Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конфликтные ситуации в системе «родитель-ребёнок»




Ситуация 1. Утром, когда папа приводит Петю (5 лет) в детский сад, ребёнок устраивает истерику, прячется в шкафчик для одежды и сидит там. Мама относится к сыну более требовательно, и при ней таких проявлений не бывает. Мама не может приводить ребёнка в детский сад, потому что у неё слишком рано начинается рабочий день.

Ситуация 2. Очень часто ребенок просит забрать рисунок или поделку из детского сада, при этом рассказывает, как он делал и что, а папа или мама отмахиваются, откладывают в сторону работу ребенка: потом расскажешь, некогда, пошли быстрей; ребенок плачет, пытаясь продолжать.

Ситуация 3. Мама привела Диму в детский сад. На улице был сильный дождь. Ребёнок шел под маминым зонтом, радовался, но на улице был еще и сильный ветер, у зонта сломались две спицы. Мама зашла в раздевалку с ребёнком, сама раздраженная, ребёнок плачет. Со словами: − «Больше никогда не получишь мой зонт, она быстро раздела ребёнка и ушла. Ребёнок же оправдывался, что во всём виноват ветер с дождем. У ребёнка возникло чувство тревоги.

Ситуация 4. Мама Саши, когда приходит забирать мальчика из детского сада, в первую очередь смотрит, какая у него одежда чистая или грязная. Как правило, одежда грязная, т.к. во время прогулки ребёнок любит играть в песочнице. И вместо того чтобы спросить как прошел день у ребёнка, начинает его отчитывать по поводу его внешнего вида, что ей стыдно будет идти с таким грязным мальчиком домой.

Ситуация 5. Один из воспитанников детского сада постоянно вздрагивает от резких звуков и громких разговоров, а если кто-то из взрослых пытается его обнять, то он закрывается рукой, наклоняется и боится. На теле мальчика бывают синяки. Мальчик из неблагополучной семьи.

Ситуация 6. Мама Ани (5 лет), когда что-то не получается у девочки часто сравнивает её с другими детьми. Тем самым думая, что сравнение побудит девочку быть лучше других. Девочка же уходит в себя, не желая вообще что-то делать.

Ситуация 7. Мальчик Вова (6 лет) очень медлительный. Утром в детский сад его приводит папа. Папа Вовы не хочет ждать, пока мальчик сам разденется, потому что это долго, и начинает сам его раздевать. Вова начинает сопротивляться, говорит, что он уже большой и что может сам раздеться.

Ситуация 8. Папа Пети пообещал, что заберет его пораньше из детского сада (перед сном), если он будет вести себя хорошо. Мальчик сказал об этом воспитателю, весь день был прилежным. В назначенное время папа не пришел, мальчик очень расстроился и не хотел ложиться спать. Как потом выяснилось, папа забыл о своём обещании.

Конфликтные ситуации в системе «ребёнок-ребёнок»

Ситуация 1. Два мальчика дружат. Один – лидер, активный, склонен к агрессии, драчлив, другой ведомый. Но играют всегда вместе, разделить их очень трудно. Мальчик-лидер часто обижает второго, тот плачет, жалуется, но через некоторое время они опять вместе.

Ситуация 2. Ребёнок-эмигрант не говорит по-русски. Один из воспитанников его передразнивает, когда тот проявляет инициативу что-то сказать, надсмехается над ним и подговаривает других детей не дружить с ним лишь потому, что он не может разговаривать по-русски.

Ситуация 3. Дети собираются на вечернюю прогулку. У Кости и Лизы шкафчики для одежды расположены рядом, дети ссорятся, мешают друг другу. Чтобы разрешить ситуацию, воспитатель отодвигает скамейку, для того, чтобы детям было удобнее, но они всё равно продолжают спорить и мешать друг другу.

