Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дисциплины «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды»




Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 ЗЕТ – 36 часов.

  Темы Количество часов
Всего Аудиторные занятия СР
Всего В том числе
лек. практ.
Тема 1. Психологическая комфортность и безопасность как состояние образовательной среды и ее дестабилизирующие факторы          
Тема 2. Психолого-педагогическое сопровождение по созданию комфортной и безопасной образовательной среды в детском саду          
Тема 3. Проектирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды в детском саду          
Итого –1 ЗЕТ−36 часов          

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Психологическая комфортность и безопасность как состояние образовательной среды и ее дестабилизирующие факторы. Сущностная характеристика образовательной среды дошкольной образовательной организации. Понятия «психологическая комфортность» и «психологическая безопасность». Сущность понятий «опасность», «риск», «угроза», «безопасность», «личность безопасного типа поведения». Основные угрозы, дестабилизирующие состояние психологической безопасности в образовательной среде. Проявления психологического насилия в образовательной среде (публичное унижение, оскорбление, высмеивание, угрозы, обидное прозвище, высмеивание, принуждение выполнения чего-либо против желания, игнорирование, неуважительное, недоброжелательное отношение). Риски в среде детей. Образовательные риски. Концепция психологической безопасности образовательной среды (И.А.Баева).

Тема 2. Психолого-педагогическое сопровождение по созданию комфортной и безопасной образовательной среды в дошкольном учреждении. Учет результатов мониторинга в процессе применения технологий психологического сопровождения образовательной среды. Психологические характеристики образовательной среды как показатель эффективности деятельности службы сопровождения. Деятельность службы психолого-педагогического и социального сопровождения, направленная на решение задач обеспечения безопасности, психологического благополучия и развивающего характера образовательной среды. Психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая коррекция, психологическая реабилитация, социально-психологическое обучение. Разработка и сопровождение индивидуальных образовательных траекторий (прогнозирование образовательных перспектив и предупреждение образовательных рисков детей). Обучение диалогическому общению, сотрудничеству, сотворчеству, способам развития субъектности участников образовательного процесса, отказу от психологического насилия во взаимодействии. Социально-перцептивные механизмы и технологии создания психологической безопасности образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении. Психологически здоровая личность как результат психолого-педагогического сопровождения безопасной образовательной среды.

Тема 3. Проектирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды в дошкольном учреждении. Проектирование комфортно-безопасной образовательной среды: технологический компонент, социальный компонент, пространственно-предметный компонент. Алгоритм проектирования. Модель как основа проектирования психологически комфортной и безопасной среды в дошкольном образовательном учреждении. Специфика и уникальность психологически комфортной и безопасной образовательной среды дошкольного учреждения. Принципы и этапы обеспечения комфортной и безопасной образовательной среды в дошкольном учреждении. Структура образовательной среды дошкольного учреждения. Психологические характеристики образовательной среды как основание для разработки программ психологического сопровождения. Учет мотивационно-потребностной сферы дошкольника в процессе формирования безопасного образа образовательной среды. Восприятие субъектом образовательной среды и ее влияние на процесс формирования психологической безопасности

Планы практических (семинарских) занятий

Тема 1. Характеристика образовательной среды

План занятия

1. Ребенок и окружающая среда.

2. Модели образовательной среды В.А. Ясвина, В.И. Слободчикова, Е.А. Климова и др.

3. Структура и функции образовательной среды.

Основные понятия: среда, образовательная среда, образовательное пространство, модель образовательной среды, догматическая среда, идейная среда, среда «безмятежного потребления», среда внешнего лоска и карьеры.

Тема 2. Дестабилизирующие факторы психологической комфортности и безопасности образовательной среды

План занятия

1.Основные угрозы, дестабилизирующие состояние психологической безопасности в образовательной среде.

2. Образовательные риски.

3.Проявления психологического насилия в образовательной среде.

4.Концептуальные основы психологической безопасности образовательной среды (И.А.Баева).

Основные понятия: психологическая комфортность, психологическая безопасность, опасность, риск, угроза», безопасность, личность безопасного типа поведения, концепция.

Тема 3. Психолого-педагогическое сопровождение по созданию комфортной и безопасной образовательной среды в ДОУ

План занятия

1.Технологии психолого-педагогического сопровождения.

2.Психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая коррекция, психологическая реабилитация

3. Социально-психологическое обучение диалогическому общению, сотрудничеству, сотворчеству, способам развития субъектности участников образовательного процесса.

4. Разработка и сопровождение индивидуальных образовательных траекторий.

5. Результат психолого-педагогического сопровождения безопасной образовательной среды – психологически здоровая личность.

Основные понятия: психолого-педагогическое сопровождение, диалогическое общение, сотрудничество, сотворчество, индивидуальная образовательная траектория, служба сопровождения, технологии, психологически здоровая личность.

Тема 4. Проектирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды в дошкольном учреждении

План занятия

1.Принципы и этапы обеспечения комфортной и безопасной образовательной среды в дошкольном учреждении.

2.Структура образовательной среды дошкольного учреждения.

3.Психологические характеристики образовательной среды.

4. Алгоритм проектирования комфортно-безопасной образовательной среды.

Основные понятия: проектирование, моделирование, психологически комфортная и безопасная образовательная среда, безопасный образ образовательной среды.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...