Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Состояние и развитие проблемы социального партнёрства семьи и дошкольной образовательной организации в условиях нового Федерального государственного образовательного стандарта




В предыдущем нормативном документе – в Федеральных государственных требованиях к структуре основной образовательной Программы дошкольного образования было лишь отмечено, что при реализации программы необходимо взаимодействовать с семьями детей. В этом же документе обращается внимание на взаимодействие с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья, находящимися в группах компенсирующей и комбинированной направленности. [1]

В общих положениях нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования отмечается, что сотрудничество Организации с семьей, приобщение детей к традициям семьи являются важнейшими принципами дошкольного образования.

В пункте «1.7» нормативного анализируемого документа отмечается, что стандарт является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Во второй части нового стандарта «Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему» в содержательном разделе Программы отмечается необходимость представления в Программе особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Кроме обязательной части программы стандарт предполагает наличие дополнительного раздела Программы с текстом ее краткой презентации, ориентированной на родителей (законных представителей) детей и доступной для ознакомления. В презентации должна быть представлена характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.

Третья часть стандарта посвящается требованиям к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

Одним из требований является создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

В качестве психолого-педагогического условия успешной реализации Программы определена необходимость поддержки родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Одним из необходимых условий для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста является взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

В стандарте в качестве условия определено, создание возможностей со стороны организации для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования являются ориентирами для взаимодействия с семьями, информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации. [2]

Главный редактор журнала «Детский сад: теория и практика» С.И.Максимова, номер которого посвящён социальному партнёрству детского сада и семьи С.И. Максимова в предисловии журнала обращает внимание на то, что Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на тесное взаимодействие с семьями воспитанников, на непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи, а также психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Автор считает, что наиболее эффективной формой взаимодействия детского сада и семьи будет являться социальное партнерство.

С.И. Максимова отмечает, что социальное партнерство и вовлечение родителей в образовательную деятельность дошкольного учреждения – далеко не одно и то же. По мнению главного редактора журнала основными признаками социального партнерства являются общие интересы и равенство сторон, в детском саду – равенство родителей с администрацией и педагогическим коллективом.

Автор отмечает, что система социального партнерства в России только начинает складываться. Отдельные технологии уже успешно используются в дошкольном образовании, но само социальное партнерство детского сада и семьи сегодня скорее ориентир в развитии взаимодействия этих институтов. Ключевые проблемы организации социального партнерства детского сада и семьи связаны с непониманием сторонами специфики социального партнерства и неготовностью педагогов и родителей к продуктивному взаимодействию, совместному решению задач воспитания и развития детей, партнерским взаимоотношениям.

С.И. Максимова считает, что социальное партнерство детского сада и семьи как новая философия взаимодействия требует серьезного пересмотра от педагогов и родителей своих позиций, отказа от взаимных обвинений и стереотипов во взаимоотношениях, готовности слышать друг друга, договариваться, продуктивно взаимодействовать в интересах ребенка, а главное – учиться быть равноправными партнерами. Автор считает, что ключевая роль в становлении и развитии социального партнерства принадлежит детскому саду и педагогам. [59]

А.Р. Унитицкая и В. В. Абашина в своей статье обращают внимание на то, что формы работы с семьей в ДОО разнообразны и не имеют единого стандарта. Авторы отмечают, что традиционные формы взаимодействия педагогического коллектива ДОО с родителями воспитанников сочетаются с вариативными инновационными технологиями. По мнению авторов, взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации и родителей как равноправных участников педагогического процесса необходимо строить на основе запросов семьи. Педагогам и родителям следует искать позитивные способы и формы общения, которые могут побудить партнера к взаимодействию.

