Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обоснование модели формирования психологически безопасной образовательной среды для ребенка на основе социального партнерства семьи и дошкольной образовательной организации




Современные исследования показывают, что одним из наиболее эффективных преобразующих средств достижения позитивных результатов является моделирование как метод исследования объектов познания.

Моделирование - один из универсальных способов, позволяющих воспроизводить наиболее важные компоненты, свойства, связи исследуемых процессов, адекватно оценивать их, прогнозировать тенденции их развития, а также эффективно управлять этим развитием.

Под моделированием понимают метод познавательной и управленческой деятельности, благодаря которому с помощью модели можно адекватно и целостно отразить сущность, важнейшие качества и компоненты системы. Моделирование педагогических систем и подсистем является одной из важнейших задач современного образования. [74]

По мнению Н.М. Борытко,моделирование – это основа научной деятельности как в процессе анализа теоретических материалов, сбора и обобщения эмпирических данных, так и на всех других этапах исследования. Моделирование составляет суть исследовательских действий в образовании.Автор считает, что основу теоретического уровня научного исследования в образовании составляет моделирование педагогических явлений, процессов и деятельности.[20]

Понятие «модель» (от лат. «мера», «образец») в научно-педагогической литературе трактуется как:

− любой образ, аналог объекта, процесса, используемый в качестве его «заместителя» [17];

− отражение наиболее существенных признаков, свойств и отношений явлений, объектов или процессов предметного мира[88];

− мысленно представленная система, адекватно отображающая предмет исследования и способная замещать его так, что изучение модели позволяет получить новую информацию об этом предмете [84];

− объединение элементов, объектов, отражающее функции предмета исследования, его определенные стороны.[51]

В данной магистерской диссертации представлена модель формирования психологически безопасной образовательной среды для ребёнка на основе социального партнёрства семьи и дошкольной образовательной организации (см.рис.1).

 

Процесс создания модели позволяет выделить этапы ее построения. Первым этапом моделирования является четкое определение основной цели. Основной целью является формирование психологически безопасной образовательной среды для ребенка на основе социального партнерства семьи и дошкольной образовательной организации.

Данная модель будет эффективно работать при выполнении поставленных задач:

1) Выявление современных тенденций в создании психологически безопасной образовательной среды для ребёнка в условиях социального партнерства семьи и дошкольной образовательной организации на основе анализа психолого-педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов.

2) Изучение педагогического опыта сотрудничества дошкольной образовательной организации с родителями по созданию условий для развития ребенка

На втором этапе создания модели формирования психологически безопасной образовательной среды для ребёнка на основе социального партнёрства семьи и дошкольной образовательной организации были определены основные принципы:сотрудничества, открытости и доверия, согласованного взаимодействия,диалогичности, ответственности партнеров друг перед другом,добровольности и равновыгодности.

В толковом словаре Ожегова слово сотрудничатьозначает принимать участие в общем деле, работать вместе.[66] Под сотрудничеством понимается такой тип взаимодействия, в процессе которого его субъекты стремятся понять и поддержать друг друга, чтобы достичь совместного результата, учитывать интересы друг друга и добровольно проявлять активность и помощь. Сотрудничество между субъектами образовательного процесса начинается в том случае, когда возникает потребность быть вместе и сообща выполнять образовательную деятельность, обязательным условием организации которой становятся отношения равенства и партнерства, доброжелательности, оптимизма, доверия и взаимопомощи. В ходе соглашения партнеры приходят к удовлетворению интересов обеих сторон. Чтобы прийти к согласию, необходимо встать на позицию другого партнера по совместному делу. Это значит, что сотрудничество субъектов в образовательном процессе – не просто развертывание приемов совместных действий, но и духовная связь между партнерами, проявляющаяся в личностном принятии каждым общего дела. Поэтому поддержание благоприятных отношений между участниками процесса взаимодействия составляет основу сотрудничества. [60]

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.Сотрудничество воспитателей и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребёнка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формирование ценных жизненных ориентаций.[118]

Сотрудничество детского сада с родителями может осуществляться в индивидуальной или коллективной форме (через родительские комитеты), прямо (беседы с родителями, родительские собрания) или косвенно (с помощью наглядной агитации).Эффективно организованное сотрудничество дает толчок построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, а осознание общих целей, стремление к взаимопониманию.

Принцип открытости и доверия−предоставление каждому родителю возможностизнать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду.Дошкольная организация должна стать открытым развивающим пространством, где родители имеют постоянную возможность свободно, по своему желанию, в удобное для них время знакомиться с жизнедеятельностью ребенка в детском саду.