Ситуация 4. Во время занятия в детском саду Алина с Соней сидели рядом. Рисовали красками. Соня случайно толкнула Алину локтём в тот момент, когда она рисовала. Рисунок получился испорченным. Соня стала извиняться, что она случайно, но Алина не стала слушать её извинений взяла кисточку и тоже испортила рисунок Сони.

Ситуация 5. Два друга Даниил и Егор, очень любят играть с машинками. Егор всегда выбирает себе модель машинки поинтереснее, не хочет уступать другу. Не справедливость со стороны друга больно ранит Даниила. Его огорчает не столько тот факт, что он не получил желанную игрушку, а сколько нарушение доброжелательного, дружеского отношения.

Ситуация 6. Во время прогулки Матвей и Петя не поделили паровозик, вместо того чтобы договориться Петя обозвал Матвея жадиной и ударил его кулаком по руке. Матвей заплакал от боли, Петя испугался и спрятался за скамейку.

Ситуация 7. Во время игры «дочки-матери» девочки Маша и Вероника не поделили роли, обе хотели быть «мамами». Тогда Маша предложила Веронике: «Давай, кто первый добежит до коляски, та и будет «мамой». Это было не честно по отношению к Веронике т.к. Маша была на много больше и бегала быстрее. Конечно же, Маша прибежала первой. Веронике ничего не оставалось, как согласиться с поражением.

Ситуация 8. На прогулке, во время игры в песочнице Макар попросил Лёшу дать ему ведерко. Лёша ответил, что он еще играет с ним и оно ему тоже нужно. Макар затаил обиду на Лёшу. Когда Лёша построил домик, Макар специально наступил на домик и сломал его. Лёша заплакал от обиды.

Ситуация 9. Две подружки Настя и Даша решили поиграть в лото. Девочки никак не могли договориться, кто будет ведущим. Тогда Настя сказала Даше, что не будет с ней играть и позвала другую девочку. Даша очень расстроилась и заплакала.

Ситуация 10. Яна (6 лет) пухленькая девочка. Из-за своего веса девочка неповоротливая и медлительная. В группе с ней никто не хочет дружить. Обзывают девочку «толстушкой». Девочка очень переживает и считает себя изгоем.

Собранный нами «Банк конфликтных ситуаций» можно рекомендовать использовать при подготовке студентов магистратуры, в процессе изучения дисциплины «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды» для разбора ситуации посредством дискуссии, беседы.Находить наиболее оптимальный и безболезненный выход для всех участников конфликта.

Далее приведем пример конфликтной ситуации, и ее анализ, предложенный А.В. Терендиной.

Летом дети встречают своих родителей на площадке. До прихода родителей дети играют в «Догонялки». Олег и Вика, во время бега сталкиваются, налетают друг на друга. Вика с плачем подходит к воспитателю и говорит, что Олег ее стукнул. Воспитательница, подозвав к себе Олега, сказала, что обижать девочек нельзя, и потребовала, чтобы он извинился перед Викой, на что мальчик ответил: «Но я ни в чем не виноват, за что мне извиняться?».

- Раз ты не хочешь извиниться, то иди, сядь на скамейку и подумай над своим поведением! – ответила воспитательница.

Мальчик ушел на скамейку в слезах и сидел там, ни с кем не разговаривая до прихода мамы.

Анализ ситуации.

В данной ситуации педагогическое воздействие воспитателя не достигло своей цели. Педагог не смог разрешить данную конфликтную ситуацию. Причиной неэффективного взаимодействия является нежелание воспитателя разобраться в причине возникшей ссоры между детьми.

Источником развития данной проблемной ситуации являются противоречия между задачами воспитания и используемыми методами и приемами взаимодействия с детьми.

Отсюда выявляем проблему: какие методы и приемы взаимодействия с детьми будут эффективны для решения задач воспитания.

В данной ситуации ребенок попытался защититься от наговора сверстницы, но воспитатель не пожелала его выслушать.

Педагог же наказывает ребенка лишь за то, что он не смог понять, за что ему нужно извиниться.