А.Р. Унитицкая и В.В. Абашина подчёркивают, что одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является − «сотрудничество Организации с семьями». Авторы отмечаю, что полностью меняется философия взаимодействия с семьями: не родители и дети должны подстраиваться под цели, задачи и внутренний уклад дошкольной организации, а дошкольная организация должна сделать всё, чтобы поддержать собственные действия родителей в воспитании и развитии детей. Не освободить и не отделить родителей от детей, не пытаться изменить субкультуру семьи, напротив, сблизить (при необходимости) детей и родителей, приобщить детей к социокультурным нормам, традициям семьи. По мнению авторов, достигнуть положительный результат воспитания и обучения воспитанников дошкольных организаций, может быть только при рассмотрении семьи и дошкольной образовательной организации в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между родителями и педагогами на всем протяжении дошкольного детства ребенка. А.Р. Унитицкая и В. В. Абашина провели анализ многих исследований и пришли к выводу, что семья остро нуждается в психолого-педагогической поддержке специалистов на всех этапах дошкольного детства.

По мнению авторов, ключевые направления в работе дошкольной образовательной организации с семьей должны концентрироваться на формировании осознанного родительства и компетентного родителя, что в свою очередь обеспечивает полноценное и планомерное сотрудничество заинтересованных в воспитании ребенка субъектов. К современным направлениям и формам организации работы образовательной организации с родителями воспитанника авторы относят:

− информационно-аналитическую работу (сбор информации о семьях и установление первичных контактов с семьей): дни открытых дверей с участием специалистов ДОО, первые визиты в детский сад родителей с ребенком, групповые родительские собрания, анкетирование родителей, общение с родителями во время приема и прощание с детьми, личные беседы воспитателей с родителями, посещение на дому, ведение дневников наблюдения воспитателями.

− организационно-просветительскую работу: контактные формы работы (семинары, лектории, родительские собрания, круглые столы, тренинги и т.п.), бесконтактные формы работы (информационные стенды, почта доверия (ящик для вопросов и предложений), личные блокноты, неофициальные записки и т.п.).

− досуговую работу: проведение совместных праздников (например, «Семейные посиделки», «День смеха», «Наши дочки и сыночки» и т.д.), участие в совместных выставках и конкурсах (например, «Золотая осень», «Моя семья» и др.), проведение совместных соревнований (например, «Папа, мама и я – спортивная семья»), выпуск семейных газет и др.

Авторы статьи считают, что дошкольная организация должна стать открытым развивающим пространством, где родители имеют постоянную возможность свободно, по своему желанию, в удобное для них время знакомиться с жизнедеятельностью ребенка в детском саду. Придать дошкольной организации «открытость» - значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами и родителями.

Среди эффективных показателей взаимодействия педагогов и родителей авторы выделяют следующие:

− проявление интереса родителей к педагогическому процессу ДОО,

− повышение родительской активности на уровне не только общения с педагогом, но и оказания помощи и участия в мероприятиях,

− возникновение дискуссий между участниками педагогического процесса,

− снижение количества претензий и агрессивности родителей,

−осознание родителями своей ответственности в воспитании ребенка.

А.Р. Унитицкая и В. В. Абашина в своей статье обращают внимание на то, что полноценное воспитание дошкольника должно происходить в условиях одновременного влияния семьи и дошкольной организации. Диалог между детским садом и семьей необходимо строить на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и так далее, педагог в такой позитивной роли воспринимается родителями как равноправный партнер в воспитании.

А.Р. Унитицкая и В. В. Абашина считают, что формирование эффективного взаимодействия родителей и педагогов ДОО является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане, и предлагают несколько этапов для решения этой задачи:

Первый этап должен включать демонстрацию родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями устанавливаются доброжелательные отношения, направленные на сотрудничество. Важность этого этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка.

На втором этапе родителям необходимо дать практические знания психолого-педагогических особенностей воспитания ребенка. При этом могут быть использованы различные традиционные формы и методы, а также инновационные подходы.

