Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современные подходы к организации физического воспитания в школах




В условиях модернизации образования возникла необходимость поиска новых форм и подходов к организации проведения уроков физической культуры.

Первый подход – оздоровительный, где основной ценностью рассматривается здоровье учащихся и соответствующий уровень их физического развития и физической подготовленности. В рамках данного подхода акцент делается на значимый тренировочный эффект и высокий уровень развития физических качеств за счет увеличения объема обязательных занятий физической культурой.

В педагогическом аспекте оздоровительная направленность уроков физической культуры связана с решением конкретных дидактических задач: укреплением здоровья, гармоничным физическим развитием, повышением уровня общей физической подготовленности, совершенствованием двигательных способностей, формированием правильной осанки, коррекцией «отстающих» мышечных групп, функциональных систем организма школьника.

На сегодняшний день, многие ведущие специалисты в области физической культуры ведут разработки методик проведения третьего урока в общеобразовательных учреждениях. Стали разрабатываться программы с учетом условий федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Так, некоторые авторы: Семёнов Ю.А (2007), Шишкова Е.В. (2007), Деменьтев В.В (2007)., Мазитова Н.В. (2008), Леонков Т.В. (2011), Томашевская О.Б. (2012), Дьякова Е.Ю., Захарова А.Н. (2013) предлагают использовать средства плавания в рамках проведения третьего урока. Плавание несет в себе оздоровительное значение и разносторонне влияет на гармоничное развитие личности. Вдобавок, навыки плавания жизненно необходимы и детям, и взрослым в их повседневной жизни.

Сусолина Е.С., Кравчук Т.А. (2005) в рамках третьего урока рекомендуют использовать оздоровительные виды гимнастики (шейпинг, фитнесс, аэробику). Программа ориентирована на формирование основ здорового образа жизни, совершенствовании своего тела, собственной деятельной и физической культуры. Основой содержания являются оздоровительные системы физических упражнений, обладающих достаточно высокой мотивацией.

Кравчук Т.Н., Шахов В.Р., Губина И.Ю., Гусляева Е.Ю,. Рядинская И.А (2010) и. Калинеченко Е.Н (2011) опубликовали результаты исследований, доказывающие эффективность применения средств аэробики проводимых под музыку. Занятия такого рода благотворно влияют на психо-эмоциональное состояние учащихся.

Булгакова К.А. (2012) подчеркивает, что оздоровительные средства аэробики способны стать основным направлением в организации третьего урока физической культуры так как, способствуют повышению физического и психомоторного развития.

Второй подход – спортивно ориентированный. Он основан на рациональном сочетании классно-урочной и внеурочной форм занятий. Предлагаются также альтернативные формы организации физического воспитания учащихся. Речь идет о разработке и внедрении инновационных спортивных технологий в практику физического воспитания, предусматривающих отказ от традиционного урока физической культуры и замену его групповыми учебно-тренировочными занятиями по видам спорта.

Этот подход предлагает по-новому взглянуть на школьный урок физической культуры.

Ряд авторов, таких как Чепурина О.Е., Закорко И.П., Журавель А.В.,. Будагьянц Г.Н (2002) предлагают проведение третьего урока физической культуры, используя средства художественной гимнастики. Это позволяет повысить уровень гибкости и укрепить мышцы таза и спины у детей младшего школьного возраста, а также ориентировать на занятия этим видом спорта.

Результаты тестирования, проведенные Андреевой Н.О. (2011) подтверждают, что использование художественной гимнастики в уроках физической культуры повышает уровень двигательных качеств ловкости и гибкости, улучшает координационные способности во время игр и формирует эстетику движений.

Прозар Н.В. (2011) предлагает использовать в физическом воспитании учащихся общеобразовательных учреждений, средства гандбола и волейбола. Изучение отдельных приёмов этих видов спорта, создают представления у учащихся о целостном двигательном действии, что способствует развитию мышления.

Карандина Е.В. (2013) разработала авторскую программу, использования элементов настольного тенниса на уроках физической культуры для учеников начальных классов. Упражнения, применяемые на этих уроках, направлены на развитие быстроты, координационных способностей и зрительного анализатора.

Беспалов Д.В. (2012) предложил использовать авторскую программу по регби для учащихся начальной школы, что позволит освоить элементы техники и увеличить показатели выносливости и скоростно-силовых способностей.

