Современные требования к организации учебного процесса физической культуры младших школьников
В настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Современному обществу нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Здоровье, приобретенное в ранний и младший школьный период, служит фундаментом для общего развития и сохраняет свою значимость в последующие годы. Современное общество предъявляет высокие требования к работе, призванных заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребенка. Нельзя не согласиться, что одной из первостепенных задач воспитательного процесса является физическое воспитание школьников. Физическая культура одна из неотъемлемых составляющих здоровья нации, а особенно молодого подрастающего поколения. Что активно подтверждается введением новых образовательных стандартов, где физическому воспитанию отводиться довольно большая доля общих обязательных образовательных часов. Школьный образовательный процесс традиционно представлен и реализуется через физическое воспитание — процесс обучения двигательным действиям, воспитания свойственных человеку физических качеств, гарантирующих направленное развитие базирующихся на них способностей. Перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных условий обучения и воспитания детей. Наличие затруднений в обучении, говорит о том, что эти дети нуждаются в специальных, здоровьесберегающих условиях, которые должны быть обеспечены в общеобразовательной школе. Понятие «здоровьесберегающие технологии» включает в себя все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Образовательные технологии являются здоровьесберегающими при следующих условиях: - разработана система оперативного, текущего и этапного контроля за состояние здоровья учащихся; - в содержание преподавания включены вопросы, связанные с охраной здоровья; - процесс обучения строится с учетом анатомо-физиологических и психических особенностей организма; - отдается предпочтение значимому, осмысленному материалу; - учитываются индивидуальные особенности обучающихся; - стимулируется самостоятельная работа, самостоятельный выбор, то есть то, что способствует саморазвитию ребенка; - обеспечивается достаточный уровень мотивации; - учебно-воспитательный процесс ориентирован на формирование представлений, а не на передачу знаний; - предупреждается переутомление; - позитивные воздействия преобладают над негативом; - показатель успешности используется для развития позитивных начал; - оценка выполняет стимулирующую роль. В методике обучения физической культуре ставится задача сделать обязательным использование на уроках игр и занимательных упражнений, оказывающих стимулирующее воздействие на развитие познавательного интереса и уровня физической подготовленности учащихся. Здоровьесбережение и ее роль в учебном процессе рассматривается и учителями, и учеными различно. М. А. Данилов, например, видел в занимательности роль побудителя школьника к учению; Б. П. Есипов рассматривал ее как средство активизации учебной деятельности; Н. И. Гамбург использование занимательности считает средством повышения качества обучения. В исследовании Г. И. Щукиной занимательность – важный стимул возбуждения интереса к предмету.
Особое место отводится формированию физического развития младших школьников на уроках физической культуры. Интерес к ней в начальных классах поддерживается применением на уроках игр, общеразвивающих упражнений, вопросов, заданий. Интересные игры и практические задания, проведение соревнований привлекают внимание детей, усиливают и развивают их физически, служат основой для занятий спортом. Обучение в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя передачу знаний, умений и навыков, которые способствуют формированию представлений о здоровьесбережении и научат отличать здоровый образ жизни от нездорового, что поможет в дальнейшем учащимся и педагогам охранять и беречь свое собственное здоровье, так и здоровье окружающих людей. 2.2. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста. Период жизни детей от 7 до 11 лет называется младшим школьным возрастом. При определении его границ учитываются особенности психического и физического развития детей, переход их к учебной деятельности, которая становится основной (Антропова М.В.). Физически ребенок в этом возрасте развивается довольно равномерно. Увеличивается рост ежегодно на 4-5 см, и вес тела на 2-2,5 кг, заметно увеличивается окружность грудной клетки, меняется ее форма, превращаясь в конус, обращенный основанием кверху. Благодаря этому, становится больше жизненная емкость легких. Повышается иммунитет, быстро развиваются мышцы сердца. Артерии у школьника более широкие, чем у взрослого человека, и именно этим объясняются особенности артериального давления. Частота сердечных сокращений более стойкая, но под влиянием разных движений, положительных и отрицательных эмоций она быстро изменяется. Костно-соединительный аппарат детей младшего школьного возраста довольно гибкий, поскольку в их костях еще много хрящевой ткани. Но это надо учитывать, чтобы предотвратить возможное искривление позвоночника, вдавливанию груди, сутуловатости. Развитие мышечной системы оказывает содействие увеличению физической силы детей. Малые мышцы кисти рук развиваются медленнее. Первоклассникам тяжело писать в пределах строки, координировать движения руки, не делать лишних движений, которые служат причиной быстрой усталости. Поэтому следует проводить физкультурные минутки, которые снимают напряжение малых мышц пальцев и кистей рук.
