Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Современные требования к организации учебного процесса физической культуры младших школьников





В настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всем мире при­оритетные позиции. Современному обществу нужны лично­сти творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Здоровье, приобретенное в ранний и младший школьный период, служит фундаментом для общего развития и сохраняет свою значимость в последующие годы.

Современное общество предъявляет высокие требования к работе, призван­ных заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребенка. Нельзя не согласиться, что одной из первостепенных задач воспитательного процесса является физическое воспитание школьников.

Физическая культура одна из неотъемлемых составляющих здоровья на­ции, а осо­бенно молодого подрастающего поколения. Что активно подтвержда­ется введением но­вых образовательных стандартов, где физиче­скому воспитанию отводиться довольно боль­шая доля общих обязательных образовательных часов.

Школьный образовательный процесс традиционно представлен и реализу­ется через физическое воспитание — процесс обуче­ния двигательным действиям, воспитания свойственных человеку физиче­ских качеств, гарантирующих направленное развитие базирующихся на них способностей. Перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных условий обучения и воспитания детей. Наличие затруднений в обучении, говорит о том, что эти дети нуждаются в специальных, здоровьесберегающих условиях, которые должны быть обеспечены в общеобразовательной школе. Понятие «здоровьесберегающие технологии» включает в себя все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.



Образовательные технологии являются здоровьесберегающими при следующих условиях:

- разработана система оперативного, текущего и этапного контроля за состояние здоровья учащихся;

- в содержание преподавания включены вопросы, связанные с охраной здоровья;

- процесс обучения строится с учетом анатомо-физиологических и психических особенностей организма;

- отдается предпочтение значимому, осмысленному материалу;

- учитываются индивидуальные особенности обучающихся;

- стимулируется самостоятельная работа, самостоятельный выбор, то есть то, что способствует саморазвитию ребенка;

- обеспечивается достаточный уровень мотивации;

- учебно-воспитательный процесс ориентирован на формирование представлений, а не на передачу знаний;

- предупреждается переутомление;

- позитивные воздействия преобладают над негативом;

- показатель успешности используется для развития позитивных начал;

- оценка выполняет стимулирующую роль.

В методике обучения физической культуре ставится задача сделать обязательным использование на уроках игр и занимательных упражнений, оказывающих стимулирующее воздействие на развитие познавательного интереса и уровня физической подготовленности учащихся.

Здоровьесбережение и ее роль в учебном процессе рассматривается и учителями, и учеными различно. М. А. Данилов, например, видел в занимательности роль побудителя школьника к учению; Б. П. Есипов рассматривал ее как средство активизации учебной деятельности; Н. И. Гамбург использование занимательности считает средством повышения качества обучения. В исследовании Г. И. Щукиной занимательность – важный стимул возбуждения интереса к предмету.

Особое место отводится формированию физического развития младших школьников на уроках физической культуры. Интерес к ней в начальных классах поддерживается применением на уроках игр, общеразвивающих упражнений, вопросов, заданий. Интересные игры и практические задания, проведение соревнований привлекают внимание детей, усиливают и развивают их физически, служат основой для занятий спортом.

Обучение в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя передачу знаний, умений и навыков, которые способствуют формированию представлений о здоровьесбережении и научат отличать здоровый образ жизни от нездорового, что поможет в дальнейшем учащимся и педагогам охранять и беречь свое собственное здоровье, так и здоровье окружающих людей.

2.2. Возрастные особенности детей младшего школьного воз­раста.

Период жизни детей от 7 до 11 лет называется младшим школьным возрас­том. При определении его границ учитываются особенности психического и физического развития детей, переход их к учебной деятельности, которая стано­вится основной (Антропова М.В.).

Физически ребенок в этом возрасте развивается довольно равномерно. Увели­чивается рост ежегодно на 4-5 см, и вес тела на 2-2,5 кг, заметно увеличивается окружность грудной клетки, меняется ее форма, превращаясь в конус, обращенный основанием кверху. Благодаря этому, становится больше жизненная емкость легких. Повышается иммунитет, быстро развиваются мышцы сердца. Артерии у школьника более широкие, чем у взрослого чело­века, и именно этим объясняются особенности артериального давления. Час­тота сердечных сокращений более стойкая, но под влиянием разных движе­ний, положительных и отрицательных эмоций она быстро изменяется.

