Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предлагаемые темы для рефератов




1. Обеспечение психологической безопасности личности в образовательном пространстве детского сада.

2. Создание психологически безопасной образовательной среды в новых условиях развития дошкольного образования: управленческий аспект.

3. Безопасное взаимодействие в семье.

4. Современные формы работы образовательного учреждения с семьей по гармонизации детско-родительских отношений.

5. Проблема защищенности ребенка от психологического насилия при взаимодействии участников образовательной среды в дошкольном учреждении.

6. Образовательные риски в дошкольном учреждении.

7. Адаптация детей к условиям ДОУ как одно из средств формирования психологически безопасной образовательной среды.

8. Психологическое насилие и психологическая безопасность.

9. Критерии и показатели психологической безопасности образовательной среды.

10. Факторы адаптации детей к школе

11. Личностно-ориентированный подход в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды для дошкольника.

12. Психологически комфортная и безопасная среда семьи как условие эмоционально-нравственного развития ребенка.

13. Система работы администрации по созданию психологически безопасной образовательной среды.

14. Стрессогенные факторы образовательной среды.

15. Деформации в педагогическом общении как фактор педагогического риска.

16. Психологические последствия насилия в образовательной среде.

Следующим условием, способствующим созданию психологически безопасной образовательной среды для ребёнка на основе социального партнерства семьи и дошкольной образовательной организации является подготовка родителей к этому процессу, эффективность которой можно повысить в условиях применения интерактивных методов. Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» – «взаимный», «act» – «действовать») − означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо.

Анализ работы дошкольных образовательных организаций с родителями свидетельствует о том, что в основном воспитатели применяют традиционные формы работы, в которых главное место отводится сообщениям и докладам, являющихся малоэффективным средством из-за недостаточной обратной связи. Существуют и инновационные образовательные организации, стремящиеся к применению новых, активных форм работы с родителями, позволяющих вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

С.Г. Асламова предлагает придерживаться следующих правил при организации интерактивного обучения:

1.Вовлечение всех участников в процесс обсуждения.

2.Психологическая поддержка участников дискуссии с применением метода поощрения за активное участие в обсуждении предложенной проблемы.

3.Оптимальное количество участников – 25 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах.

4. Подготовка помещения для работы, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах.

5. Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента.

6. Проявление терпимости к любой точке зрения, уважение права каждого на свободу слова, уважение его достоинства.

Автор предлагает придерживаться определенных условий при организации интерактивного обучения, среди которых выделяет доверительные позитивные отношения; демократический стиль; сотрудничество в процессе общения; опора на личный опыт родителей, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов; многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности, их мобильность; включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации родителей.[Асламова, С.Г. Интерактивные формы работы с родителями. [98]

В рамках исследования мы хотели бы рассмотреть особенности применения следующих интерактивных методов (кейс-метод, тренинг, фасилитация) в процессе работы с родителями.Метод case-study(кейс-метод)или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).Проблема внедрения метода case-study в практику дошкольного образования является весьма актуальной.Кейс – метод − это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Универсальность данной технологии состоит в том, что используются описания конкретных ситуаций или случая. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основаны на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации. С помощью этого метода родители учатся анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, выбирать альтернативные пути решения, оценивать их, находить оптимальный вариант и формулировать программы действий.

С.Г Асламова предлагает обсуждение конкретных ситуаций разбить на этапы. Вначале воспитатель конкретизирует цели, разрабатывает соответствующую «конкретную ситуацию» и сценарий занятия. При этом необходимо учитывать уровень возможностей родителей и интерес к обсуждению ситуации и предоставить родителям четкие инструкции работы.

На втором этапе происходит вовлечение родителей к непосредственному обсуждению реальной ситуации. Ознакомление с описанием конкретной ситуации полезно выполнять в малой группе.

На заключительном этапе осуществляется анализ положительных и отрицательных решений.[98]

Весьма эффективным интерактивным методом является тренинг.При тренингах используются деловые, ролевые и имитационные игры, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии.Тренинг делового общения направлен на развитие у родителей не только эффективных навыков межличностного взаимодействия, но и на повышение общего уровня их компетентности в этой области.Тренинг (англ. training отtrain − обучать, воспитывать) достаточно часто используется, если желаемый результат − это не только получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике.Основной акцент в этом методе обучения делается не на получение теоретических знаний, а на тренировку, качественную обработку каких угодно навыков, способов мышления или моделей поведения.Основной упор в тренинге делается на практическое обучение, что отличает тренинг от семинаров и лекций.