Третьим этапом должно выступать ознакомление педагога с проблемами конкретной семьи в вопросах воспитания ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у педагога по интересующим их проблемам.[114]

Е.В. Шушакова в условиях стандартизации дошкольного образования предлагает новую форму взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи – социально-педагогическое партнерство в проектной деятельности, так как самыми важными и ближайшими партнёрами для педагогов ДОО являются родители воспитанников. Автор предлагает организовать работу с родителями по создание единого пространства развития ребенка в семье и ДОО по трём направлениям с применением интерактивных форм и методов:

1. Формирование педагогической компетентности («Вернисаж идей и предложений», «Бенефис семейного воспитания»);

2. Формирование мобильности родительской общественности (проведение творческой мозаики, семейных марафонов, театрализованных представлений, детско-родительских проектов, встреч с интересными людьми, благотворительных акций, походов выходного дня, семейных конкурсов и соревнований);

3. Формирование авторитетности родительской общественности (участие родителей в Совете ДОУ, вовлечение их в образовательную деятельность).

Среди основных принципов организации партнёрства ДОУ и семьи Е.В. Шушакова выделила следующие: доброжелательный стиль общения педагогов с родителями; индивидуальный подход; сотрудничество, а не наставничество; динамичность; открытость. [117]

Партнерство в переводе с французского «partenaire», восходящего к старо – французскому «parҫener», означает «сонаследник» или «parttenour» – «держащий часть», с латинского «partire» – «делить». [72]

В переводе с английского «partnership» – участие, товарищество,компания, с немецкого «Partnerschaft» – сотрудничество, партнерство. [110,111]

А.А. Майер, Л. Л. Тимофеева приводят перевод понятия «партнерство» как деление на равные доли участия взаимодействующих субъектов. При этом авторы рассматривают логику построения партнерских взаимоотношений дошкольной образовательной организации и семьи, основанную на равноактивном и взаимосвязанном воздействии двух сторон в интересах развития ребенка. [57]

А.И. Штыркина раскрывает понятие «социальное партнерство» и отмечает, что термин «социальное партнерство» пришел из других сфер, где он трактуется не однозначно и многоаспектно как

– механизм взаимоотношений между государственными органами, представителями трудящихся и работодателями;

– способ взаимодействия между различными социальными группами;

– специфический тип общественных отношений;

– механизм регулирования общественных отношений.

Автор рассматривает данный термин с точки зрения педагогики, определяя социально-педагогическое партнерство как иной опыт, другие формы отношений, опыт межсистемного регулирования, управления при изменении типа взаимодействия образования с внешней средой. Это позволило автору дать следующие определения социальному партнерству:

– объединение усилий лиц или образовательных организаций для достижения общих целей;

– упорядочение координационного взаимодействия систем образования или социальных институтов в пределах их взаимной заинтересованности, в целях сохранения здоровья и целостности общенациональных, общегосударственных «социальных тканей»;

– механизм межсистемного регулирования, управления при резком изменении роли государства, изменении типа взаимоотношений образования с внешней средой;

– инструмент, с помощью которого представители разных субъектов собственности, групп населения, имеющие специфические интересы, достигают консенсус, организуют совместную деятельность, координируют ее в направлении достижения общественного согласия в образовательной политике.

А. И. Штыркина обращает внимание на то, что в отечественной педагогике социально-педагогическое партнерство базируется на диалогическом отношении социальных субъектов и обеспечивает единство, гармонизацию социальных структур и выработку образовательной стратегии единых действий, что позволяет обеспечить интеграцию интересов различных социальных групп в едином образовательном и информационном поле.

Автор подчёркивает что, для построения социального партнерства следует учитывать следующие принципы.

1. Принцип социальной справедливости и согласования интересов. В условиях социального расслоения необходимо обеспечить равновесие интересов всех групп во избежание социальных конфликтов.

2. Принцип законодательного закрепления отношений, который позволяет сделать партнерство прочным, исключает взаимные претензии.

3. Принцип ответственности партнеров друг перед другом.

4. Принцип добровольности и равновыгодности.

Соблюдение этих принципов позволяет интегрировать в едином образовательном и информационном пространстве интересы различных социальных групп, оказывающих влияние на развитие образовательных процессов и способных предложить эффективную стратегию развития образования.