Костно-соединительный аппарат детей младшего школьного возраста довольно гибкий, по­скольку в их костях еще много хрящевой ткани. Но это надо учитывать, чтобы предотвратить возможное искривление позвоночника, вдавливанию груди, сутуловатости.

Развитие мышечной системы оказывает содействие увеличению физиче­ской силы детей. Малые мышцы кисти рук развиваются медленнее. Перво­классникам тяжело писать в пределах строки, координировать движения руки, не делать лишних движений, которые служат причиной быстрой устало­сти. Поэтому следует проводить физкультурные минутки, которые сни­мают напряжение малых мышц пальцев и кистей рук.

Дети этого возраста дышат чаще, чем взрослые. Для поддержания их трудо­способности особенно важно, чтобы в классе и дома был чистый воздух.

У детей хорошо развиты все органы чувств, но некоторые из них имеют свои особенности. Так, глаза, благодаря эластичности хрусталика, могут бы­стро менять свою форму в зависимости от позы во время чтения и письма (А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, Д. А. Фарбер). Если не учитывать этой особенности органов зрения у детей и не исправлять их позы во время уроков, то это может привести к повышению глазного давления, нечеткости изображений на сетчатке и к близорукости. Преобладает невольное внимание. Дети активно реагируют на все новое, яр­кое и необыкновенное. Невольное внимание имеет положительное значение, но недостаточное для достижения успехов в обучении. С возрастом возрас­тает объем и стойкость внимания, связанные со значимостью учебного мате­риала. Осознание учениками важности его усвоения - условие стойкости произ­вольного внимания.

Поскольку мышечное развитие и способы управления им не идут синхронно, то у детей этого возраста есть особенности в организации движения. Вместе с тем растущая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительных характер, и в целом для детей остается характерной повышенная утомляемость и нервно-психическая ранимость.

Вес мозга младшего школьника приближается к весу мозга взрослого чело­века. Особенно увеличиваются лобные доли, связанные с деятельностью второй сигнальной системы. Вместе с тем происходят значительные измене­ния в развитии и работе центральной нервной системы. Аналитическая деятель­ность коры больших полушарий головного мозга значительно усложня­ется.

Правильно организованное физическое воспитание способствует разви­тию у школьников мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятель­ности, выработке основных гигиенических навыков, но и разви­тию физических качеств. В младшем школьном возрасте, как и в раннем дет­стве, большое значение для формирования ясных представлений об окружаю­щем мире имеет чувственный опыт ребенка. В этом периоде игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что ребенок, как пра­вило, большую часть времени проводит в развивающих играх, - игра вызы­вает качественные изменения в психике ребенка. Игра школьника значи­тельно усложняется: в ней приобретается жизненный опыт, все отчетливее прослеживается определенный замысел, проявляется и развивается творче­ское воображение. С каждым годом в умственном развитии детей все боль­шую роль начинают играть словесные пояснения и задания взрослого.

Одним из важнейших средств воспитания ребенка являются физические уп­ражнения, подвижные игры и спортивные развлечения. Занимаясь физиче­скими упражнениями с детьми, важно внимательно следить за их здоровьем, обращать внимание на их внешний вид, настроение, самочувствие, утомляе­мость, аппетит и сон.

Каждому, даже вполне здоровому ребенку желательно 2 – 3 раза в год прохо­дить медицинский осмотр. При этом рекомендуется записывать показа­тели роста, веса и окружности грудной клетки ребенка, что позволит следить за его правильным развитием.

Для детей младшего школьного возраста характерны недостаточная устойчи­вость тела и ограниченные двигательные возможности. У них быстро развивается нервная система, растет скелет, укрепляется мышечная система и совершенствуются движения. Внимание становиться более устойчивым, дети приобретают элементарные трудовые навыки.

Структура легочной ткани до 7 лет еще не достигает полного развития; носо­вые ходы, трахея и бронхи сравнительно узки, что несколько затрудняет поступление воздуха в легкие; ребра незначительно наклонены, диафрагма расположена высоко, в связи с чем амплитуда дыхательных движений неве­лика (Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А.).