Главная составляющая любого тренинга – это групповое общение. Оно необходимо для того, чтобы каждый человек мог принять участие в самых различных упражнениях, с абсолютно разными людьми и получить от каждого занятия уникальный опыт, который, в последствие, обязательно пригодится и будет перенесен в другие контексты. В результате тренинга каждый человек приобретет необходимые ему навыки общения, усовершенствует свои знания и умения во взаимодействии с окружающими людьми.Кроме того, тренинги помогают проработать имеющиеся проблемы, повысить собственную уверенность, максимально улучшить взаимопонимание и взаимоотношения между людьми.[115]

По мнению Г.И. Ахметовой тренинг является методом групповой работы, при которой в результате многократного переживания участниками группы различных способов разрешения проблемной ситуации формируется новый необходимый опыт. При этом организуется погружение в социальную деятельность, что способствует воссозданию в условиях тренинга значимых жизненных ситуаций. [99]

Последний интерактивный метод, который хотели бы мы рассмотреть это метод фасилитации. Термин «фасилитация» от англ. глагола «facilitate» переводится, как облегчать, помогать, способствовать. Краткий психологический словарь разъясняет это понятие так: «повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида». Таким образом, метод «Фасилитации» рассматривается, как профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на достижение целей занятия, решения, в процессе обучения, вопросов повышенной сложности и важности. Особенное положительное фасилитирующее влияния ярко проявляется при работе над проблемными задачами, не имеющими не только очевидного, но и “единственно верного” решения и требующими творческого подхода. При профессиональном подходе, применение метода «фасилитации» в обучении может приводить к повышению эффективности групповой работы, вовлеченности, повышению заинтересованности участников, а так же максимальному раскрытию их потенциала.

Цель применения метода «фасилитации» в образовательном процессе может сводиться к решению кейсов, конкретных ситуаций, где требуется найти решения, проанализировать проблемы, собрать идеи, уточнить задачи, спланировать действия и т.д.

Организация занятий с применением метода «фасилитации» целесообразна в случаях, когда поднимаются острые темы, которые требуют конкретных решений; когда ситуацию нужно рассмотреть комплексно, с разных сторон; тогда, когда требуется организовать эффективное групповое обсуждение, где каждый участник может высказаться, поделиться идеями, опытом и предположениями.

Продукт, полученный с помощью применения метода «фасилитации», можно представить как принятое, зафиксированное на бумаге (на фотографиях, на любом другом носителе) организационное решение или предложение.Фасилитатор - это ведущий, преподаватель, в основную задачу которого входит стимулирование, мягкое направление процесса умственной деятельности в группе обучающихся, направленное на поиск и анализ информации по конкретному вопросу или поставленной задаче

«Фасилитатор» – это нейтральный лидер, который делает процесс групповой работы легким и эффективным. «Фасилитатор» не предлагает готовых решений, не навязывает своего мнения, он предоставляет определенные средства, с помощью которых группа сама находит решение. Поэтому роль «фасилитатора» должна сводиться к выбору темы и вопросов для обсуждения, организации процесса работы, а именно созданию творческой, свободной, позитивной атмосферы.

Применение метода «фассилитации». Метод групповой работы в форме «фасилитации» актуален в обсуждении вопросов организационного развития, процессе обучения (проведении конференций, семинарских занятий), при стратегическом планировании, анализе ситуаций или проблем, выработке новых идей, в проектной работе, и т.д.[109]

Мы предполагаем, что обучение родителей с применением интерактивных форм обучения будет результативным методом.Родители при этом смогут приобрестиследующие навыки:работа в сотрудничестве; коллективное планирование;взаимодействие с партнером;взаимопомощь в решении задач;деловое партнерское общение; умение вступать в диалог;задавать вопросы;вести дискуссию;находить компромисс. Проведение занятий с родителями с применением интерактивных методов будет способствовать созданию психологически комфортной безопасной образовательной среды для ребенка в семье. Кроме того, на основе приобретенных навыков родители будут для воспитателейсоциальными партнёрами. По нашему мнению психологически безопасная среда для ребенка возможна, только тогда когда родители и воспитатели будут социальными партнёрами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...