Воспитатель не захотела разобраться в проблемной ситуации. Организовать взаимодействие, установить контакт между детьми. Педагог не обладает самообладанием, доброжелательностью, порядочностью, педагогическим тактом, уважением к ребенку. В разрешении данного конфликта не проявила творческого подхода, не захотела примирить детей. Причем воспитатель не желает вдаваться в детские проблемы, а попытавшись воздействовать на мальчика, быстро успокоилась, наказав ребенка.

Исходя из того что педагог узнала о причине конфликта между детьми от девочки, она не смотрела за ними. Свои действия она мотивировала тем, что защищает интересы Вики, но в общении с другим ребенком употребляет требование, упрек, наказание, что способствовало подавлению инициативы у ребенка, возникновению конфликта между воспитателем и ребенком, ухудшению настроения мальчика.

С самого начала воспитательница была категорична настроена против ребенка.

Для получения оптимального результата необходимо было ознакомить детей с правилами безопасности перед игрой, если же столкновение произошло, то узнать версию событий как у Вики, так и у Олега. Если же они были бы противоречивыми, то подключить к разрешению конфликтной ситуации других детей, еще раз напомнить правила поведения во время игры, а с конфликтующими сторонами провести игру, направленную на примирение, и предложить заняться совместной деятельностью.

Из данной ситуации видно, что воспитатель обладает авторитарным стилем общения, руководствуется в большинстве случаев отсутствием доброжелательности, гуманности, чуткости. Использует указ, упрек, наказание. Модель взаимодействия — учебно-дисциплинарная, о чем свидетельствует общение и отношение к ребенку.

Вывод: В данной ситуации воспитатель не владеет педагогическим мастерством, такими его компонентами, как педагогическая техника, педагогическим тактом, профессиональными знаниями, способностями и умениями. Поэтому ей не удается разрешить данную конфликтную ситуацию.

Не развиты у воспитателя такие элементы педагогической техники, как саморегуляция, умение видеть себя и свое поведение со стороны, самоанализ своей педагогической деятельности и поведения, педагогическая этика, уважение к детям. Но самое главное в этой ситуации — личность самого педагога, ее гуманистическая и педагогическая направленность: личность − профессионально-значимое качество педагога и его отношения к детям.[112]

В процессе исследования нами были проанализированы разделы планов четырёх дошкольных образовательных организацийпо работе с семьёй.

Так в первой организации, в перспективном плане имеется раздел «Активные формы работы с семьей». Среди направлений деятельности детского сада по работе с семьей выделяется работа по адаптации детей к условиям детского сада. Известно, что адаптационный период в жизни дошкольников проходит у всех по-разному. Работа по адаптации проводиться в сентябре месяце, в которой запланированы следующие мероприятия:

− беседа заведующего с родителями поступающих детей;

− проведение педагогического брифинга (краткое обсуждение, посвященное одному вопросу);

− посещение группы родителями;

− беседа с педагогами-специалистами;

− проведение социологических опросов;

− консультация воспитателей;

− беседа старшей медсестры о соблюдении санэпидрежима.

В течение года в детском саду проводятся следующие активные формы работы с семьёй:

− анкетирование;

− выявление и систематическая работа с семьями «группы риска»;

− консультации специалистов по индивидуальному плану;

− родительские собрания;

− индивидуальные консультации;

− совместные праздники;

− актуальные темы гендерной педагогики в рамках работы «мужского клуба»;

− наглядная агитация, выставки детских работ.

Два раза в год в детском саду проводятся дни открытых дверей. В октябре-декабре месяце родители принимают участие в муниципальном конкурсе «Образование и семья».

В разделе «Активные формы работы с семьей» есть несколько подразделов, в одном из них рассматриваются «Общие родительские собрания и конференции», которые делятся на несколько пунктов:

1. Общее собрание: «Задачи оздоровительной и воспитательно-образовательной работы на 2014-2015 учебный год – сентябрь месяц;

2. Круглый стол «Здоровый образ жизни семьи – залог успешного воспитания ребёнка».