Дети этого возраста дышат чаще, чем взрослые. Для поддержания их трудоспособности особенно важно, чтобы в классе и дома был чистый воздух. У детей хорошо развиты все органы чувств, но некоторые из них имеют свои особенности. Так, глаза, благодаря эластичности хрусталика, могут быстро менять свою форму в зависимости от позы во время чтения и письма (А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, Д. А. Фарбер). Если не учитывать этой особенности органов зрения у детей и не исправлять их позы во время уроков, то это может привести к повышению глазного давления, нечеткости изображений на сетчатке и к близорукости. Преобладает невольное внимание. Дети активно реагируют на все новое, яркое и необыкновенное. Невольное внимание имеет положительное значение, но недостаточное для достижения успехов в обучении. С возрастом возрастает объем и стойкость внимания, связанные со значимостью учебного материала. Осознание учениками важности его усвоения - условие стойкости произвольного внимания. Поскольку мышечное развитие и способы управления им не идут синхронно, то у детей этого возраста есть особенности в организации движения. Вместе с тем растущая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительных характер, и в целом для детей остается характерной повышенная утомляемость и нервно-психическая ранимость. Вес мозга младшего школьника приближается к весу мозга взрослого человека. Особенно увеличиваются лобные доли, связанные с деятельностью второй сигнальной системы. Вместе с тем происходят значительные изменения в развитии и работе центральной нервной системы. Аналитическая деятельность коры больших полушарий головного мозга значительно усложняется. Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у школьников мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности, выработке основных гигиенических навыков, но и развитию физических качеств. В младшем школьном возрасте, как и в раннем детстве, большое значение для формирования ясных представлений об окружающем мире имеет чувственный опыт ребенка. В этом периоде игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развивающих играх, - игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. Игра школьника значительно усложняется: в ней приобретается жизненный опыт, все отчетливее прослеживается определенный замысел, проявляется и развивается творческое воображение. С каждым годом в умственном развитии детей все большую роль начинают играть словесные пояснения и задания взрослого.
Одним из важнейших средств воспитания ребенка являются физические упражнения, подвижные игры и спортивные развлечения. Занимаясь физическими упражнениями с детьми, важно внимательно следить за их здоровьем, обращать внимание на их внешний вид, настроение, самочувствие, утомляемость, аппетит и сон. Каждому, даже вполне здоровому ребенку желательно 2 – 3 раза в год проходить медицинский осмотр. При этом рекомендуется записывать показатели роста, веса и окружности грудной клетки ребенка, что позволит следить за его правильным развитием. Для детей младшего школьного возраста характерны недостаточная устойчивость тела и ограниченные двигательные возможности. У них быстро развивается нервная система, растет скелет, укрепляется мышечная система и совершенствуются движения. Внимание становиться более устойчивым, дети приобретают элементарные трудовые навыки. Структура легочной ткани до 7 лет еще не достигает полного развития; носовые ходы, трахея и бронхи сравнительно узки, что несколько затрудняет поступление воздуха в легкие; ребра незначительно наклонены, диафрагма расположена высоко, в связи с чем амплитуда дыхательных движений невелика (Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А.). Ребенок дышит поверхностно и значительно чаще, чем взрослый: у детей 7-8 лет – 25 в минуту; у взрослых – 16-18. Неглубокое дыхание у детей ведет к сравнительно плохой вентиляции легких и к некоторому застою воздуха, а растущий организм требует повышенной доставки кислорода к тканям. Именно поэтому особенно важны физические упражнения на свежее воздухе, активизирующие процессы газообмена. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) у детей 7-8 лет составляет 800-900 см3.
