Раздел IIмаркетинг в отраслях непроизводственной
Раздел IIМАРКЕТИНГ В ОТРАСЛЯХ НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
СФЕРЫ
Маркетинг в отраслях непроизводственной сферы охватывает
сферу обращения, связанную с деятельностью торгово-посредни-
ческих организаций по изучению потребности в материальных
ресурсах, оптимизацией материальных ресурсов на складах по-
среднических организаций, продвижением и эффективной реали-
зацией продукции. С другой стороны, это связано с изучением
концепции маркетинга в сфере обращения, оптовой и розничной
торговле, конкурентоспособности товара, политики Ценообразо-
вания, с выбором торгового посредника и маркетинга в инвести-
ционной сфере торгово-посреднических организаций. Элементы
маркетинга в сфере обращения широко используются и в кон-
курентной борьбе как средство завоевания на рынке своей ниши
и эффективной реализации продукции.
Все это направлено на снижение издержек обращения и обес-
печение необходимого уровня рентабельности торгово-посредни-
ческих организаций.
В современных условиях, когда продукция отечественных
предприятий недостаточно конкурентоспособна как по цене, так
и по качеству, главным резервом повышения эффективности
деятельности убыточных предприятий являются ресурсосберега-
ющие факторы, которые в значительной мере могут повлиять на
снижение себестоимости продукции и издержек обращения в тор-
гово-посреднических организациях. Решение этих проблем будет
способствовать внедрению элементов маркетинга как на промыш-
ленных предприятиях, так и на; предприятиях сферы обращения.
Основными целями маркетинга в сфере обращения являются
стимулирование спроса, снижение потерь и обеспечение сохран-
ности продукции на складах посреднических организаций. Кро-
ме того, применение маркетинга в сфере обращения способствует
не только улучшению сбыта продукции, но и расширению про-
изводства, выявлению запросов потребителей. При этом марке-
тинг выполняет роль связующего звена при организации процес-
сов производства, заготовок материальных ресурсов, обеспечении
их сохранности и доведении продукции до конечных потребите-
лей. С помощью маркетинга торгово-посреднические организации
по-новому определяют требования к внешней среде и быстро ре-
агируют на происходящие явления на рынке товаров.
Использование маркетинга позволяет фирме получить необхо-
димую информацию о текущем состоянии внешней среды и сде-
лать более обоснованный прогноз на перспективу. В этих условиях
возрастает роль маркетинга в сфере торговли, рекламной деятель-
ности, своевременной поставки продукции потребителям: он по-
могает утвердиться на рынке и получить максимальную прибыль
от результатов торгово-посреднической деятельности. Благодаря
маркетингу фирма может установить, какой товар нужен потре-
бителю, в каком количестве, по каким ценам и где его можно бу-
' дет приобрести. Однако фактическое обеспечение объектов про-
даж не всегда отвечает желаемому уровню, поэтому возникает еще
одна важная задача: управление спросом на реализуемую продук-
цию. Эти и другие смежные с ними вопросы нашли отражение во
втором разделе учебного пособия.
Глава 5
МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ
Цели главы
Изучив данную главу, вы узнаете:
• особенности маркетинговой деятельности на предприятиях снабения и сбыта;
• концепцию маркетинга и ее функции;
• основные функции торгового посредника;
• основные принципы маркетинга закупок и сбыта;
• особенности маркетинга в оптовой и розничной торговле;
• особенность маркетинга в складском хозяйстве.
5. 1. КОНЦЕПЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГА В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ
Переход к рыночным отношениям послужил одной из главных
причин роста предпринимательской деятельности в России. Про-
изошел рост посреднической деятельности по реализации не толь-
ко потребительских товаров, но и товаров производственного на-
значения, что потребовало создания поля деятельности на других
сегментах рынка. В настоящее время рынок потребительских то-
варов более динамичен, чем рынок товаров производственно-тех-
нического назначения, что в определенной степени объясняется
слабо развитой торговой инфраструктурой. Она характеризуется
негативными тенденциями, преимущественно спекулятивного ха-
рактера, стремлением к монополизации, сокращением ассорти-
мента продукции, увеличением доли краткосрочных контрактов
с товаропроизводителями.
На товарном рынке созданы крупные, независимые от государ-
ства частные коммерческие посреднические структуры, занима-
ющиеся оптовой и розничной торговлей. Стабилизация россий-
ской экономики, а в последующем ее подъем могут быть достиг-
нуты за счет инвестиций в промышленность, что позволит также
создать крупные посреднические структуры, ориентированные на
' реализацию продукции отечественных товаропроизводителей.
Тенденция роста предприятий по отраслям экономики свиде-
тельствует о том, что с развитием рыночных отношений проис-
ходит устойчивый рост всех предприятий (табл. 5. 1).
Из таблицы видно, что наибольший рост за рассматриваемый
период получили транспорт и предприятия, осуществляющие об-
щую коммерческую деятельность по обеспечению функциониро-
вания рынка. .
Другой тенденцией развития является рост численности работ-
ников, занятых в сфере обращения. Это обусловлено ростом ин-
фраструктурных отраслей и предпринимательства, заставляющим
осваивать новые формы отношений между производителями и по-
требителями.
Однако уровень отечественной инфраструктуры заметно отста-
ет от уровня западной инфраструктуры. По данным отечествен-
ный исследователей, количество организаций и предприятий ин-
фраструктуры в России к началу 1990-х гг. составляло около 5000 ед.
на 1 тыс. занятых в народном хозяйстве, а в США — соответствен-
но 250 тыс., в Японии — 120 тыс., в ФРГ — 41 тыс. ед.
Таблица 5. 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: