Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предисловие




В «глобальной деревне», которая стала синонимом нынешнего мира, пере­вод играет очень важную и пока что незаменимую роль. Это контрастно про­явилось со времени перестройки, когда десятки тысяч американских и русских бизнесменов, ученых, политиков и т. д. начали отправляться за океан не просто в качестве гостей. В разных странах они работают теперь рядом друг с другом и поэтому нуждаются в переводе во время деловых переговоров и подписания договоров, не говоря уже о ежедневном общении. Кроме того, в наше время миссия международного языка больше всего выпадает на долю английского, и на нем русскоговорящие люди контактируют сегодня как с американцами и ан­гличанами, так и с гражданами многих других стран и континентов.

Но события в России последнего десятилетия оказали огромное воздей­ствие и на русский язык. Носителям его нужно было придумать сотни новых терминов из области финансов, компьютерной техники, деятельности непра­вительственных организаций, проблем, касающихся женского вопроса, и т. п. В этот период английский язык оказал большое влияние на русскую словес­ность. Это бросается в глаза: достаточно открыть любую газету из России, чтобы найти там массу англицизмов. В то же время из русского стали исче­зать и окаменевший марксистский язык, и суконно-посконный бюрократи­ческий жаргон, на которых десятилетиями говорили и писали советские иде­ологи и политики, дипломаты и журналисты. В результате, язык российских средств массовой информации стал сегодня — по сравнению с 70-ми и да­же 80-ми гг. — просто неузнаваемым.

Совершенно по-другому заговорили и российские делегаты на междуна­родных конференциях. 10-15 лет назад хорошо запрограммированный ро­бот со словарным запасом в 2000 единиц и набором идеологических шаб­лонов мог справиться с большинством официальных заявлений советских делегаций за рубежом. Тексты их речей были настолько предсказуемыми, что переводчик мог порой выговорить конец предложения на английском еще до того, как оратор закончит свою речь на родном. В наши дни официаль­ный русский язык изменился: стал более живым, менее письменным и более разговорным. Он настолько отошел от старых штампов советского периода, что даже самый эрудированный компьютер уже не справится с тем, что обя­зан делать современный переводчик на английский.

Сегодня переводчик с русского должен в первую очередь знать эквивален­ты тех слов, которые пополнили советский официальный язык. Такие новин­ки составляют нынче целые лексические ряды, а среди них — и нужные, и из­быточные. К примеру, когда улеглись страсти холодной войны, на смену «борь­бе», «врагам советского народ», «международным акулам» и т. п. пришла серия таких «спокойных» слов, как «сотрудничество», «совместное предприятие», «уп­равляемый рынок» и т. п. Но модернизация временами ведет и к совершенно неоправданной вестернизации. Тогда в русский язык вставляются иностранные термины и выражения там, где в этом нет никакой необходимости.


Конечно, глобализация международных отношений, финансов, бизнеса и революция в мире компьютеров и телекоммуникаций сильно изменяет и рус­ский, и английский, и языки всех народов мира. Но в русский язык «новый словарь» пришел более неожиданно, обрывисто и поэтому несколько осла­бил его способность к адаптации — перевариванию неизвестного лексичес­кого материала на свой манер, Отсюда — противоречивая языковая тенден­ция. В процессе отмирания старого лексикона английские слова и корни ча­сто вытесняют русские, хотя в ряде случаев родной язык проявляет удиви­тельную изобретательность. Если, к примеру, «компьютер» и одержал победу над «ЭВМ», то для английского answering machine русский язык все же изо­брел свой «автоответчик».

Сейчас во всем мире ощущается нехватка кадров в области перевода. В Америке, например, несмотря на большую нужду в специалистах, знающих классический и новый русский, студентов, желающих стать переводчиками, очень мало. Проблема несколько иного рода существует и в России. Здесь с давних пор действуют несколько прекрасных институтов для обучения пере­водчиков, но профессионалов с большим стажем все-таки очень мало. За­крытая советская система не позволяла студентам беспрепятственно практи­коваться с носителями английского языка, подкрепляя теорию и оттачивая мастерство, и только в последнее десятилетие в российском обществе появи­лась возможность свободно ездить за рубеж.