А.И. Штыркина считает, что социальное партнерство является одним из условий развития открытых образовательных систем и действенным механизмом вовлечения широкого круга заинтересованных лиц в обсуждение и решение проблем развития образования. [116]

Т.А. Березина считает, что «социальное партнерство» реализуется через принцип «открытой школы». Основной смысл этого принципа заключается в том, чтобы все заинтересованные граждане — родители, учителя школы, педагоги дополнительного образования, работники библиотеки и поликлиники, члены общественных и коммерческих организаций — могут влиять на педагогический процесс образовательного учреждения. [16]

Т.П. Грибоедова обращает внимание на то, что партнерство в образовании — новое, актуальное явление, требующее освоения. Автор отмечает, что основой партнерских отношений являются: равноправие, добровольность взаимодействия, самостоятельность в выборе и принятии решений каждой из сторон, взаимовыгодность, диалогичность, осознанность. В статье подчёркивается, что в большинстве случаев образовательной практики явления, именуемые «социальным партнерством», в реальности оказываются смешанными формами социального взаимодействия, включающими в себя элементы благотворительности, спонсорства, сотрудничества и инвестирования. Автор отмечает, что до уровня «партнерства» необходимо «дорасти» – пройти многие ступени.

Т. П. Грибоедова подчеркивает, несмотря на то, что в педагогической литературе понятие партнерства используется совсем недавно, уже началось формирование нескольких подходов к пониманию партнерства в образовании на основе рассмотрения самого понятия с разных позиций.

Особый интерес вызвала позиция партнерства в системе взаимоотношений между семьей идошкольной образовательной организацией:

− взаимодействие равноправных субъектов, формирующееся на основе заинтересованности обеих сторон в обучении, воспитании и развитии детей и их социокультурного окружения, характеризующиеся добровольностью и осознанностью, моральной ответственностью за выполнение коллективных договоров и соглашений.

Автор обращает внимание на то, что партнерство предполагает определенную форму отношений, которые возникают в процессе деятельности по решению общих задач; оно строится на основе принципов: равноправия сторон в выборе путей решения общих и взаимовыгодных задач; дополнительности; добровольности; осуществления выбора путей, на основе компромисса, доверия, равенства; взаимовыгодной заинтересованности сторон; правовой основы взаимодействия. [26]

По мнению А.М. Вербенец, социальное партнерство в дошкольном образовании предполагает активное участие всех его участников: педагогов дошкольного учреждения, детей, родителей, специалистов учреждений образования, культуры, здравоохранения, но организующая и координирующая роль в проектировании и осуществлении взаимодействия партнеров принадлежит педагогам дошкольного учреждения. [22]

Т.А. Березина считает, что система дошкольного образования, постепенно превращаясь в открытую педагогическую систему, закрепляет за родителями возможность быть полноправными участниками педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения, тем самым позволяя педагогам и родителям совместно выстраивать единое образовательное пространство, характеризующееся общностью целей, задач, методов, требований по отношению к ребенку. Автор выделяет ряд проблем в организации социального партнерства между педагогами и родителями в дошкольном образовании. И прежде всего эти проблемы связаны с неготовностью педагогов и родителей к взаимодействию, к совместному решению задач воспитания и развития дошкольников. В статье приводятся данные о том, что лишь 25 до 35 родителей в различных дошкольных учреждениях настроены на совместное с педагогами воспитание своих детей. Отмечается, что часто родители не решаются первыми проявить инициативу и активность в установлении контактов, не знают возможных форм сотрудничества, не находят контактов с воспитателями. Поэтому определяющая роль в установлении взаимодействия с семьей принадлежит педагогам дошкольных учреждений.

Проведенное исследование свидетельствует о том, подавляющее большинство воспитателей (88 %) определяют организацию взаимодействия дошкольного учреждения с семьей, как одну из важнейших задач. Респонденты отметили, что благодаря взаимодействию родители смогут больше узнать о развитии детей, о работе детского сада, лучше смогут узнать особенности своего ребенка. 20 % педагогов считает, что взаимодействие с родителями поможет лучше подготовить ребенка к школе, разрешить проблемы общения дошкольников со сверстниками, создаст более благоприятный эмоциональный микроклимат для детей в детском саду, поможет строить педагогический процесс, исходя из индивидуальных особенностей и интересов ребенка. Автор приходит к выводу, что, несмотря на значимость взаимодействия детского сада с семьей, большинство педагогов не проявляют личной заинтересованности в организации такого взаимодействия, и относятся к этой проблеме достаточно формально. 70% воспитателей испытывают различные трудности в осуществлении взаимодействия с семьей, отмечая такие трудности, как «пассивность родителей, безразличное отношение к своему ребенку», «чрезмерная занятость родителей», «недоверие родителей к педагогам, нежелание идти на контакт» и даже «агрессивное восприятие информации, идущей от воспитателя». 20 % педагогов считает свои знания и умения в организации сотрудничества с родителями недостаточными. [16]