Деятельность сердечно-сосудистой системы у детей младшего школьного возраста хорошо приспособлена к требованиям растущего организма, а повышенная потребность тканей в снабжении кровью удовлетворяется легко. Ведь сосуды у детей шире, чем у взрослых, и кровь по ним течет свободнее (Амосов Н.М., Бендет Я.А). Количество крови у ребенка относительно больше, чем у взрослого, но путь, который она должна проходить по сосудам, короче, а скорость кровообращения больше. Так, например, если пульс у взрослого равен 70-74 ударам в минуту, то у школьников в среднем 90-100 ударам. Нервная регуляция сердца несовершенна, поэтому оно быстро возбуждается, ритмичность его сокращений легко нарушается, и сердечная мышца при физической нагрузке довольно быстро утомляется. Однако при смене деятельности сердце ребенка быстро успокаивается и восстанавливается свои силы. Вот почему во время занятий с детьми физические упражнения нужно разнообразить: чередовать подвижные игры с играми малой двигательной активности и часто давать ребенку кратковременный отдых. Нервная система в младшем школьном возрасте развита лучше, чем у детей до 7 лет. В этом периоде заканчивается созревание нервных клеток в головном мозге, который по внешнему виду и весу приближается к мозгу взрослого, но сама нервная система еще слаба. Поэтому надо учитывать легкую возбудимость школьников, очень осторожно относиться к ним: не давать длительных непосильных нагрузок, избегать чрезмерного утомления, так как процессы возбуждения в этом возрасте преобладают над процессами торможения. У детей до 7 лет процесс образования костей не завершен, несмотря на то что кровоснабжение у них лучше, чем у взрослых. В скелете много хрящевой ткани, благодаря чему возможен дальнейший рост; в то же время этим обусловливается мягкость и податливость костей. Рост мышечной ткани происходит в основном за счет утолщения мышечных волокон. Однако из-за относительной слабости костно-мышечного аппарата и быстрой утомляемости дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению (Смирнов В.М., Дубровский В.И.). Дети 5-6 лет еще владеют четкими движениями при ходьбе: они не могут ритмично бегать, часто теряют равновесие, падают. Многие из них плохо отталкиваются от пола или земли, бегают, опираясь на всю стопу. Они не могу поднять свое тело даже на небольшую высоту, поэтому им еще недоступны прыжки в высоту, через препятствия и прыжки на одной ноге. Дошкольники этого возраста охотно играют с мячом, однако движения их еще недостаточно согласованы, глазомер не развит: им трудно ловить мяч. Они быстро утомляются от разнообразных движений, отвлекаются. К 7-8 годам движения детей становятся более координированными: они осваивают прыжки, перепрыгивание через препятствия, ловлю мяча. У семилетних появляется легкость, бег становится ритмичным, уменьшаются боковые раскачивания; они прыгают в высоту, длину, через препятствия, осваивают метание мяча в цель; начинает развиваться глазомер. У детей младшего школьного возраста тело крепче, пропорциональнее развита мускулатура. У них постепенно доводятся до автоматизма основные движения в ходьбе и беге, улучшается согласованность движений, заметно повышается способность к ручному труду. Благодаря большей устойчивости тела ребенку становится доступнее простейшие упражнения в равновесии, беге на ловкость. Дети становятся значительно выносливее, однако им нужно чаше менять исходные положения и разнообразить движения. Их деятельность в этом возрасте постепенно наполняется содержанием, и становиться более сознательной.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|