Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Зарубежный опыт социального партнерства семьи и дошкольной образовательной организации




Представляет интерес для нашего исследования обобщенный опыт организации партнерства детского сада и родителей в Германии.

Описывая данный опыт, И.А. Корепанова обращает внимание на то, что работа с родителями является достаточно новым направлением для немецкого детского сада. Ранее считалось, что родители нуждаются лишь в передаче информации об особенностях детей. Включение родителей как активных, полноправных субъектов в жизнь детского сада получило свое развитие после введения в социальную практику системного подхода, который предполагает согласованную, не противоречивую поддержку в развитии ребенка и семьи, и детского сада. Хотелось бы отметить, что некоторые детские сады в Германии называются семейными центрами, и их пространством является пространство совместной деятельности детей, родителей, сотрудников детского сада.

Основной характерной чертой для всех детских садов в Германии является открытость к общению с родителями. Автор отмечает, что в жизни детского есть множество возможностей для того, чтобы жизнь детей, родителей и сотрудников была действительно общей, насыщенной и интересной.

И.А. Корепанова подробно останавливается на следующих формах работы с родителями:

– родительские собрания;

– индивидуальные встречи с родителями;

– посещение семьи на дому;

– совместное проведение свободного времени;

– регулярные встречи (родительские вечера, родительские кафе);

– совместные прогулки и поездки;

– письма;

– родительский комитет (совет) и т.п.

Большинство форм работы с родителями схожи с российскими, но при этом имеются и существенные различия.

Автор относит к формам самоорганизации родителей родительское собрание и работу родительского комитета. Отмечается, что родительское собрание может быть организовано не только воспитателями, но и родителями. Основная цель собрания – выработка единой позиции по оказанию своевременной поддержки для развития ребенка. Нередко на собрании обсуждаются вопросы планирования совместной деятельности. Собрание может проходить в формальной обстановке, а может быть организовано в форме чаепития или вечера рукоделия.

В детских садах Германии существуют следующие формы общения сотрудников детского сада и родителей: письма родителям, записи в тетрадях для родителей, информационный стенд для родителей.

Двери детского сада в Германии всегда открыты для родителей. Детские сады стремятся быть привлекательными не только для родителей, но и для семьи в целом. Приведем нескольких вариантов присутствия родителей в детском саду:

− завтрак с родителями. Завтрак с родителями — важное событие, к которому дети готовятся: делают небольшие подарки для родителей или мастерят украшения для декорирования стола, разучивают песни. В некоторых детских садах на завтрак с родителями приходят и младшие (старшие) братья и сестры;

− родительское кафе, родительский вечер. Такие встречи — родительская инициатива. Иногда они называются Elternstammtisch (встреча родителей-завсегдатаев). Регулярность встреч различна: один-два раза в месяц, перед большими праздниками, в начале и в конце года. Детский сад в данном случае предоставляет лишь помещение (во всех детских садах предусмотрена отдельная комната, для встреч родителей). В этой же комнате родители находятся в период привыкания ребенка к детскому саду;

− праздники. Ключевое отличие от праздников в российских детских садах заключается в том, что праздники в немецких детских садах больше похожи на народные гуляния, пикник или встречу большой семьи. Подготовка к праздникам, прежде всего связана с распределением обязанностей (кто что приносит, кто что готовит, кто отвечает за раздачу напитков, а кто за зажигание фонарей и т.п.). Значительную часть этой деятельности берут на себя и выполняют родители;

− дни рождения. В некоторых детских садах есть возможность бесплатно или за незначительную сумму в выходной день использовать территорию детского сада (лужайки, игровые площадки, песочницы, столы и навесы) и некоторые помещения (кухню, туалет) для проведения детского праздника. Родители вечером в пятницу получают ключ от детского сада у воспитателя, подписывают договор, в котором обязуются обеспечить порядок во время праздника, убрать территорию после него. Чаще всего сам праздник проходит в субботу днем. Родители устраивают соревнования, конкурсы, игры. После активной части всех ждет легкий перекус.

Этот пример демонстрирует идею того, что пространство детского сада может быть привлекательным для всей семьи;

− экскурсии детей на рабочие места родителей. Родители часто приглашают детей к себе на работу. Благодаря таким экскурсиям они лучше узнают друзей своего ребенка, воспитателей. Да и контакт с собственным ребенком приобретает новое содержание. Безусловно, у ребенка появляется уникальная возможность гордиться своими родителями.

Хотелось бы отметить несколько моментов, характерных для совместной работы родителей и воспитателей (сотрудников) детского сада Германии.

1. В уставных документах детского сада постулируется сотрудничество родителей и сотрудников детского сада как неотъемлемая составляющая успешной помощи и поддержки ребенка. [96]

2. Сотрудничество построено на добровольной основе. Родители имеют возможность присоединиться к той или иной активности, заявить свой проект.

З. Детский сад создает условия для общения родителей между собой, стимулирует разные формы родительской самоорганизации. Он предоставляет помещение, необходимое оборудование (столы, стулья, проекторы, возможности для приготовления чая, кофе).