Придать дошкольной организации «открытость» – значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами и родителями.[114]

Принцип согласованного взаимодействия - возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания.В ходе соглашения партнеры приходят к удовлетворению интересов обеих сторон. Чтобы прийти к согласию, необходимо встать на позицию другого партнера по совместному делу.[60]

Принцип диалогичностисвязан с готовностью к общению «на равных», дар живого отклика на позиции, суждения, мнения других людей, а также способность вызывать отклик на собственные высказывания и действия. [12]

Развитие диалогических отношений «педагог-семья» – одна из важных задач модернизации социально-педагогической практики взаимодействия общественного и семейного воспитания. Любая инициатива педагога, обращенная к семье, должна быть нацелена на укрепление, обогащение и оздоровление эмоциональных связей и отношений ребенка со значимыми взрослыми (матерью, отцом, бабушками, дедушками, сестрами, братьями). Чрезвычайно важно, чтобы содержание общения с родителями дошкольников отражало специфику вклада семьи в воспитание, развитие и социализацию дошкольника, а не дублировало функции и методы общественного воспитания ребенка. В противном случае такая ситуация создает преграду к тому, чтобы рекомендации специалистов были услышаны и приняты семьей. [78]

Важным принципом является принцип ответственности партнеров друг перед другом. В толковом словаре Ожегова слово ответственность трактуется как необходимость,обязанность отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках, нести ответственность за что-нибудь. Принцип ответственности партнеров друг перед другом (дошкольной образовательной организации и семьи) подразумевает то, что обе стороны, в равной степени несут ответственность, как за себя, так и за партнёра.

Соблюдение принципа добровольности и равновыгодности основано на взаимодействии семьи и дошкольной образовательной организации без принуждения, по собственной инициативе. Результатом, которого можно считать выгодное для обеих сторон партнёрство.

На четвертом этапе создания модели формирования психологически безопасной образовательной среды для ребёнка на основе социального партнёрства семьи и дошкольной образовательной организации были определены педагогические условия для эффективной организации социального партнёрства между семьей и дошкольной образовательной организацией по формированию психологически комфортной среды для ребёнка.

Нами были выделены следующие педагогические условия:

− диагностика основных затруднений в организации социального партнерства по созданию психологически безопасной среды для ребенка;

− программа подготовки воспитателей к созданию психологически безопасной образовательной среды для ребёнка;

− рекомендации для подготовки родителей к созданию психологически безопасной образовательной среды для ребенка на основе применения интерактивных методов;

− банк конфликтных ситуаций в системах: «воспитатель-ребёнок», «родитель-ребёнок», «ребёнок-ребёнок», «воспитатель-родитель».

Результатом реализации данной модели формирования психологически безопасной образовательной среды для ребёнка на основе социального партнёрства семьи и дошкольной образовательной организации является создание психологически безопасной среды для ребенка в дошкольной образовательной организации и в семье.

Важным условием формирования психологически безопасной образовательной среды для ребенка является целенаправленная подготовка к данному процессу, как воспитателей, так и родителей.Для подготовки воспитателей в дошкольной образовательной организации предлагается программа «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды для ребенка в дошкольной образовательной организации». Основой для составления программы стал УМК дисциплины «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды», входящей в состав базовой части профессионального цикла магистерской подготовкив Высшей школе педагогики Балтийского федерального университета им.И.Кантапо направлению 050400.68 Психолого-педагогическое образование, дошкольное образование, автором которой является В.Л.Юновидова.

Основой организации процесса обучения данной дисциплины являются следующие подходы: личностно-деятельностный икомпетентностный. Содержательно дисциплина закладывает основы для формирования профессиональной компетентности педагогу дошкольного образования для освоения методов обеспечения внутренней комфортности и психологической безопасности каждому ребенку в образовательной среде детского сада.

Целью изучения данной дисциплины является формирование социально-психологической компетентности педагога по созданию психологически комфортной и безопасной образовательной среды в образовательном учреждении. Основными задачами изучения данной дисциплины являются:

1. Знакомство с сущностными характеристиками создания психологически комфортной и безопасной образовательной среды в образовательном учреждении.

2. Формирование умений и компетенций по созданию психологически комфортной и безопасной сред для эффективного развития каждого ребенка.

В процессе освоения дисциплины «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды» обучающиеся получают знания о сущностных характеристиках средового подхода, создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды в дошкольной образовательной организации, включающей в себя систему организационных, диагностических, обучающих, консультационных, коррекционных, развивающих и формирующих мероприятий; о методологии и методах оценки особенностей и степени социальной напряженности в отношениях ребенка с окружающей социальной и образовательной средой; о признаках и показателях уровня психологического стресса, способах их интерпретации.

Кроме того, данная дисциплина способствует формированию умений:

– оценивать внешние и внутренние факторы риска нарушения образовательного пространства;

– выявлять, исследовать и интерпретировать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства,

– разрабатывать меры по их снижению и профилактике негативных последствий;

– обеспечивать социальное взаимодействие педагогов, родителей и детей на субъект-субъектных взаимосвязях и отношениях;

– диагностировать сформиированность психологической безопасности субъекта образовательного процесса в зависимости от особенностей развития его личностных характеристик, анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства личности.

Освоение дисциплины связано с овладением технологией создания психологически комфортной и безопасной образовательной среды в образовательном учреждении;современными научно обоснованными технологиями проектирования образовательной среды, в том числе, способами сопровождения, поддержки, компенсации, создания образовательных и тренинговых программ, проектов деловых и интерактивных игр, активных приемов.

Компетентностный подход в процессе преподавания данной дисциплины позволяет формировать следующие компетенции:

– способен выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности (ОК-5);

– способен к самосовершенствованию и саморазвитию на основе рефлексии своей деятельности (ОК-7);

– способен к самосовершенствованию и саморазвитию на основе рефлексии своей деятельности (ОК-8);

– способен проводить экспертную оценку образовательной среды и методического обеспечения учебно-воспитательного процесса в учреждении и разрабатывать рекомендации по повышению их качества (ПКОД-11).

Тематический план

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...