Ребенок дышит поверхностно и значительно чаще, чем взрослый: у детей 7-8 лет – 25 в минуту; у взрослых – 16-18.

Неглубокое дыхание у детей ведет к сравнительно плохой вентиляции лег­ких и к некоторому застою воздуха, а растущий организм требует повышен­ной доставки кислорода к тканям. Именно поэтому особенно важны физические упражнения на свежее воздухе, активизирующие процессы газооб­мена. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) у детей 7-8 лет составляет 800-900 см3.

Деятельность сердечно-сосудистой системы у детей младшего школьного воз­раста хорошо приспособлена к требованиям растущего организма, а повышен­ная потребность тканей в снабжении кровью удовлетворяется легко. Ведь сосуды у детей шире, чем у взрослых, и кровь по ним течет свободнее (Амосов Н.М., Бендет Я.А). Количество крови у ребенка относительно больше, чем у взрослого, но путь, который она должна проходить по сосудам, короче, а скорость кровообраще­ния больше. Так, например, если пульс у взрослого равен 70-74 ударам в ми­нуту, то у школьников в среднем 90-100 ударам.

Нервная регуляция сердца несовершенна, поэтому оно быстро возбужда­ется, ритмичность его сокращений легко нарушается, и сердечная мышца при физической нагрузке довольно быстро утомляется. Однако при смене деятельно­сти сердце ребенка быстро успокаивается и восстанавливается свои силы. Вот почему во время занятий с детьми физические упражнения нужно разнообразить: чередовать подвижные игры с играми малой двигательной активности и часто давать ребенку кратковременный отдых.

Нервная система в младшем школьном возрасте развита лучше, чем у де­тей до 7 лет. В этом периоде заканчивается созревание нервных клеток в голов­ном мозге, который по внешнему виду и весу приближается к мозгу взрос­лого, но сама нервная система еще слаба. Поэтому надо учитывать лег­кую возбудимость школьников, очень осторожно относиться к ним: не давать длительных непосильных нагрузок, избегать чрезмерного утомления, так как процессы возбуждения в этом возрасте преобладают над процессами торможе­ния.

У детей до 7 лет процесс образования костей не завершен, несмотря на то что кровоснабжение у них лучше, чем у взрослых. В скелете много хрящевой ткани, благодаря чему возможен дальнейший рост; в то же время этим обусловли­вается мягкость и податливость костей. Рост мышечной ткани происхо­дит в основном за счет утолщения мышечных волокон. Однако из-за относительной слабости костно-мышечного аппарата и быстрой утомляемо­сти дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению (Смирнов В.М., Дубровский В.И.).

Дети 5-6 лет еще владеют четкими движениями при ходьбе: они не могут рит­мично бегать, часто теряют равновесие, падают. Многие из них плохо оттал­киваются от пола или земли, бегают, опираясь на всю стопу. Они не могу поднять свое тело даже на небольшую высоту, поэтому им еще недос­тупны прыжки в высоту, через препятствия и прыжки на одной ноге. Дошколь­ники этого возраста охотно играют с мячом, однако движения их еще недостаточно согласованы, глазомер не развит: им трудно ловить мяч. Они быстро утомляются от разнообразных движений, отвлекаются.

К 7-8 годам движения детей становятся более координированными: они ос­ваивают прыжки, перепрыгивание через препятствия, ловлю мяча. У семилет­них появляется легкость, бег становится ритмичным, уменьшаются боковые раскачивания; они прыгают в высоту, длину, через препятствия, осваи­вают метание мяча в цель; начинает развиваться глазомер. У детей млад­шего школьного возраста тело крепче, пропорциональнее развита мускула­тура. У них постепенно доводятся до автоматизма основные движе­ния в ходьбе и беге, улучшается согласованность движений, заметно повыша­ется способность к ручному труду. Благодаря большей устойчивости тела ребенку становится доступнее простейшие упражнения в равновесии, беге на ловкость. Дети становятся значительно выносливее, однако им нужно чаше менять исходные положения и разнообразить движения. Их деятель­ность в этом возрасте постепенно наполняется содержанием, и становиться более сознательной.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.