Е.В. Рыбак, О.В. Ясько приводят данные контент-анализа, проведенного по применению технологии партнерства в системе образования в Архангельске и Архангельской области. Авторы определяют собственные проблемы при организации социального партнерства; барьеры, мешающие партнерству; пути преодоления барьеров.Среди собственных проблем при организации социального партнерства были выделены:

– бюрократия (бумажные отчеты, большое количество документов, «ненужная бумажная волокита», «бюрократические препоны», чрезмерная отчетность);

– некомпетентность партнеров (партнеры не всегда реализуют проекты четко по написанному плану, теряются цели; партнеры плохо отчитываются о проделанной работе; «низкая эффективность потраченных средств», «плохая» отчетность);

– непрофессионализм специалистов (отсутствие необходимых знаний у специалистов во многих вопросах; неготовность специалистов к активному обсуждению вопросов в форме двустороннего диалога; невозможность получения сторонами-партнерами консультации по заявленной проблеме);

– разногласия с партнерами (отсутствие четкого алгоритма взаимодействия, игнорирование мнения профессионалов партнерами, несоблюдение этики трудового взаимодействия партнерами, трудности согласования в выборе приоритетов в решении проблемы).

Авторы считают, что основными барьерами, мешающими, партнерству являются:

– бюрократия (стремление улучшить показатели статистических отчетов, трата времени на отчетность, подведомственность организаций, амбиции различных уровней власти и ведомств, отношение вышестоящих сотрудников к подчиненным, «махровая» бюрократия);

– непрофессионализм специалистов (непрофессионализм специалистов в решении некоторых вопросов, некомпетентность некоторых специалистов, неготовность к обсуждению проблемных вопросов, нежелание/отсутствие возможностей для обучения специалистов, отсутствие заинтересованности);

– проблемы с финансовой отчетностью (нецелевое расходование средств, следовательно, возникновение недоверия, расходование средств иногда подвергается сомнению).

Основными путями преодоления барьеров, по мнению авторов являются:

– диалог партнеров (разработка на уровне субъектов четкого алгоритма взаимодействия, обсуждение конечного продукта, ведение двустороннего диалога, создание общего плана действий);

– повышение профессионализма специалистов (мотивация конкретной личности на решение социальной проблемы, обучение специалистов, повышение уровня ответственности специалистов, повышение компетентности специалистов);

– уменьшение документооборота (введение электронного документооборота, уменьшение и упрощение документооборота, ускорение процессов передачи документов, снижение подотчетности: «приходится обходить кучу инстанций и собирать много подписей и печатей», без чего можно было бы свободно обойтись);

– конкретные предложения по организации партнерства (внесение изменений в законодательство, создание общественных советов, внедрение критериев оценки деятельности ведомств (чиновника), направленных на общий результат, решение проблемы гражданина, системное привлечение специалистов различного профиля). [72]

Н.Г. Пантелеева обосновывает необходимость организации партнерства детского сада и родителей для эффективного воспитания дошкольников в современных условиях. Автор подчеркивает, что партнерство предполагает равные права обоих субъектов, которые в одинаковой степени несут ответственность за полноценное развитие ребенка-дошкольника за счет расширения сферы участия родителей в организации воспитания. В качестве примера автор приводит установление партнерских взаимоотношений на основе организации проектной деятельности по приобщению детей к родному краю, родному дому. Семейная гостиная «Моя семья – мой дом, мой детский сад» стала итоговым мероприятием при реализации проекта «Родной дом».[ 107]