2.1. Консультация старшей медицинской сестры: «Теоретические

основы формирования здорового образа жизни у детей в условиях детского учреждения».

2.2. Консультация педагога психолога: «Формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста»

2.3. Спортивные конкурсы для детей и родителей: «Папа, мама, я – спортивная семья».

Все пункты второго раздела запланированы на ноябрь месяц.

3. Круглый стол: «Развитие речи и коммуникативных способностей дошкольников».

3.1. Игровые технологии речевого развития детей дошкольного возраста.

3.2. Преемственность в речевой работе детского сада и семьи.

3.3. Выставка дидактических игр нового поколения по развитию речи и формированию коммуникативных способностей детей.

Пункты третьего раздела запланированы на февраль месяц.

4. Научно-практическая конференция: «Дошкольное детство: доступность и качество образования в свете ФГОС ДО». Данный пункт запланирован на апрель месяц.

Также в активных формах работы с семьей запланированы «Групповые родительские собрания», которые проводятся в течение года.

Так, например, в сентябре месяце запланировано родительское собрание на тему: «Исполнение нормативно-правовых документов как одно из условий организации сотрудничества ДОУ и семьи». Также в этом месяце запланировано:

− Изучение нормативно-правовых документов, локальных актов МАДОУ (Закон РФ «Об образовании» в части, касающейся родителей, Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, Устав МАДОУ и Конвенция о правах ребёнка);

− Круглый стол (брифинг) «Здоровый образ жизни семьи – залог успешного воспитания ребёнка»;

− Психологический тренинг «Первый раз в детский сад: особенности поведения ребёнка во время адаптации к детскому саду».

В декабре месяце запланированы следующие групповые родительские собрания:

− Психологический тренинг «Агрессия – друг или враг»;

− Проведение ролевых, имитационных, деловых игр на тему: «Взаимодействие семьи и ДОУ в сохранении физического и психического здоровья детей».

В феврале месяце запланировано групповое родительское собрание с включением ролевой игры: «Нетрадиционные формы организации речевой работы с детьми дошкольного возраста» (ролевая игра «Арт-терапия как способ невербальной коммуникации»).

И заключительное групповое родительское собрание, которое запланировано на май месяц «Итоги работы ДОУ за 2014-2015 учебный год.

Во второй дошкольной образовательной организации также были проанализированы «Активные формы работы с семьёй», которые запланированы на весь год и включает следующие разделы:

− Встречи за круглым столом по всем возрастным группам (сентябрь, май);

− Участие в городской конференции «Образование и семья» (Октябрь-ноябрь);

− Конференция на тему: «Здоровые дети – в здоровой семье» (ноябрь);

− Публичный отчет администрации ДОУ (октябрь);

− Праздник осени «Осень в гости к нам пришла…» (ноябрь);

− Интеллектуальная игра «Почемучки-знайки» (ноябрь);

− Вечер отдыха «Новогодний карнавал» (декабрь);

− Мастер-класс для родителей «Новогодняя игрушка» (декабрь);

− Выпуск газеты «Мир детства» (в течение года);

− Выставка «Новогодний сюрприз» (декабрь);

− Выставка «Чудеса для людей из ненужных вещей» (январь);

− Вечер отдыха «Мамин портрет» (март);

− Консультационный пункт «Мы вместе» (в течение года);

− Анкетирование по вопросам: физкультурно-оздоровительная работа в детском саду, организация воспитательно-образовательного процесса, летняя оздоровительная работа (в течение года);

− День открытых дверей (март);

− Участие в субботниках по благоустройству детского сада (в течение года);

− Выпускные утренники «До свидания, детский сад» (май);

− Сотрудничество с организациями дополнительного образования детей: Музеем Мирового океана, Художественной галереей, музыкальным театром «На Бассейной», Областным театром кукол (в течение года).

