Методика проведения третьего урока физической культуры младших школьников с использованием элементов регби
За последние годы выявляется ухудшение здоровья учащихся общеобразовательной школы. Факты говорят, что многие болезни «молодеют». Например, если раньше повышенное артериальное давление встречалось преимущественно у пожилых людей, то сейчас этим заболеванием страдает все большее количество школьников старшего, среднего и даже младшего возраста. Все больше фиксируется нарушений в опорно-двигательном аппарате (нарушения осанки и плоскостопие), увеличение простудных заболеваний. Эти и другие отклонения в состоянии здоровья являются следствием многих причин, в том числе и снижения двигательной активности на фоне учебных перегрузок школьников. Можно выделить два основных подхода к составлению содержания третьего урока. Первый подход – увеличение количества часов, отведенное основной программой на двухчасовые уроки физической культуры. Но такой подход ведет лишь к увеличению учебной нагрузки и без того перегруженного ребенка. Вторым путем является применение так называемых развлекательных принципов. Задачами физкультурно-оздоровительных уроков являются: снижение негативных последствий учебной перегрузки; увеличение уровня ежедневной двигательной активности. В 2011 учебном году в нескольких школах в учебную программу ввели регби. Заниматься этим видом спорта школьники будут только на третьем уроке физической культуры, остальные два будут проходить по обязательной программе. Причем в занятие вовлечены как мальчики, так и девочки. Младшие школьники осваивают элементы этой игры, учатся работать с овальным мячом. На данном этапе знакомство с регби больше похоже на веселые старты, позже на уроках физической культуры будут бесконтактные виды регби – тач-регби, где захват противника другой команды заменен на прикосновение, и тэг-регби, где вместо захвата с противников срывают ленты, закрепленные на поясе. Все тонкости и методы игры детям объясняют как специальные тренеры детско-юношеских спортивных школ, так и школьные учителя физической культуры, которые прошли специальную подготовку.
Всего под программу отведено 30 учебных часов в год. Кстати, за третий урок, отведенный под регби, также ставится оценка в школьный журнал. Дети с удовольствием осваивают незнакомую игру. Особенности методики физического воспитания с учетом возрастных особенностей занимающихся: 1 Для младшего школьного возраста ведущими на уроке являются задачи совершенствования естественных двигательных действий. 2 На одном уроке целесообразно решать не более 2—3 задач, связанных с усвоением или совершенствованием учебного материала. 3 Чем младше класс, тем больше внимания уделяется укреплению мышц стоп и формированию правильной осанки. 4 Игровой материал должен занимать примерно половину общего времени занятий с детьми в возрасте до 7—8 лет. 5 При обучении учащихся основным видам движений следует большое внимание обращать на правильность и точность выполнения упражнений, а также сочетать процесс обучения с воспитанием двигательных качеств. Способность к запоминанию движений у детей быстро растет от 7 до 12 лет. Из методов упражнения преимущество отдается целостному методу. Расчлененный метод имеет вспомогательное значение. При объяснении двигательного задания необходимо, чтобы дети правильно понимали, что и как делать. Поэтому двигательная задача должна ставиться в конкретной форме: например, поймать, догнать, попасть в кольцо и т. д. Отличительной особенностью учебных занятий в начальной школе является акцент на решение образовательных задач: овладение школой движений, формирование элементарных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни.
В учебном процессе использование элементов регби направлено на улучшение физической подготовленности, функционального состояния, психологической устойчивости к сбивающим факторам. Основными методами служат педагогические наблюдения, метод экспертных оценок, контрольные испытания по физической подготовке, данные психофизиологического и медицинского обследования. Контрольные упражнения позволяют оценить быстроту, общую выносливость, скоростно-силовые качества, ловкость, силу, частично техническое мастерство. Изучение техники выполнения элементов регби в этом возрасте целесообразно вести целостным методом с некоторым акцентом на деталях его выполнения. В программу углубленного изучения регби для младших школьников, как вида спорта входит: - бросок мяча на месте и в движений - ловля мяча на месте и в движений - передача мяча снизу на месте. Передача мяча «веером». - ОРУ. Эстафеты с мячами. Игры: «Бросай – поймай», «К своим флажкам», «Два мороза с тег - ленточками, «Пятнашки с тег - ленточками» - движение по прямой, с изменением направления движения и скорости - комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом - умение играть мини-регби, тег-регби.
Таблица 1 Результаты статистического анализа Данных тестирования участников данных тестирования участников До начала педагогического эксперимента Контрольная группа Мальчики
Таблица 2
Результаты статистического анализа Данных тестирования участников До начала педагогического эксперимента Экспериментальная группа Мальчики
Из таблиц 1 и 2 мы можем сделать вывод, что на начальном этапе эксперимента показатели контрольной и экспериментальной групп были в среднем одинаковыми. Уровень скоростных способностей - средний Уровень скоростно-силовых – средний Уровень координационных способностей – средний Уровень выносливости – средний Уровень гибкости – средний Уровень силы - низкий Таблица 3 Результаты статистического анализа Данных тестирования участников По окончанию педагогического эксперимента Контрольная группа Мальчики
Таблица 4
Результаты статистического анализа Данных тестирования участников По окончанию педагогического эксперимента Экспериментальная группа Мальчики
По окончании педагогического эксперимента в таблицах 3 и 4 мы наблюдаем, что прирост показателей у мальчиков экспериментальной группы был выше, чем у контрольной группы. Следовательно, мы можем сделать вывод, что предложенная нами методика значительно улучшает показатели физической подготовленности. Уровень скоростных, координационных способностей и гибкость у экспериментальной группы поднялись до высокого уровня, в то время как показатели в контрольной группе остались на среднем уровне. Таблица4
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|