О.В. Балалиева, выясняя сущность социально-педагогического партнерства, останавливается на философско-методологических подходах к осмыслению развития идей о взаимодействии. Автор считает, что основой социально-педагогического партнерства является социальное взаимодействие и в своем исследовании она осуществляет ретроспективный анализ разработки теории о взаимодействии как основополагающей категории о всеобщей связи явлений и объектов. Представляет интерес «закон взаимодействия», выведенный И. Кантом (1724-1804), который считал, что «Все субстанции, поскольку они могут быть восприняты в пространстве как одновременно существующие, находятся в полном взаимодействии». Вся диалектика Гегеля (1770-1831) исходит именно из взаимодействия, который рассматривал взаимодействие как самостоятельное явление и как категорию. В середине XIX в. понятие «взаимодействие» рассматривается во вновь оформляющейся отрасли науке – социологии. [10]

Т.Н. Доронова считает, что результат деятельности родителей и педагогов может быть успешным только тогда, когда они станут союзниками и это сотрудничество должно осуществляться в рамках стратегии согласия и заключается в согласовании того, что может сделать семья, а что – коллектив детского сада. Автор подтверждает мнение предыдущих авторов о том, что эффективным механизмом взаимодействия семьи и детского сада может стать система социального партнерства, с помощью которого родители и представители различных субъектов, имеющих специфические интересы, организуют совместную деятельность. Автор обращает внимание на то, что проблема изменения позиции воспитателей и родителей особенно остро ставит задачу перестройки содержания и форм общения между ними. Сближение позиций партнеров должно происходить без принуждения со стороны других участников социального партнерства или третьих лиц, т. е. должно быть добровольным. Необходимо также учитывать национальные особенности семьи и ее социально-экономическое положение. Формы, уместные для построения партнерских отношений с представителем среднего класса, будут выглядеть нелепо и нетактично по отношению к семьям, которые приближаются к черте бедности. Социальное партнерство семьи и детского сада необходимо выстраивать на общих интересах, понятных и разделяемых как родителями, так и сотрудниками детского сада. Логично предположить, что первым шагом в этом направлении является выявление интересов каждого из родителей.В статье отмечается, что партнерский уровень взаимоотношений подразумевает согласованную позицию на всех этапах совместных действий от планирования до оценки результата и предполагает координацию усилий, ответственность за результат воспитания и развития ребенка как сотрудников дошкольных образовательных учреждений, так и родителей. Автор приводит результаты оценки состояния взаимодействия дошкольных учреждений с семьями. Было установлено, что из 135 ДОУ Российской Федерации, принимавших участие в исследовании, только у трех учреждений был зафиксирован партнерский уровень взаимоотношений с родителями. Детские сады испытывают серьезные трудности в работе с семьями воспитанников. Т.Н. Доронова перечисляет причины этих трудностей, высказанные сотрудниками дошкольных образовательных учреждений, среди которых выявлены следующие:

– низкий социальный статус профессии воспитателя в обществе, деятельность которого рассматривается большинством родителей как сфера услуг по уходу и присмотру за ребенком;

– недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры родителей;

– отсутствие у родителей навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни и всего того, что связано с его пребыванием в детском саду;

– стремление большинства родителей к тому, чтобы «откупиться» подарками от личного общения с ребенком;

– неполная информированность воспитателей об условиях жизни ребенка дома.

В исследовании было выявлено и мнение родителей, которые считают основными причинами трудностей следующие:

– отношение воспитателей к родителям как к объектам воспитания, а не полноправным участникам образования ребенка;

– недостаточная компетентность многих воспитателей по вопросам взаимодействия с родителями;

– неготовность воспитателей оказывать помощь родителям в решении тех проблем, которые их волнуют;

– стремление воспитателей избегать живого общения с родителями, подменяя его анкетированием, информационными стендами и т. п.;

– «закрытость» дошкольного учреждения для родителей – неполная информированность родителей о жизни ребенка в детском саду.

