Развитие силовых качеств.
Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий. Силовые способности вполне успешно развиваются у учащихся начальной школы. По данным ряда специалистов (В.Ф. Ломейко, А.М. Шмелин, С.А. Баранцев и др.), различают силовые способности у мальчиков 7-10 лет улучшаются на 28,0-36,0%, а у девочек – на 26,0-56,6%. Однако необходимо учитывать индивидуальные различия в проявлении силы различных мышц и исходя из этого подбирать средства и методы их совершенствования. Развитие силы мышц способствует более высокому качеству выполнения многих элементов спортивной техники. Силовой тренинг играет важную роль в подготовке атлетов, выступающих в большинстве видов спорта. Для регби это особенно актуально, т.к. в игре спортсменам постоянно приходится преодолевать сопротивление соперника. При этом важно понимать, что в период, предшествующий пубертатному, развитие силовых способностей происходит не в результате интенсивного наращивания мышечной массы (гипертрофии), а в следствие определенных свойств центральной нервной системы. Результат: совершенствование двигательных навыков, что позволяет детям наиболее эффективно выполнять технические элементы, требующие определенных сил и значительных энергозатрат. Включать в тренировку начинающих регбистов упражнения силовой направленности необходимо. Однако, делать это надо с большой осторожностью, принимая во внимание возрастные особенности детей, без рывков и скачков нагрузки. На начальном этапе тренер готовит организм своих спортсменов к последующим специально-силовым тренингам. Экспериментально доказано, что целенаправленные воздействия на собственно силовые и скоростно-силовые способности учащихся начальной школы длительностью 1,5 – 4,5 мин (на одном уроке) дают прирост в развитии указанных качеств уже за 8 уроков, а в течение года эффект воздействия становится весьма заметным (А.М. Шмелн, С.А. Баранцев).
Развитие ловкости. Эффективность технико-тактических элементов в игре обуславливается прочностью двигательных навыков, что, в свою очередь, связано со способностью строить и координировать движения. Высшим проявлением этой способности является ловкость. Сила, скорость, выносливость представляют собой основу для формирования двигательных способностей спортсмена. Игрок с хорошо развитой координацией движений всегда быстрее осваивает соответствующий двигательный навык и способен выполнять его качественно и стабильно. Он быстро и беспрепятственно изменяет направление движения и с легкостью перемещается по игровому полю, быстро приспосабливается к непривычной обстановке, ориентируется в меняющейся ситуации, своевременно применяет обманные движения и т.п. К координации движений также относятся равновесие, ориентация в пространстве, пространственная и временная чувствительность. Наиболее важным периодом для развития координационных способностей игроков является начальный этап тренировки, когда юные спортсмены очень быстро всему обучаются. Младший школьный возраст особенно благоприятен для развития координационных способностей. Естественный прирост показателей с 6 до 10 лет составляет у девочек 28,6-92,3% (в среднем 62,3%), у мальчиков 22,5-80,0% (в среднем 56,2%). В развитии всех координационных способностей выявлены ярко выраженные особенности, что требует дифференцированного и индивидуального подхода к их совершенствованию. Педагогические воздействия дают наибольший эффект, если систематически и целенаправленно применять именно в этом возрасте, который, по видимому, является ключевым для координационно-двигательного совершенствования.
Основной целью развития ловкости является достижение способности выполнять все более сложные движения и упражнения при совершенствовании спортивной техники. Сперва дети осваивают основные двигательные навыки: ходьба, бег, прыжки, метание, ловлю, лазание по лестнице, кувырки, перекаты, упражнения на поддержание равновесия. Затем следует плавно повышать сложность предлагаемых заданий и требования к качеству их выполнению. В целях развития ловкости применяют подвижные игры, эстафеты с комплексом различных движений, упражнения из акробатики, прыжковые упражнения и т.д. Развитие гибкости. Гибкость – это подвижность в суставах, способность совершать движения с большой амплитудой. Обобщенные данные говорят о возрастании гибкости у детей от 6 до 10 лет на 10,7 и 15,8% (соответственно мальчики и девочки). В целом в младшем школьном возрасте складываются благоприятные условия для развития и совершенствования гибкости, уровень которой существенно определяется индивидуальными особенностями и используемыми для этой цели средствами и методами ее развития. Хорошая гибкость позволяет спортсмену легко выполнять различные упражнения и технические элементы, а также предохраняет от травм (за счет увеличения оптимальной амплитуды выполняемых движений и создания «запаса гибкости»). Поэтому развитие гибкости является одним из важных элементов тренировочной программы юных регбистов. При работе с детьми 8-10 лет особенно полезно применять упражнения вспомогательной гимнастики (махи, вращательные движения туловищем и т.д.) Начальный этап подготовки – лучшее время для развития гибкости, что связано с повышенной эластичностью суставо-связачного аппарата для детей и неполным окостенением скелета. Для повышения эмоционального фона занятия по развитию гибкости можно сочетать упражнения на это качество с разнообразными игровыми моментами; но не следует создавать атмосферу соревновательного соперничества, поскольку это может привести к растяжению мышц и случайным травмам.
Развитие выносливости. Выносливость – способность поддерживать необходимый уровень интенсивности работы в течение длительного периода времени. Высокий уровень развития этого качества необходим и в регби – как способность противостоять утомлению, возникающему в процессе интенсивных тренировок и напряженных соревнований. Утомление отрицательно сказывается на способности к длительной концентрации внимания, что часто приводит к ошибкам технического и тактического характера (неточность в выполнении передач и ударов по мячу, несвоевременное выполнение действий). Отличительной особенностью начинающих регбистов является плохая переносимость сердцем физических нагрузок и неэкономичность техники. Тренировка общей выносливости способствует развитию адаптации юных игроков к предполагаемой на занятиях работе. Также спортивная закалка будет полезна во время учебы в школе и поможет юному атлету вести более активный образ жизни. Возрастной период 8-10 лет в подготовке регбиста рассматривается как время ранней физиологической адаптации органов и систем к продолжительной физической активности, преимущественного развития общей выносливости. То есть это базовый период, необходимый для последующей специализированной подготовки и тренировки спортсменов высшей квалификации. Основная цель тренировки заключается в том, чтобы дети младшего школьного возраста смогли выполнять физические упражнения в течение более продолжительного тренировочного занятия, время которого увеличивать необходимо постепенно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|