В третьей организации в перспективном годовом план запланирована следующая работа с родителями:

− Адаптационные мероприятия с вновь поступившими детьми и детьми, вернувшимся из отпусков (сентябрь);

− Анкетирование родителей (в течение года);

− Общее родительское собрание: задачи ВОР ДОУ на год, выборы родительского комитета, физическое развитие детей в домашних условиях (октябрь);

− Родительские собрания в группах (4 раза в год);

− Тематические родительские собрания: «За здоровьем в детский сад» (ноябрь), «Семья − это важно! Семья – это сложно!» (декабрь);

− День открытых дверей (2 раза в год);

− Открытые занятия в группах (по плану);

− Круглый стол с родителями: «Поговорим о музыке всерьёз» (февраль), «Развивающие игры для детей и их родителей» (май);

− Совместные мероприятия: выставка поделок из природного материала (октябрь), концерт посвященный дню пожилого человека (октябрь), спортивный праздник посвящённый дню защитника отечества «Вместе с папой» (февраль);

− Оформление информационных стендов (ежемесячно);

− Информационная газета для родителей «Солнечный город» (1 раз в квартал);

− Фотовыставка «Вот так мы живём» (1 раз в квартал);

− Устный журнал психолога (по мере необходимости);

− Устный журнал логопеда (по мере необходимости);

− Смотры, конкурсы, выставки (в течение года);

− Совместные субботники (в течение года);

− Консультации юриста (2 раза в год).

Далее проанализируем четвертую дошкольную образовательную организацию, а именноперспективный план по работе с родителями в подготовительной группе. В данном документе запланирована работа с родителями на каждый месяц. Ниже будут описаны формы и методы работы с родителями, которые вызвали наибольший интерес в рамках нашего исследования:

− в сентябре месяце запланировано проведение социального исследования по определению статуса и микроклимата в семье.

− в октябре месяце запланировано общее родительское собрание на тему: «Роль семьи в реализации программы развития ДОУ».

− в ноябре месяце печатная консультация для родителей на тему: «Как выбрать программу обучения для своего ребёнка».

− в декабре месяце творческая мастерская, где родители взаимодействуют с воспитателями при подготовке к новогодним утренникам – совместно изготавливают костюмы и атрибуты.

− в январе месяце печатная консультация для родителей на тему: «Благоприятная атмосфера в семье – залог психического здоровья ребёнка».

− в феврале месяце творческая мастерская. Подготовка к утренникам – изготовление костюмов и атрибутов.

− в марте месяце групповое родительское собрание на тему: «Режим будущего первоклассника» и печатная консультация на тему: «Компьютер «за» и «против».

− в апреле месяце привлечение родителей к участию в субботнике и печатная консультация на тему: «Детей учит, то, что их окружает».

− в мае месяце творческая мастерская. Подготовка к утренникам – изготовление костюмов и атрибутов.

Проведенный анализ перспективных планов по работе с родителями в дошкольных образовательных организациях свидетельствует о том, что социальное партнёрство имеет место быть и проявляется в таких формах как:

− проведение педагогического брифинга (краткое обсуждение, посвященное одному вопросу);

− посещение группы родителями;

− проведение социологических опросов;

− консультация воспитателей;

−анкетирование;

−родительские собрания;

−совместные праздники;

− круглый стол;

− психологический тренинг

− день открытых дверей;

− участие в субботниках по благоустройству детского сада;

− открытые занятия в группах;

− фотовыставки;

− конкурсы.

На наш взгляд, необходимо, чтобы при составлении перспективных планов по работе родителями, принимали участие не только воспитатели и методисты, но исами родители. Важно донести до родителей и воспитателей, что только в рамках партнерских отношениях возможен хороший результат деятельности дошкольных образовательных организаций, в нашем случае психологически комфортная и безопасная образовательная среда для ребенка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...