Автор в заголовке последней части статьи «Что делать?» пишет о том, что необходимо изменить отношение к методам работы и способам взаимодействия воспитателей с детьми и их родителями, так как в практике детских садов еще не осознается сущность понятия «социального партнерства», его отличие от других, традиционно существующих видов взаимодействия с семьей. Она дает определение, что социальное партнерство родителей и педагогов должно рассматриваться коллективами детских садов как совместная деятельность, обеспечивающая развитие личности ребенка, как комплекс мер по модернизации дошкольного образования за счет максимальной консолидации ресурсов. Но для этого необходим переход от формального общения с родителями к продуктивному, развивающему ребенка социальному партнерству, к четкому определению принципов взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с внешней социальной средой. [102]

З. Б. Лопсонова отмечает, что социальное партнёрство, построенное на принципах взаимной заинтересованности сторон и добровольности принятия ими обязательств и ответственности за результат деятельности, становится экономически значимой сферой не только для образования, но и для общества в целом.

Одним из важных аспектов социального партнёрства с семьёй автор считает установление взаимоотношений в системе «Педагог – Родители». З. Б. Лопсонова считает, что содержание социального партнёрства с семьёй предполагает чёткое формулирование образовательных целей, которые направлены на удовлетворение образовательных запросов родителей, умение убеждать родителей о значимости тех или иных приоритетов развития ребёнка, создавать комфортные условия пребывания ребенка в детском саду, совместно обсуждать планы, перспективы развития учреждения. [55]

В.Я. Зедгенидзе в своей статье пишет, что особое место в становлении феномена «социально-психологическое партнерство» в дошкольном образовании занимает сфера отношений детского сада и семьи. Автор обращает внимание на то, что семья становится объектом междисциплинарных исследований, которые выявляют и изучают особые стороны ее функционирования и развития.

Автор отмечает, что педагогика исследует воспитательный потенциал семьи, общие основы и специфику семейного воспитания, семью как воспитывающую общность, пути повышения ее педагогической культуры. Среди важнейших задач современного образования, автор выделяет значимость и возможность социально-педагогической помощи семье.

Автор считает, что семья, обладая социальной автономностью от общественно-экономических отношений, выступает одним из традиционных и устойчивых межличностных объединений, обладает высокой способностью к адаптации в самой различной обстановке, становясь «буфером» между индивидом и психологическим прессингом при социальных переменах.

В.Я. Зедгенидзе отмечает, что в трансформации института семьи особый смысл приобретает образование взрослых, для которых новые знания и умения в воспитании детей становятся ключевым, стабилизирующим фактором семейной жизни. Автор считает, что детское образовательное учреждение может стать инициатором разнообразных форм семейного образования, социально-психологической и педагогической поддержки, консультирования взрослых. По мнению автора, эта тактика постепенно становится основанием для социально-психологического партнерства. [40]

Е.А. Елисеева, Г.А. Клименко отмечают, что внедрение системы социального партнерства в сферу образования произошло потому что:

− остро встала проблема преодоления замкнутости в сфере образования, преобразованием образования в открытую социально образовательную систему, деятельность которой направлена на решение актуальных экономических, социальных, культурных проблем муниципалитета, региона, России в целом;

− в конце 90-х гг. в среде образовательного менеджмента коммерческие интересы и стремление к корпоративному выживанию оказались сильнее мотивов социальной ответственности;

− в системе профессионального образования все ощутимее становился перекос в сторону дефицита подготовки кадров рабочих специальностей при одновременном гипертрофированном объеме контингента специалистов с высшим образованием;

− все более низкими становились показатели трудоустройства по полученной специальности; на личностном уровне отсутствие навыков социального партнерства у выпускников вузов снижало их конкурентоспособность, создавало серьезные препятствия к анализу сложных ситуаций и принятию ответственных решений, не позволяло находить в процессе диалога со всеми участниками образовательного взаимодействия социальный консенсус по поводу развития возникающих отношений, противоречий, а иногда и конфликтов.

Авторы предполагают, что социальное партнерство представляет собой вид взаимодействия сторон – участников социального партнерства (различные учреждения, субъекты этих учреждений, общественные организации, физические лица), характеризующийся поиском и достижением консенсуса путем согласова

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...