Еще хуже обстоит дело в обеих странах с литературой о переводе. Даже при беглом обзоре того, что было выпущено по этим вопросам в Советском Сою­зе и в Америке, становится ясно: абсолютное большинство книг и статей по­священо здесь вопросам теории, а о практических аспектах перевода с русско­го языка на английский и обратно написано удивительно мало. А уж по мето­дике преподавания синхрона обнаружить что-либо и вовсе очень непросто.

Советские и западные исследователи стали изучать механизм устного пе­ревода только к концу 60-х гг. В первых исследованиях синхрон рассматри­вался как физическое действие, совершаемое в крайне трудных условиях и поэтому представляющее интерес главным образом для психолингвистов, не­врологов и физиологов1. Сами переводчики отрицательно и даже враждебно реагировали на попытки изучения их профессии, считая, что такой анализ бесполезен и — хуже того — ведет к неправильным выводам2.

Многие русские и западные работы на эту тему поначалу являли собой су­губо технические, психофизиологические исследования: в них анализирова­лось, сколько слогов синхронный переводчик может выговорить в одну ми­нуту или на сколько секунд он отстает от выступающего. Исследования дру­гого рода, например, проведенные Черновым, Ширяевым, Бариком, Голдманн-Эйслером, представляют собой большой интерес, но их фокусировка — тео­ретическая. В практическом плане они мало помогают начинающему про­фессионалу, так как не решают конкретные лингвистические проблемы пе­ревода с русского языка на английский.

За двадцать лет работы в качестве переводчика с русского и французско­го на английский мне при встречах с молодыми людьми не раз приходилось


слышать вопрос: «Как я могу стать переводчиком? » Чтобы разъяснить суть пе­реводческой деятельности, показать роль переводчиков, в частности синхро­нистов, и рассказать о требованиях, предъявляемых к их работе, я несколь­ко лет назад опубликовала пособие, предназначенное студентам-американ­цам, будущим переводчикам с русского на английский. Настоящая книга ча­стично перекликается с тем пособием, но ее адресат и содержание несколь­ко иные. Здесь анализируется процесс перевода на английский для тех, у ко­го родным языком является русский. Отсюда и цель моей работы — помочь будущим переводчикам разобраться в основных лексических, грамматичес­ких и синтаксических вопросах, которые возникают ежедневно при перехо­де по лингвистическому мосту с русского берега на английский, а главное — из одной культуры в другую.

Хотя «Синхронный перевод с русского на английский» рассчитан главным образом на желающих заниматься устным переводом, хочу надеяться, что он может оказаться полезным и для тех, кто постоянно переводит с английско­го, а также для «письменников». В конце концов, любой перевод — «улица с двусторонним движением». Однако моя книга — не теоретическое исследо­вание, а практическое пособие, рассчитанное на студентов, аспирантов и пе­реводчиков с хорошим английским, которые хотели бы усовершенствовать свои знания или просто познакомиться со стремительным и увлекательным миром синхронистов. И, конечно, для тех, кто готов взяться за нелегкое де­ло — переводить не на родной язык, а на выученный, иностранный.

Несомненно, в качестве тренировки перевод на чужой язык очень поле­зен и тому, кто переводит на родной. Но по самой сути своей первое из этих занятий несопоставимо труднее второго. Чтобы переводить на иностранный язык, нужно решить двуединую задачу. Первая — иметь возможность практи­коваться не только с письменными текстами, но и с аудио- и видеопленка­ми*. Второе — заниматься у такого носителя иностранного, в данном случае английского, языка, который способен помочь будущему переводчику совер­шенствовать свое произношение, интонацию и синтаксис.

И, наконец, о структуре этой книги. Она условно делится на две части, в первой из которых речь идет о проблемах грамматики, синтаксиса, стиля и терминологических наборах для конференций. Вторая часть содержит тре­нировочные тексты, разнотемные глоссарии, с которыми наиболее часто сталкивается синхронист, а также подборку типовых выражений для работы с делегациями, составления расписаний туристских групп и т. д. Перечни слов, которые приводятся здесь, конечно, не исчерпывающие, но они указы­вают на образцы того, что наиболее часто повторяется на конференциях и в поездках с делегациями.

* В планы издательства «Р. Валент» входит выпуск моего будущего аудиокурса, составленного по материалам ООН и др. интересным текстам. — Л. В.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...