компьютера на детский организм, а с другой – с имеющимися данными о специфике влияния работы с компьютером на организм взрослых пользователей компьютеров и школьников. С.В. Гурьев также обращает внимание еще один важный фактор – нервно-эмоциональное напряжение. Автор считает, что общение с компьютером, особенно с игровыми программами, сопровождается сильным нервным напряжением, поскольку требует быстрой ответной реакции, даже кратковременная концентрация нервных процессов вызывает у ребенка явное утомление, работая за компьютером, он испытывает своеобразный эмоциональный стресс.
|
|
|