4. Детский сад открыт для новых начинаний и предложений родителей. Он инициирует родительское самоуправление (например, посредством введения в устав детского сада пункта об участии в принятии решений родительского комитета).

5. Детский сад приветствует включение в свою жизнь не только родителей, но и всей семьи — младших и старших братьев и сестер, других родственников, соседей.

Сотрудничество построено на добровольной основе, открыто для изменений, предполагает активность с двух сторон. [49]

А. В. Минина подчеркивает, что партнерство детского сада и семьи - приоритетное направление развития образования во всем мире. Автор отмечает, что для построения современной концепции сотрудничества с родителями требует изучения опыта взаимодействия семейного и общественного воспитания не только в России, но и за рубежом.

А. В. Минина описывает опыт работы с родителями в Германии, путем изучения «Берлинской образовательной программы» для образования, воспитания и обслуживания дошкольников в дневных учреждениях до момента поступления их в школу. Автор обращает свое внимание на раздел – «Сотрудничество с родителями». В данном разделе образование, понимают как процесс социального взаимодействия между детьми и между детьми и взрослыми. Автор отмечает, что наряду с родителями (биологическими и социальными) в образовательном процессе участвуют другие взрослые, прежде всего воспитатели, а отношения между педагогами и родителями, которые оказывают влияние на ребенка, основываются на взаимодействии и заинтересованности в разностороннем развитии детей и имеют основополагающее значение для реализации образовательных задач данной Программы.

А. В. Минина среди основных форм совместной работы семьи и педагогов в Германии выделяет регулярные, активные беседы и обмен мнениями о целях воспитания и обучения детей. Автор обращает внимание на то, что совместное обсуждение родителями и педагогами целей и содержания педагогической работы содействует образованию детей и вместе с тем способствует повышению уровня педагогической компетентности родителей.

Автор отмечает, что особое внимание в Программе уделяется проблеме перехода дошкольника из семьи в дошкольную группу, то есть его адаптации к новым условиям, налаживание сотрудничества между детским садом и семьей начинается еще до приема ребенка. Для того чтобы родители могли выбрать тот детский сад, который соответствует их представлениям и желаниям, детские учреждения публично представляют свою образовательную программу и приглашают семьи будущих воспитанников изучить режим дошкольной группы. Для этого организуются дни открытых дверей, родительские кафе, игровые вечера. В рамках этих мероприятий дети и родители будущей группы могут встретиться и пообщаться.

А. В. Минина обращает внимание, что на собеседовании руководитель учреждения разъясняет родителям программу адаптации к детскому саду и поясняет, какую роль в образовании и воспитании ребенка играет сотрудничество между детским садом и семьей. Важно, чтобы воспитатель дошкольной группы, которую будет посещать дошкольник, заранее наладил контакт с родителями и самим ребенком. Для того чтобы избежать сложностей при поступлении ребенка в детское учреждение, педагоги и родители обмениваются информацией о его пристрастиях и антипатиях, традициях в семье и учреждении. Воспитатели по возможности перенимают традиции семьи, а родители - традиции дошкольной группы.

А. В. Минина подчёркивает, что формирование устойчивых связей между воспитанником и педагогом является основой образовательного процесса в детском саду. Автор обращает внимание на то, что в детских садах Берлина особое внимание уделяется адаптации детей раннего возраста. А. В. Минина выделила наиболее важные аспекты данного процесса:

− с целью благоприятной адаптации при переходе в новую среду детского сада ребенка должен сопровождать один из родителей или близкий человек.

− родители должны быть в состоянии внутренне отпустить ребенка, чтобы он постепенно мог привыкнуть к новым условиям и наладить контакт со своим воспитателем. Это произойдет лишь в том случае, если педагоги и родители выстроят доверительные отношения. Важная задача педагогов - донести до родителей, что они по-прежнему остаются близкими ребенку людьми.

− педагог должен быть чутким к воспитаннику и помогать ему в преодолении возникающих сложностей. При этом важно, чтобы у родителей не возникало чувства, что ребенок отдаляется от них, что между ними и педагогами существует конкуренция.

− продолжительность периода адаптации будет зависеть от того, насколько чутко педагоги улавливают сигналы от воспитанника, адекватно на них реагируют и налаживают с ним контакт. Ребенок самостоятельно определяет близость, дистанцию и время для общения с воспитателем.

− адаптацию можно считать завершенной, если дошкольник привязывается к воспитателям. Показателем этого могут служить ситуации, когда во время отсутствия родителей воспитателям, заметившим тревожность дошкольника, удается его утешить.