Третий подход ориентирован на усвоение учащимися на уроках определенных знаний, а также на формирование жизненно важных двигательных умений и навыков. Направленность таких уроков характеризуется совокупностью конкретных дидактических задач, связанных с процессом обучения двигательным действиям. Поэтому деление на типы уроков, представленные в данном подходе, в основном связано с этапами формирования двигательных действий: урок разучивания нового материала, урок закрепления и совершенствования освоенного материала, смешанный и контрольный уроки.

Процесс школьного физкультурного образования должен рассматриваться как дидактически направленный процесс развития личности, в котором должен быть осуществлен переход от решения проблем физической подготовки к обеспечению общего физкультурного образования.

Например, Муханова Н.В., Савчук А.С. (2012) отмечают, что повышение уровня двигательной активности учащихся зависит, от уровня формирования знаний о физическом воспитании. Они предлагают в рамках третьего урока использовать теоретические занятия для формирования основ о здоровом образе жизни и физическом совершенствовании.

В настоящее время традиционные, используемые на практике формы физ­культурно-спортивной работы с детьми и молодежью уже не отвечают современным требованиям и должны быть усовершенствованы либо заме­нены более эффективными. Исходя из этого, практически во всех странах идет интенсивный поиск новых идей и подходов к организации физкуль­турно-спортивной работы.

Особое внимание ученые и специалисты уделяют вопросам перестройки физ­культурно-спортивной работы в школах в соответствии с современными требованиями и более активное использование потенциала спортивных игр.

Новые школьные программы по физическому воспитанию направлены на решение именно этих задач.

В новых школьных программах по физическому воспитанию предусматрива­ется большее, по сравнению со старыми программами, количе­ство часов, выделяемых на подвижные и спортивные игры, а также боль­шее разнообразие игр.

В рамках совершенствования физического воспитания в школе особое значе­ние имеет создание конкретных вариантов учебных программ с учетом особенностей интересов учащихся и профессиональных возможностей преподава­телей. Предполагается, что она должна состоять из двух частей: базовой (обязательной) и вариативной (дифференцированной).

Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.

Легкоатлетические упражнения – бег, прыжки, метания, - будучи естественными видами движения, занимают важное место в физическом воспитании младших школьников.

В результате освоения данного раздела программы ученики приобретают основы умения бега на короткие и длинные дистанции, прыжков в длину и высоту с места и с разбега, метаний в цель и на дальность. Эти действия отличаются большой вариативностью выполнения и применения в различных условиях.

Легкоатлетические упражнения рекомендуют проводить преимущественно в игровой и соревновательной форме. Они должны доставлять детям радость и удовольствие.

Для закрепления и совершенствования навыков легкоатлетических упражнений рекомендуется использовать различные подвижные игры.

Гимнастические упражнения являются одной из основных частей содержания уроков физической культуры.

В программу 1-4 классов входят простейшие виды построений и перестроений, большой круг общеразвивающих упражнений без предметов и с разнообразными предметами, упражнения в лазанье и перелезании, в равновесии, несложные акробатические и танцевальные упражнения, упражнения на гимнастических снарядах.

С помощью гимнастических упражне­ний формируют многие необходимые в жизни двигательные навыки и умения, совершенствуют школу движений, развивают основные двигательные качества

Подвижная игра – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Игра – естествен­ный спутник жизни и поэтому отвечает законам, заложенным самой приро­дой в развивающемся организме ребенка – неуемной потребности его жизнерадо­стных движениях. Преимущество подвижных игр перед строго дози­руемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигатель­ную активность.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Воз­никшие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно исполь­зовать приобретенные двигательные навыки.

Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средст­вом физического и общего воспитания. Игра – очень эмоциональная деятель­ность, поэтому она представляет большую ценность в воспитательной работе. Среди широкого развития игр в формировании разносторонне развитой лично­сти ребенка подвижным играм отводиться важнейшее место.

Значение подвижных игр велико: они являются одновременно и средст­вом и методом воспитания ребенка. Подвижная игра как средство и как ме­тод характеризуются разнообразием воздействия на ребенка за счет физиче­ских упражнений, включаемых в игру в виде двигательных заданий. Подвижные игры являются неизменным средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его двигательных способностей и совершенствования умений.

В подвижных играх развиваются и совершенствуются разнообразные движе­ния в соответствии со всеми их характеристиками, направляются особенно­сти поведения детей и проявления необходимых физических и нравст­венных качеств.

Спортивные игры – высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь, что позволяет проводить соревнования различного масштаба. Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий.

Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы школ.

Альтернативные формы организации физического воспитания допус­кают отказ от традиционного урока физкультуры.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...