А. В. Минина обращает внимание на то, что Берлинская образовательная программа в качестве одной из форм регулярного обмена мнениями предусматривает развивающую беседу между родителями и воспитателями, где они формируют условия для дальнейшего обмена наблюдений, разъясняют вопросы и принимают соглашения о воспитательных методах. Во время беседы родители делятся своими наблюдениями из повседневной жизни семьи. В свою очередь, педагог информирует их о результатах своих систематических наблюдений из будней детского сада (наблюдение и фиксирование результатов развития детей - основные функции педагога). Он описывает поведение, интересы и способности воспитанника, подчеркивая его успехи за время, прошедшее с момента последней беседы. Родители и воспитатели должны отчетливо представлять, с какими развивающими и образовательными задачами ребенок справляется, с какими нет, как ему помочь в преодолении трудностей.

А. В. Минина подчеркивает, что в Программе акцентируется внимание на прозрачности и обмене информацией с целью создания партнерских отношений между дошкольным учреждением и родителями, в которых педагогам как профессионалам отводится активная роль. При этом уважение и признание роли семьи служат предпосылкой к тому, чтобы родители ощутили ответственность и готовность принимать решения за развитие и образование своих детей. Между тем взаимодействие родителей и воспитателей допускает расхождение во мнениях, что является стимулом для совместного поиска новых решений проблем и трудностей в воспитании детей.

Автор отмечает, что в перечне педагогических задач в сфере взаимодействия с родителями, предусмотренный Берлинской образовательной программой, основными задачами и одновременно обязанностями педагога являются:

− активное стремление к совместной партнерской воспитательной деятельности с родителями воспитанников;

− проявление доверительного и уважительного отношения к родителям;

− принятие во внимание специфических культурных особенностей родителей и их ожиданий относительно ухода, воспитания и образования детей в дошкольном учреждении;

− построение диалога с родителями с целью определения образовательных планов;

− проведение с родителями регулярных бесед о развитии детей, основой для которых служат записи регулярных наблюдений за развитием ребенка;

− предоставление данных записей родителям в любое время;

− предоставление родителям возможности перед приемом ребенка ознакомиться с педагогической концепцией и жизнью в учреждении (через рекламные буклеты, презентацию педагогического опыта работы, открытый показ образовательной деятельности с детьми);

− привлечение родителей к решению важных вопросов воспитания и развития детей;

− поощрение родителей при внесении ими предложений, пожеланий и критических замечаний, касающихся работы педагога с детьми;

− проявление интереса к способностям, знаниям и интересам родителей; воодушевление их на использование этого в процессе общения с детьми;

− профессиональный подход к информации, которую педагоги получают от родителей, и соблюдение ее конфиденциальности;

− привлечение родителей к преобразованию и обновлению образовательной программы дошкольного учреждения, а также к планированию и организации педагогической работы;

− трансляция своей работы родителям (открытый показ образовательной деятельности с детьми). Выстраивая партнерские отношения с семьей,

− дошкольное учреждение открывает дополнительные ресурсы для выполнения своей образовательной миссии. При этом особая роль отводится родительским комитетам и учреждениям семейного образования.

По мнению автора, образовательная политика Германии в области семейного и общественного воспитания, строится на принципах прозрачности, открытости, партнерских отношений и признания мнения родителей приоритетным в решении вопросов обучения и развития детей.[104]

По мнению Т. И. Данилиной в зарубежной педагогике решение проблемы взаимодействия семьи и дошкольного учреждения существенно отличается от решения этого же вопроса в отечественной педагогике. Там в центре внимания находятся ребенок и его семья, а взаимодействие дошкольного учреждения с родителями рассматривается как помощь родителям в воспитании ребенка, а не как обучение родителей тому, что знают педагоги.

Автор отмечает, что при организации деятельности дошкольных учреждений в других странах и определении их целей принимают во внимание, прежде всего позицию семьи, как родителей, так и ребенка.

Т. И. Данилина в своей статье описывает некоторые моменты деятельности дошкольных учреждений за рубежом:

− В Англии существуют как государственные (бесплатные) так и частные дошкольные учреждения, которые подчинены органам, ведающим начальным и средним образованием. Официальных инструкций относительно содержания работы или программ не существует. Работники дошкольных учреждений составляют программы самостоятельно с учетом рекомендаций, которые даются на специальных конференциях и курсах. Руководящими принципами в работе дошкольных учреждений являются самовыражение ребенка в деятельности как наилучшем средстве выявления способностей и установка на их спонтанное, стихийное развитие.

− В США также нет ни единой программы дошкольного воспитания, ни единой государственной системы, ни общих законов, поэтому работа в каждом штате строится по-разному. В США дошкольные учреждения разные: государственные детские сады при государственных школах, университетах, колледжах, частные детские сады и детские центры. Концепция дошкольного воспитания во многом базируется на прагматической педагогике Дж. Дьюи. В соответствии с ней в дошкольных учреждениях преобладает самостоятельная деятельность детей, широко используются игры со строительным материалом. Большое внимание уделяется обучению детей умению самостоятельно планировать свою работу, тщательно ее выполнять, доводить до конца. Детей учат быть лидерами.

− Во Франции также есть государственные и частные дошкольные учреждения. Они были включены в систему народного образования в 1982 г., при этом государственные являются бесплатными и светскими, а частные, которые посещают дети обеспеченных родителей, работают по разным образовательным программам. [32]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...